Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 17 апреля 2023 г. N 3а-37/2023
Верховный суд Республики Адыгея в составе
председательствующего Бзегежевой Н.Ш.,
при секретаре судебного заседания Аутлевой Д.А.,
с участием старшего помощника прокурора Республики Адыгея - ФИО6, административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям по доверенности ФИО5, представителя заинтересованного лица Филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Адыгея по доверенности ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-37/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании нормативных правовых актов недействующими в части, установил:
ФИО1 обратилась в Верховный суд Республики Адыгея с административным исковым заявлением к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям, в котором просит признать недействующими с момента принятия: пункт N 12845 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 N 370; пункт N 12719 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2021 N 430; пункт N 9480 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29.12.2022 N 429.
Требования мотивированы тем, что объект недвижимости (нежилое помещение - объект дошкольного, начального и среднего общего образования) с кадастровым номером N, общей площадью 54,5 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит Воитлевой З.А. на праве собственности.
Объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес>, - это помещение в многоквартирном доме, которое включено в статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденные Приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 N 370 (пункт 12845), 29.12.2021 N 430 (пункт 12719) и 29.12.2022 N 429 (пункт 9480), размещенными на официальном сайте исполнительных органов государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Полагает, что указанные статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указывает на то, что Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям не проводились мероприятия по обследованию помещения с целью определения вида его фактического использования на момент включения указанного помещения в Перечни.
Административный истец считает, что включение указанного объекта недвижимости в Перечни на 2021, 2022 и 2023 годы влечет нарушение его прав как налогоплательщика, поскольку неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога в завышенном размере.
25.09.2022 Воитлева З.А. обратилась к председателю Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям ФИО4 с заявлением об исключении объекта недвижимости с кадастровым номером 01:08:0513035:174 из статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 N 370 и 29.12.2021 N 430, в удовлетворении которого отказано по причине того, что данное нежилое помещение относится к объектам бытового обслуживания, что выражено в письме от 21.11.2022 N.
В судебном заседании административный истец Воитлева З.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям (далее - Комитет) по доверенности ФИО10 полагал требования административного иска не подлежащими удовлетворению. Поддержал представленный и приобщенный к материалам административного дела письменный отзыв на иск, из которого следует, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в отношении объекта недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером: N с площадью 54,5 кв. м. (расположенное в здании с кадастровым номером N с наименованием "Жилой дом" площадью 7 520,3 кв. м.) имеет наименование "Объект дошкольного, начального и среднего общего образования", которое в соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 23.05.2016 N 244 "Об утверждении собирательных классификационных группировок "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2) и "Платные услуги населению" на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) относится к объектам бытового обслуживания, а именно "85.13.01 Услуги системы образования". Обратил внимание на то, что перечисленные сведения позволяют сделать вывод об использовании всего помещения в качестве объекта бытового обслуживания, в связи с чем включение его в перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2021 - 2023 гг. является законным и обоснованным.
Прокурор ФИО6, участвующий в деле, в своем заключении полагал административный иск Воитлевой З.А. подлежащим удовлетворению.
Представитель заинтересованного лица Филиала Публично-правовой компании "Роскадастр" по Республике Адыгея по доверенности ФИО7 в разрешении административного искового требования полагался на усмотрение суда.
Представитель заинтересованного лица Администрации муниципального образования "Город Адыгейск" в судебное заседание не явился, однако представил письменный отзыв, в котором отметил, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, поскольку при отнесении к группе бытовых услуг, кроме прочих, заложен принцип платности услуги.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея (далее - Управление) в судебное заседание также не явился, направил в суд ходатайство, в котором просил провести судебное заседание в отсутствие представителя Управления.
Выслушав административного истца, объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав оспариваемые заявителем положения нормативных правовых актов на соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования (Глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
По смыслу пунктов 2, 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимости определяется в целях применения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество физических лиц, и не предусматривает регулирования отношений, связанных с установлением налоговых ставок, налоговых льгот, либо особенностей определения налоговой базы и представляет собой перечисление объектов недвижимости с указанием их кадастровых номеров и адресов.
Таким образом, исходя из положений статей 1, 372 Налогового кодекса Российской Федерации по форме и содержанию данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта Российской Федерации о налогах, носит информационный характер, поскольку не содержит каких-либо условий порядка налогообложения, установленного законом.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18.03.2015 N 45 "О некоторых вопросах Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям", Комитет Республики Адыгея по имущественным отношениям уполномочен органом исполнительной власти Республики Адыгея на формирование перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий приказами Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30.12.2020 N 370; от 29.12.2021 N 430; от 29.12.2022 N 429, утверждены Закона Республики Адыгея от 22.11.2003 N 183 "О налоге на имущество организаций", Постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 14.04.2017 N 59 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений".
Приведенные http://www.adygheya.ru. до начала каждого соответствующего налогового периода, что сторонами не оспаривалось.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что вышеназванные приказы приняты Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие.
Установлено, что пунктами 12845, 12719, 9480 объект недвижимого имущества - нежилое помещение с кадастровым номером N, именующийся: "объект дошкольного, начального и среднего общего образования", общей площадью 54,5 кв. м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером N площадью 5697 +/- 26 кв. м., категория земель: "Земли населенных пунктов", с разрешенным видом использования: "для размещения 9-ти этажного многоквартирного жилого дома" по адресу: <адрес> включен Комитетом Республики Адыгея по имущественным отношениям в Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Республики Адыгея, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021, 2022, 2023 годы соответственно (том N 1 л.д. 32, 203-204).
Указанное нежилое помещение принадлежит на праве собственности Воитлевой З.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.03.2023 N N (то N 1 л.д. 203-204).
Оценивая обоснованность включения нежилого помещения, принадлежащего административному истцу на праве собственности, в оспариваемые Перечни, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.
Так, согласно пункту п. 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N как упоминалось выше, имеет назначение: нежилое помещение (том N 1 л.д. 203-204).
Указанное нежилое помещение расположено на 1 этаже многоквартирного жилого дома с кадастровым номером N, который расположен на земельном участке с кадастровым номером N общей площадью 5697 +/- 26 кв. м., с разрешенным видом использования: для размещения 9-ти этажного многоквартирного жилого дома.
Распоряжением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 20.03.2019 N, помещение, принадлежащее административно истцу переведено из жилого фонда в нежилой, с целью использования в качестве объекта дошкольного, начального и средне общего образования (том N 1 л.д. 82-83).
В соответствии с актом приемочной комиссии от 14.07.2020 подтверждается завершение переустройства и перепланировки нежилого помещения общей площадью 54,5 кв. м. в объект дошкольного, начального и средне общего образования по <адрес> (том N 1 л.д. 84-85).
Согласно экспликации, на основании которого, в том числе составлен технический план помещения с кадастровым номером N, подготовленный кадастровым инженером ФИО8 от 20.07.2020, помещение, расположено на 1 этаже и включает в себя: "кабинет" в количестве 3-х, "коридор" в количестве 2-х, "сан.узел" - в количестве 2-х (том N 1 л.д. 76-81, 95, 96).
Таким образом, сведения об объекте, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, однозначно не предусматривают размещение в спорном нежилом помещении объектов бытового обслуживания, административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания, поэтому нежилое помещение не может быть отнесено к объекту налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, только исходя из его наименования.
Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, включающий в себя спорный объект, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
Из пояснений административного истца в судебном заседании следует, что нежилое помещение полностью используется как учебный центр для развития и подготовки детей дошкольного и школьного возраста. Помещения, поименованные, как кабинеты, - это учебные классы для проведения занятий с детьми, что подтверждается фотоматериалами (том N 1 л.д. 36-37). Нежилое помещение не используется для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Более того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст принят "Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)", которым деятельность сети дошкольных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности, обеспечивающих воспитание и обучение детей (детские сады, подготовительные классы и т.п.) имеет код 85.11; деятельность начального общего образования, которое направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) имеет код 85.12; деятельность среднего общего образования, которое направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности имеет код 85.14. Перечисленные коды включены в группу экономической деятельности 85 - образование и относятся к разделу Р "Образование".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N 2496-р в целях применения Налогового кодекса Российской Федерации определены коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, и коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам.
Услуги, имеющие код 85.11, 85.12, 85.14, а также 85.13.01 (как отражено в отзыве Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениях - том N 1 л.д. 47-49), вопреки утверждению административного ответчика, распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.11.2016 N N к бытовым услугам не отнесены.
Доказательств того, что рассматриваемое нежилое помещение предназначено для ведения деловой, административной, коммерческой деятельности, а также в качестве объекта торгового назначения, общественного питания или бытового обслуживания суду не представлено.
Из материалов дела следует, что, мероприятий по определению фактического использования нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечней также не проводилось.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и фактическое использование рассматриваемого объекта недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у Воитлевой З.А. критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности заявленных Воитлевой З.А. исковых требований и наличии оснований для их удовлетворения.
Вследствие изложенного, оспариваемые пункты 12845, 12719, 9480 Перечней объектов недвижимого имущества, налоговая база которых определяется как кадастровая стоимость на 2021, 2022, 2023 годы соответственно, суд находит не соответствующими положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и, следовательно, недействующими.
Поскольку Воитлева З.А. является плательщиком налога на имущество за 2021, 2022, 2023 годы, и признание пунктов пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает, что оспариваемые в части нормативно-правовые акты необходимо признать недействующими со дня их принятия.
Согласно подпунктам 2, 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, а также на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.
В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вследствие удовлетворения заявленных административных исковых требований, на основании вышеприведенной нормы процессуального права, с административного ответчика в пользу административного истца Воитлевой З.А. подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. том N 1 л.д. 19).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление ФИО1 к Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям о признании нормативных правовых актов недействующими в части, удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт N 12845 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 30 декабря 2020 года N 370.
Признать недействующим со дня принятия пункт N 12719 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2021 года N 430.
Признать недействующим со дня принятия пункт N 9480 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год, утвержденного приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 29 декабря 2022 года N 429.
Взыскать с Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (трехсот) рублей.
Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея (http://www.adygeya.ru), размещению на официальном сайте Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (354000, г. Сочи, ул. Советская, д. 26а) через Верховный суд Республики Адыгея в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 24 апреля 2023 года.
Председательствующий судья |
Н.Ш. Бзегежева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Адыгея от 17 апреля 2023 г. N 3а-37/2023
Опубликование:
официальный сайт Верховного суда Республики Адыгея (http://vs.adg.sudrf.ru)