г. Краснодар |
|
29 января 2016 г. |
Дело N А32-20619/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Леоновой О.В., судей Савенко Л.И. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 2313022180, ОГРН 1072313000451) - Кочанова А.А. (доверенность от 28.10.2015), от ответчика - товарищества собственников жилья "Лидер" (ИНН 2364001438, ОГРН 1092364000211) - Козловой И.Н. (председатель), рассмотрев кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Лидер" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2015 (судья Карпенко Т.Ю.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 (судьи Величко М.Г., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А32-20619/2015, установил следующее.
ООО "Водоканал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ТСЖ "Лидер" (далее - товарищество), в котором просило обязать товарищество обеспечить сотрудникам общества доступ к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения для оснащения таким прибором многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Кропоткин, ул. Красная, 244 (далее - многоквартирный дом)..
Решением от 07.08.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2015, суд обязал товарищество предоставить доступ сотрудникам общества к месту установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды в подвальные помещения многоквартирного жилого дома. Судебные акты мотивированы тем, что понуждение ответчика к совершению определенных действий соответствует положениям статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции не учел того, что решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2013, изменившее решение в части, по делу N А32-5617/2013 не исполнены. Стороны не заключили договор ресурсоснабжения на условиях, утвержденных судом апелляционной инстанции, поэтому требования истца являются необоснованными, так как установка коллективного (общедомового) прибора учета холодного водоснабжения возможна исключительно в рамках заключенного договора. Исходя из положений пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) учет холодного водоснабжения можно производить и без установки коллективного (общедомового) прибора; прибор учета можно установить не в подвальном помещении как просит истец, а на границе стены многоквартирного дома путем присоединения к инженерной сети.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит отказать в ее удовлетворении, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, поддержавших доводы жалобы и отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, общество является поставщиком услуг водоснабжения и водоотведения организациям всех форм собственности в г. Кропоткине.
В 2009 году собственники многоквартирного дома создали товарищество, зарегистрированное в установленном порядке 17.02.2009.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2013 по делу N А32-5617/2013 суд обязал товарищество заключить с обществом договор ресурсоснабжения на приведенных в тексте постановления условиях. В соответствии с пунктом 5.5 договора общество (ресурсоснабжающая организация) вправе требовать от товарищества доступа к водопроводным сетям, оборудованию, узлам учета и приборам учета воды в целях опломбирования коллективных (общедомовых) приборов учета воды (мест разъемных соединений прибора учета с трубопроводом); контроля по приборам учета воды за соблюдением установленных объемов водопотребления; отбора проб для проведения производственного контроля качества питьевой воды; обслуживания водопроводных сетей и оборудования, находящихся в пределах границы эксплуатационной ответственности общества; контроля за работой приборов учета воды, целостности пломб на приборах учета, местах разъемных соединений прибора учета с трубопроводом, соблюдения сроков поверки; составления акта проверки водопроводных сетей иных устройств и сооружений, присоединенных к централизованной сети инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации. Согласно пункту 6.14 договора в обязанности товарищества входит обеспечение беспрепятственного допуска работников общества для осуществления контрольных функций, указанных в пункте 5.5 договора.
В уведомлении от 20.05.2015 общество просило товарищество обеспечить допуск его сотрудникам к местам установки приборов учета холодного водоснабжения.
Согласно комиссионному акту от 01.06.2015 товарищество не обеспечило допуск сотрудника общества в подвальное помещение многоквартирного дома для установки общедомового прибора учета.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлена обязанность управляющей организации по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т. д.). В силу пункта 5 Правил N 491 установленные коллективные (общедомовые) приборы учета коммунальных ресурсов входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Подпункт "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) возлагает на исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, обязанность обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Согласно части 5 названной статьи собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого Закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Частью 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществлять организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ организации, указанные в части 9 этой статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В отношении объектов, предусмотренных статьей 13 Закона N 261-ФЗ (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 01.07.2013 обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Поскольку товарищество нарушило свои обязанности, суды правомерно удовлетворили иск.
Ссылка заявителя на то, что он не подписал утвержденный постановлением суда апелляционной инстанции от 14.12.2013 по делу N А32-5617/2013 договор ресурсоснабжения, несостоятельна. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Товарищество, в нарушение названной статьи не исполнившее судебный акт, не вправе ссылаться на это обстоятельство в обоснование возражений, поскольку никто не вправе извлекать преимущество из своего недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Основания для изменения или отмены решения и постановления, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Государственная пошлина за подачу кассационной жалобы в размере 3 тыс. рублей, по уплате которой предоставлялась отсрочка, подлежит взысканию с товарищества в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.08.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 по делу N А32-20619/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Лидер" в доход федерального бюджета 3 тыс. рублей государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Леонова |
Судьи |
Л.И. Савенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.