В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 октября 2005 года N 73-оз "О Правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 12 апреля 2023 года N 6):
Внести в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп "О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года" следующие изменения:
1. Пункты 3, 4 изложить в следующей редакции:
"3. Исполнительным органам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при планировании и осуществлении мероприятий в области охраны окружающей среды и экологической безопасности руководствоваться положениями Концепции.
4. Рекомендовать главам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при планировании природоохранной деятельности учитывать положения Концепции.".
2. В приложении 1:
2.1. В разделе 1:
2.1.1. В абзаце пятом пункта 1.1 слова "органов государственной власти" заменить словами "исполнительных органов".
2.1.2. Пункт 1.2 изложить в следующей редакции:
"1.2. Правовую основу Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Водный кодекс Российской Федерации;
Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года" (далее - Стратегия экологической безопасности Российской Федерации);
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" (далее - Стратегия национальной безопасности);
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года;
Экологическая доктрина Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 1225-р;
распоряжение Правительства автономного округа от 3 ноября 2022 года N 679-рп "О Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2036 года с целевыми ориентирами до 2050 года" (далее - Стратегия социально-экономического развития автономного округа до 2036 года).".
2.1.3. Пункт 1.3 признать утратившим силу.
2.2. Раздел 2 изложить в следующей редакции:
"2. Современная экологическая ситуация и анализ результатов деятельности в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (2008 - 2022 годы)
2.1. В автономном округе внедрен комплексный подход к решению экологических проблем, направленный на развитие регионального природоохранного законодательства, программно-целевое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности, повышение уровня экологической культуры населения.
Окружающая среда в автономном округе испытывает мощную антропогенную нагрузку, связанную с активным развитием в последние десятилетия инфраструктуры городов и крупнейшего в Российской Федерации топливно-энергетического комплекса. Для снижения негативного техногенного воздействия обеспечено конструктивное взаимодействие со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями.
Введены налоговые льготы в целях стимулирования предприятий, осуществляющих хозяйственную детальность в автономном округе, к реализации мер, направленных на оздоровление окружающей среды, внедрению экологически безопасных и малоотходных технологий (организациям в отношении имущества, относящегося к объектам основных фондов природоохранного назначения, исчисленная сумма налога на имущество уменьшается на 50%).
Заключены соглашения о сотрудничестве Правительства автономного округа со всеми крупными нефтегазодобывающими компаниями, согласно которым предприятиями взяты повышенные обязательства по разработке и реализации долгосрочных природоохранных программ и мероприятий.
В государственную программу автономного округа "Экологическая безопасность", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 482-п, включены мероприятия нефтяных компаний, отвечающие ее целям и задачам: строительство объектов по утилизации попутного нефтяного газа, рекультивация нефтезагрязненных земель, строительство объектов для размещения отходов производства и потребления на лицензионных участках автономного округа, внедрение и использование технологий по обезвреживанию и использованию опасных промышленных отходов, рекультивация шламовых амбаров, компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. Ежегодный объем инвестиций в реализацию природоохранных и природовосстановительных мероприятий составляет порядка 85 млрд. рублей.
Внедрена и эффективно используется система регулярных наблюдений за воздействием на состояние окружающей среды в границах лицензионных участков - локальный экологический мониторинг (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 485-п "О системе наблюдения за состоянием окружающей среды в границах лицензионных участков на право пользования недрами с целью добычи нефти и газа на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Локальным экологическим мониторингом охвачено 97,3% лицензионных участков, на которые выданы долгосрочные лицензии. Ежегодно в базу данных государственной информационной системы "Экологический паспорт территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" поступает около 160 тысяч измерений. Всего за период 2008 - 2022 годов накоплено 2,7 млн. измерений концентраций загрязняющих веществ с координатной привязкой к пунктам наблюдений. Обработанные результаты экологического мониторинга используются предприятиями для планирования и реализации долгосрочных экологических программ.
Для оценки качества природных сред и контроля динамики экологической ситуации приняты региональные нормативы допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почвах и донных отложениях поверхностных водных объектов (постановления Правительства автономного округа от 10 декабря 2004 года N 466-п "Об утверждении регионального норматива "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", от 23 ноября 2018 года N 432-п "О нормативе "Допустимое остаточное содержание нефти и нефтепродуктов в донных отложениях после проведения восстановительных работ на водных объектах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Функционирует веб-сервис "Личный кабинет природопользователя", посредством которого предприятия имеют возможность представлять в электронном виде сведения о техногенной нагрузке и качестве компонентов природной среды. Исполнительные органы автономного округа получили доступ к информации, позволяющей вырабатывать систему мер по минимизации негативного воздействия на окружающую среду.
Создана эффективная система государственного экологического надзора с применением космических технологий и беспилотных летательных аппаратов. Разработан и внедрен механизм компенсации ущерба, причиненного окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи в "натуральной" форме, путем восстановления ее нарушенного состояния.
Результатом эффективности указанного взаимодействия, а также принятия мер в сфере предупреждения, выявления и пресечения нарушений в области охраны окружающей среды является снижение негативного воздействия, стабилизация состояния окружающей среды и улучшение основных показателей, характеризующих экологическую обстановку в автономном округе.
2.2. Атмосферный воздух.
Состояние воздушного бассейна автономного округа определяется выбросами загрязняющих веществ от объектов нефтегазодобывающего комплекса (факелов для сжигания попутного нефтяного газа, газотурбинных и газопоршневых станций, труб печей), расположенных на лицензионных участках недр за пределами населенных пунктов, на долю которых приходится 91,9% от валовых выбросов.
Наблюдается устойчивая тенденция снижения объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По данным государственной статистической отчетности 2-ТП (воздух), в период с 2008 по 2022 годы выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в автономном округе снизились на 48% (с 2201 тыс. тонн в 2008 году до 1141 тыс. тонн в 2022 году), что является результатом эффективной реализации предприятиями программ по повышению уровня утилизации попутного нефтяного газа по соглашению о сотрудничестве (с начала реализации программ построено более 3850 км газопроводов, 104 компрессорные станции, 83 газотурбинных и газопоршневых электростанции, 3 газоперерабатывающих завода). Уровень использования попутного нефтяного газа в 2022 году повысился по отношению к 2007 году на 17% и составил 95,8%. При этом большинство крупных нефтяных компаний не только достигли требований национального стандарта Российской Федерации по 95-процентному уровню утилизации, но и превысили его.
Высокие достижения автономного округа по решению проблемы сжигания попутного нефтяного газа на факелах отмечены Глобальным партнерством по сокращению сжигания газа (GGFR), членом которого автономный округ является с 2004 года. За прошедший период подписано несколько важных соглашений, касающихся сотрудничества в вопросах сокращения объемов сжигания попутного нефтяного газа, на Глобальном форуме партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа в Лондоне в октябре 2012 года автономный округ занял первое место в рейтинге лучших региональных программ по сокращению факельного сжигания попутного нефтяного газа.
В сентябре 2015 года город Ханты-Мансийск стал площадкой для очередного Глобального форума партнерства Всемирного банка по сокращению факельного сжигания попутного газа, в котором приняли участие представители более 20 стран и крупнейшие нефтегазодобывающие компании мира. Проведение указанного Глобального форума партнерства позволило обобщить накопленный международный опыт и лучшие практики по сокращению объемов сжигания попутного нефтяного газа, дало возможность обменяться опытом и инновационными технологиями в области подготовки, переработки и транспортировки газа и рационального его использования.
Согласно данным государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды в Российской Федерации" в автономном округе от передвижных источников выбрасывается всего 6,1% общего объема загрязняющих веществ. Но даже с учетом небольшой доли выбросов от передвижных источников в связи с ежегодным увеличением количества автомобильного транспорта, что отражает социально-экономическую благополучность автономного округа, увеличиваются и выбросы загрязняющих веществ от его использования в атмосферный воздух. Для снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха от передвижных источников и улучшения общей экологической ситуации в автономном округе действует льгота по транспортному налогу на легковые автомобили, грузовые автомобили и автобусы, использующие природный газ, сжиженные газовые смеси в качестве моторного топлива, в размере 20% от суммы налога.
Правительство автономного округа совместно с дочерними организациями ПАО "Газпром", осуществляющими деятельность в автономном округе, реализует меры, направленные на расширение использования природного газа в качестве моторного топлива, что позволяет снизить вредное воздействие на окружающую среду и сократить транспортные расходы за счет его более низкой стоимости.
Процесс ввода в автономном округе в эксплуатацию парка техники, работающей на природном газе, синхронизирован со строительством объектов газомоторной инфраструктуры для обслуживания транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива. Для обеспечения работы такого транспорта в автономном округе действуют 8 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций с совокупной производительностью 25,2 млн. куб. м. Реализация указанных мероприятий предусмотрена подпрограммой "Перевод автотранспорта на использование альтернативных видов топлива" государственной программы автономного округа "Современная транспортная система", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 485-п.
Территория автономного округа по совокупности климатических параметров (мощности и интенсивности приземных инверсий, повторяемости застоев воздуха) характеризуется повышенным потенциалом загрязнения атмосферы. Сочетание ряда метеорологических факторов (штиль, слабый ветер, ветер неблагоприятного направления, туман, инверсия) может привести к накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха, что повлияет на здоровье населения. В целях предотвращения этого принят порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) на территории автономного округа (постановление Правительства автономного округа от 23 декабря 2011 года N 484-п "О порядке проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"). Предприятия, источники выбросов которых оказывают воздействие на атмосферный воздух в населенных пунктах, разрабатывают мероприятия по временному сокращению выбросов в периоды НМУ, а исполнительные органы автономного округа совместно с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) фиксируют возникновение таких ситуаций и осуществляют контроль исполнения мероприятий в период НМУ. В случае невыполнения плана уменьшения выбросов в период НМУ государственным инспектором может быть выдано предписание о приостановлении выбросов.
Правильность принимаемых мер подтверждается результатами государственного экологического мониторинга. Повышение загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на территории населенных пунктов в периоды НМУ не фиксируется.
2.3. Поверхностные и подземные воды.
Автономный округ является одним из субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных водными ресурсами (возобновляемые воды рек, озер, водно-болотных угодий, подземных горизонтов, почвенная влага, пары атмосферы). Основными источниками покрытия потребностей в свежей воде для нужд промышленности и населения являются ресурсы речного стока и подземные воды.
По данным Федерального агентства водных ресурсов, речная сеть на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры представлена более чем 19,6 тысячами водотоков. Речная сеть автономного округа характеризуется высокой заболоченностью территорий (водосбор многих рек заболочен на 50-70%), что является следствием избыточного их увлажнения, равнинности рельефа и близкого залегания водоупорных горизонтов. Общая протяженность гидросети около 100 тыс. км, из них большую часть составляют мелкие реки. Высокая заболоченность водосборных территорий автономного округа определяет повсеместное, в том числе в зонах отсутствия техногенной нагрузки, повышенное содержание соединений железа, марганца, меди и цинка. Концентрации соединений этих металлов превышают установленные санитарно-гигиенические и рыбохозяйственные нормативы (до 30-50 раз).
В связи с несоответствием установленным нормативам качества поверхностных вод автономного круга Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) относит их к категориям "грязные" и "загрязненные".
Принятие комплекса разноплановых мер оказало влияние на снижение негативного воздействия, стабилизацию и улучшение состояния поверхностных вод. Содержание нефтепродуктов во всех крупных реках снизилось и не превышает предельных допустимых концентраций (0,5-0,8 ПДК). Локально отмечаются повышенные концентрации нефтепродуктов - преимущественно в малых реках на лицензионных участках с длительным сроком эксплуатации (Самотлорский, Мамонтовский, Правдинский, Мало-Балыкский). Улучшение состояния водных объектов подтверждается данными Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета), свидетельствующими, что в реках нефтегазодобывающих регионов (Обь, Печора, Енисей, Лена) среднегодовой вынос нефтепродуктов в Северный ледовитый океан уменьшился только по реке Обь (с 220 тыс.тонн в 2011 году до 7,4 тыс.тонн в 2021 году или в 29,7 раз).
В настоящее время на первый план выходит загрязнение водных объектов недостаточно очищенными сточными водами от жилищно-коммунального комплекса. Индикатором негативного воздействия сточных вод являются повышенные концентрации в природных водах веществ азотной группы (азот аммонийный и азот нитритный). За последние годы систематические превышения нормативов веществ азотной группы фиксировались в 22 гидрохимических створах на участках рек, расположенных вблизи населенных пунктов. Максимальные концентрации азота нитритного достигали 3,2-9,7 ПДК, азота аммонийного - 1,5-4,7 ПДК.
Основной причиной высокого объема сброса недостаточно очищенных сточных вод является устаревшая конструкция и технология очистки сточных вод (основная масса канализационных очистных сооружений построены в 80-90 годы). Существует потребность в строительстве и реконструкции 53 сооружений по очистке сточных вод. Решение указанной проблемы осуществляется через государственную программу автономного округа "Развитие жилищно-коммунального комплекса и энергетики", утвержденную постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2021 года N 477-п.
2.4. Земельные ресурсы и обращение с отходами.
В автономном округе одним из экологических последствий промышленно-транспортного освоения территории является изъятие значительных объемов земельных ресурсов.
Наибольшее негативное воздействие на земельные ресурсы оказывает развитие нефтегазодобывающей отрасли и геологоразведки.
Для обеспечения нефтегазодобычи с начала эксплуатации месторождений построено более 16 тыс. кустов скважин, более 117 тыс. км трубопроводов (в том числе магистральных - 16,4 тыс. км). Эксплуатация указанных объектов нефтедобычи в сложных северных условиях (в том числе развития мерзлотных процессов, повышенной обводненности и заболоченности территории) связана с высокими рисками аварийности и загрязнения окружающей среды.
По данным, представленным нефтегазодобывающими компаниями, в 2022 году зарегистрировано 2699 аварийных разливов, связанных с добычей углеводородного сырья. Все участки, загрязненные в результате аварий, внесены с координатной привязкой в Реестр загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Реестр). По состоянию на 1 января 2023 года в Реестр внесено 9309 загрязненных участков (общей площадью 1657 га), в том числе:
нефтью и нефтепродуктами - 6398 участков площадью 1347 га (81% от всей площади);
подтоварной водой - 2801 участок площадью 304 га (18% от всей площади);
газовым конденсатом - 110 участков площадью 6 га (0,4% от всей площади).
Анализ ситуации с 2008 по 2022 годы показывает существенное снижение экологических последствий аварийных разливов на земельные ресурсы. Так, количество аварий снизилось на 46% (с 5007 до 2699), случаи аварийных разливов с прямым попаданием загрязняющих веществ в водные объекты единичны. Средняя площадь одного нефтеразлива уменьшилась с 1,6 га до 0,08 га. Площади загрязненных земель сократились в 4 раза (с 6792 га в 2008 году до 1657 га в 2022 году).
Предприятия продолжают поддерживать высокие темпы рекультивационных работ, восстанавливая ежегодно 400-600 га загрязненных земель. Приоритетным направлением природоохранных мероприятий является обеспечение безопасности и надежности трубопроводных систем, на которое выделяется 47% от общего финансирования. Ежегодно направляется более 30 млрд. рублей, реконструируется 1300-1800 км трубопроводов.
Количество неликвидированных шламовых амбаров с 2008 по 2021 год сократилось в 14 раз (с 1831 по 130). С целью уменьшения загрязнения окружающей среды нефтяные компании внедряют новые природосберегающие технологии, одной из которых является безамбарное бурение, позволяющее значительно снизить объемы производственных отходов.
В автономном округе уделяется пристальное внимание проблеме обращения с отходами.
По данным Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (в части сведений об образовании, использовании и обезвреживании, транспортировании и размещении отходов), на территории автономного округа в 2021 году образовано 8 339,9 тыс. т отходов производства и потребления, утилизировано и обезврежено 6 312,3 тыс. т.
Распределение объема образованных отходов по классам опасности осуществлялось следующим образом:
I класс опасности - 0,109 тыс. т (0,001%);
II класс опасности - 2,037 тыс. т (0,02%);
III класс опасности - 527,296 тыс. т (6,32%);
IV класс опасности - 7 096,969 тыс. т (85,10%);
V класс опасности - 713,479 тыс. т (8,56%).
Основу обращения с отходами составляет их обезвреживание и утилизация. По итогам 2021 года доля обезвреженных и утилизированных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов составила 75,7% (в Российской Федерации - 46,6%). Положительная тенденция достигнута за счет активной работы предприятий нефтегазодобывающей отрасли по переработке буровых отходов в техногенный грунт с его последующим использованием при строительстве и ремонте кустовых оснований и других технологических площадок, автомобильных дорог, рекультивации нарушенных и нефтезагрязненных земель, полигонов твердых коммунальных отходов, ликвидации шламовых амбаров, гидроизоляции и укрепления поверхностей для предотвращения опасных экзогенных процессов.
По данным регионального кадастра отходов, в автономном округе в 201 году числилось 78 полигонов для размещения отходов производства и потребления, из них:
45 полигонов для размещения твердых коммунальных отходов (ТКО), в том числе: 34 - действующих, 6 - законсервированных, временно не эксплуатируемых, 4 - выведенных из эксплуатации, не ликвидированных, 1- выведенный из эксплуатации, ликвидирован;
11 полигонов для размещения промышленных отходов (ПО), в том числе: 8 - действующих, 2 законсервированных, временно не эксплуатируемых, 1 - выведенный из эксплуатации, не ликвидированный;
22 действующих смешанных полигона для размещения твердых коммунальных и производственных отходов (ТКО и ПО).
Размещение несортированных отходов на полигонах несет экологический, экономический и социальный ущерб. Захороненные твердые коммунальные отходы содержат значительное количество (до 100 наименований) токсичных соединений, коммунальных отходов населения: различные красители, краски, лаки, ртуть, растворители, свинец и его соли, лекарства, пластмассы, синтетические материалы, полихлорбифенилы, металлические банки и др. К тому же на полигоны попадают отходы, которые могут быть возвращены в рецикл и после соответствующей обработки использоваться в качестве вторичных материальных ресурсов.
По данным регионального кадастра отходов, в 2021 году предприятиями использовались 143 промышленных объекта для обработки, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления. Из них: 5 объектов - по обработке отходов производства и потребления (сортировка, очистка, прессование, измельчение, гранулирование), 28 объектов - по утилизации (использованию), 28 объектов - по обезвреживанию и утилизации и 82 объекта - по обезвреживанию отходов производства и потребления.
2.5. Растительный и животный мир, естественные экологические системы.
Автономный округ является уникальным природным комплексом, богатейшей охотничьей территорией, где хвойные леса (ель, пихта, сосна, кедр, лиственница) таежной зоны чередуются с пойменными лиственными лесами рек (береза, осина). Множество водных объектов, весенне-летнее половодье способствует образованию обширного заливного сора, естественных питомников по разведению рыбы и водной растительности. Повсеместно много грибов и ягод, дикорастущих рябины, черемухи, малины, шиповника, черной и красной смородины, клюквы, брусники, морошки, черники, голубики.
Обильная лесная растительность является богатой кормовой базой, что определяет многообразие фауны автономного округа, представленной 64 видами млекопитающих и 260 видами птиц. В автономном округе обитают практически все представители охотничьих животных и птиц, характерные для таежной зоны Западной Сибири: лось, дикий северный олень, рысь, соболь, куница, горностай, колонок, выдра, норка, ондатра, заяц-беляк, белка, лисица красная, барсук, медведь, волк, росомаха, водоплавающая (гуси, утки) и боровая дичь (глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка). Запасы основных промысловых видов рыб в водоемах автономного округа находятся в удовлетворительном состоянии, общедопустимые уловы оцениваются в пределах 15-17 тыс. тонн в год. Следует отметить, что уровень использования запасов водных биологических ресурсов различен в зависимости от категорий водоемов: по магистральным рекам (Обь, Иртыш) он составляет 40-50%, по прочим рекам и протокам - 50-60%, озерам - 3-5%.
При интенсивном экономическом развитии автономного округа чрезвычайно важно поддерживать экологический баланс, сохранять благоприятную окружающую среду и необходимые условия для жизнедеятельности населения, в том числе за счет развития и эффективного функционирования системы особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) для устойчивого сохранения биологического и ландшафтного разнообразия. В автономном округе постановлением Правительства автономного округа от 12 июля 2013 года N 245-п утверждена концепция развития и функционирования системы особо охраняемых природных территорий автономного округа на период до 2030 года. В настоящее время в автономном округе насчитывается 25 ООПТ, в том числе:
5 федерального значения (2 государственных природных заповедника и 3 государственных природных заказника);
20 регионального значения (4 природных парка, 5 государственных природных заказников, 11 памятников природы).
Совокупная площадь ООПТ в автономном округе составляет 2637,75 тыс. га (4,9% площади автономного округа).
Подробные данные о состоянии окружающей среды автономного округа приводятся в ежегодном докладе об экологической ситуации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.".
2.3. В разделе 3:
2.3.1. Абзацы с третьего по шестой изложить в следующей редакции:
"создания единой системы целей и задач в области обеспечения экологической безопасности, организации эффективного взаимодействия в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов автономного округа, органов местного самоуправления, природопользователей и населения автономного округа;
практической деятельности исполнительных органов автономного округа, органов местного самоуправления и природопользователей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность на территории автономного округа, научных и учебных учреждений, а также общественных организаций по обеспечению экологической безопасности.
Концепция направлена на достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Основными целями Концепции являются сохранение и восстановление природной среды, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни населения и устойчивого развития экономики, эффективное обращение с отходами производства и потребления, ликвидация накопленного вреда окружающей среде вследствие хозяйственной и иной деятельности, сбалансированное природопользование в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.".
2.3.2. Абзац седьмой признать утратившим силу.
2.3.3. Абзацы с восьмого по восемнадцатый изложить в следующей редакции:
"Для достижения стратегических целей необходимо комплексное, системное и целенаправленное решение следующих основных задач:
обеспечение экологически ориентированного роста экономики, стимулирование внедрения инновационных технологий, развитие экологически безопасных производств;
создание условий для модернизации коммунального хозяйства автономного округа и повышения энергетической эффективности существующих зданий, обеспечение экологически обоснованной децентрализации производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения малых и удаленных потребителей;
стимулирование разработки и имплементации новых энергоэффективных технологий в отраслях, с использованием возобновляемых источников энергии и вторичного сырья (в том числе солнечных энергетических панелей, ветровых электростанций, микро- и минигидростанций, замкнутых энерго- и вентиляционных систем), способствующих замещению не возобновляемых источников энергии;
формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, создание условий для вторичной переработки и использования всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;
стимулирование развития рационального природопользования; создание условий для максимально полного использования извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и переработке;
поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности, за счет: внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий, технологического перевооружения и переоснащения предприятий современным природоохранным оборудованием;
снижение и предотвращение негативного воздействия (выбросов и сбросов загрязняющих веществ) на окружающую среду, ликвидация накопленного вреда окружающей среде, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены;
обеспечение качества воды, почвы и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями, показателями природного фона территорий и акваторий;
усиление региональной климатической политики и адаптация к климатическим изменениям, в том числе разработки мероприятий по борьбе с отдельными неблагоприятными природными явлениями и их последствиями, создания системы учета данных о потоках парниковых газов и бюджете углерода в естественных экологических системах, накопления компетенций по комплексной эколого-климатической экспертизе и мониторингу микроклимата;
сохранение экологического баланса и биологического разнообразия природных экосистем и развитие системы особо охраняемых природных территорий, охрана и воспроизводство лесов, а также объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов;".
2.3.4. После абзаца восемнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"обеспечение исполнительных органов автономного округа и населения автономного округа информацией о состоянии окружающей среды (экологическая информация);
цифровизация государственного экологического управления;
повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан, воспитание в гражданах ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения и общественных организаций к участию в природоохранной деятельности.".
2.4. В разделе 4:
2.4.1. Абзацы с четырнадцатого по пятнадцатый пункта 4.1 признать утратившими силу.
2.4.2. В абзаце втором пункта 4.2 слова ", в том числе токсичных и радиоактивных," исключить.
2.4.3. Абзац седьмой пункта 4.3 признать утратившим силу.
2.5. В разделе 5:
2.5.1. В пункте 5.2:
2.5.1.1. В абзаце втором слова "органами государственной власти автономного" заменить словами "исполнительными органами автономного округа".
2.5.1.2. В абзаце третьем слова "органов государственной власти" заменить словами "исполнительных органов".
2.5.1.3. Абзац четвертый изложить в следующей редакции:
"взаимодействие с правоохранительными органами по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений, посягающих на общественную безопасность, на окружающую среду и порядок использования природных ресурсов, осуществление мероприятий по повышению эффективности борьбы с экологическими преступлениями, в том числе сокрытием информации о фактах и явлениях, создающих угрозу экологической безопасности населения;".
2.5.1.4. После абзаца четвертого дополнить абзацем следующего содержания:
"реализацию национального проекта "Экология";".
2.5.1.5. Абзац шестнадцатый признать утратившим силу.
2.5.2. Пункт 5.4 изложить в следующей редакции:
"5.4. Научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры включает:
повышение эффективности учета объектов негативного воздействия на окружающую среду, государственного экологического надзора на основе развития отечественных отраслевых программных систем и информационных технологий, вовлечение отраслевых специалистов в цифровую трансформацию отрасли;
обеспечение комплексного информационного взаимодействия между гражданами, государством и бизнесом в сферах природопользования, обращения с отходами, мониторинга окружающей среды, охоты и рыбалки, экологического туризма, в том числе по особо охраняемым природным территориям посредством отечественных решений в сфере информационных технологий;
совершенствование использования данных региональных информационно-аналитических систем в области охраны окружающей среды, устойчивого природопользования и экологической безопасности;
проведение научно-исследовательских работ в области охраны окружающей среды, в том числе в области минимизации воздействия на окружающую среду, сохранения экосистем, энерго- и ресурсосберегающих технологий, а также оценки последствий, связанных с изменением климата;
распространение экологических знаний об экологической безопасности, здоровом образе жизни человека, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры в обществе.".
2.5.3. В пункте 5.5:
2.5.3.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"5.5. Экологическое образование и просвещение, экологическое волонтерство и добровольчество в системе обеспечения экологической безопасности:".
2.5.3.2. После абзаца пятого дополнить абзацами следующего содержания:
"развитие экологической добровольческой и волонтерской деятельности жителей автономного округа, определение и поддержка лучших эколого-просветительских и природоохранных проектов и их распространение в муниципальных образованиях автономного округа;
оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки экологическим добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.".
2.5.4. Абзац второй пункта 5.6 изложить в следующей редакции:
"создание условий для эффективного взаимодействия между гражданским обществом и властью, вовлечение населения автономного округа в обсуждение и реализацию решений в области экологической безопасности;".
2.6. Раздел 6 изложить в следующей редакции:
"6. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Принятие Концепции как одного из документов стратегического планирования автономного округа и реализация ее положений позволят достичь улучшения целевых показателей состояния окружающей среды.
Таблица
Значения целевых показателей Концепции
Целевой показатель |
Год достижения |
||
2019 |
2024 |
2030 |
|
Качество окружающей среды, % |
100 |
104,17 |
108,33 |
Уровень использования попутного нефтяного газа, % |
95,3 |
95,9 |
97,0 |
Доля направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных ТКО, % |
100 |
98,8 |
50 |
Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, % |
0,0 |
1,2 |
50 |
Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов, % |
0,0 |
13,8 |
100 |
Количество ликвидированных объектов накопленного вреда окружающей среде. шт (нарастающим итогом) |
0 |
3 |
17 |
Общая площадь восстановленных, в том числе рекультивированных, земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, га (нарастающим итогом) |
0,0 |
38,91 |
176,15 |
Численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией объектов накопленного вреда окружающей среде, тыс. человек (нарастающим итогом) |
0,0 |
406,89 |
841,06 |
Протяженность очищенной прибрежной полосы водных объектов, км |
248 |
248 |
248 |
Количество населения, вовлеченного в мероприятия по очистке берегов водных объектов, тыс. чел (нарастающим итогом) |
26,9 |
149 |
308 |
Доля оставшихся нерекультивированными нефтезагрязненных земель к общему объему нефтезагрязненных земель, % |
47,9 |
5,0 |
5,0 |
Прирост общей площади особо охраняемых природных территорий, га (нарастающим итогом) |
0,0 |
4 390,7 |
4 390,7 |
Отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений, % |
64,2 |
100 |
100 |
Количество выпущенной молоди Сибирского осетра (нарастающим итогом), тыс. шт. |
4 287,830 |
16 556,955 |
22 556,955 |
Количество выпущенной молоди ценных и особо ценных пород рыб (нарастающим итогом), тыс. шт. |
0 |
28 000,0 |
112 000,0 |
Доля населения, вовлеченного в эколого-просветительские и природоохранные мероприятия, от общего количества населения автономного округа, % |
36,7 |
37,95 |
38,25 |
".
3. Приложение 2 изложить в следующей редакции:
"Приложение 2
к распоряжению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 10 апреля 2007 года N 110-рп
План мероприятий
по реализации Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года
N |
Наименование мероприятия |
Ответственный исполнитель/ соисполнители |
Срок проведения мероприятия |
Результаты |
1. Снижение и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду | ||||
1.1 |
Ввод новых объектов производственной инфраструктуры, снижающих антропогенные выбросы в атмосферный воздух и сбросы в водные объекты |
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры, автономный округ), Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса автономного округа, Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, нефтегазодобывающие предприятия (по согласованию) |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
увеличение значения комплексного показателя "Качество окружающей среды" с 106,25% в 2023 году до 108,33% в 2030 году |
1.2 |
Создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления |
Департамент промышленности автономного округа |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
увеличение доли направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) ТКО, в общей массе образованных ТКО с 0,8% в 2022 году до 50% в 2030 году, достижение доли твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов 100% к 2030 году |
1.3 |
Строительство и ввод в эксплуатацию комплексных межмуниципальных полигонов твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) в Нижневартовском, Октябрьском, Ханты-Мансийском муниципальных районах автономного округа и городском округе Сургут автономного округа |
Департамент промышленности автономного округа |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
|
2. Сохранение биологического разнообразия природных экосистем и развитие системы особо охраняемых природных территорий, охрана и воспроизводство объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов | ||||
2.1 |
Создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года |
прирост общей площади ООПТ регионального значения за счет создания новых ООПТ с 2022 года до 2024 года на 4 211,5 га |
2.2 |
Ведение Красной книги автономного округа, в том числе проведение комплексных биолого-географических экспедиций по территории автономного округа |
Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
выявление новых данных о сохранности типичных и уникальных экосистем и биологического разнообразия, состоянии популяции животных, находящихся в Красной книге автономного округа |
2.3 |
Выпуск молоди сибирского осетра |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года |
выпуск в реки Обь-Иртышского бассейна не менее 1 млн мальков сибирского осетра |
2.4. |
Выпуск ценных и особо ценных пород рыб |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2024 года |
выпуск в реки Обь-Иртышского бассейна не менее 14 млн мальков ценных и особо ценных пород рыбы |
2.5 |
Операция "Пернатая дичь, весна" |
Природнадзор Югры |
с 28 апреля по 22 мая 2024 года, с 28 апреля по 22 мая 2025 года, с 28 апреля по 22 мая 2026 года, с 28 апреля по 22 мая 2027 года, с 28 апреля по 22 мая 2028 года, с 28 апреля по 22 мая 2029 года, с 28 апреля по 22 мая 2030 года |
снижение количества нарушений правил охоты на 5% к 2030 году |
2.6 |
Операция "Ель" |
Природнадзор Югры, Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
с 1 декабря по 31 декабря 2023 года, с 1 декабря по 31 декабря 2024 года, с 1 декабря по 31 декабря 2025 года, с 1 декабря по 31 декабря 2026 года, с 1 декабря по 31 декабря 2027 года, с 1 декабря по 31 декабря 2028 года, с 1 декабря по 31 декабря 2029 года, с 1 декабря по 31 декабря 2030 года |
снижение количества незаконных рубок на 5% к 2030 году |
3. Обеспечение органов государственной власти автономного округа и населения информацией о состоянии окружающей среды (экологической информации) | ||||
3.1 |
Обеспечение функционирования территориальной системы наблюдения за состоянием окружающей среды автономного округа |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
получение количественных показателей качества природных сред (не менее 160000 ежегодно) для своевременного выявления экологических угроз окружающей среде и повышения качества управленческих решений |
3.2 |
Формирование и ведение перечня научных коллективов и ученых, тем их научных исследований и разработок в области охраны окружающей среды |
Департамент образования и науки автономного округа, Природнадзор Югры, Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
публикация и актуализация перечня научных коллективов и ученых, тем их научных исследований и разработок в области охраны окружающей среды (с указанием направления, состава участников, статуса развития проекта) на официальном сайте Департамента образования и науки автономного округа |
3.3 |
Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды (экологической информацией) в автономном округе |
Природнадзор Югры, Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, Департамент промышленности автономного округа |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
публикация ежегодного доклада об экологической ситуации в автономном округе, размещение и актуализация экологической информации на официальных сайтах исполнительных органов автономного округа |
4. Цифровизация государственного экологического управления | ||||
4.1 |
Внедрение технологических решений на основе интеграции пространственных данных для прогнозирования и оценки рисков возникновения нарушений природоохранного законодательства |
Природнадзор Югры, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа |
до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
применение 5 динамических риск-ориентированных моделей в сфере охраны окружающей среды на основе пространственных данных, для эффективного планирования контрольно-надзорных мероприятий |
4.2 |
Внедрение технологий искусственного интеллекта для выявления нарушений природоохранного законодательства |
Природнадзор Югры, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
осуществление космического мониторинга изменений 100% земель лесного фонда автономного округа к 2030 году с применением технологий искусственного интеллекта на предмет выявления нарушений природоохранного законодательства |
4.3 |
Использование мобильных и портативных устройств при проведении профилактических и контрольно-надзорных мероприятий в природоохранной сфере |
Природнадзор Югры, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа |
до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
увеличение доли мероприятий с использованием мобильных и портативных устройств с 5% в 2023 году до 100% в 2030 году |
4.4 |
Развитие компетенций природоохранных инспекторов с использованием технологий виртуальной реальности, необходимых для проведения выездных контрольно-надзорных мероприятий |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
внедрение системы моделирования действий инспектора (СМОДИ) для обучения и аттестации 100% инспекторского состава к 2030 году |
5. Повышение уровня экологического образования и экологической культуры граждан, воспитание в гражданах ответственного отношения к природной среде, стимулирование населения и общественных организаций к участию в природоохранной деятельности | ||||
5.1 |
Проведение Международной экологической акции "Спасти и сохранить" |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
увеличение доли населения, вовлеченного в эколого-просветительские и природоохранные мероприятия, от общего количества населения автономного округа с 34,6% в 2022 году до 38,25% к 2030 году |
5.2 |
Обеспечение информирования населения о состоянии окружающей среды через средства массовой информации (печатные издания, телевидение, радио и интернет-ресурсы) |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
информирование населения о состоянии окружающей среды посредством публикации выпуска "Сохраним окружающую среду" в общественно-политическом издании, выпуска эколого-просветительских передач на телевидении автономного округа, размещение информации на официальном сайте Природнадзора Югры и в социальных сетях |
5.3 |
Организация экологических конкурсов |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
повышение гражданской активности детей и молодежи в сфере охраны окружающей среды через участие в проектной и исследовательской деятельности, выявление достижений органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, выявление нефтегазодобывающих предприятий, проводящих активную экологическую политику и достигших наивысших результатов в данном направлении |
5.4 |
Формирование реестра экологического движения, центров экологического просвещения, в том числе волонтерских экологических объединений |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
публикация и актуализация реестра экологического движения, центров экологического просвещения, в том числе волонтерских экологических объединений, на официальном сайте Природнадзора Югры |
5.5 |
Проведение международного экологического молодежного форума "Одна планета - одно будущее!" |
Природнадзор Югры |
до 31 декабря 2023 года, до 31 декабря 2024 года, до 31 декабря 2025 года, до 31 декабря 2026 года, до 31 декабря 2027 года, до 31 декабря 2028 года, до 31 декабря 2029 года, до 31 декабря 2030 года |
вовлечение в эколого-просветительские и природоохранные мероприятия, исследовательскую и проектную деятельность детей (не менее 100 участников ежегодно), поддержка и признание детей, осуществляющих общественно-полезную экологическую деятельность |
".
Губернатор |
Н.В. Комарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 мая 2023 г. N 298-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 года N 110-рп "О Концепции экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период до 2030 года"
Опубликование:
-