Приложение N 1
к приказу Министерства цифрового
развития, связи и массовых
коммуникаций Российской Федерации
от 09.11.2022 г. N 841
Положение
о функциональной подсистеме информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет организацию, состав сил и средств, а также порядок деятельности функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС).
2. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС является частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
3. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС объединяет координационные органы, органы управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Министерство), Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомнадзор) и подведомственных Министерству организаций, осуществляющих деятельность в области связи и информационных технологий (далее - организации), и действует на федеральном уровне.
4. Функциональная подсистема информационно-технологической инфраструктуры РСЧС действует в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации с учетом федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработанного в соответствии с пунктом 2.3 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2020, N 14, ст. 2028) и пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2020, N 2, ст. 180) (далее - Положение о РСЧС).
5. В режиме повседневной деятельности действуют Служба ответственных дежурных Министерства и Ситуационный центр Министерства, являющийся структурным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения "Связист" (далее - Ситуационный центр Министерства).
6. В режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства, Роскомнадзора и организаций.
7. Финансовое обеспечение деятельности Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС и мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и организаций в соответствии с пунктом 34 Положения о РСЧС.
II. Цель, задачи и функции Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС
8. Целью Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС является обеспечение информационного обмена сведениями о целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования и сети почтовой связи, в том числе при возникновении аварийных (нештатных) и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
9. Задачами Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС являются:
обеспечение органов управления РСЧС оперативной информацией о технологических нарушениях, авариях, нештатных, чрезвычайных ситуациях или иных событиях, оказывающих воздействие на функционирование сетей связи;
обеспечение оперативного информационного обмена сведениями о функционировании сети связи общего пользования и сети почтовой связи между федеральными органами исполнительной власти, организациями и операторами связи в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности или при возникновении аварийных (нештатных) и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
информационная поддержка проведения мероприятий по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования и сети почтовой связи в режиме повышенной готовности или при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
10. К функциям Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС относятся:
сбор и обработка информации о функционировании сетей связи, в том числе в режиме повышенной готовности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
обмен информацией о функционировании сетей связи, в том числе в режиме повышенной готовности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
сбор и обработка информации о технологических нарушениях, авариях, нештатных, чрезвычайных ситуациях или иных событиях, которые влияют или могут повлиять на функционирование сетей связи, или угрозе их возникновения;
прогнозирование возникновения или развития ситуаций, оказывающих влияние на функционирование сети связи общего пользования;
обеспечение координации деятельности операторов связи при введении автоматического межсетевого роуминга для обеспечения непрерывности оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;
мониторинг и анализ информации о проведении мероприятий по восстановлению работоспособности сети связи общего пользования при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.
III. Организация управления Функциональной подсистемой информационно-технологической инфраструктуры РСЧС
11. Для управления Функциональной подсистемой информационно-технологической инфраструктуры РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
12. Координационным органом является комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства (далее - Комиссия). Комиссия создается в соответствии с Положением о РСЧС.
13. Постоянно действующими органами управления являются структурные подразделения (работники) Министерства, Роскомнадзора, уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
14. Органами повседневного управления являются Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства.
15. Служба ответственных дежурных Министерства осуществляет информационное взаимодействие с МЧС России в рамках своих полномочий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
16. Ситуационный центр Министерства в рамках своих полномочий осуществляет консолидацию сведений и своевременное информирование МЧС России и Службы ответственных дежурных Министерства о состоянии сети связи общего пользования и почтовой связи в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
17. Служба ответственных дежурных Министерства и Ситуационный центр Министерства при выполнении своих функций в рамках Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС взаимодействуют с Комиссией.
18. На федеральном уровне реагирования действуют Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства.
IV. Состав сил и средств Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС
19. В состав сил Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС входят Служба ответственных дежурных Министерства, Ситуационный центр Министерства в части обеспечения информационного обмена, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Министерства, Роскомнадзора и организаций.
20. К средствам Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС относятся информационные системы Ситуационного центра Министерства и информационные ресурсы Министерства, необходимые для осуществления (обеспечения) мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
V. Режимы работы Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС
21. Режимы работы Функциональной подсистемы информационнотехнологической инфраструктуры РСЧС устанавливаются в соответствии с Положением о РСЧС.
22. Органы управления и силы Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС действуют в следующих режимах:
а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;
б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
23. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС осуществляются в соответствии с Положением о РСЧС.
24. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме повседневной деятельности:
сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории Российской Федерации;
обмен информацией о функционировании сетей связи на территории Российской Федерации;
прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций, способных повлиять на функционирование сетей связи;
систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.
25. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме повышенной готовности:
сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;
обмен информацией о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;
прогнозирование источников чрезвычайных ситуаций, способных повлиять на функционирование сетей связи на территории, где объявлен режим повышенной готовности;
оперативная систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.
26. Мероприятия Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС, проводимые в режиме чрезвычайной ситуации:
сбор и обработка информации о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим чрезвычайной ситуации;
обмен информацией о функционировании сетей связи на территории, где объявлен режим чрезвычайной ситуации;
прогнозирование влияния источников чрезвычайных ситуаций на функционирование сетей связи;
обеспечение координации деятельности операторов связи при введении автоматического межсетевого роуминга для обеспечения непрерывности оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;
оперативная систематизация и верификация данных о функционировании сетей связи из различных источников.
VI. Информационное взаимодействие функциональных подсистем в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
27. Информационное взаимодействие Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС в рамках РСЧС осуществляется на основе двусторонних соглашений об информационном обмене и регламентов информационного обмена для организации информационного взаимодействия в соответствии с Положением о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 августа 2009 г. N 496 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 октября 2009 г., регистрационный N 15039), с изменениями, внесенными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 декабря 2019 г. N 784 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31 марта 2020 г., регистрационный N 57907), и в соответствии с:
пунктом 5 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2022, N 45, ст. 7668);
Порядком сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 13, ст. 1545; 2022, N 26, ст. 4476);
Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; 2021, N 44, ст. 7409).
28. Информационное обеспечение Функциональной подсистемы информационно-технологической инфраструктуры РСЧС состоит во взаимном обмене данными (их подготовке, хранении, сборе, обработке, анализе и передаче информации) со взаимодействующими органами управления.
29. Сбор и обмен информацией осуществляются через органы повседневного управления Функциональной подсистемой информационно-технологической инфраструктуры РСЧС.
30. Сроки и формы представления информации устанавливаются в соответствии с принятыми соглашениями и регламентами информационного обмена для организации информационного взаимодействия.
31. Информационное взаимодействие с иностранными государствами осуществляется в соответствии с международными договорами.