Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
приказом
министерства социальной защиты
и семейной политики Тамбовской области
от 30.12.2022 N 2077-ф
Положение
о системе внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях организации в министерстве социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - министерство) системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
1.2. Система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (далее - антимонопольный комплаенс) - это совокупность правовых и организационных мер внутреннего контроля, направленных на соблюдение в деятельности министерства требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушений.
1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
антимонопольное законодательство - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
антимонопольный орган - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
доклад об антимонопольном комплаенсе - документ, содержащий информацию об организации в министерстве антимонопольного комплаенса и о его функционировании;
коллегиальный орган - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса;
нарушение антимонопольного законодательства - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
риски нарушения антимонопольного законодательства - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
уполномоченное подразделение - структурное подразделение министерства, осуществляющее внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в управлении.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
выявление комплаенс-рисков;
управление комплаенс-рисками;
контроль за соответствием деятельности министерства требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса в управлении.
1.5. При организации антимонопольного комплаенса министерство руководствуется следующими принципами:
заинтересованность руководства министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки комплаенс-рисков;
обеспечение информационной открытости функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в министерстве;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса. Уполномоченное подразделение и коллегиальный орган
2.1. Общий контроль за организацией и функционированием в министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется министром социальной защиты и семейной политики Тамбовской области (далее - министр), который:
вводит в действие акты об антимонопольном комплаенсе, вносит в них изменения, а также принимает иные правовые акты министерства, регламентирующие функционирование антимонопольного комплаенса;
применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за несоблюдение служащими министерства акта об антимонопольном комплаенсе;
рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
утверждает карту комплаенс-рисков в срок не позднее 01 апреля отчетного года;
утверждает значения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса в срок не позднее 01 апреля отчетного года;
утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков в министерстве в срок не позднее 31 декабря года, предшествующему году, на который планируются мероприятия;
подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
2.2. Функции уполномоченного подразделения, осуществляющего внедрение антимонопольного комплаенса и контроль за его исполнением в министерстве, распределяются между отделом государственного и ведомственного контроля управления бюджетной политики, финансового учета и контрольной деятельности министерства (далее - Отдел 1), отделом правового обеспечения управления государственной политики в сфере социальной поддержки граждан и правового сопровождения министерства (далее - Отдел 2) и отделом государственной службы кадровой работы, противодействия коррупции и пенсий за выслугу лет управления цифрового развития, кадрового сопровождения и информационной политики министерства (далее - Отдел 3).
2.3. К компетенции Отдела 1 относятся следующие функции:
выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства, учет обстоятельств, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, определение вероятности возникновения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
разработка процедуры внутреннего расследования, связанного с функционированием антимонопольного комплаенса;
организация внутренних расследований, связанных с функционированием антимонопольного комплаенса, и участие в них;
взаимодействие с Управлением Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
консультирование служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
организация взаимодействия с другими структурными подразделениями министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.4. К компетенции Отдела 2 относятся следующие функции: подготовка и предоставление министру акта об антимонопольном
комплаенсе (внесение в него изменений), а также внутриведомственных документов, регламентирующих процедуры антимонопольного законодательства;
консультирование служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
организация взаимодействия с другими структурными подразделениями министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.5. К компетенции Отдела 3 относятся следующие функции:
выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений министерства, разработка предложений по их исключению;
консультирование служащих министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
организация взаимодействия с другими структурными подразделениями министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
информирование министра о внутренних документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
иные функции, связанные с функционированием антимонопольного комплаенса.
2.6. Коллегиальным органом, осуществляющим оценку эффективности организации и функционирования в управлении антимонопольного комплаенса, является Общественный совет при министерстве социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
Коллегиальный орган осуществляет в рамках антимонопольного комплаенса следующие функции:
рассмотрение и оценку мероприятий министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях осуществления текущего контроля за организацией и функционированием антимонопольного комплаенса и в целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением на регулярной основе проводятся:
анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности управления за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) на основании представленных структурными подразделениями управления сведений, оформленных в виде служебной записки за подписью курирующего заместителя министра;
анализ нормативных правовых актов министерства;
анализ проектов нормативных правовых актов министерства;
мониторинг и анализ практики применения министерством антимонопольного законодательства;
проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности министерства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) реализуются следующие мероприятия:
осуществление сбора в структурных подразделениях министерства сведений о наличии нарушений антимонопольного законодательства;
составление перечня нарушений антимонопольного законодательства в министерстве, который содержит классифицированные по сферам деятельности министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения.
3.3. При проведении анализа нормативных правовых актов министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству реализуются следующие мероприятия:
разработка и размещение на тайне;
размещение на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню НПА министерства;
осуществление сбора и проведение анализа поступающих замечаний и предложений организаций и граждан по перечню НПА министерства;
представление министру сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в НПА министерства.
3.4. Анализ проектов нормативных правовых актов министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству осуществляется путем сбора и рассмотрения поступивших замечаний и предложений от организаций и граждан в рамках антикоррупционной экспертизы.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства реализуются следующие мероприятия:
осуществление на постоянной основе сбора в отделах министерства сведений о правоприменительной практике в министерстве;
по итогам сбора сведений, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, подготовка аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в министерстве.
3.6. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей:
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности министерства;
выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства;
привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде дисквалификации.
3.7. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.8. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства составляется описание рисков (карта рисков) согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3.9. Карта комплаенс-рисков составляется не реже одного раза в год. Утвержденная министром карта комплаенс-рисков размещается на официальном сайте министерства.
3.10. Информация о проведении выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченным подразделением ежегодно разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению на основании предложений, представленных структурными подразделениями министерства. Предложения структурных подразделений оформляются в виде служебной записки за подписью курирующего заместителя министра.
4.2. Уполномоченное подразделение осуществляет мониторинг исполнения плана мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства. Результаты исполнения мероприятий структурными подразделениями министерства оформляются в виде служебной записки за подписью курирующего заместителя министра.
4.3. Утвержденный министром план мероприятий ("дорожная карта") по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства размещается на сайте.
4.4. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели.
Ключевые показатели эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса представляют собой количественные характеристики работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками, которые могут быть выражены как в абсолютных (единицы, штуки), так и в относительных (проценты, коэффициенты) значениях.
5.2. Оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса проводится уполномоченным подразделением в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
5.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в министерстве антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе (далее - проект доклада) подготавливается уполномоченным подразделением ежегодно и предоставляется на подпись министру не позднее 10 марта года, следующего за отчетным.
Подписанный министром доклад об антимонопольной комплаенсе направляется в коллегиальный орган в течение 7 рабочих дней со дня подписания.
Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 01 апреля года, следующего за отчетным.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
о результатах проведенной оценки рисков нарушения министерством антимонопольного законодательства;
об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения министерством антимонопольного законодательства;
о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.3. Утвержденный коллегиальным органом доклад об антимонопольном комплаенсе размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения.
7. Ознакомление должностных лиц министерства с системой антимонопольного комплаенса и обучение требованиям антимонопольного законодательства
7.1. При поступлении на государственную гражданскую службу в министерство, уполномоченное подразделение обеспечивает ознакомление гражданина Российской Федерации с правовым актом министерства об антимонопольном комплаенсе.
7.2. Уполномоченное подразделение организует систематическое обучение сотрудников министерства требованиям антимонопольного законодательства в следующих формах:
вводный (первичный) инструктаж;
целевой (внеплановый) инструктаж;
иные обучающие мероприятия.
7.3. Вводный (первичный) инструктаж проводится при поступлении на государственную гражданскую службу в министерство, при переводе на другую должность, если она предполагает другие служебные функции.
Целевой (внеплановый) инструктаж проводится при изменении антимонопольного законодательства, правового акта министерства об антимонопольном комплаенсе, при выявлении признаков (установлении факта) нарушения антимонопольного законодательства в деятельности министерства.
7.4. Информация о проведении ознакомления сотрудников министерства с антимонопольным комплаенсом, а также о проведении обучающих мероприятий включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.