Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
министерства топливно-энергетического
комплекса и жилищно-коммунального
хозяйства Тамбовской области
от 07.02.2023 N 17
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области
1.1. Настоящее Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства в министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области (далее - антимонопольный комплаенс Министерства) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности Управления требованиям антимонопольного законодательства и профилактики нарушений требований антимонопольного законодательства в деятельности Министерства.
1.2. Термины и понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 N 2258-р "Об утверждении методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства", и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
1.3. Задачами антимонопольного комплаенса Министерства являются:
выявление рисков нарушений антимонопольного законодательства (далее - комплаенс-риски);
управление комплаенс-рисками;
контроль за соответствием деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства;
оценка эффективности организации антимонопольного комплаенса Министерства.
1.4. При организации антимонопольного комплаенса Министерство руководствуется следующими принципами:
заинтересованность руководства Министерства в эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
регулярность оценки комплаенс-рисков;
обеспечение информационной открытости функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса;
непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса в Управлении;
совершенствование антимонопольного комплаенса.
Нумерация приводится в соответствии с источником
2. Организация антимонопольного комплаенса. Уполномоченное подразделение и коллегиальный орган Министерства
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется министром, который:
- вводит в действие нормативный правовой акт об антимонопольном комплаенсе, вносит в него изменения, а также принимает внутренние документы, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
- применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение государственными гражданскими служащими и работниками Министерства правил антимонопольного комплаенса;
- рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
- осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
- утверждает карту комплаенс-рисков Министерства;
- утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
- утверждает план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Министерства;
- подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
2.2. Функции уполномоченного подразделения (должностного лица), связанные с организацией и функционированием антимонопольного комплаенса, распределяются между следующими структурными подразделениями/должностными лицами Министерства:
заместителем министра - начальником управления ЖКХ (Е.Ю. Выгузовой),
отделом бухгалтерского учета и кадровой работы Министерства (далее - отдел БУиКР),
отделом аналитики и мониторинга финансово-экономического состояния отрасли Министерства (далее - отдел АиМФЭСО).
2.3. Функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса (далее - коллегиальный орган), возлагаются на Общественный совет при Министерстве.
2.4. К компетенции заместителя министра - начальника управления ЖКХ Министерства (Е.Ю. Выгузова) относятся следующие функции уполномоченного должностного лица:
2.4.1. Организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Министерства по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
2.4.2. Информирование министра о нормативных правовых актах и иных документах Министерства, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу;
2.4.3. Взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
2.4.4. Координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также функции по обеспечению работы коллегиального органа;
2.4.5. Внесение на утверждение министру карты комплаенс-рисков Министерства;
2.4.6. Внесение на утверждение министру плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства;
2.4.7. Организация подписания министром и утверждения коллегиальным органом проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
2.4.8. Представление министру на утверждение правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2.4.9. Внесение на утверждение министру ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
2.5. К компетенции отдела БУиКР относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
2.5.1. Выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
2.5.2. Консультирование работников Министерства по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
2.5.3. Подготовка правового акта об антимонопольном комплаенсе (внесение изменений в правовой акт об антимонопольном комплаенсе), а также внутриведомственных документов Министерства, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
2.5.4. Информирование заместителя министра - начальника управления ЖКХ Министерства о нормативных правовых актах и иных документах Министерства, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства, противоречить антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу.
2.5.5. Выявление конфликта интересов в деятельности служащих и структурных подразделений Министерства, разработка предложений по их исключению;
2.5.6. Проведение служебных проверок в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
2.5.7. Ознакомление граждан Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на государственную гражданскую службу в Министерство, а также на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе;
2.6. К компетенции отдела АиМФЭСО относятся следующие функции уполномоченного подразделения:
2.6.1. Выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
2.6.2. Подготовка карты комплаенс-рисков Министерства;
2.6.3. Подготовка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства;
2.6.4. Подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
2.6.5. Определение ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса;
2.7. К функциям коллегиального органа относятся:
2.7.1. Рассмотрение и оценка плана мероприятий ("дорожной карты") по снижению комплаенс-рисков Министерства в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса;
2.7.2. Рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
3. Выявление и оценка комплаенс-рисков Министерства
3.1. В целях обеспечения соответствия деятельности Министерства требованиям антимонопольного законодательства осуществляются выявление и оценка комплаенс-рисков.
3.2. В целях выявления комплаенс-рисков отделом БУиКР и отделом АиМФЭСО на регулярной основе проводятся следующие мероприятия:
3.2.1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
3.2.2. Анализ проектов нормативных правовых актов Министерства и действующих нормативных правовых актов Министерства, относящихся к сфере деятельности Министерства и реализация которых связана с соблюдением требований антимонопольного законодательства, на предмет их соответствия антимонопольному законодательству.
3.2.3. Мониторинг и анализ практики применения антимонопольного законодательства.
3.2.4. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению комплаенс-рисков Министерства.
3.3. Анализ выявленных в Министерстве нарушений антимонопольного законодательства за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) проводится один раз в год. При проведении данного анализа отделом БУиКР реализуются следующие мероприятия:
3.3.1. Осуществление сбора сведений, в том числе в структурных подразделениях Министерства, о наличии выявленных антимонопольными органами нарушений антимонопольного законодательства.
3.3.2. Составление перечня выявленных нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве. Перечень нарушений антимонопольного законодательства в Министерстве должен содержать классифицированные по сферам деятельности Министерства сведения о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (отдельно по каждому нарушению) и информацию о нарушении (указание нарушенной нормы антимонопольного законодательства, краткое изложение сути нарушения, указание последствий нарушения антимонопольного законодательства и результата рассмотрения нарушения антимонопольным органом), позицию антимонопольного органа, сведения о мерах по устранению нарушения, а также о мерах, направленных Министерством на недопущение повторения нарушения.
3.4. Анализ действующих актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству проводится один раз в год. При проведении отделом БУиКР анализа действующих актов Министерства реализуются следующие мероприятия:
а) разработка и размещение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее официальный сайт Министерства) исчерпывающего перечня действующих актов Министерства (далее - перечень актов) с приложением к перечню актов текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
б) размещение на официальном сайте Министерства уведомления о начале сбора замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
в) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по перечню актов;
г) представление министру сводного доклада с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в действующие акты Министерства.
3.5. При проведении анализа проектов актов Министерства на предмет соответствия их антимонопольному законодательству отделом БУиКР реализуются следующие мероприятия:
а) размещение на официальном сайте Министерства проекта акта Министерства и пояснительной записки к нему с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений, в том числе их влияния на конкуренцию;
б) осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту акта Министерства, по итогам которой подготавливается справка о выявлении (отсутствии) в проекте акта Министерства положений, противоречащих антимонопольному законодательству.
3.6. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства в Министерстве отделом БУиКР выполняются следующие мероприятия:
а) осуществление на постоянной основе сбора сведений о правоприменительной практике в Министерстве;
б) подготовка по итогам сбора информации, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в Министерстве;
в) проведение (один раз в год) рабочих совещаний с приглашением представителей антимонопольного органа по обсуждению результатов правоприменительной практики в Министерстве, по итогам которых составляется протокол, а также подготавливаются предложения по решению проблем правоприменения (при их наличии).
3.7. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства отделом АиМФЭСО проводится оценка таких рисков с учетом следующих показателей;
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Министерства по развитию конкуренции;
б) выдача Министерству предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение в отношении Министерства дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение Министерства к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.8. Выявляемые комплаенс-риски распределяются отделом АиМФЭСО по уровням согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
3.9. На основе проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства отделом АиМФЭСО составляется карта комплаенс-рисков Министерства по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3.10. В карту рисков включаются:
- выявленные риски (их описание), структурированные по уровню и направлениям деятельности;
- описание причин возникновения рисков;
- описание условий возникновения рисков;
- мероприятия по минимизации и устранению рисков;
- наличие (отсутствие) остаточных рисков;
- вероятность повторного возникновения рисков.
3.11. Карта комплаенс-рисков составляется один раз в год, утверждается министром и размещается на официальном сайте Министерства.
3.12. Информация о выявлении и оценке комплаенс-рисков Министерства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Порядок ознакомления государственных гражданских служащих и работников Министерства с настоящим Положением, обучение гражданских служащих
4.1. При поступлении на государственную гражданскую службу, а также при приеме на работу в Министерство на должность, не относящуюся к государственной гражданской службе, гражданин Российской Федерации должен быть ознакомлен с настоящим Положением отделом БУиКР.
5. План мероприятий по снижению комплаенс-рисков ("дорожная карта")
5.1. В целях снижения комплаенс-рисков Министерства отделом АиМФЭСО на основе карты комплаенс-рисков Министерства разрабатывается план мероприятий ("дорожная карта") по снижению комплаенс-рисков Министерства (далее - Дорожная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
5.2. Дорожная карта разрабатывается ежегодно и утверждается министром.
5.3. Дорожная карта размещается на официальном сайте Министерства.
5.4. Отдел АиМФЭСО на постоянной основе осуществляет мониторинг исполнения Дорожной карты.
5.5. Информация об утверждении и исполнении Дорожной карты включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса
6.1. Установление и оценка достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса представляют собой часть системы внутреннего контроля, в процессе которого происходит оценка качества работы (работоспособности) системы управления комплаенс-рисками в течение отчетного периода. Под отчетным периодом понимается календарный год.
6.2. Ключевые показатели для Министерства устанавливаются в целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства в процессе деятельности Министерства по результатам выявления и оценки рисков с учетом уровней рисков, приведенных в приложении N 1 к настоящему Положению.
6.3. Ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса разрабатываются отделом АиМФЭСО и утверждаются министром.
6.4. Отделом АиМФЭСО ежегодно проводится оценка достижения ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.5. отдел АиМФЭСО при необходимости ежегодно проводит актуализацию ключевых показателей эффективности реализации мероприятий антимонопольного комплаенса.
6.6. Информация о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
7. Оценка эффективности антимонопольного комплаенса
7.1. Оценка эффективности организации и функционирования в Министерстве антимонопольного комплаенса осуществляется коллегиальным органом по результатам рассмотрения доклада об антимонопольном комплаенсе.
7.2. При оценке эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса коллегиальный орган использует материалы, содержащиеся в докладе об антимонопольном комплаенсе, а также:
- карту комплаенс-рисков Министерства, утвержденную министром;
- ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса, утвержденные министром;
- план мероприятий ("дорожную карту") по снижению комплаенс-рисков Министерства, утвержденный министром.
8. Доклад об антимонопольном комплаенсе
8.1. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать следующую информацию:
- о результатах проведенной оценки комплаенс-рисков Министерства;
- об исполнении мероприятий по снижению комплаенс-рисков Министерства;
- о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
8.2. Подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе осуществляется КАО. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен представляться в коллегиальный орган на утверждение (один раз в год) заместителем министра - начальником управления ЖКХ Министерства.
8.3. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства, а также направляется Министерством в министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его утверждения коллегиальным органом.
8.4. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение месяца с момента его утверждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.