г. Краснодар |
|
11 февраля 2016 г. |
Дело N А53-1000/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мазуровой Н.С., судей Мещерина А.И. и Шишкина А.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - администрации города Ростова-на-Дону (ОГРН 1026103282743) - Савельевой О.В. (доверенность от 17.11.2015), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону - Прониной А.В. (доверенность от 06.04.2015), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" (ОГРН 1026102902363), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2015 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 (судьи Илюшин Р.Р., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А53-1000/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Донские зори" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации города Ростова-на-Дону (далее - администрация), в котором просило:
- признать не соответствующими закону действия администрации по определению места расположения красных линий на карте объекта землеустройства относительно объектов землеустройства по адресам: земельные участки по пр. Космонавтов, 4в, 4/16, 6/13, 4г, 4б,
- обязать администрацию устранить в полном объеме допущенное нарушение прав общества, внести уточнение в сведения о расположении красных линий в районе в соответствии с линией фактической застройки (уточненные требования, т. 2, л. д. 44, 51 - 52).
Определением от 19.02.2015 судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону (далее - департамент; т. 1, л. д. 76).
Решением от 01.07.2015, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 28.08.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы следующим. 02.10.2012 принято постановление мэра г. Ростова-на-Дону N 850 "Об утверждении проекта планировки территории Северного жилого массива - чертеж красных линий" (далее - постановление от 02.10.2012 N 850, постановление N 850). Общество оспаривает действия администрации по определению красных линий в составе проекта планировки территории Северного жилого массива (далее - СЖМ), закрепленные в постановлении N 850. Правовым основанием заявленных требований общество определило статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации, отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц (пункт 11 статьи 1, статьи 41 - 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее - Градостроительный кодекс). Целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат существующие красные линии, и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры. Особенностью подготовки документации по планировке территории является обязательное рассмотрение проектов планировки и проектов межевания территории, до их утверждения, на публичных слушаниях (часть 13 статьи 45, статья 46 Градостроительного кодекса). Принятые в утвержденной документации проектные решения в части обозначенных красных линий рассматривались 06.06.2012 на публичных слушаниях, в которых участие принимали и представители общества. В составе замечаний, отображенных в приложении к протоколу заседания комиссии по публичным слушаниям градостроительной документации от 06.06.2012, имеются указанные обществом в настоящем заявлении земельные участки по проспекту Космонавтов. Представленные в комиссию замечания, влекущие уменьшение поперечного профиля улиц, в том числе проспекта Космонавтов, за счет территорий общего пользования, были проанализированы и отклонены. Спорные красные линии установлены в соответствии с Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция). Довод о том, что красные линии, пересекающие (проспект Космонавтов, 4в, 4/16, 6/13) и полностью охватывающие принадлежащие обществу земельные участки, кабельный коллектор (проспект Космонавтов, 4г, 4б), определены без какого-либо технического обоснования, суд проверил и отклонил. Красные линии на территории по проспекту Космонавтов определяют планируемое расширение автомобильной дороги (размер поперечного профиля магистральной улицы общегородского значения), в соответствии с генеральным планом города (утвержден решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.04.2007 N 251), нормативами градостроительного проектирования и расчетными параметрами интенсивности движения. Сам факт прохождения красных линий через земельные участки общества не свидетельствует о нарушении его права собственности, поскольку не создает ему препятствия в пользовании этими участками в соответствии с видом разрешенного использования, указанным в их кадастровых паспортах - эксплуатация рынка. Учитывая, что чертеж красных линий в обозначенных границах утвержден постановлением от 02.10.2012 N 850, которое не обжаловано и является действующим, незаконность действий органа местного самоуправления не может быть установлена в рамках сформулированного заявителем требования. Администрация представила суду доказательства, подтверждающие правомерность своих действий.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение от 01.07.2015 без изменения, также принял во внимание, что на земельных участках общества, расположенных за красными линиями, не имеется объектов недвижимого имущества, прохождение красной линии через земельный участок заявителя не противоречит нормам закона. Кроме того, строительство автомобильной дороги является основанием для изъятия земельного участка для муниципальных нужд в порядке статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В кассационной жалобе общество просит решение от 01.07.2015 и апелляционное постановление от 28.08.2015 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, расположение красных линий, утвержденное постановлением N 850, нарушает права общества как собственника объектов недвижимости, которые фактически оказались зарезервированы муниципалитетом, без принятия на то необходимого решения. Вследствие нанесения красных линий часть земельных участков и объектов недвижимости, являющихся собственностью общества, фактически получили статус территорий общего пользования, что противоречит статье 1 Гражданского кодекса, предусматривающей неприкосновенность собственности и необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, влечет за собой невозможность полноценного использования по назначению находящихся на них объектов недвижимости. Согласно Инструкции установление красных линий осуществляется с учетом существующей застройки; в случае пересечения красными линиями территорий с застройкой, должно быть обоснование необходимости планируемых к строительству объектов общего пользования. Администрацией не представлены документы в обоснование именно такого порядка нанесения красных линий, либо в подтверждение, что таким образом красные линии были нанесены до приобретения обществом объектов недвижимости в собственность. В доказательство нарушения нанесением красных линий прав общества было представлено постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-32471/2012, однако оно не принято судом во внимание. Судами не учтены разъяснения, содержащиеся в пунктах 45, 46 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22). Ошибочными являются выводы суда апелляционной инстанции о том, что на земельных участках общества, расположенных за красными линиями, не находится объектов недвижимого имущества, а прохождение красной линии через земельный участок не противоречит нормам права. Администрация злоупотребила своими правами и нарушила права общества, фактически лишив его собственности, придав объектам недвижимости статус мест общего пользования. Способ защиты права обществом выбран верно.
Администрацией представлен письменный отзыв с возражениями против удовлетворения кассационной жалобы.
Обществом письменно заявлено ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие его представителя, которое судом кассационной инстанции рассмотрено и удовлетворено в порядке статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс).
В судебном заседании представители администрации и департамента просили кассационную жалобу общества отклонить.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав в открытом судебном заседании представителей заинтересованного лица и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество является собственником земельных участков и зданий, сооружений нежилого назначения, расположенных в Ворошиловском районе города Ростова-на-Дону, на проспекте Космонавтов, 4б, 4в, 4г, 4/16, 6/13 (т. 1, л. д. 18 - 26).
Постановлением мэра города Ростова-на-Дону от 02.10.2012 N 850 утвержден проект планировки территории СЖМ в составе чертежа красных линий и положения о характеристиках планируемого развития территории, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Полагая, что нанесением красных линий, утвержденных постановлением N 850, нарушены его права как собственника вышеназванных объектов недвижимости, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.
Согласно пунктам 4 и 5 части 2 статьи 125, части 1 статьи 168, части 1 статьи 199, части 4 статьи 200 и статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса рассмотрение дела в арбитражном суде происходит исходя из предмета и основания, заявленных в иске (заявлении, поданном в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса).
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу прямого указания частей 4, 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса, возложение обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя возможно в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, а обязанности совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок - в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений.
При рассмотрении спора судебные инстанции правомерно исходили из того, что в соответствии с нормами части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно - кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса определяет территории общего пользования как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
В целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной Градостроительным кодексом, осуществляется в отношении как застроенных, так и подлежащих застройке территорий (пункты 1, 2 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Красные линии и линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, включаются в основную часть проекта планировки территории, которая подлежит утверждению (подпункты "а", "б" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса), опубликованию в составе документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (часть 16 статьи 45 Градостроительного кодекса).
Порядок разработки и утверждения документации по планировке территории установлен статьей 45 Градостроительного кодекса, согласно положениям которой, решение об утверждении такой документации принимается главой муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний. Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации определены в Инструкции.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции установили, что постановление от 02.10.2012 N 850 об утверждении чертежа красных линий в составе проекта планировки территории СЖМ в установленном законом порядке недействительным, не подлежащим применению не признано, в рамках настоящего дела обществом не оспаривалось. Совершение администрацией действий по определению (нанесению) места расположения красных линий относительно принадлежащих обществу на праве собственности объектов недвижимости, противоречащих нормам постановления N 850, заявителем не обосновано и документально не подтверждено.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы жалобы, обусловленные несогласием заявителя с расположением красных линий, утвержденным постановлением от 02.10.2012 N 850, окружным судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку названный муниципальный правовой акт предметом настоящего спора не являлся.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Постановление от 02.10.2012 N 850 обладает признаками нормативного правового акта, так как устанавливает правовые нормы (правила поведения общего характера), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение. Оспаривание в арбитражном суде муниципальных нормативных правовых актов в сфере градостроительства под видом действий органа местного самоуправления недопустимо.
Ссылка заявителя на непринятие судами во внимание, представленного в доказательство нарушения нанесением красных линий прав общества постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 по делу N А53-32471/2012, несостоятельна. Предметом разбирательства в данном деле являлся отказ администрации в выдаче разрешения на право организации розничного рынка, изложенный в письме от 01.10.2012, состоявшийся до принятия постановления от 02.10.2012 N 850, и не основанный на его нормах.
Довод жалобы о том, что судами не учтены разъяснения, изложенные в пунктах 45, 46 постановления Пленумов N 10/22, арбитражным судом округа не принимается, как противоречащий содержанию сформулированного обществом требования к администрации, и представленным в его обоснование доказательствам. Исполнение администрацией муниципального нормативного правового акта (путем графического нанесения утвержденных постановление N 850 красных линий) ни о нарушении прав общества на владение, пользование и распоряжение своей собственностью, ни о злоупотреблении правом со стороны органа местного самоуправления (статья 10 Гражданского кодекса), не свидетельствует.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 01.07.2015 и апелляционного постановления от 28.08.2015 по доводам жалобы не имеется. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права, указав на невозможность защиты прав общества заявленным способом.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Расходы по уплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы относятся на общество, оснований для их перераспределения между сторонами по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2015 по делу N А53-1000/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод жалобы о том, что судами не учтены разъяснения, изложенные в пунктах 45, 46 постановления Пленумов N 10/22, арбитражным судом округа не принимается, как противоречащий содержанию сформулированного обществом требования к администрации, и представленным в его обоснование доказательствам. Исполнение администрацией муниципального нормативного правового акта (путем графического нанесения утвержденных постановление N 850 красных линий) ни о нарушении прав общества на владение, пользование и распоряжение своей собственностью, ни о злоупотреблении правом со стороны органа местного самоуправления (статья 10 Гражданского кодекса), не свидетельствует.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 01.07.2015 и апелляционного постановления от 28.08.2015 по доводам жалобы не имеется. Судебные инстанции полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права, указав на невозможность защиты прав общества заявленным способом."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2016 г. N Ф08-9175/15 по делу N А53-1000/2015