Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к приказу Министерству образования
Республики Мордовия
от 17 ноября 2022 г. N 1200
Порядок
проверки (перепроверки) итогового сочинения (изложения) в Республике Мордовия в 2022/2023 учебном году
1. Общие положения
1.1. Проверка итогового сочинения (изложения) в Республике Мордовия осуществляется республиканской комиссией по проверке итогового сочинения (изложения) (далее - республиканская комиссия), созданной Министерством образования Республики Мордовия (далее - министерство).
1.2. Республиканская комиссия осуществляет следующие функции в рамках проверки итогового сочинения (изложения):
организует и проводит проверку (перепроверку) итогового сочинения (изложения) в соответствии с критериями оценивания итогового сочинения (изложения), разработанными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
организует и проводит повторную проверку итогового сочинения (изложения) обучающихся по поручению министерства.
1.3. В состав республиканской комиссии входят:
лицо ответственное за координацию работ по проверке итогового сочинения (изложения) (далее - ответственный за координацию работ по проверке);
лица, ответственные за перенос результатов проверки в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (далее - ответственный за перенос результатов проверки);
лица, ответственные за копирование бланков участников итогового сочинения (изложения) (далее - ответственный за копирование бланков);
члены комиссии по проверке итогового сочинения (изложения), участвующие в проверке итогового сочинения (изложения) (далее - эксперты);
технический специалист при проведении проверки итогового сочинения (изложения).
К работе республиканской комиссии в целях повышения объективности оценивания работ министерством могут быть привлечены независимые эксперты, которые должны соответствовать требованиям к экспертам. В качестве экспертов не могут привлекаться близкие родственники участников итогового сочинения (изложения).
Независимые эксперты приглашаются на оговоренных с ними организационных и финансовых (на возмездной или безвозмездной основе) условиях участия в проверке итогового сочинения (изложения).
1.4. В день проверки итогового сочинения (изложения) могут присутствовать:
должностные лица Рособрнадзора и (или) структурного подразделения Министерства, осуществляющего переданные полномочия в сфере образования;
общественные наблюдатели.
1.5. Проверка итогового сочинения (изложения) осуществляется на территории государственного бюджетного учреждения Республики Мордовия "Центр оценки качества образования - "Перспектива" (далее - пункт проверки итогового сочинения (изложения), ЦОКО).
1.6. В пункте проверки итогового сочинения (изложения) выделяются помещения для:
хранения материалов итогового сочинения (изложения), исключающее доступ посторонних лиц, оборудованное сейфом или металлическим шкафом и оснащенное системой офлайн видеонаблюдения;
копирования комплектов бланков итогового сочинения (изложения), оснащенное необходимым количеством копировальной техники;
работы экспертов, оснащенное необходимым количеством рабочих мест для экспертов;
работы ответственных за перенос результатов проверки из копий в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения).
1.7. В пункте проверки итогового сочинения (изложения) в помещениях для работы экспертов организуются в достаточном количестве рабочие места для экспертов.
1.8. При организации проверки обеспечивается исключение проверки итогового сочинения (изложения) экспертами, являющимися учителями общеобразовательной организации, в которой обучаются участники итогового сочинения (изложения).
2. Требования, предъявляемые к экспертам
2.1. В состав республиканской комиссии включаются специалисты, соответствующие указанным ниже требованиям.
2.1.1. Владение необходимой нормативной базой:
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового сочинения (изложения);
методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).
2.1.2. Владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы".
2.1.3. Обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования.
2.1.4. Владение содержанием примерных образовательных программ основного общего и среднего общего образования.
2.1.5. Владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):
знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);
умение объективно оценивать сочинения (изложения);
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;
умение выявлять в работе однотипные и негрубые ошибки;
умение классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях);
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
3. Порядок проверки итогового сочинения (изложения)
3.1. Общий порядок
3.1.1. Проверка итогового сочинения (изложения) завершается в срок, установленный подпунктом 1 пункта 13 приказа Рособрнадзора от 11.06.2021 N 805 "Об утверждении требований к составу и формату сведений, вносимых и передаваемых в процессе репликации в федеральную информационную систему обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, а также к срокам внесения и передачи в процессе репликации сведений в указанные информационные системы" (далее - приказ Рособрнадзора от 11.06.2021 N 805).
3.1.2. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе "зачет" или "незачет" по критериям, разработанным Рособрнадзором:
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (приложение 1 к Порядку проверки (перепроверки) итогового сочинения (изложения) в Республике Мордовия в 2022/2023 учебном году);
Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования (приложение 2 к Порядку проверки (перепроверки) итогового сочинения (изложения) в Республике Мордовия в 2022/2023 учебном году).
3.1.3. Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.
3.1.4. При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам.
3.1.5. К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.
Требования к сочинению:
Требование N 1. "Объем итогового сочинения"
Рекомендуемое количество слов - от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и критериям оценивания). В клетки по всем требованиям (N 1 и N 2) и критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения"
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если итоговое сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Требования к изложению:
Требование N 1. "Объем итогового изложения"
Рекомендуемое количество слов - 200.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста.
Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и критериям оценивания).
В клетки по всем требованиям (N 1 и N 2) и критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового изложения"
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если итоговое изложение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию N 1 и (или) требованию N 2, то выставляется "незачет" за соответствующее требование и "незачет" за всю работу в целом. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет". Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:
Сочинение |
Изложение |
1. Соответствие теме |
1. Содержание изложения |
2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
2. Логичность изложения |
3. Композиция и логика рассуждения |
3. Использование элементов стиля исходного текста |
4. Качество письменной речи | |
5. Грамотность |
Для получения оценки "зачет" необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям N 1 и N 2 - в обязательном порядке), а также "зачет" по одному из других критериев.
3.1.6. При проведении итогового сочинения (изложения) в устной форме эксперту поступают копии бланков итогового сочинения (изложения) от участников итогового сочинения (изложения) с внесенной в бланк регистрации отметкой "X" в поле "В устной форме", подтвержденной подписью члена комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).
В таком случае оценивание итогового сочинения (изложения) указанной категории участников проводится по двум установленным требованиям "Объем итогового сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)". Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. Для получения "зачета" за итоговое сочинение (изложение) необходимо получить "зачет" по критериям N 1 и N 2, а также дополнительно "зачет" по одному из критериев N 3 или N 4. Итоговое сочинение (изложение) в устной форме по критерию N 5 не проверяется, отметка в соответствующее поле "Критерий 5" не вносится (остается пустым).
3.2. Организация проверки
3.2.1. Руководитель ЦОКО назначает
сотрудника, ответственного за координацию работ по проверке итогового сочинения (изложения) (далее - ответственный за координацию работ по проверке);
сотрудников, ответственных за перенос результатов проверки в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения) (далее - ответственный за перенос результатов проверки)
сотрудников, ответственных за копирование бланков участников итогового сочинения (изложения).
3.2.2. Ответственный за координацию работ по проверке передает техническим специалистам, ответственным за копирование бланков, конверты с комплектами бланков.
3.2.3. Ответственные за копирование бланков:
осуществляют копирование комплектов бланков;
вкладывают оригиналы комплектов бланков в конверт, в котором они находились первоначально;
вкладывают скрепленные копии комплектов бланков в конверт для копий, ранее приготовленный лицом, ответственным за координацию работ по проверке;
передают лицу, ответственному за координацию работ по проверке, конверт с оригиналами комплектов бланков и конверт с копиями комплектов бланков.
3.2.4. Лицо, ответственное за координацию работ по проверке, передает председателю республиканской комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) по ведомости:
конверт с копиями комплектов бланков;
форму ИС-06 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)".
3.2.5. Председатель республиканской комиссии по проверке итогового сочинения (изложения) передает эксперту:
конверт с копиями комплектов бланков;
форму ИС-06 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)".
3.2.6. По завершении проверки итогового сочинения (изложения) эксперт вносит результаты проверки в форму ИС-06 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)" и копию бланка регистрации, заверяя своей подписью.
3.2.7. По окончании проверки всех комплектов бланков итогового сочинения (изложения) эксперт вкладывает проверенные комплекты бланков итогового сочинения (изложения) в конверт и по ведомости передает его ответственному за координацию работ по проверке вместе с заполненной формой ИС-06 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)", заверенной подписью эксперта.
3.2.8. Ответственный за координацию работ по проверке, передает ответственному за перенос результатов проверки:
конверт с оригиналами комплектов бланков итогового сочинения (изложения);
конверт с проверенными копиями комплектов бланков итогового сочинения (изложения);
заполненную форму ИС-06 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)", соответствующую данным комплектам бланков.
3.2.9. Ответственный за перенос результатов проверки переносит результаты проверки ("зачет"/"незачет") по всем требованиям и критериям из копий бланков регистрации в оригиналы бланков регистрации участников итогового сочинения (изложения), контролируя правильность внесения данных проверки в форме ИС-06 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)". Внесение данных в оригиналы бланков регистрации ответственный за перенос результатов проверки заверяет своей подписью.
3.2.10. По завершении переноса результатов проверки ответственный за перенос результатов проверки передает ответственному за координацию работ по проверке:
конверт с оригиналами комплектов бланков итогового сочинения (изложения) с заполненными полями проверки в бланках регистрации и заверенными подписью ответственного за перенос результатов проверки;
конверт с проверенными копиями комплектов бланков итогового сочинения (изложения);
заполненную форму ИС-06 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)", соответствующую данным комплектам бланков.
3.2.11. Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) региональной комиссией завершаются не позднее чем через пять календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).
3.2.12. Материалы итогового сочинения (изложения) хранятся в ЦОКО в помещении, исключающем доступ посторонних лиц, оборудованном сейфом или металлическим шкафом и оснащенном офлайн видеонаблюдением.
3.3. Порядок проверки и оценивания итогового сочинения (изложения) экспертами
3.3.1. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований "Объем сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
3.3.2. Эксперты перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, проверяют соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований "Объем сочинения (изложения)" и "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".
3.3.3. При проверке итогового сочинения (изложения) по требованию N 1 "Объем сочинения (изложения)" следует учитывать правила подсчета слов, которые совпадают с правилами подсчета слов при проверке сочинений, написанных в рамках единого государственного экзамена (ЕГЭ) и основного государственного экзамена (ОГЭ) по русскому языку и литературе. В ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе, а также в итоговом сочинении (изложении) приняты единые подходы к подсчету слов.
При подсчете слов в сочинении (изложении) учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, "все-таки" - одно слово, "все же" - два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, "М.Ю. Лермонтов" - одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, "5 лет" - одно слово, "пять лет" - два слова).
Безусловно, в лингвистике понятие "слово" значительно сложнее. Одну лексико-грамматическую или семантическую единицу могут образовать несколько слов. Ниже приведены некоторые примеры: словоформы: повелительное наклонение ("пусть напишут"), будущее время ("буду играть"), сравнительная степень ("менее громко"); части речи: составные предлоги ("в течение"); составные союзы ("несмотря на то, что"); составные числительные ("триста тридцать пять"); имена собственные: имена людей ("Николай Васильевич Гоголь"); названия произведений ("Война и мир"), топонимы (Белогорская крепость); фразеологизмы: "душа в душу"; члены предложения: осложненные сказуемые ("знай себе отдыхает", "говорят не наговорятся).
При подсчете слов не следует рассматривать слово как лексико-грамматическую или семантическую единицу, необходимо учитывать авторскую орфографию ("Белогорская крепость" - 2 слова; "Александр Сергеевич Пушкин" - 3 слова; "А.С. Пушкин" - 1 слово; "для того чтобы" - 3 слова; "в возрасте двадцати двух лет" - 5 слов; "в возрасте 22 лет" - 3 слова; "влесу (ошибочное слитное написание)" - 1 слово; "черно белый (ошибочное раздельное написание)" - 2 слова).
В подсчет слов включаются слова из цитат.
Тема итогового сочинения, вынесенная в заголовок, или заглавие итогового изложения не являются частью авторского текста участника итогового сочинения (изложения), поэтому слова, вынесенные в заголовок, не учитываются при подсчете слов итогового сочинения (изложения) при принятии решения об их оценивании по требованию 1. Вместе с тем, если тема итогового сочинения или заглавие итогового изложения непосредственно включены в текст итогового сочинения или итогового изложения, то они становятся частью собственного текста участника сочинения (изложения). В этом случае слова, включенные в формулировку темы итогового сочинения (заглавие итогового изложения), подсчитываются при принятии решения об оценивании итогового сочинения (изложения) по требованию N 1.
3.3.4. После проверки установленных требований N 1 и N 2 эксперты приступают к проверке сочинения (изложения) по критериям оценивания или, не приступая к проверке итогового сочинения (изложения) по критериям оценивания, выставляют "незачет" по всей работе в целом в случае несоблюдения хотя бы одного из установленных требований.
3.3.5. При проверке итогового сочинения по Критерию N 1 "Соответствие теме" нужно учитывать, что участник итогового сочинения вправе выбрать оригинальный путь ее раскрытия. Не следует ожидать от участника раскрытия темы с учетом комментария к тому или иному разделу банка тем (этот акцент уже сделан в разделе 1 настоящих Методических рекомендаций). Темы закреплены за определенным разделом в комплекте тем, но участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу банка, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему из раздела 2 "В чем может проявляться любовь к Отчеству?", участник может выйти на проблематику раздела 3 и рассуждать о патриотизме человека науки (или культуры). Тема "Что Вы вкладываете в понятие "счастье"?" условно закреплена за разделом 1 банка тем, но она предельно широка и может вывести участника на размышлении о семейном счастье, о счастье гражданина и патриота, о счастье, которое даруют научные открытия, служение искусству и приобщение к ценностям культуры. Участник вправе рассуждать о разных источниках счастья или сузить тему до одного из возможных ракурсов рассмотрения проблемы счастья. "Незачет" ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нем нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. При оценке сочинения по данному критерию не учитываются логические ошибки (они выявляются при оценке сочинения по Критерию N 3).
3.3.6. При проверке итогового сочинения по Критерию N 2 "Аргументация. Привлечение литературного материала" нужно учитывать следующее.
В соответствии с данным критерием участник итогового сочинения подкрепляет аргументы примерами из опубликованных (имеющих выходные сведения) литературных произведений (включая печатные и электронные издания). При написании итогового сочинения участник должен строить рассуждение, доказывая свою позицию, формулируя аргументы (они могут включать и примеры из жизненного опыта). Обязательным требованием является подкрепление аргументов хотя бы одним примером из опубликованного литературного произведения (достаточно одного примера из одного произведения).
Участник может привлекать произведения устного народного творчества (малых жанров устного народного творчества не засчитываются в качестве литературного примера), художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, литературоведческую, искусствоведческую), дневники, очерки, литературную критику и другие произведения отечественной и мировой литературы.
В Критерии N 2 не названы в качестве источн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.