Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Замечания по отдельным положениям проекта федерального закона N 315954-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(далее - законопроект)
В части дополнения Главы I Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" статьёй о золотовалютных резервах Российской Федерации, дополнения части 1 статьи 8 формулировкой о золотом запасе, дополнения Главы VII статьёй о резервах иностранной валюты
Предлагаемое в законопроекте определение золотовалютных резервов Российской Федерации, состоящих, в том числе, из золотого запаса Российской Федерации, а также определение золотого запаса Российской Федерации приводит к коллизии законодательных норм, так как в Федеральном законе от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" содержится определение золотого запаса, отличающееся от предложенного в законопроекте.
По мнению Банка России, для законодательного определения золотовалютных резервов Российской Федерации, золотого запаса Российской Федерации, монетарного золота необходим комплексный подход к установлению предлагаемой терминологии, чтобы избежать противоречий в разных законодательных и подзаконных актах.
Кроме того, положения законопроекта распространяют своё действие не только на активы Банка России в иностранных валютах и золоте, но и на активы Минфина России, что, по мнению Банка России, выходит за сферу применения Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России).
В силу изменившихся в последнее время обстоятельств возможность Банка России распоряжаться частью своих активов, относящихся к категории международных резервов Российской Федерации, ограничена. С учетом этого указанные активы не в полной мере выполняют функции международных резервов Российской Федерации. Кроме того, цели использования международных резервов Российской Федерации, подходы к оценке уровня их достаточности, как и прочие принципы управления и распоряжения ими, по всей видимости, претерпели существенные изменения по сравнению с использовавшимися в предыдущие годы.
В текущих условиях для определения в законе назначения международных резервов Российской Федерации, учитываемых в их составе категорий активов, а также целей их использования требуется детальная предварительная проработка. В частности, в отношении термина "монетарное золото" необходимо принимать во внимание то, что монеты Банка России из драгоценных металлов, являющиеся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, к нему не относятся.
В части дополнения статьи 4 Закона о Банке России пунктом о разработке и реализации стратегии валютной политики
С 2015 года Банк России проводит денежно-кредитную политику в режиме таргетирования инфляции. Важной составляющей режима таргетирования инфляции является плавающий курс. Банк России не устанавливает какие-либо цели по уровню курса или темпам его изменения, его значение определяется на рыночной основе, исходя из соотношения спроса и предложения иностранной валюты на валютном рынке. Тем не менее, в случае повышенной волатильности на валютном рынке, угрожающей финансовой стабильности, Банк России использует доступные ему методы и инструменты для стабилизации ситуации на рынке.
Что касается валютной политики, то действующее законодательство уже определяет ее стратегические цели. Согласно пункту 12 статьи 4 Закона о Банке России, Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве цели Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
В части дополнения статьи 4 Закона о Банке России нормой, в соответствии с которой Банк России "отвечает за переориентацию кредитных организаций на инвестиционно-кредитную деятельность в стратегически важных секторах экономики России"
Банк России в соответствии со статьёй 56 Закона о Банке России, являясь органом банковского регулирования и надзора, осуществляет надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. При этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций.
Вопрос поддержки ключевых сфер экономики, в том числе разработки программ стимулирования (субсидирования) их кредитования, относится к компетенции Правительства Российской Федерации. Со своей стороны, Банк России уже внедряет элементы так называемого стимулирующего регулирования (в первую очередь, пруденциального) в рамках действующих полномочий и в соответствии с поставленными Законом о Банке России перед ним целями (части первая и вторая статьи 56 Закона о Банке России).
В связи с этим наделение Банка России функцией по переориентации кредитных организаций на инвестиционно-кредитную деятельность в стратегически важных секторах экономики и соответствующее дополнение статьи 4 Закона о Банке России нецелесообразно.
В части дополнения статьи 13 Закона о Банке России нормой, в соответствии с которой Национальный финансовый совет утверждает "положение об оценке эффективности деятельности членов Совета директоров"
Данная инициатива представляется избыточной, поскольку в Банке России действует Положение Банка России от 17.12.2018 N 665-П "О системе управления эффективностью деятельности в Банке России", которое распространяется в том числе на членов Совета директоров Банка России.
В части дополнения статей 14 и 15 Закона о Банке России дополнительными нормами, в соответствии с которыми Председатель Банка России и члены Совета директоров освобождаются от занимаемой должности
Инициатива по включению в Закон о Банке России дополнительного основания для освобождения от занимаемой должности Председателя Банка России и члена Совета директоров Банка России - утрата доверия к Председателю Банка России и членам Совета директоров Банка России в случаях несоблюдения ими ограничений и запретов, установленных данным федеральным законом - представляется избыточной. Действующая редакция статей 14 и 15 Закона о Банке России уже предусматривает в качестве основания для освобождения от занимаемой должности Председателя Банка России и члена Совета директоров Банка России несоблюдение ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции.
В части дополнения статьи 16 Закона о Банке России нормой, в соответствии с которой Банк России публикует протоколы заседаний Совета директоров
Как правило, непосредственная организация работы органов управления отражается в отдельном документе, разрабатываемым этим органом либо на основе собственного волеизъявления либо на основе бланкетных норм закона. Такой документ (Регламент работы Совета директоров Банка России) в Банке России разработан, утвержден Советом директоров Банка России и содержит положения, подробно регламентирующие порядок его работы. Исходя из практики делового оборота, протокол содержит принятые решения и итоги голосования по вопросам повестки заседания. Ход обсуждения, как правило, фиксируется в стенограмме заседания, перенос этого элемента непосредственно в протокол представляется избыточным.
Положение об обязательном опубликовании протокола заседания Совета директоров Банка России представляется недопустимым, поскольку зачастую он содержит информацию ограниченного доступа, например, сведения, составляющие государственную тайну, банковскую тайну, персональные данные и т.п., конфиденциальность которой Банк России обязан обеспечивать в соответствии с федеральными законами.
Все решения Совета директоров Банка России и (или) информация о них, которые в соответствии с законом подлежат опубликованию, публикуются Банком России на его ключевой ставки Банка России, так и пресс-конференциями Председателя Банка России и иных представителей Банка России.
Таким образом, представляется, что действующие положения Закона о Банке России, а также порядок работы Совета директоров Банка России поддерживают баланс между возможностью обеспечения публичности деятельности Совета директоров Банка России и обязанностью обеспечения сохранности информации ограниченного доступа.
Справочно:
При коммуникации решений по денежно-кредитной политике Банк России придерживается политики единого голоса. Это связано прежде всего с характером инфляционных ожиданий в России. Инфляционные ожидания населения и бизнеса пока остаются незаякоренными, могут существенно расти в ответ на действие краткосрочных факторов или из-за поступления противоречивой информации. Для их закрепления на цели и формирования доверия к проводимой денежно-кредитной политике необходима единая и непротиворечивая коммуникация по вопросам денежно-кредитной политики. Поэтому публикация протоколов, содержащих ход обсуждения и процедуру голосования членов Совета директоров Банка России по вопросам повестки заседаний по денежно-кредитной политике, нецелесообразна.
В части дополнения статьи 21 Закона о Банке России нормой, в соответствии с которой "Банк России взаимодействует с Правительством Российской Федерации при разработке и реализации бюджетной политики и ее гармонизации с денежно-кредитной политикой Российской Федерации"
Действующее законодательство уже в полной мере регулирует взаимодействие Банка России с Правительством Российской Федерации при реализации денежно-кредитной и бюджетной политики. В соответствии со статьёй 21 Закона о Банке России Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Руководство Банка России присутствует на заседаниях Правительства Российской Федерации. Представители Минфина России и Минэкономразвития России регулярно принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России по ключевой ставке.
Ежегодно Банк России обсуждает с Правительством Российской Федерации вопросы денежно-кредитной политики при подготовке проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики (пункт 7 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Банк России также учитывает параметры бюджетной политики при подготовке среднесрочного макроэкономического прогноза, на основе которого принимает решение по ключевой ставке. Кроме того, Банк России принимает участие в рассмотрении разрабатываемых Минэкономразвития России прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и направляет комментарии к ним.
Таким образом, дополнение статьи 21 Закона о Банке России предлагаемой нормой избыточно.
В части дополнения статьи 26 Закона о Банке России нормой, в соответствии с которой "Банк России в составе прибыли и убытков должен отражать положительные и отрицательные переоценки по иностранной валюте, ценным бумагам и золоту"
Согласно статье 11 Закона о Банке России прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе Законом о Банке России, банковских операций и сделок, доходов от участия в капиталах организаций и иных доходов от деятельности Банка России и суммой расходов, связанных с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Закона о Банке России, в том числе при управлении средствами Фонда национального благосостояния.
Результаты переоценки активов и обязательств не являются следствием осуществления перечисленных операций и сделок и на этом основании не могут определяться в составе прибыли.
В этой связи согласно учетной политике Банка России курсовые разницы от переоценки активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте и драгоценных металлах, один раз в год переносятся на счета по учету резервов и входят в состав капитала Банка России.
Обзор финансовой отчетности центральных (национальных) банков зарубежных стран за 2021 год, опубликованный в открытых источниках, в целом подтверждает соответствие порядка отражения переоценки иностранной валюты, ценных бумаг и золота в балансе Банка России мировой практике.
При этом предлагаемый в пункте 10 статьи 1 законопроекта порядок расчета прибыли Банка России может привести к существенной волатильности финансового результата деятельности Банка России. Таким образом, финансовый результат деятельности Банка России может стать непрогнозируемой величиной, подверженной значительным изменениям от одного отчетного периода к другому.
Кроме того, изъятие сумм накопленных курсовых разниц со счетов по учету резервов приведет к дефициту источников покрытия сложившихся и потенциальных отрицательных нереализованных переоценок по активам и обязательствам. Впоследствии это может привести к формированию отрицательного капитала Банка России и невозможности покрытия рисков, принимаемых Банком России в ходе выполнения своих функций (в том числе обеспечения стабильности денежного, банковского, финансового, страхового и валютного рынков, национальной платежной системы, гарантирования обязательств отдельных банков, пенсионных фондов, страховых компаний, не вошедших в систему страхования, осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций).
В связи с вышеизложенным Банк России считает необходимым сохранить текущий порядок расчета прибыли Банка России, установленный в статье 11 Закона о Банке России.
В части дополнения статьи 35 Закона о Банке России нормой, в соответствии с которой "издание нормативных актов в отношении операций с иностранной валютой, поддержание резервов иностранной валюты Российской Федерации и распоряжение ими, выдача и отмена лицензий на проведение банковских операций с иностранной валютой, контроль в области проведения банковских операций с иностранной валютой" включаются в основные инструменты денежно-кредитной политики
В настоящее время статья 35 Закона о Банке России уже содержит все актуальные инструменты денежно-кредитной политики, которые соответствуют мировой практике. Сформированная система инструментов обладает высокой гибкостью и подтвердила свою эффективность, в том числе в период кризисов 2020 и 2022 годов. В связи с этим изменения в Закон о Банке России, предусмотренные в пункте 11 законопроекта, нецелесообразны.
Кроме того, отмечаем, что перечисленные в данном пункте позиции (правовые действия, связанные с изданием нормативных актов в отношении операций с иностранной валютой, выдачей и отменой лицензий на проведение банковских операций и др.), не являются по своей сути инструментами денежно-кредитной политики.
<< Назад |
||
Содержание Письмо Банка России от 7 апреля 2023 г. N 09-20/2983 "О проекте федерального закона" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.