Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Порядку
Требования
к содержанию муниципальных программ Тамбовского муниципального округа
1. Общие положения
1. Требования к содержанию муниципальных программ Тамбовского муниципального округа (далее - Требования, муниципальные программы) определяют основные подходы к разработке проектов муниципальных программ.
2. Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:
1) формирования муниципальных программ на основе долгосрочных целей, установленных Стратегией социально-экономического развития Тамбовского муниципального округа, иными стратегическими документами федерального или регионального уровней, федеральными и региональными проектами в рамках национальных проектов, а также решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, губернатора Амурской области и Правительства Амурской области, главы Тамбовского муниципального округа;
2) наиболее полного охвата Тамбовского муниципального округа и средств бюджета муниципального округа;
3) установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации;
4) определения муниципального органа, ответственного за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов) - координатора муниципальной программы;
5) наличия у координатора муниципальной программы, участников муниципальной программы и координаторов подпрограмм полномочий и ресурсов, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;
6) проведения ежегодной оценки эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.
2. Содержание муниципальной программы
1. Муниципальная программа включает подпрограммы, представляющие собой комплекс основных мероприятий и мероприятий, направленных на решение отдельных задач муниципальной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам.
2. По всем муниципальным программам формируются паспорт и текстовая часть, а также приложения к текстовой части муниципальной программы в соответствии с разделом 3 настоящих Требований.
Значения объемов ассигнований муниципальной программы указываются в тексте программы в формате два знака после запятой.
3. В муниципальную программу не рекомендуется включать положения, регламентирующие порядок взаимодействия координаторов муниципальных программ (подпрограмм) и участников муниципальных программ по разработке, реализации и оценке эффективности муниципальной программы.
4. Муниципальная программа имеет следующую структуру:
1) паспорт муниципальной программы, содержащий следующую информацию:
наименование муниципальной программы;
координатор муниципальной программы;
координаторы подпрограмм;
участники муниципальной программы;
цель (цели) муниципальной программы;
задачи муниципальной программы;
перечень подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы;
этапы (при их наличии) и сроки реализации муниципальной программы в целом и в разрезе подпрограмм;
объемы ассигнований бюджета муниципального округа муниципальной программы (с расшифровкой по годам ее реализации), а также прогнозные объемы средств, привлекаемых из других источников;
ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы;
2) текстовая часть муниципальной программы, включающая следующие разделы:
характеристика сферы реализации муниципальной программы;
приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты;
описание системы подпрограмм;
сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы;
ресурсное обеспечение муниципальной программы;
планируемые показатели эффективности муниципальной программы;
риски реализации муниципальной программы. Меры управления рисками.
3) подпрограммы;
4) приложения к муниципальной программе:
система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации муниципальной программы;
предполагаемые к принятию меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы;
ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы из различных источников финансирования;
прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Тамбовского муниципального округа по муниципальной программе;
иные необходимые приложения.
5. Подпрограмма имеет следующую структуру:
1) паспорт подпрограммы, содержащий следующую информацию:
наименование подпрограммы;
координатор подпрограммы;
участники подпрограммы;
цель (цели) подпрограммы;
задачи подпрограммы;
этапы (при наличии) и сроки реализации подпрограммы;
объемы бюджетных ассигнований подпрограммы (с разбивкой по годам);
ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы;
2) текстовая часть подпрограммы, включающая следующие разделы:
характеристика сферы реализации подпрограммы;
приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной подпрограммы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты;
описание системы основных мероприятий и мероприятий;
ресурсное обеспечение подпрограммы;
планируемые показатели эффективности реализации подпрограммы и непосредственные результаты мероприятий подпрограммы.
3. Типовой макет муниципальной программы
3.1. Паспорт муниципальной программы
1. |
Наименование муниципальной программы |
|
2. |
Координатор муниципальной программы |
|
3. |
Координаторы подпрограмм |
|
4. |
Участники муниципальной программы |
|
5. |
Цель (цели) муниципальной программы |
|
6. |
Задачи муниципальной программы |
|
7. |
Перечень подпрограмм, включенных в состав муниципальной программы |
|
8. |
Этапы (при их наличии) и сроки реализации муниципальной программы |
|
9. |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной программы (с разбивкой по годам) |
|
10. |
Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы |
|
3.2. Характеристика сферы реализации муниципальной программы
В рамках характеристики текущего состояния реализации муниципальной программы предусматривается проведение анализа ее действительного состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Характеристика текущего состояния сферы реализации м программы должна содержать основные показатели уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития Тамбовского муниципального округа.
Анализ текущего (действительного) состояния сферы реализации муниципальной программы, а также федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов должен включать характеристику итогов реализации государственной политики в этой сфере, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы.
Раздел должен также содержать перечень основных проблем развития сферы социально-экономического развития. Наличие проблем должно быть подтверждено статистической или иной фактической информацией, при этом приведенные доказательства наличия проблем должны быть представлены в динамике (рекомендуется включать анализ за период 3 - 5 лет).
3.3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы, федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов определяются в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовского муниципального округа, иными стратегическими документами федерального или регионального уровней.
В рамках муниципальных программ рекомендуется формулировать одну цель. При определении цели муниципальной программы учитываются цели федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов. Формирование нескольких целей допускается в исключительных случаях.
Цель (цели) муниципальной программы должны соответствовать приоритетам государственной политики в сфере реализации муниципальной программы и определять конечные результаты реализации муниципальной программы, федерального и регионального проектов в рамках национального проекта.
Цель должна обладать следующими свойствами:
специфичность (цель должна соответствовать сфере реализации муниципальной программы);
конкретность (не допускаются размытые (нечеткие) формулировки, допускающие произвольное или неоднозначное толкование);
измеримость (достижение цели можно проверить);
достижимость (цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы).
Формулировка цели должна быть краткой и ясной и не должна содержать специальных терминов, указаний на иные цели, задачи или результаты, которые являются следствиями достижения самой цели, а также описания путей, средств и методов достижения цели.
Достижение цели обеспечивается за счет решения задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы определяет результат реализации мероприятий или реализации муниципальной функций в рамках достижения цели (целей) реализации муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимыми и достаточными для достижения соответствующей цели.
На основе последовательности решения задач муниципальной программы, федерального и регионального проектов в рамках национального проекта определяются этапы ее реализации.
3.4. Описание системы подпрограмм
Основанием для выделения подпрограмм является система задач муниципальной программы. Задача муниципальной программы является целью для одной из подпрограмм.
Выделение отдельных подпрограмм в рамках муниципальной программы осуществляется исходя из масштабности и важности решаемых задач. Запрещается выделение подпрограмм, схожих по целям и (или) задачам.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации муниципальной программы, приводится в приложении к муниципальной программе в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям.
3.5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы
В состав мер правового регулирования по муниципальной программе включаются меры, направленные на повышение эффективности реализации муниципальных функций и оказание муниципальных услуг органами местного самоуправления в сфере реализации муниципальной программы, обеспечение эффективного управления реализацией муниципальной программы, если такие меры направлены на достижение целей и решение задач.
Действующие меры правового регулирования приводятся в тексте настоящего раздела в разрезе подпрограмм.
Предполагаемые к принятию меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы оформляются приложением к муниципальной программе по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
3.6. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы за счет средств бюджета округа на период после планового периода до конца срока ее реализации определяется исходя из установленного финансовым управлением предельного объема расходов на реализацию муниципальной программы.
Объем финансового обеспечения на реализацию муниципальной программы подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта решения о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, о чем в настоящем разделе делается соответствующее пояснение.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы из различных источников финансирования отражается в приложении к муниципальной программе по форме согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям.
3.7. Планируемые показатели эффективности муниципальной программы
В разделе описываются показатели эффективности реализации муниципальной программы - характеристика достижения цели (задачи) муниципальной программы (подпрограммы), количественно выраженная в ходе реализации муниципальной программы (подпрограммы) - индикатором эффективности, по окончании реализации муниципальной программы (подпрограммы) - конечным результатом.
В качестве наименования показателя эффективности используется лаконичная и понятная формулировка, отражающая основную суть наблюдаемого явления. Приоритетным является использование показателей, входящих в состав государственного статистического наблюдения, либо установленных федеральными и областными нормативными правовыми актами, данными муниципального округа.
Единица измерения показателя выбирается из Общероссийского классификатора единиц измерения (ОКЕИ).
В случае если показатель эффективности не входит в состав государственного статистического наблюдения, в рамках данного раздела муниципальной программы приводится методика его расчета, которая представляет собой алгоритм количественного (формульного) исчисления показателя и необходимые пояснения по сбору, обработке, интерпретации значений показателя.
Используемые показатели эффективности должны отвечать следующим требованиям:
адекватность (показатель эффективности должен очевидным образом характеризовать прогресс в достижении цели или решении задачи и охватывать все существенные аспекты достижения цели или решения задачи муниципальной программы);
точность (погрешности измерения не должны приводить к искаженному представлению о результатах реализации муниципальной программы);
объективность (не допускается использование показателей, улучшение отчетных значений которых возможно при ухудшении реального положения дел; используемые показатели должны в наименьшей степени создавать стимулы для участников муниципальной программы, подведомственных им организаций к искажению результатов реализации муниципальной программы);
достоверность (способ сбора и обработки исходной информации должен допускать возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки муниципальной программы);
однозначность (определение показателя должно обеспечивать одинаковое понимание существа измеряемой характеристики как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей, для чего следует избегать излишне сложных показателей и показателей, не имеющих четкого, общепринятого определения и единиц измерения);
экономичность (получение отчетных данных должно проводиться с минимально возможными затратами; применяемые показатели должны в максимальной степени основываться на уже существующих процедурах сбора информации);
сопоставимость (выбор показателей следует осуществлять исходя из необходимости непрерывного накопления данных и обеспечения их сопоставимости за отдельные периоды с показателями, используемыми для оценки прогресса в реализации сходных муниципальных программ, а также с показателями, используемыми в международной практике);
своевременность и регулярность (отчетные данные должны поступать со строго определенной периодичностью и с незначительным временным интервалом между моментом сбора информации и сроком ее использования (для использования в целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже 1 раза в год)).
При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы необходимо дать развернутую характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации муниципальной программы. Такая характеристика должна включать обоснование:
изменения состояния сферы реализации муниципальной программы, а также изменения в сопряженных сферах при реализации муниципальной программы (положительные и отрицательные внешние эффекты в сопряженных сферах);
эффекта от реализации муниципальной программы.
Конечный результат является количественной характеристикой достижения цели (решения задачи) муниципальной программы.
Для ежегодной оценки эффективности реализации муниципальной программы используются индикаторы эффективности, включаемые в систему программных мероприятий и плановых показателей реализации муниципальной программы.
В ходе исполнения бюджета муниципального округа показатели (индикаторы) муниципальной программы, в том числе ее подпрограмм, основных мероприятий и мероприятий, могут отличаться от плановых показателей (индикаторов), утвержденных в составе муниципальной программы, в пределах и по основаниям, которые предусмотрены бюджетным законодательством для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета муниципального округа.
В целях оценки возможного влияния выделения дополнительных объемов на достижение целей и решения задач муниципальной программы представляется два вида значения плановых показателей (индикаторов):
1) с учетом ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью;
2) в соответствии с утвержденной муниципальной программой.
Значения конечного результата муниципальной программы соответствуют значениям индикатора эффективности последнего года реализации муниципальной программы.
Прогноз сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Тамбовского муниципального округа по муниципальной программе отражается в приложении к муниципальной программе по форме согласно приложению N 4 к настоящим Требованиям.
3.8. Риски реализации муниципальной программы.
Меры управления рисками
Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками реализации муниципальной программы предусматривают:
формирование перечня факторов риска по источникам возникновения и характеру влияния на ход и результаты реализации муниципальной программы;
обоснование предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
В качестве факторов риска рассматриваются такие события, условия, тенденции, оказывающие существенное влияние на сроки и показатели эффективности реализации муниципальной программы, на которые координатор программы (подпрограммы) и участники программы не могут оказать непосредственного влияния. Под существенным влиянием понимается такое влияние, которое приводит к изменению сроков и/или показателей эффективности реализации муниципальной программы не менее чем на 10% от планового уровня.
В составе обоснования предложений по мерам управления рисками реализации муниципальной программы приводятся меры правового регулирования, направленные на своевременное выявление и минимизацию негативного влияния рисков (внешних факторов).
3.9. Содержание подпрограммы
3.9.1. Паспорт подпрограммы
1. |
Наименование подпрограммы |
|
2. |
Координатор подпрограммы |
|
3. |
Участники подпрограммы |
|
4. |
Цель (цели) подпрограммы |
|
5. |
Задачи подпрограммы |
|
6. |
Этапы (при наличии) и сроки реализации подпрограммы |
|
7. |
Объемы бюджетных ассигнований муниципальной подпрограммы (с разбивкой по годам) |
|
8. |
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы |
|
3.9.2. Характеристика сферы реализации подпрограммы
Раздел заполняется аналогично подразделу 3.2 настоящего раздела, но с более детальной проработкой и указанием проблемных вопросов и статистической информации в конкретной сфере подпрограммы.
3.9.3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Раздел заполняется аналогично подразделу 3.3 настоящего раздела, но с более детальной проработкой конкретной сферы подпрограммы. Цели и задачи должны быть более конкретны и соответствовать направлению подпрограммы.
3.9.4. Описание системы основных мероприятий и мероприятий
Раздел содержит наименование и краткое описание основных мероприятий и мероприятий, реализуемых в рамках подпрограммы.
Набор мероприятий должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач муниципальной программы, с учетом реализации предусмотренных в рамках муниципальной программы мер государственного и правового регулирования.
Наименования мероприятий не могут дублировать наименования основных мероприятий, а основные мероприятия - наименования целей и задач подпрограммы.
В рамках одного основного мероприятия реализуются схожие по характеру и целевому назначению мероприятия.
Мероприятие должно быть направлено на решение конкретной задачи подпрограммы. На решение одной задачи может быть направлено несколько мероприятий, объединенных в основные мероприятия.
Не допускается формирование мероприятий, реализация которых направлена на достижение более чем одной задачи подпрограммы (за исключением мероприятий, направленных на нормативно-правовое и научно-методическое (аналитическое) обеспечение реализации подпрограммы).
Осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности Тамбовского муниципального округа в соответствии с инвестиционными проектами, софинансирование которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий за счет средств федерального бюджета, предусматривается в виде отдельного мероприятия.
Осуществление межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам предусматривается в виде отдельного мероприятия.
3.9.5. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий муниципальной программы из различных источников финансирования отражаются в приложении к муниципальной программе по форме согласно приложению N 3 к настоящим Требованиям.
Общий объем ассигнований, направленный на оказание муниципальной услуги (выполнение работ), отражается в приложении к муниципальной программе в составе Прогноза сводных показателей муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями Тамбовского муниципального округа по муниципальной программе, разработанного по форме согласно приложению N 4 к настоящим Требованиям.
3.9.6. Планируемые показатели эффективности реализации подпрограммы и непосредственные результаты основных мероприятий подпрограммы
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы должны соответствовать целям и задачам, поставленным подпрограммой, и полностью или частично решать проблемную ситуацию (при объективной невозможности решения проблемы в полном объеме). Для определения перечня ожидаемых конечных результатов рекомендуется за основу принимать социально-экономические показатели, характеризующие сферу действия подпрограммы, на улучшение которых направлена ее реализация.
Ожидаемые конечные результаты подпрограмм должны быть увязаны с ожидаемыми конечными результатами, характеризующими достижение целей и решение задач муниципальной программы.
Требования к выбору индикаторов эффективности подпрограмм аналогичны требованиям, предъявляемым к индикаторам эффективности муниципальных программ.
Помимо индикаторов эффективности, характеризующих достижение цели и задач подпрограммы, каждое мероприятие должно иметь конкретные плановые значения непосредственных результатов, выраженные количественно по годам его реализации.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации муниципальной программы приводится в приложении к муниципальной программе в соответствии с приложением N 1 к настоящим Требованиям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.