Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
приказом
министерства туризма и
молодежной политики
Тамбовской области
от 15.02.2023 N 32
Перечень
вопросов для проведения квалификационного экзамена по аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков
1. Тестовые вопросы
1.1. Вопросы на знание законодательства в сфере экскурсионной деятельности
1. Временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, - это:
1) туризм;
2) туристская деятельность;
3) туроператорская деятельность;
4) турагентская деятельность.
2. Природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, - это:
1) туристские ресурсы;
2) туристские объекты;
3) туристские продукты;
4) туристская индустрия.
3. Совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, организаций, а также индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" и предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников, - это:
1) туристские направления;
2) туристские услуги;
3) туристские продукты;
4) туристская индустрия.
4. Под безопасностью туризма понимается:
1) охрана жизни и здоровья туристов специализированными службами и туроператорами;
2) страхование жизни и здоровья туристов;
3) безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства;
4) личная безопасность туристов и их имущества.
5. Лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее туристские ресурсы, - это:
1) экскурсант;
2) турист;
3) экскурсовод;
4) инструктор-проводник.
6. Лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, прошедшее аттестацию и оказывающее услуги по ознакомлению туристов (экскурсантов) с объектами показа, сопровождению туристов (экскурсантов) и информированию туристов (экскурсантов) по пути следования по туристскому маршруту, - это:
1) экскурсант;
2) экскурсовод;
3) гид-переводчик;
4) инструктор-проводник.
7. Экскурсовод (гид) должен знать:
1) деловой протокол и этикет;
2) историю, культуру и географию региона;
3) правила по охране труда и пожарной безопасности;
4) все вышеперечисленное.
8. Экскурсовод (гид) должен знать:
1) содержание и правила проведения экскурсий;
2) основы психологии;
3) правила оказания первой доврачебной помощи;
4) все вышеперечисленное.
9. Периодичность проведения аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков:
1) один раз в три года;
2) один раз в пять лет;
3) однократно;
4) нет правильного ответа.
10. Основными функциями экскурсоводов, гидов, гидов-переводчиков, организаторов экскурсий в общем виде являются:
1) деятельность по реализации экскурсионных услуг;
2) организационное обеспечение экскурсионных услуг;
3) проведение экскурсий различных видов;
4) верно все вышеперечисленное.
11. К дополнительным услугам, которые могут предоставлять экскурсоводы (гиды), гиды-переводчики, относят:
1) услуги по организации питания;
2) услуги по обучению различным навыкам на экскурсионных маршрутах с активными способами отдыха и передвижения;
3) услуги фото- и видеосъемки для экскурсантов;
4) верно все вышеперечисленное.
12. Основными критериями оценки качества услуг экскурсоводов (гидов) НЕ являются:
1) наличие высшего образования, либо среднего профессионального образования, либо дополнительного профессионального образования в области экскурсионных услуг;
2) прохождение курсов повышения квалификации в области истории и краеведения;
3) соблюдение трудовых функций в соответствии с профессиональными стандартами;
4) прохождение аттестации в установленном законодательством порядке.
13. В трудовую функцию экскурсовода (гида) в соответствии с профессиональным стандартом "Экскурсовод (гид)", утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2021 N 913н, НЕ входят следующие трудовые функции:
1) составление маршрута и текста экскурсии;
2) отбор объектов для показа во время экскурсии;
3) оформление экскурсионной документации;
4) разработка стратегии и плана развития экскурсионной организации (подразделения).
1.2. Вопросы на знание правил оказания туристских услуг несовершеннолетним туристам
14. В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" детский туризм - это:
1) туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя;
2) путешествия, экскурсии детей с оздоровительно-рекреационными, учебными, познавательными, физкультурно-спортивными и другими целями, а также отдых в оздоровительных загородных учреждениях отдыха и оздоровления;
3) проживание ребенка в возрасте от 6 до 18 лет вне места (населенного пункта) своего постоянного проживания более 24 часов подряд;
4) все вышеперечисленное.
15. В соответствии с национальным стандартом РФ ГОСТ Р 54605-2017 "Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования" под несовершеннолетним туристом понимается:
1) ребенок в возрасте от 6 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных и иных целях в сопровождении руководителя в составе организованной туристской группы;
2) ребенок (юноша, девушка) в возрасте от 6 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в познавательных и иных целях в сопровождении руководителя в составе организованной туристской группы;
3) ребенок (юноша, девушка) в возрасте от 7 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных и иных целях в сопровождении руководителя в составе организованной туристской группы;
4) ребенок (юноша, девушка) в возрасте от 7 до 18 лет, посещающий место или страну временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных и иных целях в сопровождении родителя (опекуна), доверенного лица или руководителя в составе организованной туристской группы.
16. Какими документами необходимо руководствоваться при организации проживания и питания в рамках детского туризма?
1) постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 "Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации";
2) национальным стандартом РФ ГОСТ Р 54605-2017 "Туристские услуги. Услуги детского туризма. Общие требования";
3) постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 N 158 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц";
4) необходимо руководствоваться всеми вышеперечисленными документами.
17. Для выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации по территории Российской Федерации требуется:
1) нотариально заверенное согласие обоих родителей или уполномоченного представителя несовершеннолетнего на выезд с сопровождающим лицом;
2) нотариально заверенное согласие одного из родителей или уполномоченного представителя несовершеннолетнего на выезд с сопровождающим лицом;
3) письменное согласие обоих родителей или уполномоченного представителя несовершеннолетнего на выезд с сопровождающим лицом;
4) письменное согласие одного из родителей или уполномоченного представителя несовершеннолетнего на выезд с сопровождающим лицом.
18. Информация о туристском маршруте должна быть доведена в обязательном порядке до начала прохождения туристского маршрута до:
1) родителей или иных законных представителей;
2) несовершеннолетних туристов;
3) несовершеннолетних туристов, их родителей или иных законных представителей;
4) экскурсоводов.
19. Вводный инструктаж с организованной группой детей проводится:
1) после посадки детей в автобус и включает в себя: знакомство с правилами поведения в автобусе во время движения и остановок, с правилами пожарной и электробезопасности, действиями в чрезвычайных ситуациях и др.;
2) перед началом проведения отдельных мероприятий в составе путешествия: проведение экскурсий, походы в кафе, заселение в гостиницы и др.;
3) в случае введения новых нормативных документов по охране жизни и здоровья детей (или при изменении);
4) все ответы верны.
20. Сопровождение детской группы медицинским работником необходимо при организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более:
1) 8 часов;
2) 10 часов;
3) 12 часов;
4) независимо от длительности перевозки.
21. При какой длительности нахождения в пути следования не допускается включение детей младше 7 лет в группу для организованной перевозки автобусами:
1) более 4 часов;
2) более 5 часов;
3) более 6 часов;
4) независимо от длительности перевозки.
1.3. Вопросы на знание правил оказания доврачебной медицинской помощи
22. Каким образом проводится сердечно-легочная реанимация пострадавшего?
1) давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале 30 надавливаний на грудину, затем 2 вдоха методом "Рот ко рту";
2) искусственная вентиляция легких и давление руками на грудину пострадавшего: вначале 1 вдох методом "Рот ко рту", затем 15 надавливаний на грудину;
3) давление руками на грудину пострадавшего и искусственная вентиляция легких: вначале 5 надавливаний на грудину, затем 1 вдох методом "Рот ко рту";
4) нет правильного ответа.
23. Вторым действием (вторым этапом) при оказании первой помощи является:
1) предотвращение возможных осложнений;
2) устранение состояния, угрожающего жизни и здоровью пострадавшего;
3) правильная транспортировка пострадавшего;
4) нет правильного ответа.
24. Кровоостанавливающий жгут накладывается на конечность при кровотечении:
1) непосредственно на рану;
2) ниже раны на 4 - 6 см;
3) выше раны на 4 - 6 см;
4) нет правильного ответа.
25. Непрямой массаж сердца должен применяться:
1) при кровотечении;
2) при применении искусственного дыхания;
3) при повышении артериального давления;
4) при отсутствии пульса.
26. Схема оказания неотложной помощи при тепловом ударе:
1) пострадавшего срочно вынести в прохладное место, обеспечить доступ свежего воздуха, напоить холодной водой, наложить холодный компресс на голову, при нарушениях сердечной и дыхательной деятельности приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца;
2) пострадавшего срочно вынести в прохладное место, обеспечить доступ свежего воздуха, освободить от одежды, напоить холодной водой, наложить холодный компресс на голову, при нарушениях сердечной и дыхательной деятельности приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца;
3) пострадавшего срочно вынести в прохладное место, обеспечить доступ свежего воздуха, освободить от одежды, наложить холодный компресс на голову, при нарушениях сердечной и дыхательной деятельности приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца;
4) пострадавшего срочно вынести в прохладное место, обеспечить доступ свежего воздуха, освободить от одежды, напоить холодной водой, при нарушениях сердечной и дыхательной деятельности приступить к выполнению искусственного дыхания и непрямому массажу сердца.
27. Схема оказания неотложной помощи при внезапной потере сознания:
1) убедиться в наличии пульсации на сонной артерии, приподнять ноги, расстегнуть ворот сорочки, ослабить галстук и поясной ремень, поднести к носу вату с нашатырным спиртом или надавить на болевую точку под носом и помассировать ее, напоить сладким чаем в случае голодного обморока;
2) приступить к непрямому массажу сердца при наличии пульса на сонной артерии, приложить ватку, смоченную нашатырным спиртом, к носу или закапать его в нос;
3) приложить теплую грелку к животу;
4) приподнять ноги, расстегнуть ворот сорочки, ослабить галстук и поясной ремень, поднести к носу вату с нашатырным спиртом или надавить на болевую точку под носом и помассировать ее, накормить в случае голодного обморока.
28. Схема оказания неотложной помощи при травматическом шоке:
1) даже при отсутствии жалоб на боли как можно быстрее провести обезболивание (3 - 4 таблетки анальгина), вызвать "Скорую медицинскую помощь";
2) немедленно наложить кровоостанавливающие жгуты и тугие давящие повязки (при кровотечении), при переломах костей даже при отсутствии жалоб на боли как можно быстрее провести обезболивание (3 - 4 таблетки анальгина), обработать раны и наложить стерильные повязки, произвести транспортную иммобилизацию подручными средствами, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
3) убедиться в наличии пульсации на сонной артерии, приподнять ноги, расстегнуть ворот сорочки, ослабить галстук и поясной ремень, поднести к носу вату с нашатырным спиртом или надавить на болевую точку под носом и помассировать ее, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
4) обеспечить покой в положении "лежа" (при отсутствии сознания - на животе), приложить холод к голове, ограничить в питье, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
29. При оказании неотложной помощи при поражении электрическим током в случае воспламенения проводов или возникновения пожара пламя с электрических проводов необходимо сбивать:
1) струей воды;
2) песком или плотной тканью;
3) ножом или ножницами с изолированными ручками;
4) любым сухим, не проводящим ток, предметом (обычная деревянная или пластмассовая линейка, книга или свернутая в трубку газета).
30. При оказании неотложной помощи при поражении электрическим током освободить пострадавшего от воздействия провода или опасного электрического прибора можно:
1) путем перерезания электрического провода с помощью ножа или ножниц с изолированными ручками;
2) путем сбрасывания провода (прибора) с тела пострадавшего с помощью любого сухого, не проводящего ток, предмета (обычная деревянная или пластмассовая линейка, книга или свернутая в трубку газета);
3) путем отключения рубильника, выдергивания вилки из розетки или оттаскивания пострадавшего от опасного агрегата, держась только одной рукой за одежу пострадавшего, не касаясь его тела;
4) возможны все вышеперечисленные варианты.
31. При ожогах какой степени необходимо приложить холод на место ожога или подставить его под струю холодной воды на 5 - 10 минут, а затем обработать обожженную поверхность спиртом, одеколоном или водкой:
1) при ожогах I степени;
2) при ожогах II степени;
3) при ожогах III степени;
4) при ожогах IV степени.
32. Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы:
1) обеспечить полный покой и достаточный доступ свежего воздуха, организовать горячие ножные ванны или горчичники на область икроножных мышц, применить индивидуальный дозированный аэрозоль, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
2) обеспечить достаточный доступ свежего воздуха, дать 1 - 2 таблетки диазолина, димедрола или супрастина, организовать холод на область икроножных мышц, применить индивидуальный дозированный аэрозоль, вызвать "Скорую медицинскую помощь";
3) уложить больного на бок или на живот, освободить его дыхательные пути от слизи с помощью салфетки или носового платка, вызвать "Скорую медицинскую помощь", тщательно следить за характером дыхания и состоянием больного до прибытия врача;
4) применить индивидуальный дозированный аэрозоль, приложить холод на голову.
1.4. Вопросы на знание методики ведения экскурсий
33. В соответствии с "ГОСТ Р 54604-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие требования" под экскурсией понимается:
1) услуга по организации посещения объектов экскурсионного показа (объекты природного, историко-культурного наследия, промышленные предприятия и др.) индивидуальными туристами (экскурсантами) или туристскими группами, заключающаяся в ознакомлении и изучении указанных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью менее 24 ч. без ночевки;
2) материальная основа экскурсионного показа, включающая памятные места, здания и сооружения, памятники истории, архитектуры, искусства и археологии, природные объекты (заповедники, заказники, реликтовые растения и др.), промышленные и другие предприятия, экспозиции музеев, картинных галерей, выставок, которые во время экскурсии демонстрируют экскурсантам;
3) последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах;
4) услуга по удовлетворению познавательных потребностей туристов (экскурсантов), заключающаяся в коллективном (или индивидуальном) посещении и изучении определенных исторических, природных, культурных и производственных объектов в сопровождении экскурсовода, гида, гида-переводчика, продолжительностью более 24 ч.
34. К основным требованиям к экскурсиям относят:
1) познавательная ценность, научное содержание, воспитательное воздействие;
2) наглядность, достоверность, доступность, качество изложения материала;
3) дифференцированный подход к экскурсантам различных категорий;
4) все варианты верны.
35. Последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах, - это:
1) программа экскурсии (экскурсионная программа);
2) маршрут экскурсии;
3) технологическая карта экскурсии;
4) контрольный текст экскурсии.
36. Документ, устанавливающий последовательность посещения и изучения объектов на маршруте в соответствии с определенной тематикой, включающий в себя характеристики отдельных этапов экскурсии: продолжительность, протяженность, месторасположение остановок, точек обзора и т. д., - это:
1) программа экскурсии (экскурсионная программа);
2) маршрут экскурсии;
3) технологическая карта экскурсии;
4) контрольный текст экскурсии.
37. Экскурсионная методика (методика ведения экскурсии), - это:
1) совокупность методических приемов подготовки и проведения экскурсий, а также требований и правил, предъявляемых к экскурсии;
2) технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии;
3) совокупность методических приемов и форм предоставления информации, с помощью которых проводится ознакомление экскурсантов с объектом показа в соответствии с целью и тематикой экскурсии;
4) последовательность посещения и изучения объектов показа с предоставлением информации об указанных объектах.
38. Предметом экскурсионной методики является:
1) отбор экскурсионных объектов;
2) целенаправленное изучение средств и методов ведения экскурсии;
3) проектирование экскурсии;
4) разработка технологической документации.
39. Программа экскурсий включает в себя:
1) технологическую карту, план передвижения;
2) вступление, основную часть и заключение;
3) первую, вторую и третью часть;
4) нет правильного ответа.
40. "Портфель экскурсовода" - это:
1) условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых экскурсоводом в ходе проведения экскурсии;
2) фотографии объектов;
3) текст экскурсии;
4) грамоты, сертификаты, свидетельства о повышении квалификации, благодарственные письма, относящиеся лично к экскурсоводу.
41. В зависимости от места проведения экскурсии подразделяют на:
1) историко-краеведческие, историко-религиозные, археологические;
2) пешеходные, с использованием транспорта различных видов (автомобильного, водного, авиационного, железнодорожного, городского электрического, конного и др.) и комбинированные;
3) городские, загородные и комплексные;
4) производственно-исторические, производственно-экономические, производственно-технические и профессионально-ориентационные.
42. В зависимости от содержания экскурсии подразделяют на:
1) обзорные и тематические;
2) экскурсии-прогулки, экскурсии-концерты, экскурсии-спектакли;
3) литературно-биографические, историко-литературные, литературно-художественные;
4) городские, загородные и комплексные.
43. Контрольный текст экскурсии - это:
1) сведения, включающие познавательную, историческую, научную, техническую и другую информацию, характеризующую экскурсионный объект;
2) наиболее часто используемый исторический материал, раскрывающий тему;
3) рекомендации по проведению экскурсии;
4) технологический документ, включающий познавательную, историческую, научную, техническую и другую выверенную по источникам информацию, предоставляемую экскурсантам в процессе экскурсии.
44. Одним из приемов реконструкции при ведении экскурсии является:
1) прием зрительного монтажа;
2) прием панорамного показа;
3) прием локализации событий;
4) прием рассказа.
45. Экскурсионные объекты делятся на основные и дополнительные по:
1) содержанию;
2) аттрактивности;
3) функциональному значению;
4) внешнему виду.
46. Прием показа, направленный на восстановление первоначального образа объекта, - это:
1) предварительный осмотр;
2) экскурсионный анализ;
3) панорамный показ;
4) зрительная реконструкция.
47. Задача приема новизны экскурсионного материала заключается в стремлении:
1) помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящается экскурсия;
2) сделать восприятие наблюдаемого объекта более эффективным;
3) дать возможность воссоздать картину событий;
4) продемонстрировать инновационность экскурсии.
48. Прием показа, используемый для общего осмотра местности, - это:
1) экскурсионный анализ;
2) панорамный показ;
3) зрительная реконструкция;
4) локализация объектов.
49. Определите по описанию прием, который использовал экскурсовод при проведении экскурсии, рассказывая следующее: "Однажды знаменитый князь Лев Сергеевич Голицын решил прогуляться вдоль живописного морского побережья Нового Света. Много лет назад, как и сейчас, это был на редкость живописный уголок. Горы, поросшие сосновым и можжевеловым лесом, подошли здесь амфитеатром близко к морю и двумя своими выступами Сокол-гора с востока и Караул - оба с запада образовали красивую и уютную бухту с уникальным микроклиматом. Вдыхая пропитанный солнцем морской воздух, князь Голицын остановился, и окинул взором расстилавшиеся по склонам виноградники. И в этот самый момент к нему пришла мысль, которую он потом неоднократно озвучит и воплотит в виноградном деле: "Виноград и вино - это продукт местности"... Со времен создания князем Голицыным классического шампанского в Новом Свете и до сегодняшних дней производство было сохранено, расширено, и не только в объемах, но и в рецептуре. И Вы сейчас, проходя теми тропами, которыми ходил Лев Сергеевич, осматривая виноградники, можете прикоснуться к волшебному вкусу продукта крымских гор, солнца и заботливой руки виноградаря":
1) экскурсионный сторителлинг;
2) прием ссылки на свидетеля (очевидца);
3) прием зрительной реконструкции;
4) прием реконструкции.
50. Экскурсионная теория базируется на:
1) экскурсионном методе познания;
2) методе анализа и синтеза;
3) методе показа и рассказа;
4) методе сравнительных аналогий.
51. Метод аналогии используется:
1) при анализе процесса показа и рассказа;
2) при показе экскурсионного объекта;
3) в процессе рассказа;
4) при демонстрации внешних признаков объекта.
52. Рассказ экскурсовода - это:
1) информация об экскурсионном объекте;
2) устная часть экскурсии, четкий композиционный план, обусловленный единой темой;
3) комментарий об объекте;
4) справочная информация об объекте.
53. Архитектурный анализ объекта начинается с:
1) предварительного осмотра;
2) экскурсионного анализа;
3) панорамного показа;
4) анализа архитектурного стиля.
54. Известный методист экскурсионного дела, автор учебника
"Экскурсоведение", - это:
1) В.Н. Шолохов;
2) Б.В. Емельянов;
3) Ю.Н. Александров;
4) А.А. Шамаро.
1.5. Вопросы на знание географии, истории и культуры Тамбовской области
55. Северная и центральная часть какой равнины России называется Тамбовской равниной?
1) Окско-Донской равнины;
2) Васюганской равнины;
3) Москворецко-Окской равнины;
4) Кулундинской равнины.
56. Какую территорию, с каким населением занимает Тамбовская область по последним статистическим данным:
1) 34,3 кв. км с населением 990 тысяч 984 человека;
2) 32 кв. км. с населением 1 млн. 200 тысяч человек;
3) 40 тыс. кв. км, с населением 1 млн. 100 тысяч человек;
4) нет правильного ответа.
57. Какой регион НЕ граничит с Тамбовской областью:
1) Пензенская область;
2) Курская область;
Нумерация приводится в соответствии с источником
4) Саратовская область;
5) Рязанская область.
58. Назовите главную водную артерию территории Воронинского заповедника в Тамбовской области:
1) Ворона;
2) Ира;
3) Матыра;
4) Воронеж.
59. Притоком какой реки является река Ворона:
1) Хопра;
2) Воронежа;
3) Битюга;
4) Суры.
60. Какое из этих озер находится НЕ в Тамбовской области:
1) Рамза;
2) Кипец;
3) Симерка;
4) Тинаки.
61. Самая большая река Тамбовской области:
1) Ока;
2) Ворона;
3) Хопер;
4) Цна.
62. Какой из этих заповедников находится в Тамбовской области:
1) Воронинский;
2) Хоперский;
3) Графский;
4) Галичья Гора.
63. С именем сына какого знаменитого российского путешественника тесно связана история создания Воронинского заповедника:
1) Семенова-Тян-Шанского;
2) Пржевальского;
3) Миклухо-Маклая;
4) Никитина.
64. Тамбов был основан в:
1) 1616 году;
2) 1634 году;
3) 1636 году;
4) 1648 году.
65. Какие основные народы проживали на территории тамбовского края в средние века?
1) мордва мокша;
2) славяне;
3) половцы;
4) все варианты верны.
66. Фамилия воеводы, руководившего строительством крепости Тамбов:
1) Ромодановский;
2) Боборыкин;
3) Спешнев;
4) Биркин.
67. Как называется документ, в котором сохранилось описание истории основания крепости "Тамбов":
1) "Тамбовский летописец";
2) "Известия Тамбовской ученой архивной комиссии";
3) "Историко-статистическое описание Тамбовской епархии";
4) "Военно-статистическое обозрение Российской империи".
68. В какой православный праздник в 1637 году была освящена построенная в короткие сроки Тамбовская крепость:
1) Покров Пресвятой Богородицы;
2) Ильин день;
3) Троица;
4) Пасха.
69. Первым епископом Тамбовским был:
1) Питирим;
2) Леонтий;
3) Мисаил;
4) Мамонт.
70. Тамбовская губерния была учреждена в:
1) 1779 году;
2) 1796 году;
3) 1778 году;
4) 1792 году.
71. В состав какой губернии входила Тамбовская провинция по реформе 1708 года?
1) Азовской;
2) Московской;
3) Липецкой;
4) Белгородской.
72. В Тамбовскую губернию в начале XX в. входило уездов:
1) 12;
2) 10;
3) 13;
4) 15.
73. Какой из уездов не входил в Тамбовскую губернию в начале XX в.:
1) Елецкий;
2) Лебедянский;
3) Борисоглебский;
4) Темниковский.
74. Восстание в Козлове в XVII веке произошло в:
1) 1648 году;
2) 1636 году;
3) 1627 году;
4) 1635 году.
75. Временной базой восставших стали села Бокино и Кузьмино-Гать. В ходе какого восстания, начавшегося на Дону в 1670 году, это произошло?
1) С. Разина;
2) Е. Пугачева;
3) X. Косолапа;
4) И. Болотникова.
76. Какой из перечисленных городов был экономически важной пристанью с конца XVIII века?
1) Козлов;
2) Моршанск;
3) Шацк;
4) Усмань.
77. В 1553 году в низовьях Цны была построена крепость, ставшая впоследствии городом Тамбовской губернии. Это была крепость:
1) Козлов;
2) Шацк;
3) Липецк;
4) Усмань.
78. Городом Тамбовской губернии, который был крупном железнодорожном узлом, и в котором действовали две конные ярмарки - Евдокиевская и Крестовоздвиженская, являлся:
1) Елатьма;
2) Козлов;
3) Спасск;
4) Липецк.
79. Частью какой засечной черты являлась Тамбовская засечная черта?
1) Белгородской;
2) Симбирской;
3) Ногайской;
4) Татарской.
80. Тамбовская область была основана в:
1) 1937 году;
2) 1954 году;
3) 1926 году;
4) 1940 году.
81. Что означает корона и лента на современном гербе Тамбовской области:
1) Тамбовская область ранее была губернией;
2) Тамбовская область имеет богатую историю и прославилась в годы ВОВ;
3) Тамбовская область является субъектом РФ и имеет государственную награду за трудовые и ратные достижения;
4) нет правильного ответа.
82. Герб этого города Тамбовской губернии представлял собой разделенный надвое щит, в верхней части которого изображен герб Тамбова, а в нижней - черный крест в золотом поле:
1) Борисоглебск;
2) Темников;
3) Спасск;
4) Усмань.
83. Герб этого города Тамбовской губернии представлял собой разделенный надвое щит, в верхней части которого изображен герб Тамбова, а в нижней - два серебряных якоря-кошки, скрещенные в лазоревом поле:
1) Новохоперск;
2) Липецк;
3) Шацк;
4) Моршанск.
84. Неотапливаемая часть крестьянского дома, где хранилась домашняя утварь, называлась:
1) закут;
2) овин;
3) клеть;
4) полати.
85. Вид юбки из шерстяной ткани в крупную клетку обычно темно-синего или черного цвета называется:
1) понева;
2) убрус;
3) кичка;
4) свита.
86. Краевед, преподаватель истории в Тамбовской духовной семинарии, с 1884 г. был председателем Тамбовской губернской ученой архивной комиссии, автор "Очерков из истории Тамбовского края":
1) А.Н. Норцов;
2) С.А. Березнеговский;
3) И.И. Дубасов;
4) П.Н. Черменский.
87. Педагог, историк, археолог, автор монографии "Древнейшее население Тамбовщины":
1) П.П. Иванов;
2) А.А. Спицын;
3) Л.И. Чуистова;
4) И.В. Двужилова.
88. Какому представителю дворянского рода, впоследствии оказавшего огромное влияние на историю России, в Начале XVII века принадлежали деревни Казинка, Ярок и Торбеево, относившиеся к Верхоценской волости:
1) Ксении (Марфе) Ивановне Романовой;
2) Дмитрию Михайловичу Пожарскому;
3) Кузьме Мини чу Минину;
4) Михаилу Федоровичу Романову.
89. Этой купеческой династии, основателем которой был купец 2-ой гильдии Федор Егорович, принадлежала мельница на реке Студенец в Тамбове, бывшая в начале XX века вторым по величине мукомольным предприятием в губернии:
1) Асеевы;
2) Егоровы;
3) Носовы;
4) Толмачевы.
90. Основал в Тамбове Екатерининский учительский институт, общежитие для учащихся мужской гимназии и реального училища, в 1892 году внес крупный вклад на постройку здания для общества народных чтений:
1) Э.Д. Нарышкин;
2) Б.Н. Чичерин;
3) Г.Р. Державин;
4) нет правильного ответа.
91. Кто из этих великих россиян с марта 1786 года по декабрь 1788 года был правителем Тамбовского наместничества:
1) В.А. Жуковский;
2) Г.Р. Державин;
3) М.В. Ломоносов;
4) А.С. Грибоедов.
92. Известный композитор, имя которого тесно связано с Тамбовщиной. Здесь им написаны 4 фортепианных концерта, оперы "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини", контата "Весна" и др.
1) С.В. Рахманинов;
2) В.И. Агапкин;
3) И.А. Шатров;
4) нет правильного ответа.
93. Поэт, представитель тамбовского дворянства, автор строк:
"...Не властны мы в самих себе И, в молодые наши беты,
Даем поспешные обеты,
Смешные, может быть, всевидящей судьбе"
1) К.Ф. Рылеев;
2) А.А. Фет;
3) М.Ю. Лермонтов;
4) Е.А. Боратынский.
94. Назовите фамилию основателя Екатерининского учительского института, выделившего средства на строительство здания для Общества народных чтений (ныне - здание картинной галереи).
1) Э.Д. Нарышкин;
2) А.М. Носов;
3) А.А. Фредерикс;
4) В.Ф. фон дер Лауниц.
95. Предводитель крестьянского восстания в Тамбовской губернии 1920 - 1921 гг.:
1) Г.В. Плеханов;
2) В.М. Чернов;
3) А.С. Антонов;
4) В.В. Александров.
96. Музыка какого композитора стала гимном Тамбовской области:
1) С.В. Рахманинова;
2) М.Л. Матусовского;
3) А.А. Алябьева;
4) В.И. Агапкина.
97. Военный хирург, живший и работавший в Тамбове, в сане архиепископа носивший имя Лука:
1) В.Ф. Войно-Ясенецкий;
2) Н.И. Пирогов;
3) Е.С. Боткин;
4) В.А. Антонов-Овсеенко.
98. З.А. Космодемьянская - участница партизанского движения, Герой Советского Союза - родилась в селе Тамбовской губернии:
1) Большая Алексеевка;
2) Осино-Гай;
3) Кузьмино-Гать;
4) Осино-Лазовка.
99. Этот писатель, родившийся в селе Преображенское Тамбовского уезда, был автором романов "Невеста Пушкина", "Севастопольская страда" и др.:
1) С.Н. Сергеев-Ценский;
2) С.Н. Терпигорев;
3) А.М. Жемчужников;
4) А.И. Эртель.
100. Дипломат из тамбовского дворянского рода, член РСДРП с 1905 года, нарком иностранных дел с 1918 по 1930 г.г., подписавший Брестский мир:
1) М.М. Литвинов;
2) М.И. Калинин;
3) Г.В. Чичерин;
4) В.М. Молотов.
101. Оперы С.В. Рахманинова "Скупой рыцарь", "Франческа да Римини", поэма "Колокола" были написаны в:
1) Александровке;
2) Сергеевке;
3) Ивановке;
4) Борисовке.
102. Известный скульптор второй половины XIX в., родоначальник художественной династии, уроженец г. Моршанска Тамбовской губернии:
1) С.Т. Коненков;
2) Е.А. Лансере;
3) П.П. Трубецкой;
4) М.М. Антокольский.
103. Советская и российская певица, автор и исполнитель русских народных песен, уроженка д. Нижняя Мазовка Тамбовского уезда Тамбовской губернии:
1) Л.Г. Зыкина;
2) Л.А. Русланова;
3) М.Н. Мордасова;
4) Н.Г. Бабкина.
104. Какому знаменитому советскому спортсмену (хоккеисту и футболисту) установлен памятник в г. Моршанске:
1) Л.И. Яшину;
2) В.М. Боброву;
3) Э.А. Стрельцову;
4) А.В. Тарасову.
105. Российский и советский ученый-естествоиспытатель, представитель русского космизма, один из создателей учения о ноосфере, в 1885 - 1911 гг. владелец имения в Моршанском уезде Тамбовской губернии:
1) А.Л. Чижевский;
2) В.И. Вернадский;
3) Г.В. Вернадский;
4) К.Э. Циолковский.
106. Российский и советский военный музыкант, автор вальса "На сопках Манчжурии", много лет проживший в Тамбове:
1) И.А. Шатров;
2) В.И. Агапкин;
3) С.С. Прокофьев;
4) А.Н. Верстовский.
107. Что из перечисленного ниже не относится к деятельности Г.Р. Державина на посту правителя Тамбовского наместничества:
1) принятие и начало осуществления плана регулярной застройки города;
2) перестройка тюремного замка;
3) основание дворянского училищного корпуса;
4) открытие четырехклассного народного училища.
108. Представитель культуры XIX века России, ученый с мировым именем, основоположник российской школы индологии, путешественник, родился в Тамбове, учился в Тамбовской мужской гимназии, жил в Санкт-Петербурге:
1) П.П. Семенов-Тянь-Шанский;
2) И.П. Минаев;
3) С.Ф. Ольденбург;
4) Н.М. Пржевальский.
109. О каком известном в Тамбове в XIX веке трактире упоминает М.Ю. Лермонтов в своей поэме "Тамбовская казначейша":
1) "Европейский";
2) "Чад жизни";
3) "Московский";
4) "Дымное царство".
110. Институт благородных девиц, располагавшийся в Тамбове на ул. Большой, назывался:
1) Мариинским;
2) Александринским;
3) Павловским;
4) Екатерининским.
111. Конезавод в Шацком уезде, принадлежавший графу И.И. Воронцову-Дашкову, располагался в селе:
1) Сабуро-Покровское;
2) Знаменское;
3) Новотомниково;
4) Черкино.
112. Здание, в котором в настоящее время располагается Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт имени С.В. Рахманинова, выполнено в стиле:
1) классицизм;
2) ампир;
3) барокко;
4) модерн.
113. Город Тамбовской губернии, в котором жил и работал И.В. Мичурин:
1) Шацк;
2) Моршанск;
3) Козлов;
4) Елатьма.
114. Памятный знак - четырехугольная стела в черно-белую косую полоску (изображает верстовой столб XVIII века с надписью "До Москвы 448 верст"), обозначающая "нулевую версту" почтовых трактов из Тамбова в Москву и Санкт-Петербург, расположена:
1) у Главпочтамта;
2) у Вознесенского женского монастыря;
3) у Дома Кондоиди в Тамбове;
4) у Спасо-Преображенского собора.
115. Здание Тамбовского государственного драматического театра было построено по проекту:
1) Ф.А. Свирчевского;
2) А.Ф. Миролюбова;
3) Ф.О. Чеботаровича;
4) П.Ф. Феодоровского.
116. На этой улице, в 1836 году получившей имя Дворянской, располагались здания Дворянского собрания, гостиницы Никольских, и многие дома тамбовских дворян. Сегодня это улица:
1) Карла Маркса;
2) Пролетарская;
3) Интернациональная;
4) Октябрьская.
117. Какой из перечисленных ниже памятников архитектуры в Тамбове был построен в XX веке:
1) здание картинной галереи;
2) здание присутственных мест;
3) здание главного почтамта;
4) здание гостиницы Никольских.
118. Автором проекта фасада здания городского театра в Козлове был:
1) В.М. Лемке;
2) Н.Ф. Демкова;
3) А.М. Герасимова;
4) И.В. Шторма.
119. Здание Тамбовского государственного драматического театра изначально предназначалось для:
1) Крестьянского и дворянского банка;
2) Гостиницы Никольских;
3) Губернского дворянского собрания;
4) Коммерческого училища.
120. Здание римско-католической церкви Воздвижения Святого Креста в Тамбове выполнено в стиле:
1) эклектика;
2) неоготика;
3) рококо;
4) ампир.
121. Градообразующее предприятие, которое было построено в годы Первой мировой войны в лесу под Тамбовом?
1) арженская суконная фабрика;
2) табачная фабрика;
3) пороховой завод;
4) чугунолитейный завод.
122. Монастырь был основан святителями Питиримом и Митрофаном в 1688 году "...в Тамбовском Ценском лесу". В 1950-60-е годы был разрушен, восстановление началось в 1998 году:
1) Трегуляевский Иоанно-Предтеченский монастырь;
2) Казанский монастырь;
3) Сухотинский Знаменский монастырь;
4) Свято-Никольская Мамонтовская пустынь.
123. Главной достопримечательностью какого районного центра Тамбовской области является Михаило-Архангельский храм, в котором установлен уникальный иконостас, выполненный из фарфора:
1) р.п. Первомайский;
2) р.п. Мордово;
3) р.п. Инжавино;
4) г. Жердевка.
124. В этом городе Нижегородской области (ранее относившемся к Темниковскому уезду Тамбовской губернии) в 1664 году был основан монастырь, известный как Свято-Успенская пустынь. Там на рубеже XVIII-XIX вв. подвизался православный подвижник, причисленный к лику святых в 1903 году:
1) Ка дом;
2) Темников;
3) Саров;
4) Сатис.
125. О каком памятнике архитектуры в Тамбовской области идет речь:
"...В 1970-х годах в Ленинградской библиотеке М.Е. Салтыкова-Щедрина была найдена записка, которая заканчивается такими словами: "Архитектор Стасов считает обязанностью уведомить, что он планов для этого собора не сочинял, с которых присланы копии, а видит, что они кем-то составлены по подражанию Преображенского всей гвардии собора и С. Троицы, им устроенных в С. Петербурге..."?
1) Собор Святой Троицы в г. Моршанске;
2) Вознесенский женский монастырь в г. Тамбове;
3) Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь;
4) нет правильного ответа.
126. Автор образцового проекта, по которому был построен Боголюбский собор в городе Мичуринске:
1) К.А. Тон;
2) В.П. Стасов;
3) О.И. Бове;
4) Н.А. Львов.
127. Эта площадь в Тамбове до революции 1917 года именовалась Варваринской по названию церкви:
1) Комсомольская;
2) Первомайская;
3) Кронштадтская;
4) Ленина.
128. Сектантское движение, которое было распространено в Тамбовском, Моршанском и Борисоглебском уездах. Проповедник этого движения Т.Ф. Гаврилов встречался с Л.Н. Толстым для обсуждения религиозных вопросов:
1) скопцы;
2) молокане;
3) духоборцы;
4) хлысты.
129. Автором проекта Троицкого собора в городе Моршанск был:
1) В.П. Стасов;
2) К.И. Росси;
3) В.И. Баженов;
4) М.Ф. Казаков.
130. Фрески какого храма в Тамбовской области выполнены в стиле гризайль:
1) Троицкого собора г. Моршанска;
2) Боголюбского собора г. Мичуринска;
3) Казанской церкви Казанского мужского монастыря г. Тамбова;
4) Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Тамбова.
2. Практические задания
1. Проведите обзорную экскурсию по городу Тамбову, используя объекты показа по выбору (Спасо-Преображенский кафедральный собор, Мемориал "Вечный огонь", Тамбовский Арбат, памятник В.И. Агапкину и И.А. Шатрову, Казанский мужской монастырь, набережная реки Цны и ее достопримечательности, здание музыкального училища им. С.В. Рахманинова, памятник С.В. Рахманинову, памятник Тамбовскому мужику, Покровский собор, Римско-католическая церковь, памятник Архиепископу Луке, музей Архиепископа Луки, Музейный комплекс "Усадьба Асеевых", дом-музей Г.В. Чичерина, краеведческий музей, здание Гостиного двора, здание почтамта, здание Тамбовского драматического театра, Тамбовская областная картинная галерея), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
2. Проведите обзорную экскурсию по "Тамбовскому арбату" (дом Шоршорова, дом N 13 по ул. Коммунальной, памятник Тамбовской казначейше, дом N 17 по ул. Коммунальной, дом N 18 по ул. Коммунальной, дом N 20 по ул. Коммунальной, дом N 21 по ул. Коммунальной, дом N 22 на углу улиц Носовской и Коммунальной, дом N 26 по ул. Коммунальной, дом N 28 по ул. Коммунальной, дом N 30 по ул. Коммунальной, комплекс зданий под N 34 по ул. Коммунальной), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
3. Проведите экскурсию "Тамбов православный" (монастыри и храмы г. Тамбова, Трегуляевский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
4. Проведите обзорную экскурсию по г. Мичуринску (исторические здания улиц Герасимова, Гагарина, Революционной, Гоголевской, Мичуринский государственный аграрный университет, площадь имени И.В. Мичурина, Боголюбский кафедральный собор, Ильинская церковь, сквер на улице Советской, памятник В.М. Зельдину, Мичуринский краеведческий музей, Мичуринский драматический театр, Ландшафтный парк-набережная), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
5. Проведите экскурсию "Мичуринск - наукоград" (Дом-музей И.В. Мичурина, мемориал "Могила И.В. Мичурина", памятник И.В. Мичурину, Музей яблони, Коллекционный сад И.В. Мичурина), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
6. Проведите экскурсию по достопримечательностям г. Мичуринска (Литературно-музыкальный музей, музей-усадьба А.М. Герасимова, исторические здания улиц Герасимова, Гагарина, Революционной, Гоголевской), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
7. Проведите экскурсию "Мичуринск православный" (монастыри и храмы г. Мичуринска), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
8. Проведите экскурсию по достопримечательностям Знаменского района Тамбовской области (имение Загряжских-Строгановых, Знаменский парк, Знаменский краеведческий музей, с. Александровка, Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
9. Проведите обзорную экскурсию по г. Рассказово (Краеведческий музей, усадьба Асеевых, усадьба Полторацких, памятник Бородинскому хлебу, Церковь Иоанна Богослова, памятник Солдату-победителю, Церковь святой великомученицы Екатерины), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
10. Проведите обзорную экскурсию по г. Моршанску (Моршанский историко-краеведческий музей (дом купца Каверина), Свято-Троицкий собор, городской сад, памятник Екатерине II, Никольская церковь, старообрядческий храм успения Пресвятой Богородицы, дом городского головы А.И. Рымарева, суконная фабрика Асеевых, дом Никольских, бывшая Базарная площадь, дом купцов-старообрядцев Фоминых, здание реального училища, дом Грачевых, дом купцов Поповых, здание книжного склада и сиротского приюта для девочек, дом фабриканта Белоусова, - дом купцов Морозовых (семьи матери А.П. Чехова), дом купцов Платициных, памятник "Паровоз Л-2264), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
11. Проведите экскурсию "Моршанск православный" (храмы г. Моршанска), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
12. Проведите экскурсию по достопримечательностям г. Уварово и Уваровского района (Краеведческий музей г. Уварово, Христорождественский храм, Музей-заповедник С.В. Рахманинова в с. Ивановка, усадьба Старая Ольшанка и Храм Воскресения Христа Спасителя в с. Красное Знамя), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
13. Проведите экскурсию по достопримечательностям г. Котовска (мемориальный комплекс - парк Воинской славы, скульптура "Неваляшка", Музейный историко-просветительный образовательный комплекс, действующее производство ООО "Котовские неваляшки", Котовский пороховой завод), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
14. Проведите обзорную экскурсию по г. Кирсанову (здание ЗАГС, улица 50-летия Победы, Кирсановская детская школа искусств, библиотека, Мемориальный комплекс в память о людях, погибших в связи с атомными катастрофами, дом детского творчества, мемориал, посвященный павшим в ВОВ, центр досуга "Золотой витязь", бывшее реальное училище, памятник Ульяне Громовой, обелиск на площади Революции, торговые ряды, памятник В.И. Ленину, памятник "Слава труду", здание бывшей мельницы, здание бывшей биржи, краеведческий музей, бывший дом Карвуни, бывшая Городская Дума и Управа), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
15. Проведите экскурсию "Кирсанов православный" (монастыри и храмы г. Кирсанова), об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
16. Проведите экскурсию по достопримечательностям одного или нескольких населенных пунктов Тамбовской области по собственному выбору, об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее.
17. Проведите экскурсию по туристскому маршруту, проходящему по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации, об одном или нескольких из объектов на маршруте в каждом регионе расскажите подробнее (практическое задание для экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на туристском маршруте, проходящем по территориям 2 и более субъектов Российской Федерации).
18. Проведите экскурсию по национальному туристическому маршруту "Русские усадьбы на рубеже веков", об одном или нескольких из объектов на маршруте расскажите подробнее (практическое задание для экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, оказывающих услуги на национальном туристическом маршруте).
<< Назад |
||
Содержание Приказ министерства туризма и молодежной политики Тамбовской области от 15 февраля 2023 г. N 32 "Об утверждении перечня... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.