г. Краснодар |
|
29 января 2016 г. |
Дело N А53-11870/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Выбор Интранс" (ИНН 6150028736, ОГРН 1026102225533) - Стрекозовой В.Е. (доверенность от 20.04.2015), от заинтересованного лица - Южного акцизного таможенного поста (ИНН 2312176324, ОГРН 1102312019150) - Худяковой О.Б. (доверенность от 12.01.2016), рассмотрев кассационную жалобу Южного акцизного таможенного поста на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 (судья Маковкина И.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А53-11870/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Выбор Интранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Южного акцизного таможенного поста (далее - таможня), выразившихся в отказе в выдаче паспортов транспортных средств (далее - ПТС) на транспортные средства - 10 полуприцепов с бортовой платформой "KRONE SDP 27", 2006 года выпуска, изготовитель Кроне, Германия, VIN: WKESDP27061289469, VIN: WKESDP27061289471, VIN: WKESDP27061289467, VIN: WKESDP27061289465, VIN: WKESDP27061289470, VIN: WKESDP27061289473, VIN: WKESDP27061289466, VIN: WKESDP27061289472, VIN: WKESDP27061289468, VIN: WKESDP27061289464; 10 грузовых тягачей седельных СКАНИЯ R420LA4X2HNA, 2006 года выпуска, изготовитель СКАНИЯ, Щвеция, VIN: XLER4X20005153202, VIN: XLER4X20005153197, VIN: XLER4X20005153207, VIN: XLER4X20005153216, VIN: XLER4X20005153201, VIN: XLER4X20005153192, VIN: XLER4X20005153212, VIN: XLER4X20005153196, VIN: XLER4X20005153204, VIN: XLER4X20005153220, выпущенных в свободное обращение из таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" по декларациям на товары N 10313010/271114/0012398, 10313010/271114/0012399, 10313010/0312/0012596, 10313010/031214/0012586, 10313010/041214/0012663, 10313010/041214/0012665, 10313010/081214/0012786, 10313010/081214/0012787, 10313010/091214/0012829, 10313010/091214/0012832, 10313010/101214/0012924, 10313010/101214/0012926, 10313010/151214/0013112, 10313010/151214/0013113, 10313010/161214/0013158, 10313010/161214/0013168, 10313010/161214/0013177, 10313010/161214/0013178, 10313010/171214/0013231, 10313010/171214/0013232 (далее - спорные ДТ; обязании устранить допущенные нарушения прав и интересов путем выдачи ПТС на указанные транспортные средства.
Решением суда от 12.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.10.2015, заявленные требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что при выпуске рассматриваемых транспортных средств в свободное обращение в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления" таможенному органу предоставлены Одобрения типа транспортного средства (далее - ОТТС), что послужило основанием для выпуска транспортных средств в свободное обращение. Наряду с этим предоставление ОТТС не требовалось, поскольку данные транспортные средства имеют статус товаров, бывших в употреблении, эксплуатировались с 2006 по 2014 год в международных перевозках, ранее зарегистрированы для участия в дорожном движении на территории других стран и Российской Федерации.
В кассационной жалобе таможня просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению таможни, суды не учли, что на момент обращения за получением ПТС к заявлениям общества на таможенный пост не были приложены документы, подтверждающие его право собственности на указанные транспортные средства, и истекли сроки действия представленных ОТТС.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 13.07.2006 между компанией "СКАНИЯ КРЕДИТ АБ" (Швеция) и обществом заключены договоры купли-продажи N 12-01892 и N 12-01893.
Предметом договоров являлась поставка товаров - транспортных средств: 10 седельных тягачей Скания (договор N 12-01892, приложение N 1 к договору) и 10 полуприцепов с бортовыми платформами Кроне Профи Линер 2 (договор N 12-01893, приложение N 1 к договору).
В соответствии с разделами 5 договоров права собственности на транспортные средства (седельные тягачи и полуприцепы) переходят к покупателю (обществу) после их принятия в г. Цволле, Нидерланды. На основании актов приема-передачи к договорам транспортные средства были переданы продавцом покупателю 02.10.2006.
Транспортные средства ввезены обществом на таможенную территорию Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок", предоставляющего льготы в отношении транспортных средств при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
Транспортные средства задекларированы в Ростовской таможне для целей использования только в международных перевозках в таможенном режиме "временный ввоз".
13 октября 2006 года обществом на таможенный пост Ростовской таможни поданы декларации на товары (ДТ) N 10313120/131006/0000603, 10313120/131006/0000604.
При проведении таможенного оформления транспортных средств декларант заявил о предоставлении льгот на транспортные средства на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции, действовавшей на день принятия ГТД), постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147.
13 октября 2006 года транспортные средства выпущены Ростовской таможней условно в таможенном режиме "временный ввоз" с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов. Ростовской таможней установлен срок временного ввоза транспортных средств, выпущенных на территорию Российской Федерации по ДТ N 10313120/131006/0000603, 10313120/131006/0000604 до 12.10.2016, что следует из графы "А" деклараций.
В период с 13 октября 2006 года по ноябрь 2014 года транспортные средства эксплуатировались обществом в соответствии с ограничениями, установленными таможенным органом при выпуске товаров.
В 2014 году общество приняло решение о выводе указанных транспортных средств из участия в международных перевозках. В связи с этим общество произвело помещение транспортных средств (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой) в таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" в Ростовской таможне.
С целью оформления соответствующей таможенной процедуры обществом поданы спорные ДТ.
Одновременно с каждой спорной ДТ для подтверждения заявленных сведений о транспортном средстве декларантом в таможенный орган представлены обязательные документы, необходимые для выпуска товара в режиме "выпуск для внутреннего потребления", предусмотренные статьями 183, 184, 209 - 211 Таможенного кодекса Таможенного Союза (графа 44 ДТ) и оплачены необходимые таможенные платежи, что подтверждено декларациями на товары (графа 47 "исчисление таможенных пошлин и сборов", пункт "В подробности подсчета") и платежными поручениями от 26.11.2014 N 378 и 379, от 02.12.2014 N 391 и 392, от 03.12.2014 N 399 и 400, от 05.12.2014 N 429 и 430, от 12.12.2014 N 461 и 462, от 15.12.2014 N 463 и 464, от 28.11.2014, от 04.12.2014, от 05.12.2014, от 09.12.2014, от 11.12.2014, от 16.12.2014, от 17.12.2014, от 18.12.2014. Транспортные средства выпущены Ростовской таможней в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления", что подтверждается таможенным штампом "выпуск разрешен" на ДТ.
Письмами от 15.01.2015 N 1 - 20 общество обратилось на таможню за получением ПТС на 10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой, представив грузовые таможенные декларации, декларации на товары, свидетельства о регистрации транспортных средств, расчет утилизационного сбора, платежное поручение об уплате утилизационного сбора, ОТТС.
28 января 2015 года таможня отказала обществу в выдаче ПТС, сославшись на непредоставление в таможенный орган документов, подтверждающих право собственности на транспортные средства и ОТТС (письмо от 28.01.2015 N 48-01-07/0101).
27 февраля 2015 года общество повторно обратилось на таможню за получением ПТС, представив договор купли-продажи N 12-01892 с приложением от 13.07.2006 N 1, акт приема-передачи от 02.10.2006, договор купли-продажи N 12-01893 с приложением от 13.07.2006 N 1, акт приема-передачи от 02.10.2006), соответствующее каждому автомобилю ОТТС, пояснения по вопросу предоставления ОТТС на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (письма от 27.02.2015 N 026 - 045).
Письмом от 03.03.2015 N 48-01-07/0355 таможня отказала в выдаче ПТС на транспортные средства, указав на непредставление обществом ОТТС на транспортные средства.
Считая указанные действия таможни незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Рассматривая заявленные требования, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 наличие ПТС является обязательным условием для регистрации транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении. В соответствии с пунктом 2 данного постановления ПТС выдаются, в том числе, и таможенными органами Российской Федерации на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации.
Совместным приказом МВД России, Минпромэнерго Российской Федерации и Минэкономразвития Российской Федерации от 23.06.2005 N 496/192/134 утверждено Положение о ПТС транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств.
В соответствии с данным Положением ПТС предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 57 Положения ПТС выдаются таможенными органами после завершения таможенного оформления ввозимых на территорию Российской Федерации транспортных средств и (или) шасси в соответствии с таможенными режимами выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, свободной таможенной зоны, отказа в пользу государства или перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами транспортных средств для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, за исключением случаев временного ввоза транспортных средств.
При этом выдача ПТС таможенными органами производится на основании сведений, указываемых лицами, перемещающими транспортные средства, и декларантами при представлении таможенным органам деклараций на ввозимые транспортные средства или шасси, сведений о наличии ОТТС и Заключений, заявлений на выдачу паспорта (если не производится таможенное оформление), данных товаросопроводительных документов, заключения экспертиз и результатов досмотра транспортных средств или шасси.
Таким образом, ПТС является документом регистрационного учета, в который вносятся сведения о транспортном средстве и его собственнике.
С 01.07.2010 в Российской Федерации применяется Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, утвержденный решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 и ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 02.06.2010 N 114-ФЗ.
Статья 1 Таможенного кодекса Таможенного союза содержит определение таможенного регулирования в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - Таможенный союз).
Согласно статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза при декларировании товаров среди прочих документов декларант представляет разрешение, лицензию, сертификат и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством государств членов Таможенного союза.
В соответствии с требованиями статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза товар выпускается таможенным органом, в частности, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза или в соответствии с международными договорами.
Таким образом, выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии представления декларантом документов, подтверждающих соблюдение соответствующих ограничений.
Как верно указали суды, в рассматриваемом случае таможня, установив выполнение обществом обязательств по представлению необходимой и достаточной документации для соблюдения ограничений, осуществила выпуск транспортных средств в таможенной процедуре "выпуск для внутреннего потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации в соответствии с правилами и процедурами, утверждаемыми уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденными постановлением Государственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации от 01.04.1998 N 19 (в редакции Изменения N 1, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 10.12.2007 N 3453), установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "Одобрения типа транспортного средства", а составные части их конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств - обязательной сертификации либо (в оговоренных случаях) - декларированию соответствия в целях: обеспечения безопасности дорожного движения; создания условий деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Российской Федерации для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействия потребителям в компетентном выборе продукции; защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя; контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества (часть 2 главы 1 Правил).
ОТТС является основанием для ввоза импортируемых транспортных средств на территорию Российской Федерации (пункт 2.7 части 2 главы 2 Правил). По своему правовому характеру ОТТС является сертификатом соответствия, выдаваемым органами по сертификации на территории Российской Федерации.
Суды установили, что в целях соблюдения ограничений общество кроме вышеуказанных документов представило в таможенный орган ОТТС N РОСС SE MT02 Е01965П2 сроком действия до 22.07.2007 и РОСС DE MT20 Е02137 сроком действия до 01.04.2008.
Следовательно, все документы, предусмотренные статьями 195, 210 Таможенного кодекса Таможенного союза, необходимые для выпуска транспортных средств в свободное обращение, были предоставлены таможенному органу на стадии таможенного оформления. Тем самым таможенный орган признал законным помещение спорных транспортных средств (10 седельных тягачей и 10 полуприцепов с бортовой платформой) в таможенный режим "выпуск для внутреннего потребления". В связи с этим транспортные средства были выпущены в свободное обращение в соответствии с содержанием таможенной процедуры "выпуск для внутреннего потребления" (статья 209 Таможенного кодекса Таможенного союза), что означает возможность нахождения и использования транспортных средств с момента их выпуска на таможенной территории Таможенного союза без ограничений.
Довод таможни о том, что транспортные средства выпущены в свободное обращение иным таможенным постом, куда и были представлены указанные ОТТС, а на момент их предъявления в таможню истекли сроки их действия, суды правильно сочли несостоятельными ввиду того, что в силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и, следовательно, имеют возможность проверить факт предоставления документов в систему таможенных органов; на момент представления ОТТС в Ростовскую таможню при таможенном оформлении транспортных средств и их "выпуска для внутреннего потребления" (13.10.2006) указанные документы были действительны, выданы уполномоченным органом и оформлены в установленном порядке с указанием в том числе категорий (N) и экологического класса (евро 4) транспортных средств.
В соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров предусматривает действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры (пункт 5 части 1 статьи 4).
Кроме того, суды правильно указали, что таможенные органы уполномочены выдавать ПТС только на транспортные средства, ввозимые на территорию Российской Федерации, и, следовательно, требование предоставления документов ранее представленных таможне, не соответствует таможенному законодательству.
Довод таможни о необходимости применения с 01.01.2015 года Технического регламента, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (поскольку общество за получением ПТС обратилось 15.01.2015) в данном случае подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и таможней не оспаривается, что на момент выпуска спорных транспортных средств в свободное обращение (2014 год) и обращения за получением ПТС они являлись товарами, бывшими в употреблении и выпущенными в свободное обращение на территории Российской Федерации, эксплуатировались в международных перевозках с 2006 года. При ввозе их на территорию Российской Федерации в 2006 году общество получило на все ввозимые транспортные средства ОТТС и предоставило их в таможенный орган с грузовыми таможенными декларациями N 10313010/131006/0000603, 10313010/131006/0000604.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
Положение применяется к товарам, ввозимым (ввезенным) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которых при их таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенному органу подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие таких товаров обязательным требованиям (пункт 2).
В соответствии с требованиями Положения о порядке ввоза документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, предоставляются одновременно с товарами, помещаемыми под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" (часть "а" пункт 4), за исключением товаров бывших в употреблении, эксплуатации (часть "а" пункт 5).
В Положении о порядке ввоза отсутствует указание на необходимость предоставления документов, удостоверяющих соответствие товаров обязательным требованиям, на товары, бывшие в употреблении, в эксплуатации при помещении их в том числе, под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления".
Поэтому суды правильно указали на отсутствие у общества обязанности предоставлять документы, удостоверяющие соответствие товаров обязательным требованиям, на товары, бывшие в употреблении, эксплуатации.
Вводная часть главы II вышеназванных Правил по проведению работ в системе сертификации устанавливает, что настоящий порядок не распространяется на транспортные средства, условия регистрации и допуска к эксплуатации которых регламентируются другими действующими нормативными правовыми актами, в том числе, на транспортные средства, бывшие в эксплуатации (в употреблении), то есть ранее зарегистрированные для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации или территории других стран.
Из пункта 8 письма Госстандарта Российской Федерации от 15.12.2003 N МГ-110-25/5036 "О новой редакции Комментария к Списку товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации" с учетом писем Федеральной таможенной службы от 20.11.2007 N 01-06/43797 и от 19.01.2009 N 01-11/1605 "Об изменениях в Список товаров" следует, что сертификация товаров, бывших в употреблении, в системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена.
В письме ФТС России от 19.02.2007 N 01-06/5905 дано разъяснение по вопросу предоставления при таможенном оформлении транспортных средств ОТТС. Таможенное оформление и выпуск новой автомобильной техники, ввозимой юридическими и физическими лицами не для личных целей, производится при одновременном представлении с таможенной декларацией ОТТС, в котором отражена информация об экологическом классе автотранспортного средства.
В остальных случаях при таможенном оформлении ввозимой автомобильной техники (новой или бывшей в эксплуатации, российской или иностранной, раритетной или обращенной в федеральную собственность, ввозимой физическими или юридическими лицами, беженцами или лицами, переселяющимися на постоянное место жительства) представление документов, подтверждающих соблюдение регламента, не требуется.
Таким образом, только для новых транспортных средств при выдаче таможенными органами ПТС необходимо предоставление документа, подтверждающего соответствие товаров обязательным требованиям.
Поэтому судебные инстанции сделали правильный вывод о том, что транспортные средства имеют правовой статус товаров, бывших в употреблении, эксплуатировались с 2006 года по 2014 год в международных перевозках, ранее зарегистрированы для участия в дорожном движении на территории других стран и на территории Российской Федерации и для выдачи ПТС предоставление таможенному органу ОТТС не требуется.
Поскольку иные основания для отказа в выдаче ПТС таможня не указала, судебные инстанции в целях устранения допущенных прав и законных интересов общества на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно признали отказ в выдаче ПТС незаконным и обязали таможню выдать их обществу.
Доводы жалобы направлены основаны на неправильном толковании норм права и на переоценку исследованных и оцененных судами доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2015 по делу N А53-11870/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.