г. Краснодар |
|
31 марта 2016 г. |
Дело N А32-2399/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мазуровой Н.С., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Косенко Владимира Викторовича (ИНН 235208982769, ОГРНИП 305235213700032), органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) и третьего лица - администрации Фонталовского сельского поселения Темрюкского района (ИНН 2352037969, ОГРН 10523299075700), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Косенко Владимира Викторовича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015 (судья Назыков А.Л.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 (судьи Ефимова О.Ю., Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.) по делу N А32-2399/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Косенко В. В. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) с заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ в предоставлении предпринимателю в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201010:3, выраженного в письме от 08.12.2014 N 52-18891/14-32.20;
- обязать департамент предоставить в собственность предпринимателю земельный участок с кадастровым номером 23:30:0201010:3 по его кадастровой стоимости, направив проект договора купли-продажи земельного участка.
Требования мотивированы следующим. Участок сельскохозяйственного назначения надлежащим образом используются предпринимателем на праве аренды, поэтому на основании пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) заявитель имеет право на приобретение участка в собственность. Отказ департамента в приватизации земельного участка не только не соответствует Закону Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Определением от 29.01.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Фонталовского сельского поселения Темрюкского района (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что предпринимателю по договору от 21.07.2006 N 00000001592 в аренду предоставлен земельный участок площадью 20,0002 га с кадастровым номером 23:30:0201010:0003, расположенный в Краснодарском крае, Темрюкском районе в границах ОАО АФ "Голубая бухта". Участок предоставлен для сельскохозяйственного производства на срок до 21.07.2016. Земельный участок с кадастровым номером 23:30:0201010:0003 относился к категории земель сельскохозяйственного назначения. Департамент отказал предпринимателю в приватизации участка со ссылкой на его включение в границы поселка Кучугуры (письмо от 08.12.2014 N 52-18891/14-32.20). При оценке доводов предпринимателя о незаконности отказа уполномоченного органа суды исходили из того, что установленный специальной нормой (пункт 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) правовой механизм применяется в отношении участков из земель сельскохозяйственного назначения. При проверке доводов департамента о включении участка с кадастровым номером 23:30:0201010:0003 в границы населенного пункта судебные инстанции установили, что испрашиваемый участок включен в границы Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края. Таким образом, с даты включения земельного участка в границы сельского поселения осуществлен его перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (статьи 7, 83 и 84 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс). Генеральный план Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края утвержден решением Совета Фонталовского сельского поселения Темрюкского района от 14.05.2013 N 276. Довод предпринимателя о том, что включение спорного участка в границы населенного пункта не изменило автоматически его категорию, судом апелляционной инстанции отклонен со ссылкой на часть 3 статьи 5 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель). С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств судебные инстанции пришли к выводу о законности отказа департамента в приватизации земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201010:0003 (т. 1, л. д. 151; т. 2, л. д. 29).
Предприниматель обжаловал решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм материального и процессуального, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Суд первой инстанции нарушил положения части 9 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Определением от 08.07.2015 судебное разбирательство было отложено, новое судебное заседание назначено на 24.08.2015. Предприниматель 11.08.2015 направил истребованные судом дополнительные документы, а его представитель прибыл в назначенное время в судебное заедание, которое не состоялось. При этом никакой информации о времени следующего заседания в адрес заявителя (его представителя) не поступало. Вместо направления сведений о времени и месте нового судебного заседания предпринимателю направлен текст решения от 11.11.2015, в котором указано об объявлении резолютивной части судебного акта 24.08.2015. Таким образом, судом первой инстанции нарушены положения пункта 2 части 4 статьи 288 Кодекса (предприниматель надлежаще не извещался о времени и месте судебного разбирательства). Не основан на законе и вывод судебных инстанций о том, что право заявителя на приватизацию земельного участка не может быть реализовано в связи с включением его в границы населенного пункта. Включение испрашиваемого земельного участка в границы населенного пункта не изменило автоматически его категорию, а также не повлекло за собой прекращение права аренды. Данные обстоятельства признаны представителем департамента в судебном заседании, состоявшемся 08.07.2015, на котором присутствовали представители сторон.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установили судебные инстанции, на основании приказа департамента от 21.07.2006 N 150-з (т. 1, л. д. 22) по договору от 21.07.2006 N 00000001592 предпринимателю в аренду предоставлен земельный участок площадью 20,0002 га с кадастровым номером 23:30:0201010:0003, расположенный в Краснодарском крае, Темрюкском районе в границах ОАО АФ "Голубая бухта". Участок предоставлен для сельскохозяйственного производства на срок до 21.07.2016 (т. 1, л. д. 18 - 21).
По сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), отраженным в кадастровой выписке от 10.10.2014 N 23-23-01/468/2014-3250 и кадастровом паспорте от 04.12.2014 N 2343/12/14-1140859, земельному участку площадью 200 002 кв. м, расположенному по адресу: Краснодарский край, ОАО А/Ф "Голубая бухта", присвоен кадастровый номер 23:30:0201010:3. Участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование "для сельскохозяйственного производства". Земельный участок внесен в ГКН 07.03.2006 (т. 1, л. д. 55 - 60).
В деле имеется также выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 15.01.2015, согласно которой участок относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" (т. 1, л. д. 27).
Предприниматель обратился в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату арендуемого земельного участка (т. 1, л. д. 14, 15).
Департамент в письме от 08.12.2014 N 52-18891/14-32.20 отказал предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что участок с кадастровым номером 23:30:0201010:3 относится к категории земель населенных пунктов и входит в границы поселка Кучугуры в соответствии с решением Совета Фонталовского сельского поселения Темрюкского района от 14.05.2013 N 276. Правовые основания для предоставления в собственность за плату испрашиваемого участка в соответствии с приказом департамента от 04.06.2012 N 767 "Об утверждении административного регламента предоставления департаментом государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края, находящихся в государственной собственности Краснодарского края" отсутствуют (т. 1, л. д. 16).
Ссылаясь на незаконность отказа департамента, нарушающего его права, предприниматель оспорил его в арбитражный суд по правилам главы 24 Кодекса.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в статье 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
В пункте 1 указанной нормы (в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя) предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). При этом данное правило не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, в котором изложены основания и приведена процедура приобретения участков из земель сельскохозяйственного назначения арендаторами без торгов.
В пункте 4 стать 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения (в редакции, действовавшей спорный период) указано следующее. Переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Статьей 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" (в действующей на момент возникновения спорных отношений редакции) определено, что приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящей статьи, за исключением (помимо других случаев) участков, переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель, при условии надлежащего использования этих участков.
По смыслу названных норм заинтересованным лицом может быть приобретен в собственность не любой земельный участок, а переданный ему в аренду участок из земель сельскохозяйственного назначения, при условии его надлежащего использования.
В пункте 2 статьи 7 Земельного кодекса предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
По целевому назначению земли подразделяются на категории. Земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов являются самостоятельными категориями земель (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (статья 77 Земельного кодекса).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (статья 83 Земельного кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса одним из оснований для установления (изменения) границ населенных пунктов является утверждение (изменение) генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В силу пункта 3 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с установлением (изменением) черты населенных пунктов.
Статьей 8 Закона о переводе предусмотрено, что установление (изменение) границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, в порядке, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, направляются в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений в ГКН.
Уполномоченный орган, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение ГКН, или, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, в подведомственное данному федеральному органу исполнительной власти государственное учреждение. Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории (статья 5 Закона о переводе земель).
Испрашиваемый земельный участок по сведениям государственного кадастрового учета относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства", что также подтверждается сведениями из ЕГРП.
При этом согласно части 5 статьи 14 Закона о переводе земель участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
В силу приведенных норм включение земельного участка в черту населенного пункта означает перевод его из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов, на которые положения пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения не распространяются.
Исследовав представленные в дело документы (т. 1, л. д. 93, 94, 102 - 127), оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, судебные инстанции установили, что Генеральный план Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края утвержден решением Совета Фонталовского сельского поселения Темрюкского района от 14.05.2013 N 276. Из содержания указанного документа (его графической и текстовой частей) следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:30:0201010:3 входит в границы Фонталовского сельского поселения Темрюкского района Краснодарского края.
С учетом установленных обстоятельств судебные инстанции признали, что право заявителя на приватизацию земельного участка с кадастровым номером 23:30:0201010:3 не может быть реализовано на основании пункта 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в связи с включением данного участка в границы населенного пункта.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Довод кассационной жалобы предпринимателя о ненадлежащем извещении его судом первой инстанции о времени и месте судебного разбирательства, что в силу пункта 2 части 4 статьи 288 Кодекса, является основанием для отмены судебных актов в любом случае, окружным судом отклоняется.
Материалы дела подтверждают, что определением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.07.2015 судебное разбирательство по делу было отложено, новое судебное заседание назначено на 24.08.2015. В судебном заседании, состоявшемся 08.07.2015, присутствовали представители сторон, при этом предпринимателю предложено представить документы, подтверждающие надлежащее использование испрашиваемого земельного участка (т. 1, л. д. 129 - 131). Истребованные у заявителя документы получены судом 14.08.2015 (т. 1, л. д. 134 - 143), однако в судебное заседание, состоявшееся 24.08.2015, представители сторон не явились (протокол судебного заседания от 24.08.2015; т. 1, л. д. 148). Следовательно, предприниматель (представитель заявителя) знали об отложении судебного заседания на 24.08.2015, однако в состоявшееся судебное заседание не явились. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Иные доводы жалобы подлежат отклонению как не основанные на законе (статьи 7, 77, 83 и 84 Земельного кодекса, статьи 7, 8 и 14 Закона о переводе земель), а также не соответствующие имеющимся в деле доказательствам.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в кассационной жалобе. Правильность судебных выводов предпринимателем не опровергнута, несогласие с ними не может служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов. Нормы материального права при рассмотрении дела применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют материалам дела и обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина уплачена заявителем в федеральный бюджет при подаче кассационной жалобы (чек-ордер от 22.01.2016).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 по делу N А32-2399/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.