г. Краснодар |
|
25 января 2016 г. |
Дело N А32-35516/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Чесняк Н.В., судей Леоновой О.В. и Савенко Л.И., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "НЭСК" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" (г. Краснодар, ИНН 2308091759, ОГРН 1032304155102) - Валовой Е.Н. (доверенность от 30.12.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "ГУК-Краснодар" (г. Краснодар, ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431) - Кауфман Т.В. (доверенность от 23.07.2015), в отсутствие третьего лица - Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "НЭСК" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2015 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Величко М.Г.) по делу N А32-35516/2014, установил следующее.
ОА "НЭСК" в лице филиала "Краснодарэнергосбыт" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "ГУК-Краснодар" (далее - компания) о взыскании 12 722 рублей 97 копеек задолженности за электроэнергию, поставленную по договору энергоснабжения от 11.01.2009 N 8026 (далее - договор) в сентябре 2012 года.
Решением от 12.03.2015 исковые требования удовлетворены. Суд пришел к следующим выводам. В связи с отсутствием общедомовых приборов учета электрической энергии в спорный период расчет электрической энергии необходимо производить исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления. Истец правомерно произвел расчет задолженности исходя из 7 кВт. ч на квартиру (в связи с отсутствием сведений о количестве проживающих граждан в квартирах) на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2010 N 10 "Об установлении нормативов потребления электрической энергии для населения Краснодарского края в многоквартирных домах и жилых домах" (далее - постановление N 10), действующего в спорный период.
Определением апелляционного суда от 15.06.2015 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия - Департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - департамент).
Постановлением суда апелляционной инстанции от 25.09.2015 решение от 12.03.2015 изменено, исковые требования удовлетворены частично. С компании в пользу общества взыскано 1443 рубля 81 копейка задолженности, распределены судебные расходы. В остальной части в иске отказано. Постановление мотивировано тем, что расчет истца в отсутствие приборов учета, определивших количество электрической энергии, потребленной на общее имущество многоквартирного жилого дома без учета утвержденного норматива потребления, противоречит приведенным нормам. Вопрос о количестве потребленной электрической энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных нормативов потребления коммунальных услуг (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/2009, от 15.07.2010 N 2380/2010).
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять новый судебный акт. Заявитель указывает, что апелляционный суд неправомерно принял позицию ответчика о применении норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, установленного с 01.10.2012. Общество считает, что при установлении одним из методов (расчетным) нормативов потребления электрической энергии при отсутствии каких-либо приборов учета (как индивидуальных, так и общедомовых) подлежит учету уже выведенная в установленном порядке величина - 7 кВт. ч. Поскольку ни ответчиком, ни третьим лицом не представлены расчеты норматива, определенные в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), то у общества возможность определения норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды другим образом, кроме принятия за основу указанной в постановлении N 10 величины, отсутствует.
В отзыве компания просит оставить постановление апелляционной инстанции в обжалуемой части без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои жалобу и отзыв.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество (гарантирующий поставщик) и компания (потребитель) заключили договор, по условиям которого гарантирующий поставщик обязуется отпускать электроэнергию потребителю в пределах договорной величины и мощности, а потребитель - оплачивать стоимость отпущенной электроэнергии. В порядке пункта 4.2 договора расчеты за электрическую энергию (мощность) производятся по цене, установленной в соответствии с порядком определения цены согласно действующим на момент оплаты федеральным законам, иным нормативным актам, а также актам уполномоченных органов в области государственного регулирования тарифов. В силу пункта 3.10 договора оплата за электроэнергию производится на основании показаний электроизмерительных приборов учета и действующих тарифов. Оплата за потребленную электроэнергию за расчетный период производится на основании ежемесячно выставляемых гарантирующим поставщиком счетов, счетов-фактур в течение 3 дней с момента их получения, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным. Расчет производится согласно счетам и счетам-фактурам, выписанным гарантирующим поставщиком. Оплата считается произведенной только после поступления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика (пункт 4.4 договора).
Во исполнение условий договора в сентябре 2012 года истец отпустил ответчику электроэнергию на 74 435 рублей 27 копеек. Задолженность образовалась по точкам поставки, указанным в приложении N 2 к договору "Перечень точек поставки, по которым производится контроль и расчет за отпущенную электроэнергию", по которым отсутствует прибор учета; это также следует из расшифровки начислений к договору, представленной в материалы дела.
Компания частично оплатила задолженность на 61 712 рублей 30 копеек.
Неоплата компанией 12 722 рублей 97 копеек задолженности явилась основанием обращения истца в суд с иском.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Действовавшая в спорном периоде редакция названной нормы предусматривала, что норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом департамента от 31.08.2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, которые вступили в силу с 1 октября 2012 года. Таким образом, нормативы на спорный период (сентябрь 2012) не были установлены.
Правилами N 306 (пункт 25, таблица 9 приложения) предусмотрено, что расчет электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь, определяется исходя из 7 кВт. ч в месяц на одного человека.
Краевым постановлением N 10 утверждены нормативы, которые вступили в силу с 01.04.2010. В приложении к данному постановлению предусмотрено, что "расход электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь - 7 кВт. ч в месяц на одного человека".
С 01 июля 2012 года вступили в силу изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила N 306", которыми норматив количества электроэнергии на освещение мест общего пользования, определенный в размере 7 кВт. ч в месяц на одного человека, был исключен. Следовательно, краевое постановление N 10 в спорный период не в полной мере соответствовало нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Согласно пункту 26 Правил N 306 (в редакции, действовавшей в спорный период) коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей.
Следовательно, вопрос о методе определения количества потребленной электроэнергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2009 N 525/2009 и от 15.06.2010 N 2380/2010).
С учетом приведенных правовых норм, суд апелляционной инстанции признал обоснованным предложенный компанией расчет суммы долга за электроэнергию, отпущенную в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовыми приборами учета, исходя из норматива, утвержденного Приказом департамента от 31.08.2012 N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" с учетом внесения в него изменений приказом от 19.09.2012 N 5/2012-нп.
Доводы заявителя сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных апелляционным судом на их основании выводов, которая не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве оснований для отмены или изменения судебного акта, не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2015 по делу N А32-35516/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чесняк |
Судьи |
О.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.