Решение Приморского краевого суда от 13 апреля 2023 г. по делу N 3а-46/2023
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Прудниковой Я.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вега-Т" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, заинтересованные лица - Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока об оспаривании нормативных правовых актов в части,
установил:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень на 2020 год).
Общество с ограниченной ответственностью "Вега-Т" (далее - ООО "Вега-Т", Общество) обратилось в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением, указав, что является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 7405,4 кв. м, кадастровый N, расположенного по адресу: <адрес>.
Данный объект недвижимости включён в Перечень на 2019 год под пунктом ... и в Перечень на 2020 год под пунктом ....
Административный истец с включением принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости в указанные Перечни объектов недвижимого имущества не согласен, поскольку в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса РФ объект не является административно-деловым центром и торговым центром. Фактически указанное нежилое помещение является парковкой.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ объект недвижимости с кадастровым N имеет наименование "нежилое помещение". Данные о виде разрешенного использования помещения в выписке отсутствуют. Кроме того, объект недвижимости расположен на земельном участке площадью 5000 кв. м с кадастровым N с видом разрешенного использования "для иных видов жилой застройки". Из акта обследования нежилого помещения КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" от 31 августа 2021 года следует, что объект используется для размещения иных видов фактического использования.
Включение объекта в Перечни неправомерно возлагает на Общество обязанность по уплате налога в повышенном размере.
Уточнив требования, просит признать недействующим пункт ... распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри и пункт ... распоряжения департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри со дня принятия; взыскать с административного ответчика расходы на уплату государственной пошлины в размере 9000 рублей и расходы на получение выписок из Единого государственного реестра недвижимости в размере 588,06 рублей.
Правительство Приморского края, министерство экономического развития Приморского края, администрация города Владивостока привлечены судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, министерство промышленности и торговли Приморского края исключено из числа заинтересованных лиц, участвующих в деле.
В судебное заседание представители министерства экономического развития Приморского края, администрации города Владивостока не явились, представили письменные отзывы и ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие.
Руководствуясь статьей 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца - Нечаев Н.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по доводам и основаниям административного иска и дополнительных пояснений, уточнил сумму расходов, понесенных на получение выписок из ЕГРН в размере 584,06 рублей.
Представитель административного ответчика министерства имущественных и земельных отношений Приморского края и заинтересованного лица Правительства Приморского края - Охапкина Н.В. с заявленными требованиями не согласилась по доводам письменного отзыва, пояснив, что объект был включён в оспариваемые Перечни на основании информации департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края как офисное здание.
Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых административным истцом пунктов Перечней недействующими со дня принятия соответствующих распоряжений, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет в числе иных обстоятельств (соответственно), нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 8 настоящей статьи, а обстоятельства, установленные пунктом 1 части 8 статьи 213 КАС РФ, обязан доказать административный истец.
Из материалов административного дела следует, что ООО "Вега-Т" является долевым собственником объекта недвижимости площадью 7405,4 кв. м с кадастровым N, расположенного по адресу: <адрес>.
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год. Нежилое помещение с кадастровым N включено в Перечень под пунктом ....
Распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год. Нежилое помещение с кадастровым N включено в Перечень под пунктом ....
Данные распоряжения размещены на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
При исследовании документов, представленных в материалы дела, суд приходит к выводу, что оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента земельных и имущественных отношений Приморского края с соблюдением требований к их форме, порядку принятия и к введению их в действие.
Кроме того, законность указанных обстоятельств проверена и установлена вступившими в законную силу судебными актами по аналогичным спорам.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края" департамент земельных и имущественных отношений Приморского края переименован в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, департамент экономики и развития предпринимательства Приморского края - в министерство экономического развития Приморского края.
Обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
Из содержания подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом) в силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 12 ноября 2021 года) налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке Правительством Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов; жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
По смыслу приведенных положений законов в Перечень подлежит включению такое помещение, которое отвечает одному из установленных критериев.
Как установлено в судебном заседании, объект с кадастровым N включен в Перечни офисных объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, на 2019 и 2020 годы под номерами 440 и 443 соответственно, на основании сведений, представленных департаментом экономики и развития предпринимательства Приморского края в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (исх. N 29/4174 от 25.10.2018, исх. N 29/4323 от 31.10.2019), полученных, в свою очередь, от администрации города Владивостока.
Между тем принадлежащий ООО "Вега-Т" объект недвижимости с кадастровым N имеет наименование "нежилое помещение". Данные о виде разрешенного использования в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается имеющейся в материалах дела выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 7 декабря 2022 года.
Вышеуказанное помещение расположено на 1, 2 и 3 этажах здания с кадастровым N, по адресу: <адрес>.
Здание располагается на земельном участке с кадастровым N площадью 5000 кв. м, имеющим вид разрешенного использования "склады; гостиничное обслуживание".
В материалы дела представлено соглашение от 15 февраля 2019 года, заключенное между ООО "Дальневосточный Альянс" и ООО "Вега-Т", согласно которому ООО "Вега-Т" взяло на себя обязательства по инвестированию строительства части административно-гостиничного комплекса - 19-тиэтажной блок-секции, расположенной на земельном участке с кадастровым N, по адресу: <адрес>.
Из пункта 1.4.2 соглашения следует, что на дату заключения настоящего соглашения создание административно-гостиничного комплекса, в том числе 19-тиэтажной блок-секции завершено, в связи с чем в собственность застройщика передано следующее недвижимое имущество: поземная автомобильная парковка площадью 7405,4 кв. м с кадастровым N, расположенная на 1, 2, 3 этажах здания по адресу: <адрес>.
Право долевой собственности на автомобильную парковку зарегистрировано за ООО "Вега-Т" ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта обследования, составленного специалистами Краевого государственного казённого учреждения "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" по состоянию на 31 августа 2021 года, следует, что объект используется для размещения иных видов фактического пользования, в связи с чем расчет доли вида фактического использования не производился.
Вместе с тем перечисленных в акте характеристик нежилого помещения недостаточно для того, чтобы отнести его к объектам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 1, пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого фонда, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края.
Согласно пункту 1.4 Порядка решения об определении вида фактического использования объекта нежилого фонда принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края с учетом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
Как установлено в судебном заседании, на момент утверждения оспариваемых Перечней вид фактического использования объекта недвижимого имущества с кадастровым N, площадью 7 405,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, не определялся.
Ссылка административного ответчика на отсутствие обязанности уполномоченного органа определять вид фактического использования здания и помещений для целей налогообложения путем осмотра объекта недвижимости ошибочно, основано на неверном толковании норм права, в том числе положений постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Подобный подход к определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения прямо противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и Порядку, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, также не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, и не мог являться основанием для включения объекта в оспариваемые Перечни.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что пункт ... Перечня объектов на 2019 год и пункт ... Перечня объектов на 2020 год подлежат признанию недействующими со дня принятия вышеуказанных распоряжений (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50).
Согласно пункту 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в связи с тем, что нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов или актов, обладающих нормативными свойствами, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ.
На основании части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107, частью 3 статьи 109 названного Кодекса.
В связи с удовлетворением заявленных требований в соответствии с положениями части 1 статьи 103 КАС РФ в пользу ООО "Вега-Т" с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей, судебные издержки в размере 584,06 рубля, понесенные в связи с получением выписок из ЕГРН на здание и земельный участок, которые суд признает обоснованными в связи с рассмотрением настоящего спора. Оплата судебных расходов подтверждается имеющимся в материалах дела платежными документами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Вега-Т" к министерству имущественных и земельных отношений Приморского края об оспаривании нормативных правовых актов в части - удовлетворить.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года N 281-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Пункт ... Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, признать недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
Взыскать с министерства имущественных и земельных отношений Приморского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Вега-Т" расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 000 рублей, судебные издержки в размере 584,06 рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит размещению в официальном печатном издании органов государственной власти Приморского края и на официальном сайте Правительства Приморского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 13 апреля 2023 г. по делу N 3а-46/2023
Опубликование:
-