Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
приказом
министерства туризма и
молодежной политики
Тамбовской области
от 15.02.2023 N 32
Перечень
вопросов для проведения квалификационного экзамена по аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков
1. Тестовые вопросы
1.1. Вопросы на знание законодательства в сфере экскурсионной деятельности
1. Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, - это:
1) туризм;
2) туристская деятельность;
3) туроператорская деятельность;
4) турагентская деятельность.
2. Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, - это:
1) туристские ресурсы;
2) туристские объекты;
3) туристские продукты;
4) туристская индустрия.
3. Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, организаций, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, - это:
1) туристские направления;
2) туристские услуги;
3) туристские продукты;
4) туристская индустрия.
4. Под безопасностью туризма понимается:
1) охрана жизни и здоровья туристов специализированными службами и туроператорами;
2) страхование жизни и здоровья туристов;
3) безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства;
4) личная безопасность туристов и их имущества.
5. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее туристские ресурсы, - это:
1) экскурсант;
2) турист;
3) экскурсовод;
4) инструктор-проводник.
6. Лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, прошедшее аттестацию и оказывающее услуги по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов) и информированию туристов (экскурсантов) по пути следования по туристскому маршруту, - это:
1) экскурсант;
2) экскурсовод;
3) гид-переводчик;
4) инструктор-проводник.
7. Экскурсовод (гид) должен знать:
1) деловой протокол и этикет;
2) историю, культуру и географию региона;
3) правила по охране труда и пожарной безопасности;
4) все вышеперечисленное.
8. Экскурсовод (гид) должен знать:
1) содержание и правила проведения экскурсий;
2) основы психологии;
3) правила оказания первой доврачебной помощи;
4) все вышеперечисленное.
9. Периодичность проведения аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков:
1) один раз в три года;
2) один раз в пять лет;
3) однократно;
4) нет правильного ответа.
10. Основными функциями экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков, организаторов экскурсий в общем виде являются:
1) деятельность по реализации экскурсионных услуг;
2) организационное обеспечение экскурсионных услуг;
3) проведение экскурсий различных видов;
4) верно все вышеперечисленное.
11. К дополнительным услугам, которые могут предоставлять экскурсоводы (гиды), гиды-переводчики, относят:
1) услуги по организации питания;
2) услуги по обучению различным навыкам на экскурсионных маршрутах с активными способами отдыха и передвижения;
3) услуги фото- и видеосъемки для экскурсантов;
4) верно все вышеперечисленное.
12. Основными критериями оценки качества услуг экскурсоводов (гидов) НЕ являются:
1) наличие высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования в области экскурсионных услуг;
2) прохождение курсов повышения квалификации в области истории и краеведения;
3) соблюдение трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами;
4) прохождение аттестации в установленном законодательством порядке.
13. В трудовую функцию экскурсовода (гида) в соответствии с профессиональным стандартом "Экскурсовод (гид)", утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2021 N 913н, НЕ входят следующие трудовые функции:
1) составление маршрута и текста экскурсии;
2) отбор объектов для показа во время экскурсии;
3) оформление экскурсионной документации;
4) разработка стратегии и плана развития экскурсионной организации (подразделения).
1.2. Вопросы на знание правил оказания туристских услуг несовершеннолетним туристам
14. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" детский туризм - это:
1) туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя;
2) путешествия, экскурсии детей с оздоровительно-рекреационными, учебными, познавательными, физкультурно-спортивными и другими целями, а также отдых в оздоровительных загородных учреждениях отдыха и оздоровления;
3) проживание ребенка в возрасте от 6 до 18 лет вне места (населенного пункта) своего постоянного проживания более 24 часов подряд;
4) все вышеперечисленное.
15. В соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 54605-2017 "Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования" под несовершеннолетним туристом понимается:
1) ребенок в возрасте от 6 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных и иных целях в сопровождении руководителя в составе организованной туристской группы;
2) ребенок (юноша, девушка) в возрасте от 6 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в познавательных и иных целях в сопровождении руководителя в составе организованной туристской группы;
3) ребенок (юноша, девушка) в возрасте от 7 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных и иных целях в сопровождении руководителя в составе организованной туристской группы;
4) ребенок (юноша, девушка) в возрасте от 7 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных и иных целях в сопровождении родителя (опекуна), доверенного лица или руководителя в составе организованной туристской группы.
16. Какими документами необходимо руководствоваться при организации проживания и питания в рамках детского туризма?
1) постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации";
2) национальным стандартом РФ ГОСТ Р 54605-2017 "Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования";
3) постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 N 158 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц";
4) необходимо руководствоваться всеми вышеперечисленными документами.
17. Для выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации по территории Российской Федерации требуется:
1) нотариально заверенное согласие обоих родителей или уполномоченного представителя несовершеннолетнего на выезд с сопровождающим лицом;
2) нотариально заверенное согласие одного из родителей или уполномоченного представителя несовершеннолетнего на выезд с сопровождающим лицом;
3) письменное согласие обоих родителей или уполномоченного представителя несовершеннолетнего на выезд с сопровождающим лицом;
4) письменное согласие одного из родителей или уполномоченного представителя несовершеннолетнего на выезд с сопровождающим лицом.
18. Информация о туристском маршруте должна быть доведена в обязательном порядке до начала прохождения туристского маршрута до:
1) родителей или иных законных представителей;
2) несовершеннолетних туристов;
3) несовершеннолетних туристов, их родителей или иных законных представителей;
4) экскурсоводов.
19. Вводный инструктаж с организованной группой детей проводится:
1) после посадки детей в автобус и включает в себя: знакомство с правилами поведения в автобусе во время движения и остановок, с правилами пожарной и электробезопасности, действиями в чрезвычайных ситуациях и др.;
2) перед началом проведения отдельных мероприятий в составе путешествия: проведение экскурсий, походы в кафе, заселение в гостиницы и др.;
3) в случае введения новых нормативных документов по охране жизни и здоровья детей (или при изменении);
4) все ответы верны.
20. Сопровождение детской группы медицинским работником необходимо при организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более:
1) 8 часов;
2) 10 часов;
3) 12 часов;
4) независимо от длительности перевозки.
21. При какой длительности нахождения в пути следования не допускается включение детей младше 7 лет в группу для организованной перевозки автобусами:
1) более 4 часов;
2) более 5 часов;
3) более 6 часов;
4) независимо от длительности перевозки.
1.3. Вопросы на знание правил оказания доврачебной медицинской помощи
22. Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация пострадавшего?
1) давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале 30 надавливаний на грудину, затем 2 вдоха методом "Рот ко рту";
2) искусственная вентиляция легких и давление руками на грудину пострадавшего: вначале 1 вдох методом "Рот ко рту", затем 15 надавливаний на грудину;
3) давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале 5 надавливаний на грудину, затем 1 вдох методом "Рот ко рту";
4) нет правильного ответа.
23. Вторым действием (вторым этапом) при оказании первой помощи является:
1) предотвращение возможных осложнений;
2) устранение состояния, угрожающего жизни и здоровью пострадавшего;
3) правильная транспортировка пострадавшего;
4) нет правильного ответа.
24. Кровоостанавливающий жгут накладывается на конечность при кровотечении:
1) непосредственно на рану;
2) ниже раны на 4 - 6 см;
3) выше раны на 4 - 6 см;
4) нет правильного ответа.
25. Непрямой массаж сердца должен применяться:
1) при кровотечении;
2) при применении искусственного дыхания;
3) при повышении артериального давления;
4) при отсутствии пульса.
26. Схема оказания неотложной помощи при тепловом ударе:
1) пострадавшего срочно вынести в прохладное место, обеспечить доступ свежего воздуха, напоить холодной водой, наложить холодный компресс на голову, при нарушениях сердечной и дыхательной деятельности приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца;
2) пострадавшего срочно вынести в прохладное место, обеспечить доступ свежего воздуха, освободить от одежды, напоить холодной водой, наложить холодный компресс на голову, при нарушениях сердечной и дыхательной деятельности приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца;
3) пострадавшего срочно вынести в прохладное место, обеспечить доступ свежего воздуха, освободить от одежды, наложить холодный компресс на голову, при нарушениях сердечной и дыхательной деятельности приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца;
4) пострадавшего срочно вынести в прохладное место, обеспечить доступ свежего воздуха, освободить от одежды, напоить холодной водой, при нарушениях сердечной и дыхательной деятельности приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца.
27. Схема оказания неотложной помощи при внезапной потере сознания:
1) убедиться в наличии пульсации на сонной артерии, приподнять ноги, расстегнуть ворот сорочки, ослабить галстук и поясной ремень, поднести к носу вату с нашатырным спиртом или надавить на болевую точку под носом и помассировать ее, напоить сладким чаем в случае голодного обморока;
2) приступить к непрямому массажу сердца при наличии пульса на сонной артерии, приложить ватку, смоченную нашатырным спиртом, к носу или закапать его в нос;
3) приложить теплую грелку к животу;
4) приподнять ноги, расстегнуть ворот сорочки, ослабить галстук и поясной ремень, поднести к носу вату с нашатырным спиртом или надавить на болевую точку под носом и помассировать ее, накормить в случае голодного обморока.
28. Схема оказания неотложной помощи при травматическом шоке:
1) даже при отсутствии жалоб на боли как можно быстрее провести обезболивание (3 - 4 таблетки анальгина), вызвать "Скорую медицинскую помощь";
2) немедленно наложить кровоостанавливающие жгуты и тугие давящие повязки (при кровотечении), при переломах костей даже при отсутствии жалоб на боли как можно быстрее провести обезболивание (3 - 4 таблетки анальгина), обработать раны и наложить стерильные повязки, произвести транспортную иммобилизацию подручными средствами, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
3) убедиться в наличии пульсации на сонной артерии, приподнять ноги, расстегнуть ворот сорочки, ослабить галстук и поясной ремень, поднести к носу вату с нашатырным спиртом или надавить на болевую точку под носом и помассировать ее, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
4) обеспечить покой в положении "лежа" (при отсутствии сознания - на животе), приложить холод к голове, ограничить в питье, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
29. При оказании неотложной помощи при поражении электрическим током в случае воспламенения проводов или возникновения пожара пламя с электрических проводов необходимо сбивать:
1) струей воды;
2) песком или плотной тканью;
3) ножом или ножницами с изолированными ручками;
4) любым сухим, не проводящим ток, предметом (обычная деревянная или пластмассовая линейка, книга или свернутая в трубку газета).
30. При оказании неотложной помощи при поражении электрическим током освободить пострадавшего от воздействия провода или опасного электрического прибора можно:
1) путем перерезания электрического провода с помощью ножа или ножниц с изолированными ручками;
2) путем сбрасывания провода (прибора) с тела пострадавшего с помощью любого сухого, не проводящего ток, предмета (обычная деревянная или пластмассовая линейка, книга или свернутая в трубку газета);
3) путем отключения рубильника, выдергивания вилки из розетки или оттаскивания пострадавшего от опасного агрегата, держась только одной рукой за одежу пострадавшего, не касаясь его тела;
4) возможны все вышеперечисленные варианты.
31. При ожогах какой степени необходимо приложить холод на место ожога или подставить его под струю холодной воды на 5 - 10 минут, а затем обработать обожженную поверхность спиртом, одеколоном или водкой:
1) при ожогах I степени;
2) при ожогах II степени;
3) при ожогах III степени;
4) при ожогах IV степени.
32. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы:
1) обеспечить полный покой и достаточный доступ свежего воздуха, организовать горячие ножные ванны или горчичники на область икроножных мышц, применить индивидуальный дозированный аэрозоль, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
2) обеспечить достаточный доступ свежего воздуха, дать 1 - 2 таблетки диазолина, димедрола или супрастина, организовать холод на область икроножных мышц, применить индивидуальный дозированный аэрозоль, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
3) уложить больного на бок или на живот, освободить его дыхательные пути от слизи с помощью салфетки или носового платка, вызвать "Скорую медицинскую помощь", тщательно следить за характером дыхания и состоянием больного до прибытия врача;
4) применить индивидуальный дозированный аэрозоль, приложить холод на голову.
1.4. Вопросы на знание методики ведения экскурсий
33. В соответствии с "ГОСТ Р 54604-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования" под экскурсией понимается:
1) услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч. без ночевки;
2) материальная основа экскурсионного показа, включающая памятные места, здания и сооружения, памятники истории, архитектуры, искусства и археологии, природные объекты (заповедники, заказники, реликтовые растения и др.), промышленные и другие предприятия, экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, которые во время экскурсии демонстрируют экскурсантам;
3) последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах;
4) услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью более 24 ч.
34. К основным требованиям к экскурсиям относят:
1) познавательная ценность, научное содержание, воспитательное воздействие;
2) наглядность, достоверность, доступность, качество изложения материала;
3) дифференцированный подход к экскурсантам различных категорий;
4) все варианты верны.
35. Последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах, - это:
1) программа экскурсии (экскурсионная программа);
2) маршрут экскурсии;
3) технологическая карта экскурсии;
4) контрольный текст экскурсии.
36. Документ, устанавливающий последовательность посещения и изучения объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой, включающий в себя характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и т. д., - это:
1) программа экскурсии (экскурсионная программа);
2) маршрут экскурсии;
3) технологическая карта экскурсии;
4) контрольный текст экскурсии.
37. Экскурсионная методика (методика ведения экскурсии), - это:
1) совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий, а также требований и правил, предъявляемых к экскурсии;
2) технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии;
3) совокупность методических приемов и форм предоставления информации, с помощью которых проводится ознакомление экскурсантов с объектом показа в соответствии с целью и тематикой экскурсии;
4) последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах.
38. Предметом экскурсионной методики является:
1) отбор экскурсионных объектов;
2) целенаправленное изучение средств и методов ведения экскурсии;
3) проектирование экскурсии;
4) разработка технологической документации.
39. Программа экскурсий включает в себя:
1) технологическую карту, план передвижения;
2) вступление, основную часть и заключение;
3) первую, вторую и третью часть;
4) нет правильного ответа.
40. "Портфель экскурсовода" - это:
1) условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии;
2) фотографии объектов;
3) текст экскурсии;
4) грамоты, сертификаты, свидетельства о повышении квалификации, благодарственные письма, относящиеся лично к экскурсоводу.
41. В зависимости от места проведения экскурсии подразделяют на:
1) историко-краеведческие, историко-религиозные, археологические;
2) пешеходные, с использованием транспорта различных видов (автомобильного, водного, авиационного, железнодорожного, городского электрического, конного и др.) и комбинированные;
3) городские, загородные и комплексные;
4) производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профессионально-ориентационные.
42. В зависимости от содержания экскурсии подразделяют на:
1) обзорные и тематические;
2) экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты, экскурсии-спектакли;
3) литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные;
4) городские, загородные и комплексные.
43. Контрольный текст экскурсии - это:
1) сведения, включающие познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, характеризующую экскурсионный объект;
2) наиболее часто используемый исторический материал, раскрывающий тему;
3) рекомендации по проведению экскурсии;
4) технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую выверенную по источникам информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии.
44. Одним из приемов реконструкции при ведении экскурсии является:
1) прием зрительного монтажа;
2) прием панорамного показа;
3) прием локализации событий;
4) прием рассказа.
45. Экскурсионные объекты делятся на основные и дополнительные по:
1) содержанию;
2) аттрактивности;
3) функциональному значению;
4) внешнему виду.
46. Прием показа, направленный на восстановление первоначального образа объекта, - это:
1) предварительный осмотр;
2) экскурсионный анализ;
3) панорамный показ;
4) зрительная реконструкция.
47. Задача приема новизны экскурсионного материала заключается в стремлении:
1) помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящается экскурсия;
2) сделать восприятие наблюдаемого объекта более эффективным;
3) дать возможность воссоздать картину событий;
4) продемонстрировать инновационность экскурсии.
48. Прием показа, используемый для общего осмотра местности, - это:
1) экскурсионный анализ;
2) панорамный показ;
3) зрительная реконструкция;
4) локализация объектов.
49. Определите по описанию прием, который использовал экскурсовод при проведении экскурсии, рассказывая следующее: "Однажды знаменитый князь Лев Сергеевич Голицын решил прогуляться вдоль живописного морского побережья Нового Света. Много лет назад, как и сейчас, это был на редкость живописный уголок. Горы, поросшие сосновым и можжевеловым лесом, подошли здесь амфитеатром близко к морю и двумя своими выступами Сокол-гора с востока и Караул - оба с запада образовали красивую и уютную бухту с уникальным микроклиматом. Вдыхая пропитанный солнцем морской воздух, князь Голицын остановился, и окинул взором расстилавшиеся по склонам виноградники. И в этот самый момент к нему пришла мысль, которую он потом неоднократно озвучит и воплотит в виноградном деле: "Виноград и вино - это продукт местности"... Со времен создания князем Голицыным классического шампанского в Новом Свете и до сегодняшних дней производство было сохранено, расширено, и не только в объемах, но и в рецептуре. И Вы сейчас, проходя теми тропами, которыми ходил Лев Сергеевич, осматривая виноградники, можете прикоснуться к волшебному вкусу продукта крымских гор, солнца и заботливой руки виноградаря":
1) экскурсионный сторителлинг;
2) прием ссылки на свидетеля (очевидца);
3) прием зрительной реконструкции;
4) прием реконструкции.
50. Экскурсионная теория базируется на:
1) экскурсионном методе познания;
2) методе анализа и синтеза;
3) методе показа и рассказа;
4) методе сравнительных аналогий.
51. Метод аналогии используется:
1) при анализе процесса показа и рассказа;
2) при показе экскурсионного объекта;
3) в процессе рассказа;
4) при демонстрации внешних признаков объекта.
52. Рассказ экскурсовода - это:
1) информация об экскурсионном объекте;
2) устная часть экскурсии, четкий композиционный план, обусловленный единой темой;
3) комментарий об объекте;
4) справочная информация об объекте.
53. Архитектурный анализ объекта начинается с:
1) предварительного осмотра;
2) экскурсионного анализа;
3) панорамного показа;
4) анализа архитектурного стиля.
54. Известный методист экскурсионного дела, автор учебника
"Экскурсоведение", - это:
1) В.Н. Шолохов;
2) Б.В. Емельянов;
3) Ю.Н. Александров;
4) А.А. Шамаро.
1.5. Вопросы на знание географии, истории и культуры Тамбовской области
55. Северная и центральная часть какой равнины России называется Тамбовской равниной?
1) Окско-Донской равнины;
2) Васюганской равнины;
3) Москворецко-Окской равнины;
4) Кулундинской равнины.
56. Какую территорию, с каким населением занимает Тамбовская область по последним статистическим данным:
1) 34,3 кв. км с населением 990 тысяч 984 человека;
2) 32 кв. км. с населением 1 млн. 200 тысяч человек;
3) 40 тыс. кв. км, с населением 1 млн. 100 тысяч человек;
4) нет правильного ответа.
57. Какой регион НЕ граничит с Тамбовской областью:
1) Пензенская область;
2) Курская область;
Нумерация приводится в соответствии с источником
4) Саратовская область;
5) Рязанская область.
58. Назовите главную водную артерию территории Воронинского заповедника в Тамбовской области:
1) Ворона;
2) Ира;
3) Матыра;
4) Воронеж.
59. Притоком какой реки является река Ворона:
1) Хопра;
2) Воронежа;
3) Битюга;
4) Суры.
60. Какое из этих озер находится НЕ в Тамбовской области:
1) Рамза;
2) Кипец;
3) Симерка;
4) Тинаки.
61. Самая большая река Тамбовской области:
1) Ока;
2) Ворона;
3) Хопер;
4) Цна.
62. Какой из этих заповедников находится в Тамбовской области:
1) Воронинский;
2) Хоперский;
3) Графский;
4) Галичья Гора.
63. С именем сына какого знаменитого российского путешественника тесно связана история создания Воронинского заповедника:
1) Семенова-Тян-Шанского;
2) Пржевальского;
3) Миклухо-Маклая;
4) Никитина.
64. Тамбов был основан в:
1) 1616 году;
2) 1634 году;
3) 1636 году;
4) 1648 году.
65. Какие основные народы проживали на территории тамбовского края в средние века?
1) мордва мокша;
2) славяне;
3) половцы;
4) все варианты верны.
66. Фамилия воеводы, руководившего строительством крепости Тамбов:
1) Ромодановский;
2) Боборыкин;
3) Спешнев;
4) Биркин.
67. Как называется документ, в котором сохранилось описание истории основания крепости "Тамбов":
1) "Тамбовский летописец";
2) "Известия Тамбовской ученой архивной комиссии";
3) "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии";
4) "Военно-статистическое обозрение Российской империи".
68. В какой православный праздник в 1637 году была освящена построенная в короткие сроки Тамбовская крепость:
1) Покров Пресвятой Богородицы;
2) Ильин день;
3) Троица;
4) Пасха.
69. Первым епископом Тамбовским был:
1) Питирим;
2) Леонтий;
3) Мисаил;
4) Мамонт.
70. Тамбовская губерния была учреждена в:
1) 1779 году;
2) 1796 году;
3) 1778 году;
4) 1792 году.
71. В состав какой губернии входила Тамбовская провинция по реформе 1708 года?
1) Азовской;
2) Московской;
3) Липецкой;
4) Белгородской.
72. В Тамбовскую губернию в начале XX в. входило уездов:
1) 12;
2) 10;
3) 13;
4) 15.
73. Какой из уездов не входил в Тамбовскую губернию в начале XX в.:
1) Елецкий;
2) Лебедянский;
3) Борисоглебский;
4) Темниковский.
74. Восстание в Козлове в XVII веке произошло в:
1) 1648 году;
2) 1636 году;
3) 1627 году;
4) 1635 году.
75. Временной базой восставших стали села Бокино и Кузьмино-Гать. В ходе какого восстания, начавшегося на Дону в 1670 году, это произошло?
1) С. Разина;
2) Е. Пугачева;
3) X. Косолапа;
4) И. Болотникова.
76. Какой из перечисленных городов был экономически важной пристанью с конца XVIII века?
1) Козлов;
2) Моршанск;
3) Шацк;
4) Усмань.
77. В 1553 году в низовьях Цны была построена крепость, ставшая впоследствии городом Тамбовской губернии. Это была крепость:
1) Козлов;
2) Шацк;
3) Липецк;
4) Усмань.
78. Городом Тамбовской губернии, который был крупном железнодорожном узлом, и в котором действовали две конные ярмарки - Евдокиевская и Крестовоздвиженская, являлся:
1) Елатьма;
2) Козлов;
3) Спасск;
4) Липецк.
79. Частью какой засечной черты являлась Тамбовская засечная черта?
1) Белгородской;
2) Симбирской;
3) Ногайской;
4) Татарской.
80. Тамбовская область была основана в:
1) 1937 году;
2) 1954 году;
3) 1926 году;
4) 1940 году.
81. Что означает корона и лента на современном гербе Тамбовской области:
1) Тамбовская область ранее была губернией;
2) Тамбовская область имеет богатую историю и прославилась в годы ВОВ;
3) Тамбовская область является субъектом РФ и имеет государственную награду за трудовые и ратные достижения;
4) нет правильного ответа.
82. Герб этого города Тамбовской губернии представлял собой разделенный надвое щит, в верхней части которого изображен герб Тамбова, а в нижней - черный крест в золотом поле:
1) Борисоглебск;
2) Темников;
3) Спасск;
4) Усмань.
83. Герб этого города Тамбовской губернии представлял собой разделенный надвое щит, в верхней части которого изображен герб Тамбова, а в нижней - два серебряных якоря-кошки, скрещенные в лазоревом поле:
1) Новохоперск;
2) Липецк;
3) Шацк;
4) Моршанск.
84. Неотапливаемая часть крестьянского дома, где хранилась домашняя утварь, называлась:
1) закут;
2) овин;
3) клеть;
4) полати.
85. Вид юбки из шерстяной ткани в крупную клетку обычно темно-синего или черного цвета называется:
1) понева;
2) убрус;
3) кичка;
4) свита.
86. Краевед, преподаватель истории в Тамбовской духовной семинарии, с 1884 г. был председателем Тамбовской губернской ученой архивной комиссии, автор "Очерков из истории Тамбовского края":
1) А.Н. Норцов;
2) С.А. Березнеговский;
3) И.И. Дубасов;
4) П.Н. Черменский.
87. Педагог, историк, археолог, автор монографии "Древнейшее население Тамбовщины":
1) П.П. Иванов;
2) А.А. Спицын;
3) Л.И. Чуистова;
4) И.В. Двужилова.
88. Какому представителю дворянского рода, впоследствии оказавшего огромное влияние на историю России, в Начале XVII века принадлежали деревни Казинка, Ярок и Торбеево, относившиеся к Верхоценской волости:
1) Ксении (Марфе) Ивановне Романовой;
2) Дмитрию Михайловичу Пожарскому;
3) Кузьме Мини чу Минину;
4) Михаилу Федоровичу Романову.
89. Этой купеческой династии, основателем которой был купец 2-ой гильдии Федор Егорович, принадлежала мельница на реке Студенец в Тамбове, бывшая в начале XX века вторым по величине мукомольным предприятием в губернии:
1) Асеевы;
2) Егоровы;
3) Носовы;
4) Толмачевы.
90. Основал в Тамбове Екатерининский учительский институт, общежитие для учащихся мужской гимназии и реального училища, в 1892 году внес крупный вклад на постройку здания для общества народных чтений:
1) Э.Д. Нарышкин;
2) Б.Н. Чичерин;
3) Г.Р. Державин;
4) нет правильного ответа.
91. Кто из этих великих россиян с марта 1786 года по декабрь 1788 года был правителем Тамбовского наместничества:
1) В.А. Жуковский;
2) Г.Р. Державин;
3) М.В. Ломоносов;
4) А.С. Грибоедов.
92. Известный композитор, имя которого тесно связано с Тамбовщиной. Здесь им написаны 4 фортепианных концерта, оперы "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", контата "Весна" и др.
1) С.В. Рахманинов;
2) В.И. Агапкин;
3) И.А. Шатров;
4) нет правильного ответа.
93. Поэт, представитель тамбовского дворянства, автор строк:
"...Не властны мы в самих себе И, в молодые наши беты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе"
1) К.Ф. Рылеев;
2) А.А. Фет;
3) М.Ю. Лермонтов;
4) Е.А. Боратынский.
94. Назовите фамилию основателя Екатерининского учительского института, выделившего средства на строительство здания для Общества народных чтений (ныне - здание картинной галереи).
1) Э.Д. Нарышкин;
2) А.М. Носов;
3) А.А. Фредерикс;
4) В.Ф. фон дер Лауниц.
95. Предводитель крестьянского восстания в Тамбовской губернии 1920 - 1921 гг.:
1) Г.В. Плеханов;
2) В.М. Чернов;
3) А.С. Антонов;
4) В.В. Александров.
96. Музыка какого композитора стала гимном Тамбовской области:
1) С.В. Рахманинова;
2) М.Л. Матусовского;
3) А.А. Алябьева;
4) В.И. Агапкина.
97. Военный хирург, живший и работавший в Тамбове, в сане архиепископа носивший имя Лука:
1) В.Ф. Войно-Ясенецкий;
2) Н.И. Пирогов;
3) Е.С. Боткин;
4) В.А. Антонов-Овсеенко.
98. З.А. Космодемьянская - участница партизанского движения, Герой Советского Союза - родилась в селе Та
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства туризма и молодежной политики Тамбовской области от 15 февраля 2023 г. N 32 "Об утверждении перечня... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.