Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IX. Муниципальные правовые акты
9.1. Требования к подготовке проекта
Проект распоряжения, постановления администрации города (далее - правовой акт) должен отвечать следующим требованиям:
заголовок документа должен быть кратким, соответствующим его содержанию;
текст муниципального правового акта содержит констатирующую и постановляющую части;
изложение содержания должно быть последовательным, исключающим возможность двусмысленного толкования;
поставленные задачи должны быть конкретными, обеспеченными необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не должны противоречить действующему законодательству;
названия организаций приводятся в соответствии с их полным официальным наименованием;
должны учитываться ранее принятые по данному вопросу муниципальные правовые акты, не должны допускаться повторения и противоречия с ними.
9.1.1. Заголовок:
Каждый документ должен иметь предельно краткий и чёткий заголовок (как правило, не более 5 строк), соответствующий его содержанию.
Заголовок выравнивается по левому краю листа, длина самой длинной строки заголовка не более 7,5 см.
Формулировать заголовок рекомендуется с помощью отглагольного существительного, в предложном падеже, отвечающего на вопрос "О чем?": "О выделении...", "Об отмене...", "О внесении изменений...." (приложение 8 к настоящей Инструкции).
В случае отмены или внесения изменений в правовой акт в обязательном порядке прописываются дата, номер и наименование правового акта который отменяется или в который вносятся изменения.
Например:
О внесении изменений в распоряжение
администрации города от 00.00.0000 N 000
"О......."
или
Об отмене постановления
администрации города
от 00.00.0000 N 000
"О....."
Если при внесении изменений, отмене правового акта администрации города заголовок превышает рекомендованное количество строк допускается написание заголовка следующим образом:
О внесении изменений в постановление
администрации города от 00.00.0000 N 00
Заголовок располагается на первом листе в левой стороне бланка без кавычек.
Точка в конце заголовка не ставится.
9.1.2. Текст документа:
Изложение правового акта должно быть кратким, точным, последовательным, объективным по содержанию, не допускающим различных толкований.
Текст проекта должен состоять, как правило, из двух частей: констатирующей (преамбула) и постановляющей (распорядительная).
Если постановляющая (распорядительная) часть содержит один пункт, то он не нумеруется и сливается с преамбулой.
Констатация (преамбула) содержит обоснование принятие акта, ссылку на нормативные акты (при ссылке на нормативный акт указывается дата принятия документа, номер, точное полное наименование.
Например: "В соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.10.2005 N 298 "О разработке плана мероприятий...", краткий анализ положения дел по существу рассматриваемого вопроса, оценку сложившегося положения, мотивы и цели принятия данного документа, предписываемых действий.
Цифровые данные следует приводить только по основным показателям. Преамбула должна быть краткой.
Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то констатирующая часть (преамбула) может отсутствовать.
Текст документа начинается словами: "В целях ...", "В связи ...", "В соответствии с ...,", "На основании ...".
Пробел не ставится:
между нумерацией пунктов и началом предложения;
между инициалами и фамилией.
Проставление знака "-" при перечислении абзацев не допускается.
Кавычки проставляются знаком ".
9.1.3. Постановляющая (распорядительная) часть правового акта должна четко определять задачи, мероприятия или объёмы работ, исполнителей, сроки исполнения и представления информации, отчётов об их выполнении лицом или органом, на который возложен контроль.
Поставленные задачи должны быть конкретными, обеспечены необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не противоречить действующему законодательству.
Основным структурным элементом текста правового акта является пункт, содержащий одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
Пункты значительных по объему проектов правовых актов могут объединятся в разделы, которые подразделяются не менее чем на два структурных элемента.
Разделы, при большом объеме текста, могут включать главы. Разделы и главы должны иметь порядковые номера в виде римских цифр.
Заголовок раздела или главы включает соответственно слово "раздел" или "глава" с заглавной буквы, затем порядковый номер и наименование раздела или главы.
Пункты правового акта могут иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них.
Если проект правового акта содержит один пункт, то он не нумеруется.
Пункты, разделы в пределах всего проекта правового акта должны иметь сквозную нумерацию. В исключительных случаях пункты каждого раздела проекта правового акта могут иметь отдельную нумерацию, в десятичной системе с точками между цифрами.
Пункт правового акта может иметь подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой (кроме последнего) и обозначаемыми арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой либо арабскими цифрами в десятичной системе с точками между цифрами, либо строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Абзацы пункта (подпункта) не нумеруются.
Не рекомендуется изменять нумерацию разделов, главы, пунктов, подпунктов действующего правового акта при внесении в него изменений или признания утратившими силу их структурных единиц, а также производить перерасчет их количества с учетом внесения соответствующих изменений в тексте правового акта.
При внесении изменений в структурные единицы правового акта подсчет ведется с учетом структурных элементов (разделов, пунктов, подпунктов, абзацев) признанных утратившими силу.
При признании структурной единицы правового акта утратившей силу ее место в структуре правового акта сохраняется, не заменяется другими структурными единицами.
При дополнении структурной единицы абзацами такое дополнение следует производить только в конце соответствующей структурной единицы.
При необходимости между уже имеющимися абзацами включить новый абзац делается новая редакция той структурной единицы правового акта, к которой относится абзац (недопустимо включение нового абзаца путем замены действующего абзаца двумя или более абзацами).
Возможна группировка пунктов по исполнителям, срокам исполнения.
Пункты постановляющей части проекта документа могут начинаться:
с указания исполнителя (органа администрации города, предприятия, организации с указанием инициалов и фамилии руководителя) и конкретного предписываемого действия. Причём, если указание даются органу администрации города, предприятия, организации, то руководитель указывается в скобках в именительном падеже.
Например:
"1. Департаменту кадровой политики администрации города (Н.В. Сидоров) разработать...". Если указания даются непосредственно руководителю, то Ф.И.О. употребляется без скобок в нужном падеже.
Например:
"1. Начальнику отдела правовой работы М.В. Ивановой ознакомить...";
с указанием предписываемого действия, а затем исполнителя.
Например:
"2. Запретить руководителям органов администрации города ...."
с указанием действия в случае, если оно не связано с определенным исполнителем. Например:
"3. Утвердить состав...".
Состав членов комиссии (организационного комитета, рабочей группы) печатается в таблице (без выделения границ таблицы), в алфавитном порядке, оформляется приложением следующим образом:
СОСТАВ
Комиссии (организационного комитета, рабочей группы)
Иванов А.П. занимаемая должность, председатель комиссии
Петров П.П. занимаемая должность, заместитель председателя
комиссии
Члены комиссии:
Иванов Г.Б. занимаемая должность
Петров Н.А. занимаемая должность
Сидоров Н.А. занимаемая должность.
Точка ставится только после указания должности последнего члена комиссии (оргкомитета). Следует учесть, что первоначально указывается должность, затем статус в комиссии.
Допускается оформление состава комиссии (организационного комитета, рабочей группы) без указаний фамилий:
СОСТАВ
комиссии (организационного комитета, рабочей группы)
Занимаемая должность, председатель комиссии
Занимаемая должность, секретарь комиссии
Члены комиссии:
занимаемая должность
занимаемая должность
занимаемая должность.
При утверждении состава комиссии (совета, рабочей группы и др.) в обязательном порядке согласовывается с теми органами администрации города, чьи представители включены в состав комиссии (совета, рабочей группы и др.).
При оформлении таблиц знаки препинания ставятся только внутри предложения.
В боковике после слов "Итого, всего" двоеточие не ставится.
При включении в правовой акт таблиц, графиков, схем, чертежей, рисунков, карт, являющихся неотъемлемой составной частью правового акта, они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты данного акта должны иметь ссылки на эти приложения.
Например:
"1. Утвердить схему расположения земельного участка, согласно приложению."
9.1.4. В качестве исполнителей указываются органы администрации города или предприятия, организации, учреждения, фамилии руководителей при этом указываются в скобках, например: (И.И. Иванова).
Должностное лицо может быть указано в качестве исполнителя только в случае, если ему предписано выполнение этого действия. В этом случае, обязательное согласование проекта документа должностным лицом, которому поручено выполнение действия. В каждом пункте постановляющей части проекта документа, предписывающего какие-либо действия, указываются конкретные сроки их исполнения.
9.1.5. Наименования предприятий, учреждений и организаций в тексте печатаются полностью, не допускается употребление сокращённых слов, например, ОАО, ЗАО, КСО и т.д.
Если одна и та же организация встречается в документе несколько раз, фамилия руководителя употребляется только один раз.
9.1.6. Проекты правовых актов, в необходимых случаях, должны содержать:
дату введения в действие документа;
указание об отмене или утрате силы правовых актов, ранее принятых по рассматриваемому вопросу, или их отдельных пунктов;
поручение о контроле за их выполнением.
Контроль за выполнением правового акта возлагается, как правило, на заместителя главы города, либо на должностное лицо, в компетенцию которого входит организация его выполнения.
В пунктах о вступлении в силу правового акта должны употребляться понятия: "вступает в силу", "распространяет свое действие на правоотношения". Пункт о порядке вступления в силу вводится в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного правового акта, отличный от определенного действующим законодательством.
Если правовой акт изменяет, дополняет или признает утратившим силу ранее изданный правовой акт или его отдельные структурные элементы, то один из пунктов проекта правового акта должен содержать ссылку на правовой акт, признаваемый утратившим силу (структурный элемент правового акта), с указанием его вида, даты, номера и заголовка.
В случае признания утратившим силу правового акта (его структурного элемента) в тексте проекта правового акта должен быть пункт, который начинается словами: "Признать утратившим силу".
К проекту правового акта прилагается:
лист согласования;
пояснительная записка, подготовленная органом администрации города - исполнителем проекта.
Пояснительная записка к проекту правового акта администрации города в обязательном порядке прилагается также в случаях:
внесения проекта правового акта администрации города в порядке правотворческой инициативы граждан;
внесения проекта правового акта администрации города депутатами Думы города, органами территориального общественного самоуправления, иными субъектами правотворческой инициативы в соответствии с уставом города;
внесения проекта правового акта органами администрации, должностными лицами администрации.
Пояснительная записка подписывается руководителем органа администрации, разработавшим проект правового акта (либо высшим должностным лицом, разработавшим проект муниципального правового акта).
Пояснительная записка должна содержать:
указание на установленные действующим законодательством полномочия органов местного самоуправления по принятию правового акта (с обязательной ссылкой на соответствующие статьи (части, пункты статей) нормативных актов);
мотивированное обоснование необходимости принятия правового акта;
развернутую характеристику целей (задач) (для чего принимается), основных положений проекта.
К пояснительной записке необходимо прилагать копию действующего правового акта, который утрачивает силу при принятии проекта.
При внесении изменений в текст действующего правового акта составляется сравнительная таблица, в которой указывается действующая редакция и предлагаемая редакция с обоснованием изменений.
Сравнительная таблица
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
9.1.7. Правовой акт печатаются на бланках без помарок и исправлений, объём документа, как правило, не должен превышать 2-3 страниц.
Если у правового акта есть приложение, то оно должно иметь заголовок, пометку о принадлежности данному документу. Если приложение одно, то цифра 1 не ставится. Если их несколько, они нумеруются арабскими цифрами.
Например:
Приложение к постановлению
администрации города
от "____"________ N_____
или
Приложение 2 к постановлению
администрации города
от "____"________ N_____
Знак "N" перед перечислением приложений в тексте и в самом приложении не пишется. В остальных случаях, при необходимости, знак "N" проставляется.
Вместе с проектом правового акта передаются все копии документов, на которые исполнитель ссылается в преамбуле, которые утрачивают силу либо отменяются.
Согласование проектов правовых актов осуществляется в порядке и сроки, указанные разделе XII настоящего Раздела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.