г. Краснодар |
|
02 марта 2016 г. |
Дело N А53-18610/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Садовникова А.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (ИНН 6161069131, ОГРН 1136193006641) - Колтуновой Н.А. (доверенность от 10.09.2015), в отсутствие заявителя - Алексеева Александра Александровича, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Алексеева Александра Александровича на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2015 по делу N А53-18610/2015 (судьи Сурмалян Г.А., Соловьева М.В., С.С. Филимонова С.С.), установил следующее.
Алексеев А.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным действий начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Ростовской области (далее - инспекция), выразившихся в государственной регистрации ООО "КВАНТ-Т" (далее - общество) в связи с его ликвидацией 27.05.2015 и снятии с налогового учета 27.05.2015; возложении обязанности на инспекцию внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), с выдачей подтверждающих документов о регистрации общества в связи с его ликвидацией 06.11.2014.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 28.09.2015 (судья Корецкий О.А.) заявленные требования удовлетворены. С инспекции в пользу Алексеева А.А. взыскано 300 рублей расходов по уплате государственной пошлине.
Суд указал, что решение подлежит немедленному исполнению. Судебный акт мотивирован тем, что в соответствии со вступившим в силу судебным актом по делу N А53-27996/2014 инспекция обязана произвести государственную регистрацию ликвидации общества на основании документов, представленных 28.10.2014, следовательно, с учетом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация должна была осуществляться в течение 5 рабочих дней, то есть до 06.11.2014.
Постановлением от 05.12.2015 решение от 28.09.2015 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что правовых оснований для принуждения инспекции осуществить государственную регистрацию юридического лица прошедшей датой не имеется. Заявителем избран ненадлежащий способ защиты. Оспариваемые действия, а также решение инспекции от 27.05.2015 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить постановление от 05.12.2015, решение от 28.09.2015 оставить без изменения. Заявитель указывает, что нарушением прав является не только отказ в регистрации общества в связи с его ликвидацией, но и несвоевременная регистрация такой ликвидации. Суд апелляционной инстанции не указал мотивы, по которым сделал выводы о законности ликвидации 27.05.2015, не применил пункт 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ о сроке регистрации, подлежащий применению, вывод о необходимости оспаривания решения регистрирующего органа не подтвержден материалами дела. Ошибка истца в формулировании спорных отношений и выбор им неверного способа защиты нарушенного права не являются безусловным основанием отказа в удовлетворении требований.
В отзыве на жалобу инспекция сослалась на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель инспекции просил оставить постановление от 05.12.2015 без изменения.
24 февраля 2016 года в судебном заседании объявлен перерыв до 09 часов 50 минут 02.03.2016, после которого заседание продолжено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя инспекции, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Алексеев А.А. 28.10.2014 обратился в инспекцию с заявлением о государственной регистрации сведений о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) общества.
Решением инспекции от 06.11.2014 отказано в государственной регистрации сведений о прекращении деятельности юридического лица со ссылкой на несоблюдение пункта 2.9.6 Требований по оформлению документов, представляемых для государственной регистрации, утвержденных Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ - указание в п. п. 2.5.1.3, 2.5.1.5 и 2.5.1.6 Листа "А" заявления типа адресного объекта без использования сокращения.
Не согласившись с указанным решением инспекции от 06.11.2014, Алексеев А.А. обратился в Арбитражный суд Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 12.02.2015 по делу N А53-27996/2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2015, суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме: признал недействительным решение инспекции об отказе в государственной регистрации общества от 06.11.2014 при внесении в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица; возложил обязанность на инспекцию произвести государственную регистрацию ликвидации общества на основании документов, представленных 28.10.2014 и зарегистрированных в реестре входящих документов за N 5257А.
С учетом данных судебных актов 29.05.2015 заявителем получены документы о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией 27.05.2015.
Полагая, что действия инспекции по осуществлению записи о ликвидации общества 27.05.2015 незаконны и не соответствуют вступившему в силу решению от 12.02.2015 по делу N А53-27996/2014, Алексеев А.А. обратился в арбитражный суд с заявлением.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
В силу статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 11 Гражданского кодекса).
Порядок государственной регистрации изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентирован Законом N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено названным Федеральным законом.
Приказом от 18.02.2015 N 25н "Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам" (зарегистрированным в Минюсте России 12.05.2015 N 37243) - утвержден порядок ведения ЕГРЮЛ, исправления технической ошибки в записях указанных государственных реестров, предоставления содержащихся в них сведений и документов органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления и судам.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что после вступления в силу судебного акта по делу N А53-27996/2014 инспекция произвела регистрационные действия ликвидации общества на основании ранее представленных документов (входящий от 28.10.2014 N 5257А), дополнительные документы инспекцией от общества не истребованы.
Суд первой инстанции не вправе был обязывать инспекцию указать при внесении записи иную дату ее совершения, в связи с чем, суд апелляционной инстанции отменил решение суда обоснованно. Правовых оснований для принуждения инспекции осуществить государственную регистрацию юридического лица прошедшей датой не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанций обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда.
Суд апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовал и оценил представленные доказательства, установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применил нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2015 по делу N А53-18610/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
А.В. Садовников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.