Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Государственного Совета
Удмуртской Республики
от 25 апреля 2023 г. N 239-VII
Обращение
Государственного Совета Удмуртской Республики к Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину по вопросу внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части обеспечения мер санитарной безопасности в лесах, в том числе, при локализации и ликвидации очагов вредных организмов, отнесённых к числу карантинных
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений" подготовка программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта осуществляется региональными Управлениями Россельхознадзора, или его территориальным органом (далее - Управление) на основе результатов анализа фитосанитарного риска, биологических особенностей карантинного объекта и обстоятельств его выявления, географических особенностей, факторов сезонного характера.
Программы, изложенные в приказах Управления об установлении карантинных фитосанитарных зон, включают в себя перечень запретов, ограничений и дополнительных обязанностей осуществления деятельности, связанной с производством (в том числе выращиванием и переработкой), хранением, перевозкой, реализацией, уничтожением подкарантинной продукции, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений", а также перечень мероприятий по локализации очагов карантинного объекта и (или) локализации популяции карантинного объекта.
В 2019 году в лесах Удмуртии Управлением впервые были выявлены очаги, ранее отсутствующего инвазивного карантинного объекта уссурийского полиграфа. Указанный вредитель повреждает пихту и представляет опасность в связи с возможностью его адаптации к питанию елью и другими хвойными породами. Карантинный объект естественно распространён в пихтовых лесах Приморского и Хабаровского края, на острове Сахалин, а также в Японии, на Корейском полуострове и в северо-восточных провинциях Китая. Инвазивный ареал уссурийского полиграфа в настоящее время появился на территории Новосибирской, Томской, Иркутской и Кемеровской областях. В 2019 году вредитель зафиксирован в Удмуртии и Татарстане, а в 2022 году - в Пермском крае.
На сегодняшний день в Удмуртской Республике установлено 34 карантинные фитосанитарные зоны на площади 65,8 тыс. гектар в десяти районах республики, а также в лесах Национального парка "Нечкинский" и г. Ижевска.
По состоянию на 30 декабря 2022 года общая площадь карантинных фитосанитарных зон с 2019 года увеличилась в 8 раз (на 31 декабря 2019 года составляла 8,1 тыс. га, на 30 декабря 2022 года - 65,8 тыс. га), а количество очагов - в 3,6 раза (с 76 очагов - в 2019 году до 278 очагов - в 2022 году).
Программами локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, утверждёнными приказами Управления, рубке подлежат все заселённые растения - хозяева, в том числе растения - хозяева с признаками повреждения в радиусе не менее 100 метров от каждого заселённого растения - хозяина.
Ещё в 2019 году Федеральным бюджетным учреждением "Рослесозащита" был разъяснён порядок борьбы с очагами уссурийского полиграфа в Удмуртской Республике, согласно которому в карантинной зоне рубке подлежат только деревья 5 и 6 категории состояния (погибшие), а также деревья хвойных пород 4 категории состояния (заселение стволов более половины длины окружности), в соответствии с действующими нормативными правовыми актами лесного законодательства. При этом, заселённые деревья 1, 2, 3 категории состояния вырубать запрещено (считается, что деревья борются с вредителями естественным путём).
Считаем, что основной причиной расселения и увеличения площади заражения вредителями является невозможность проведения рубки насаждений всех категорий в связи с положениями действующего законодательства. Отсутствие своевременных действий по уничтожению очагов уссурийского полиграфа в комбинации с благоприятными климатическими условиями способствует его дальнейшему распространению на территории страны.
Уважаемый Михаил Владимирович, в целях сохранения фитосанитарной безопасности Удмуртской Республики и Российской Федерации в целом, исполнения программы локализации очагов карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта уссурийского полиграфа, депутаты Государственного Совета Удмуртской Республики обращаются к Вам с предложением рассмотреть возможность внесения следующих изменений в подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в данной области.
В Правилах санитарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2020 года N 2047, считаем необходимым предусмотреть возможность оценивать санитарное состояние лесных насаждений, повреждённых карантинными объектами, вне зависимости от произрастающих в них деревьев различных категорий санитарного состояния, что позволит осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации очагов карантинных вредителей леса на участках с повреждаемой породой, составляющей меньше одной единицы от общего запаса деревьев.
Также предлагаем сократить до десяти дней предусмотренный вышеназванными Правилами санитарной безопасности в лесах срок проверки информации об обнаружении погибших или повреждённых лесных насаждений вредными организмами, отнесёнными к числу карантинных и внесёнными в перечень карантинных объектов, а также сократить до тридцати дней срок проведения лесопатологических обследований таких лесных насаждений.
В порядке проведения лесопатологических обследований, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 910 (далее - Порядок), предлагаем предусмотреть, что при выявлении усыхающих, погибших насаждений или действующих очагов вредителей леса со средней и сильной степенью заселения насаждений минимальная площадь лесопатологического выдела не ограничивается независимо от зоны лесопатологической угрозы, поскольку выделение неоднородных участков (лесопатологических выделов) на площади менее 0,1 га, санитарное состояние которых характеризуется как сильно ослабленные, усыхающие и погибшие насаждения, не представляется возможным ввиду ограничений, установленных пунктом 17 Порядка.
Предусмотреть в Порядке пятнадцатидневный срок для составления акта лесопатологического обследования погибших или повреждённых лесных насаждений вредными организмами, отнесёнными к числу карантинных.
Правилами осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 912 (далее - Правила), установлено, что при заселении стволовыми вредителями, в том числе относящимся к карантинным вредителям, деревья 3-й категории состояния назначать в рубку запрещено. В тоже время причиной расселения и увеличения площади заражения стволовыми вредителями, является запрет на проведение рубки деревьев хвойных пород 3-й категории состояния (сильно ослабленные) в связи с установленными ограничениями. Предлагаем внести изменения в этой части в Правила.
Пункт 52 Правил целесообразно признать утратившим силу в связи с тем, что выборочные санитарные рубки, согласно толкованию ограничений данного пункта, не могут быть назначены в лесных насаждениях с участием ели, пихты в составе 70% и более, кроме отдельных категорий защитных лесов и видов использования, в которых полнота не лимитируется, что приводит к ухудшению санитарного состояния насаждений, распаду древостоев и увеличению площадей очагов вредителей и болезней, в том числе относящихся к опасным карантинным объектам.
Также предлагаем предусмотреть в нормативных правовых актах Российской Федерации о том, что рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граждан и юридических лиц и осуществляется уполномоченными органами, а на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности, - лицами, использующими лесные участки. Рубка аварийных деревьев проводится в защитных лесах и эксплуатационных лесах. Ввиду того, что аварийные деревья, угрожающие причинением вреда жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граждан и юридических лиц, могут располагаться и за пределами установленной зоны, предлагаем исключить положение о том, что рубка аварийных деревьев проводится в защитных лесах и эксплуатационных лесах, расположенных на расстоянии не более 100 метров от границ населённых пунктов и на лесных участках, предоставленных в пользование для осуществления рекреационной деятельности.
Кроме того, Правила ликвидации очагов вредных организмов, утверждённые приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 ноября 2020 года N 913, предлагаем дополнить положениями, позволяющими осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации очагов карантинных вредителей леса без учёта разницы между затратами на проведение таких мероприятий и прогнозируемого вреда и без учёта стадии их развития.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Государственного Совета Удмуртской Республики от 25 апреля 2023 г. N 239-VII "Об обращении Государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.