Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 19 мая 2023 г. N 5.1-01/1377
по Федеральному закону "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 17 мая 2023 г.
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 357275-8) был внесен в Государственную Думу 11 мая 2023 года сенаторами Российской Федерации В.И. Матвиенко, А.В. Яцкиным, Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым и депутатами Государственной Думы В.В. Володиным, А.Д. Жуковым, И.А. Яровой, О.Н. Ануфриевой, А.М. Макаровым и принят Государственной Думой в первом чтении и в целом 17 мая 2023 года.
Федеральный закон направлен на устранение выявленных проблем сбалансированности региональных и местных бюджетов в связи с введением с 1 января 2023 года института единого налогового счета, в соответствии с которым уплата налогов, сборов, страховых взносов осуществляется налогоплательщиком посредством перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства единого налогового платежа.
В целях обеспечения более стабильных поступлений в региональные и местные бюджеты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), являющегося основным источником налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, Федеральным законом изменяется установленная статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) последовательность при определении принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Согласно Федеральному закону в первоочередном порядке в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации будет зачисляться недоимка по НДФЛ - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения, а также НДФЛ - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом.
В настоящее время Налоговым кодексом установлена следующая последовательность: недоимка - начиная с наиболее раннего момента ее выявления; налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате; пени; проценты; штрафы.
Кроме того, Федеральным законом упрощается порядок зачета сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо по единому налоговому счету. Предусматривается, что в случае поступления уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, содержащего информацию об исчисленной и удержанной налоговым агентом сумме НДФЛ, до наступления установленного срока его перечисления сумма денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета соответствующего налогового агента, в размере, не превышающем сумму НДФЛ, подлежащую перечислению на основании такого уведомления, будет зачитываться налоговым органом не позднее дня, следующего за днем поступления в налоговый орган такого уведомления (без соответствующего заявления налогового агента о распоряжении средствами единого налогового счета), в счет исполнения предстоящей обязанности этого налогового агента по перечислению указанного налога.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
В соответствии со статьей 2 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых данной статьей установлен срок вступления их в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги и сборы) и пункту "ж" (финансовое регулирование) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктами "б" и "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку касается федеральных налогов и сборов и финансового регулирования. Рассмотрение данного Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 1 июня 2023 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера А.А. Шевченко, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.