Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
городского округа Долгопрудный
Московской области
от 19.05.2023 N 52-нр
Положение
об этике депутата Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области
Настоящее положение об этике депутата Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Московской области от 30.10.2007 N 191/2007-ОЗ "О статусе депутата Московской областной Думы", статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Уставом городского округа Долгопрудный Московской области, определяет моральные принципы и правила поведения, а также этические нормы, обязательные для депутата Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области (далее - депутат) как в рамках заседаний Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области (далее - Совет депутатов), так и в процессе осуществления других форм депутатской деятельности, а также процедуру рассмотрения вопросов, связанных с нарушением настоящего Положения.
1. Общие положения
1.1. Этика депутата (депутатская этика) - совокупность основных морально-нравственных принципов и норм поведения, которыми должны руководствоваться депутаты при исполнении ими депутатских полномочий.
1.2. Настоящее Положение призвано содействовать повышению авторитета Совета депутатов и обеспечить единую основу поведения депутатов.
1.3. Депутат осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Московской области, Уставом городского округа Долгопрудный Московской области, Регламентом Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области (далее - Регламент Совета депутатов) и иными нормативными правовыми актами городского округа Долгопрудный Московской области, а также руководствуется общепринятыми морально-нравственными нормами.
1.4. Депутат должен исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления.
1.5. Отношения депутата с должностными лицами, гражданами и другими депутатами строятся на принципах взаимного уважения и делового этикета.
1.6. Депутат должен в равной мере заботиться о собственном достоинстве и уважать достоинство других депутатов, а также должностных лиц и граждан, с которыми он вступает в отношения в связи с исполнением депутатских обязанностей.
1.7. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать его самого, представляемых им избирателей, Совет депутатов и органы местного самоуправления.
1.8. При осуществлении своих полномочий депутат обязан проявлять независимость, осмотрительность, сдержанность, самокритичность, уважать мнение граждан, представителем которых он является, и поддерживать авторитет органов местного самоуправления, своевременно исправлять ошибки и недостатки в работе.
1.9. Депутат не должен формировать общественное мнение с целью нанесения вреда чести, достоинству и деловой репутации другого депутата.
1.10. Депутат должен проявлять уважение к официальным символам Российской Федерации, Московской области, городского округа Долгопрудный.
1.11. Депутат не вправе использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, должностными лицами и гражданами.
1.12. Депутат не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с исполнением депутатских полномочий.
Депутат не должен допускать действий, связанных с совершением коррупционных правонарушений и незаконным лоббированием частных имущественных и финансовых интересов.
Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо организаций, а также выпускаемой ими продукции.
1.13. Депутат не вправе выступать от имени Совета депутатов как его официальный представитель в отношениях с представительными органами, органами местного самоуправления, организациями всех форм собственности, не имея специальных полномочий Совета депутатов.
1.14. Депутат не вправе получать от государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физических лиц материальное вознаграждение за содействие принятию положительного решения по вопросам их интересов в Совете депутатов.
1.15. Не допускается получение депутатом от лиц или организаций каких-либо услуг, льгот и привилегий, если они не входят в перечень льгот, предоставленных депутату на законном основании.
2. Правила депутатской этики, относящиеся к деятельности депутата в Совете депутатов и с другими депутатами Совета депутатов
2.1. Депутат обязан участвовать в заседаниях Совета депутатов, постоянных комиссий Совета депутатов и рабочих групп, членом которых он является. В случае невозможности присутствовать на заседании Совета депутатов, комиссий Совета депутатов, рабочей группы по уважительной причине (болезнь, командировка, отпуск, чрезвычайные причины) депутат обязан заблаговременно проинформировать об этом председателя Совета депутатов (председателя комиссии, руководителя рабочей группы), председателя фракции (депутатской группы), аппарат Совета депутатов.
2.2. Каждый депутат содействует созданию в Совете депутатов атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки и делового сотрудничества.
Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия и уважительного отношения независимо от их политической принадлежности.
2.3. Депутат обязан всесторонне учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений, ценить рабочее время и личное время коллег-депутатов, а также всех граждан, с кем взаимодействует депутат по роду деятельности, а также воздерживаться в публичной полемике от грубых и некорректных выражений и ненормативной лексики, проявлять внимание, уважение и такт при общении.
2.4. Депутат не должен проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз и ультиматумов.
2.5. Депутат должен воздерживаться от деятельности и поступков, которые могут нанести ущерб их авторитету, а также авторитету Совета депутатов.
2.6. Участвуя в заседаниях Совета депутатов и постоянных комиссий Совета депутатов, депутаты обязаны соблюдать Регламент Совета депутатов и порядок работы в комиссиях (рабочих группах), соблюдать дисциплину в зале заседания, проявлять уважение к председательствующему и всем присутствующим на заседании, воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать депутата, представляемых избирателей и органы местного самоуправления.
2.7. Не допускаются выступления без предоставления слова председательствующим, выступления не по повестке дня, индивидуальные или коллективные действия, препятствующие проведению заседаний или приводящие к прекращению заседания (выкрики, прерывание выступающих, уход из зала заседания в знак протеста или с целью срыва заседания).
2.8. При посещении заседаний Совета депутатов, заседаний постоянных комиссий депутат обязан придерживаться делового стиля в одежде, соблюдать разумную достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений, а также не допускать употребления горячих напитков (кофе, чай).
2.9. Депутату рекомендуется во время проведения заседаний Совета депутатов и постоянных комиссий Совета депутатов отключить звук мобильного телефона и (или) поставить его в режим вибровызова. В случае необходимости ответить на телефонный звонок депутату рекомендуется выйти из зала заседания, предварительно спросив разрешение у председательствующего.
2.10. Участвуя в заседаниях Совета депутатов, в работе постоянных комиссий Совета депутатов (рабочих групп), депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к должностным лицам органов местного самоуправления, депутатам и иным лицам, присутствующим на заседании.
2.11. Выступающий на заседании депутат не вправе употреблять грубые, оскорбительные выражения и жесты, наносящие ущерб чести и достоинству других депутатов, граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию.
2.12. Депутаты должны обращаться официально друг к другу и ко всем лицам, присутствующим в зале заседания. Не допускаются фамильярные и пренебрежительные обращения.
2.13. Депутат должен изъясняться доступным языком, не допуская пространных выражений.
2.14. Депутат, выступая на заседаниях Совета депутатов и постоянных комиссий Совета депутатов, в официальных средствах массовой информации, на собраниях с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц и граждан, обязан использовать только достоверные проверенные факты. Выступления депутата должны быть корректными, не ущемлять честь, достоинство и деловую репутацию должностных лиц и граждан.
2.15. В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных критических выступлениях не проверенных фактов депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы были затронуты этим выступлением.
2.16. Депутат на заседании Совета депутатов, постоянной комиссии Совета депутатов не должен превышать время, отведенное для выступления регламентом Совета депутатов, и отклоняться от темы обсуждаемого вопроса.
2.17. Депутат не должен допускать необоснованных обвинений в чей-либо адрес, призывать к незаконным действиям, национальной и религиозной розни, использовать заведомо ложную информацию.
2.18. Депутат не вправе требовать преимуществ для себя по сравнению с другими депутатами.
2.19. Депутат не должен допускать действий по формированию общественного мнения с целью дискредитации других депутатов.
3. Правила депутатской этики во взаимоотношениях депутата Совета депутатов с избирателями
3.1. Депутат поддерживает постоянную связь с избирателями, ответственен перед ними и подотчетен им.
3.2. Взаимоотношения депутата с избирателями строятся на основе взаимного уважения, вежливости, внимательного отношения депутата к обращениям, жалобам и заявлениям граждан.
3.3. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов избирателей, независимо от того, голосовали они лично за него или нет.
3.4. Депутат рассматривает поступившие от избирателей заявления, предложения, способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов, лично ведет прием избирателей.
3.5. Депутат обязан своевременно отвечать на обращения избирателей, внимательно изучать поступившие от них предложения, заявления и жалобы.
3.6. При проведении приема избирателей, встреч с ними депутату необходимо проявлять терпение и выдержку, не допускать проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к просьбам избирателей.
3.7. Депутат должен представлять избирателям полную, объективную и достоверную информацию о своей деятельности, отчитываться перед своими избирателями в соответствии с Регламентом Совета депутатов.
3.8. Депутат Совета депутатов не вправе давать публичных обещаний, которые заведомо не могут быть выполнены.
3.9. Депутат проявляет уважение к убеждениям, традициям, культурным особенностям этнических и социальных групп, религиозных конфессий, способствует межнациональному и межконфессиональному миру и согласию.
4. Правила депутатской этики во взаимоотношениях депутата Совета депутатов с государственными органами, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами
4.1. Депутат взаимодействует с должностными лицами, сотрудниками органов местного самоуправления в соответствии с их правовыми статусами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области и городского округа Долгопрудный.
Взаимоотношения депутата с представителями органов местного самоуправления, общественных объединений строятся на основе взаимного доверия и уважения.
4.2. Депутат, не имеющий на то специальных полномочий, не вправе представлять Совет депутатов, делать от его имени официальные высказывания, заявления, обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации.
4.3. Депутат не может разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными при осуществлении депутатских полномочий, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.
4.4. Депутат с уважением и пониманием относится к деятельности представителей официальных средств массовой информации.
4.5. Депутат в своих выступлениях в официальных средствах массовой информации, на пресс-конференциях, митингах, комментируя деятельность государственных и общественных организаций, должностных лиц и граждан в публичных заявлениях, должен использовать только достоверные и проверенные сведения.
4.6. Депутат не должен совершать поступки, искажающие представление о политике органов местного самоуправления, и уклоняться от личной ответственности.
5. Контроль за соблюдением правил этики депутата и ответственность депутата за их нарушение
5.1. Контроль за соблюдением депутатами настоящего положения осуществляют председатель Совета депутатов и постоянная комиссия по правовым вопросам (далее - Комиссия).
5.2. Комиссия совместно с председателем Совета депутатов (в случае временного отсутствия председателя Совета депутатов по его поручению заместитель председателя Совета депутатов) рассматривает вопросы, связанные с нарушением правил этики.
5.3. Поводом для рассмотрения вопроса о привлечении депутата к ответственности за нарушение правил этики может быть:
1) письменное заявление (обращение) депутата (группы депутатов), должностных лиц государственных органов, правоохранительных и надзорных органов, органов местного самоуправления, руководителей общественных объединений и организаций, граждан;
2) устное обращение депутата (группы депутатов), должностных лиц государственных органов, правоохранительных и надзорных органов, органов местного самоуправления, руководителей общественных объединений и организаций, граждан, озвученное на заседании Совета депутатов и зафиксированное в протоколе заседания;
3) нарушение правил этики во время заседания Совета депутатов.
5.4. Письменное заявление (обращение) рассматривается при условии, что оно содержит фамилию, имя, отчество обратившегося, его подпись, данные о месте жительства, контактный телефон, если таковой имеется, а также сведения о конкретном депутате и его действиях, которые являются основанием для подачи соответствующего заявления (обращения).
Отзыв заявления (обращения) их автором является основанием для прекращения процедуры привлечения депутата к ответственности, предусмотренной настоящим положением.
5.5. В случае поступления в Совет депутатов информации о фактах нарушения депутатом настоящего Положения данная информация направляется в Комиссию для предварительного рассмотрения.
Рассмотрение вопроса осуществляется Комиссией не позднее 15 рабочих дней со дня регистрации соответствующего заявления (обращения). Допускается объединение нескольких заявлений (обращений) о привлечении одного и того же депутата к ответственности в одно рассмотрение.
5.6. На заседание Комиссии приглашается депутат, действия которого являются предметом рассмотрения, а также иные лица, информация которых может помочь выяснить все необходимые обстоятельства и принять объективное решение.
Депутату, в отношении которого происходит рассмотрение, должна быть предоставлена возможность дать объяснения, предоставить документы и иные материалы, относящиеся к рассматриваемому вопросу.
Отсутствие кого-либо из указанных лиц, извещенных о времени и месте заседания комиссии, не препятствует проведению заседания комиссии.
Не могут являться предметом рассмотрения Комиссией вопросы, связанные с этикой личной жизни или производственной (служебной) деятельности депутата, его отношений с общественными организациями и партиями, а также позиции, выраженные при голосовании.
5.7. Решение Комиссии принимается большинством голосов от общего числа ее членов, по результатам заседания которой составляется протокол и соответствующее заключение.
Протокол и заключение передаются председателю Совета депутатов для оглашения принятых мер и принятия окончательного решения в отношении депутата, нарушившего правила этики, на заседании Совета депутатов.
5.8. На заседании Комиссии депутат, являющийся членом Комиссии, не участвует в голосовании, если в отношении него рассматривается вопрос о нарушении правил этики.
На заседании Совета депутатов депутат, в отношении которого рассматривается заявление (обращение) о нарушении правил этики, при рассмотрении соответствующего вопроса, в голосовании не участвует.
5.9. По итогам предварительного рассмотрения заявления (обращения) Комиссия может вынести одно из следующих решений:
1) в случае установления факта нарушения депутатом правил этики рекомендовать Совету депутатов применить одну из следующих мер воздействия:
а) предложить депутату принести публичные извинения за нарушение правил этики, в том числе и через официальные средства массовой информации в случае, если такое нарушение было допущено через них;
б) предложить объявить депутату публичное порицание;
в) при совершении депутатом поступка, порочащего честь и достоинство самого депутата, предложить информировать избирателей через официальные средства массовой информации о фактах, связанных с нарушением депутатом правил депутатской этики;
г) предложить направить материалы для проверки в правоохранительные органы в случаях, если в действиях депутата имеют место признаки правонарушения и (или) преступления;
2) в случае установления отсутствия факта нарушения депутатом правил этики рекомендовать Совету депутатов:
а) не рассматривать на заседании Совета депутатов заявление (обращение);
б) огласить на заседании Совета депутатов заявление (обращение) и результаты предварительного рассмотрения заявления (обращения) для ознакомления депутатами Совета депутатов.
5.10. Советом депутатов по результатам рассмотрения случая нарушения депутатом Совета депутатов правил этики с учетом рекомендаций комиссии могут быть применены следующие меры:
1) огласить на заседании Совета депутатов факты, связанные с нарушением депутатом правил этики, и указать депутату на недопустимость не этичного поведения;
2) предложить депутату Совета депутатов принести публичные извинения за нарушение правил депутатской этики, в том числе и через официальные средства массовой информации в случае, если такое нарушение было допущено через них;
3) осудить поведение депутата Совета депутатов и объявить депутату публичное порицание;
4) лишить депутата Совета депутатов права выступать не более чем на 3 заседаниях Совета депутатов;
5) при совершении депутатом поступка, порочащего честь и достоинство самого депутата, предложить информировать избирателей через официальные средства массовой информации о фактах, связанных с нарушением депутатом правил депутатской этики, с целью проведения процедуры отзыва;
6) направить материалы для проверки в правоохранительные органы в случаях, если в действиях депутата имеют место признаки правонарушения и (или) преступления.
5.11. Решение Совета депутатов о применении к депутату мер воздействия принимается большинством голосов от присутствующих депутатов на заседании. При этом депутат, допустивший нарушение настоящего Положения, в голосовании не участвует.
Решение Совета депутатов о применении к депутату мер воздействия оформляется в соответствии с Регламентом Совета депутатов, заносится в протокол заседания Совета депутатов и подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации и размещению на официальном сайте администрации городского округа Долгопрудный.
5.12. В случае нарушения депутатом правил этики в ходе заседания Совета депутатов председатель Совета депутатов вправе применить к нему меры воздействия, предусмотренные Регламентом Совета депутатов.
Решение о привлечении депутата к ответственности принимается на заседании Совета депутатов по представлению председателя Совета депутатов большинством голосов от присутствующих депутатов.
5.13. Депутат должен выполнить решение, принятое на заседании Совета депутатов, в срок не позднее 30 дней со дня его принятия.
5.14. Депутат может быть освобожден от применения мер воздействия, если он своевременно принес публичные извинения.
5.15. Депутат Совета депутатов, считающий себя оскорбленным словами и (или) действиями другого депутата, должностными лицами местного самоуправления и иными муниципальными служащими, вправе требовать публичных извинений со стороны соответствующего лица.
Публичные извинения приносятся в словах и выражениях, исключающих двусмысленное толкование. Публичными считаются извинения, принесенные депутату лично в присутствии иных лиц, в том числе на заседании Совета депутатов, либо в письменной форме в виде обращения непосредственно к депутату, в адрес Совета депутатов или с использованием официальных средств массовой информации.
При отказе принести публичные извинения депутат, считающий себя оскорбленным, вправе обратиться с соответствующим заявлением в Комиссию.
5.16. Решение Совета депутатов о применении к депутату мер воздействия за нарушение им настоящего Положения может быть обжаловано в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
6. Заключительные положения
6.1. Требования настоящего Положения распространяются также на лиц, имеющих статус помощника депутата (при наличии) при осуществлении ими соответствующих полномочий.
Непринятие депутатом соответствующих мер к своему помощнику, нарушившему правила депутатской этики при осуществлении своей деятельности, влечет применение к депутату мер ответственности, предусмотренных настоящим Положением.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов городского округа Долгопрудный Московской области от 19 мая 2023 г. N 52-нр "Об утверждении Положения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.