Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Искитимского района
от 23 мая 2023 г. N 516
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения Искитимского района Новосибирской области
I. Общие положения
1. Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения (далее - МАСЦО) Искитимского района Новосибирской области (Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 578/365 (далее приказ N 578/365), Положением об организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций от 31.07.2020 N 579/366 и Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения МЧС России, утвержденными протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19.02.2021 N 1.
2. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при венных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
3. Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.
4. Экстренная информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты незамедлительно передается по системе оповещения населения.
5. Оповещение населения Искитимского района Новосибирской области об опасностях, возникающих при венных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера обеспечивает МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС".
6. Положение определяет назначение, задачи, структуру, порядок создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию МАСЦО Искитимского района Новосибирской области об опасностях, возникающих при венных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
7. МАСЦО включается в систему управления гражданской обороны и единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и создается органом местного самоуправления Искитимского района Новосибирской области.
8. На объектовом уровне создается локальная система оповещения (далее - ЛСО) в районе размещения потенциально опасных объектов, расположенных на территории муниципального образования.
9. ЛСО создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно-опасные и ядерно-опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровья населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
10. Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
11. Границами зоны действия МАСЦО являются административные границы Искитимского района Новосибирской области.
12. Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружений высокой опасности - в нижним бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
13. Все системы оповещения населения должны программно и технически сопрягаться с использованием единого протокола обмена информацией (стандартное устройство сопряжения).
Сопряжение ЛСО с МАСЦО осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект I и II классов опасности, особо радиационно опасное и ядерно опасное производство и объект, гидротехническое сооружение чрезвычайно высокой опасности и высокой опасности.
14. МАСЦО Искитимского района Новосибирской должна соответствовать требованиям приказа N 578/365.
II. Назначение, основные задачи и состав систем оповещения населения
15. МАСЦО Искитимского района Новосибирской области является составной частью системы управления гражданской обороны Новосибирской области и обеспечивает доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ТП РСЧС Искитимского района Новосибирской области;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Искитимского района Новосибирской области;
единой дежурно-диспетчерской службы Искитимского района Новосибирской области;
сил РСЧС, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил гражданской обороны на территории Искитимского района Новосибирской области;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой и высокой опасности;
людей, находящихся на территории Искитимского района Новосибирской области.
16. МАСЦО Искитимского района Новосибирской области состоит из взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения:
комплекса технических средств оповещения П-166 М (далее - КТСО П-166 М);
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
каналы и станции операторов телерадиовещания;
сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
III. Порядок задействования систем оповещения населения
17. Задействование по предназначению МАСЦО планируется и осуществляется в соответствии с Положением, планом гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Искитимского района Новосибирской области.
18. Решение на задействование систем оповещения принимаются:
МАСЦО - главой Искитимского района Новосибирской области или лицом его замещающее;
ЛСО - руководителем организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект.
19. МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС" осуществляет оповещение населения Искитимского района Новосибирской области об опасностях, возникающих при венных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера с использованием имеющихся средств оповещения населения.
20. Решение главы Искитимского района на задействование МАСЦО доводится до начальника МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС".
21. Непосредственные действия по запуску МАСЦО осуществляются:
Начальником МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС" применяя КТСО П-166 М, в автоматизированном (основной режим функционирования) или ручном режиме функционирования, выбрав, согласно решения главы Искитимского района, циркулярное или избирательное направление оповещения, доводит сигналы оповещения или экстренную информацию до:
дежурных единых дежурно-диспетчерских служб организаций, осуществляющих эксплуатацию потенциально опасных объектов, имеющих технически сопряженные локальные системы оповещения;
населения Искитимского района посредством включения оконечных средств оповещения МАСЦО и ЛСО с предварительной передачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ".
22. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "Внимание всем!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
23. Типовые аудио и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся заблаговременно МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС".
24. Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
сети проводного радиовещания;
сети уличной радиофикации;
сети кабельного телерадиовещания;
сети эфирного телерадиовещания;
сети подвижной радиотелефонной связи;
сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
сети связи операторов связи и ведомственные;
сети систем персонального радиовызова;
информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет";
громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
25. Порядок действий дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется действующим законодательством Российской Федерации и другими документами Федеральных органов исполнительной власти, Новосибирской области, Искитимского района и организаций.
26. Органы местного самоуправления и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, а также постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации. В случае обнаружения несанкционированного запуска (произвольного срабатывания), незамедлительно сообщается в дежурную смену ЦУКС ГУ МЧС России по Новосибирской области.
IV. Порядок создания, в том числе совершенствования и поддержания в готовности МАСЦО
27. МАСЦО создаётся, реконструируется и поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию.
28. Готовность систем оповещения населения достигается:
наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения;
наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки;
наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на МАСЦО технических средств оповещения;
готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации;
регулярным проведением проверок готовности МАСЦО;
своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения;
наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения;
своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию МАСЦО.
29. Создание, реконструкция и поддержание в постоянной готовности МАСЦО организуется МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС" и осуществляется МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС".
30. МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС":
обеспечивает установку на объектах телерадиовещания специальной аппаратуры для ввода сигналов оповещения и речевой информации в программы вещания;
организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных (дежурно-диспетчерских) служб и персонала по передаче сигналов оповещения и речевой информации в мирное и военное время;
планирует и проводит совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания проверки оповещения, тренировки по передаче сигналов оповещения и речевой информации;
разрабатывает совместно с организациями связи, операторами связи и организациями телерадиовещания порядок взаимодействия дежурных (дежурно-диспетчерских) служб при передаче сигналов оповещения и речевой информации;
осуществляет подготовку специалистов дежурных смен, осуществляющих эксплуатацию ТСО МАСЦО Искитимского района;
создает и развивает приватную локально вычислительную сеть управления элементами МАСЦО Искитимского района;
организует эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО МАСЦО Искитимского района;
организует и осуществляет ремонт ТСО;
создает запас запасных изделий и принадлежностей (далее - ЗИП) из расчета не менее 10% от общего числа ТСО МАСЦО;
планирует и осуществляет финансовое обеспечение выполнения выше указанных мероприятий.
31. С целью контроля за поддержанием в готовности системы МАСЦО Искитимского района организуются и проводятся технические и комплексные проверки.
32. Технические проверки осуществляются ОД ПУ, в соответствии с графиками проведения проверок ТСО без включения оконечных средств оповещения и прерывания вещательных программ телерадиовещания. К ним привлекаются по мере необходимости специалисты организаций связи, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание ТСО.
33. Комплексные проверки проводятся комиссией (состав комиссии утверждается постановлением администрации района) два раза в год, в соответствии с планом основных мероприятий Искитимского района в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, с запуском оконечных средств оповещения и замещением эфира телерадиовещания (в соответствии с заключенными соглашениями) сигналом "Техническая проверка" в дневное время в первую среду марта и октября.
34. С целью проведения проверок запрещается осуществлять замещение вещания телевизионных и радиовещательных каналов сигналом "Техническая проверка" во время трансляции по ним выступления высших должностных лиц государства и губернатора Новосибирской области.
35. При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат МАСЦО и КСЭОН.
36. Комплексные проверки готовности ЛСО проводятся во взаимодействии с руководителями организаций не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
37. По решению КЧС и ОПБ Новосибирской области и (или) Искитимского района могут проводиться дополнительные комплексные проверки.
38. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки и предложения по их своевременному устранению, оценка готовности системы оповещения населения, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
39. Паспорт на систему оповещения населения разрабатывается по форме, рекомендованной Положением о системах оповещения населения, утвержденным совместным приказом МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020 N 578/365 и подписывается начальником МКУ ИР "ЦЗН ЕДДС" и утверждается Главой Искитимского района, либо должностным лицом, исполняющим его обязанности.
Акт по результатам комплексной проверки готовности МАСЦО утверждается главой администрации Искитимского района;
Акт по результатам комплексной проверки готовности локальной системы оповещения утверждается руководителем организации.
40. Руководители организаций, указанных в приложении, обеспечивают постоянную готовность технических средств оповещения, каналов сети связи общего пользования, сети телерадиовещания, объектов вещания к оповещению населения о чрезвычайных ситуациях муниципального характера.
41. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных автоматизированными системами централизованного оповещения, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
V. Номенклатура, объем, места хранения, порядок содержания резерва ТСО и должностные лица ответственные за организацию и реализацию этих вопросов
42. Резервы ТСО создаются заблаговременно в мирное время и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
43. Складские помещения, используемые для хранения резервов технических средств оповещения, должны удовлетворять требованиям эксплуатационно-технической документации (технических условий) на ТСО.
44. Основной задачей правильного хранения резервов ТСО является обеспечение их количественной и качественной сохранности в течение всего периода хранения, а также обеспечение постоянной готовности для задействования по предназначению.
45. Выполнение основной задачи правильного хранения резервов ТСО достигается:
правильным размещением, соответствующим устройством, оборудованием и использованием складов;
тщательным приемом поступающих технических средств оповещения и устранением выявленных недостатков (сохранность тары (упаковки), комплектность, исправность и т.д.);
подготовкой ТСО к хранению с применением консервации;
подготовкой мест хранения и поддержанием в них условий, снижающих влияние окружающей среды на материальные ресурсы;
созданием необходимых условий хранения для каждого вида ТСО (температура, относительная влажность воздуха, вентиляция) и соблюдением санитарно-гигиенических требований;
постоянным наблюдением за качественным состоянием хранимых ТСО и своевременное проведение мероприятий, обеспечивающих их сохранность (очистка, просушка, консервация, техническое обслуживание, техническая поверка, лабораторные испытания, переконсервация и др.);
проведением периодических проверок технических средств оповещения, условий и мест их хранения;
своевременной заменой и освежением материальных ресурсов в соответствии с установленными сроками хранения.
46. Резервные ТСО, предназначенные для восстановления функционирования МАСЦО и КСЭОН, хранятся на объектах, предназначенных для хранения имущества резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (в целях гражданской обороны) Искитимского района в заводской упаковке.
47. Резервные ТСО предназначенные для восстановления функционирования локальных систем оповещения, хранятся в местах хранения имущества связи соответствующих объектов (предприятий, учреждений, организаций) в заводской упаковке.
48. Резервные технические средства носимых и мобильных средств оповещения хранятся в складских помещениях (боксах) органов повседневного управления, единых дежурно-диспетчерских служб Искитимского района и дежурно-диспетчерских служб организаций, с возможностью их задействования в кратчайшие сроки.
49. Пополнение резерва ТСО осуществляется по мере расходования и устаревания.
Для обеспечения оповещения в населенных пунктах, в которых отсутствуют ТСО МАСЦО, а также при невозможности своевременного восстановления разрушенных систем оповещения населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера могут привлекаться специальные транспортные средства, оборудованные средствами оповещения (громкоговорящей связи) операторов связи, подразделений Государственной противопожарной службы Федеральной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, подразделений территориальных органов МВД России, Росгвардии, Минобороны России и т.п.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.