В целях учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия) при организации обучения предметным областям "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература" в рамках возможностей, предоставляемых ФГОС и ФООП приказываю:
1. Утвердить методические рекомендации Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) по организации обучения предметным областям "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература" в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель министра |
А.П. Аргунова |
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель министра
образования и науки
Республики Саха (Якутия)
А.П. Аргунова
от 29 мая 2023 г. N 01-03/1184
Методические рекомендации
по организации обучения предметным областям "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература" в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)
Методические рекомендации по организации обучения предметным областям "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература" в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия) утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2023 года.
Составители:
- АОУ PC (Я) ДПО "Институт развития образования и повышения квалификации им. С.Н. Донского-Н";
- Центр по изучению, сохранению и развитию родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия).
Сокращения
ФЗ - Федеральный закон
НОО - начальное общее образование
ООО - основное общее образование
СОО - среднее общее образование
ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт
ФООП - Федеральная основная общеобразовательная программа
ФОП НОО - Федеральная образовательная программа начального общего образования
ФОП ООО - Федеральная образовательная программа начального общего образования
ФОП СОО - Федеральная образовательная программа начального общего образования
ФУП - Федеральный учебный план
ФРП - Федеральная рабочая программа
ФПУ - Федеральный перечень учебников
ВУД - Внеурочная деятельность
Введение
Родной язык является хранилищем культурной памяти народа, основой его национальной самоидентификации и достоянием мировой цивилизации. 1
Изучение родного языка и родной литературы направлено на достижение следующих целей:
- развитие духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, формирования у них российской гражданской, этнокультурной и региональной идентичности;
- формирование у обучающихся представлений о языковом и культурном многообразии Российской Федерации, о месте родного языка в едином российском поликультурном пространстве, ценностного отношения к родному языку как основе духовной культуры народа, стремления к сохранению и развитию языка, понимания роли родного языка как средства взаимодействия и общения, развитие культуры речи на родном языке;
- воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением и российским гражданским сознанием. 2
Изучение родных языков и литератур народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации организовывается с 1 по 11 классы в рамках предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература".
Методические рекомендации составлены в целях учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия) при организации обучения предметным областям "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература", сохранения традиционной системы преподавания родного (якутского) языка, родной (якутской) литературы, совершенствования систем обучения родным языкам коренных малочисленных народов Севера, языка саха как государственного языка Республики Саха (Якутия) в рамках возможностей, предоставляемых ФГОС и ФООП.
В организации преподавания русского (родного) языка необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, разработанными на федеральном уровне.
------------------------------
1Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденная протоколом заседания Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 1 октября 2019 г. N ПК-3вн.
2Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования", утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286, с изменениями от 18 июля 2022 г. N 569.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 287, с изменениями от 18 июля 2022 г. N 568.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 N 413, с изменениями от 12 августа 2022 г. N 732.
1. Нормативно-правовые основы реализации предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)
Текст подраздела приводится в соответствии с источником
2.
В общеобразовательных учреждениях Республики Саха (Якутия) организация обучения и воспитания на родном языке, изучения родных языков, литературного чтения на родных языках, родных литератур и государственного языка республики осуществляется на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Конституция Республики Саха (Якутия);
3. ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ-273);
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2. ФЗ от 25.10.1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
4. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей";
5. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
6. Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2014 г. 1401-З N 359-V "Об образовании в Республике Саха (Якутия)";
7. Закон Республики Саха (Якутия) от 16 октября 1992 г. N 1170-XII "О языках в Республике Саха (Якутия)";
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 286, с изменениями от 18 июля 2022 г. N 569 (далее - ФГОС НОО);
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 N 287, с изменениями от 18 июля 2022 г. N 568 (далее - ФГОС ООО);
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 N 413, с изменениями от 12 августа 2022 г. N 732 (далее - ФГОС СОО);
11. Федеральная образовательная программа начального общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 N 992 (далее - ФОП НОО);
12. Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 N 993 (далее - ФОП ООО);
13. Федеральная образовательная программа среднего общего образования, утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.11.2022 N 1014 (далее - ФОП СОО);
14. Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденная протоколом заседания Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 1 октября 2019 г. N ПК-3вн;
15. Концепция сохранения, изучения и развития государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия), утвержденная Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 21 февраля 2019 г. N 383;
16. Концепция преподавания якутского языка, литературы и культуры в Республике Саха (Якутия), утвержденная Распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия) от 16 мая 2023 г. N 387-р.
17. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 (ред. от 07.10.2022) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2021 N 63180);
18. Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 N 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников";
При планировании работы по реализации предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" используются следующие нормативно-правовые и методические документы:
1. Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 3 марта 2023 г. N 03-327 "Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ";
2. Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 22 мая 2023 г. N 03-870 "Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных программ";
3. Методические рекомендации по организации обучения предметным областям "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература" в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия), утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) N 01-03/1184 от 29.05.2023 г.
В общеобразовательной организации права обучающихся на обучение на родном языке и на изучение родного языка, государственного языка республики реализуются согласно пунктов 4 и 6 статьи 14 "Язык образования" ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Языки обучения и родные языки, изучаемые в образовательной организации, определяются локальными нормативными актами. Свободный выбор языка обучения и изучаемых языков регламентируется заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся при их поступлении в 1 класс и переводе в 5 класс, а также при приеме (переводе) обучающегося из другой образовательной организации.
3. Особенности организации обучения предметным областям "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)
По ФГОС НОО, ООО и СОО изучение родных языков и литератур народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации предусмотрено с 1 по 11 классы через предметные области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" в составе обязательной части ФООП (варианты N 3, 4, 5 ФУП НОО; варианты N 4, 5, 6 ФУП ООО; примеры ФУП СОО с профильной возможностью и с изучением родных языков).
В системе образования Республики Саха (Якутия) предметные области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" представлены следующими учебными предметами:
1) "Родной (якутский) язык", "Литературное чтение на родном (якутском) языке", "Родная (якутская) литература";
2) "Родной (эвенский) язык", "Литературное чтение на родном (эвенском) языке", "Родная (эвенская) литература";
3) "Родной (эвенкийский) язык", "Литературное чтение на родном (эвенкийском) языке", "Родная (эвенкийская) литература";
4) "Родной (тундренный юкагирский) язык", "Литературное чтение на родном (тудренном юкагирском) языке", "Родная (юкагирская) литература (на тундренном юкагирском языке)";
5) "Родной (лесной юкагирский) язык", "Литературное чтение на родном (лесном юкагирском) языке", "Родная (юкагирская) литература (на лесном юкагирском языке)";
6) "Родной (чукотский) язык", "Литературное чтение на родном (чукотском) языке", "Родная (чукотская) литература";
7) "Родной (долганский) язык", "Литературное чтение на родном (долганском) языке", "Родная (долганская) литература";
8) "Государственный язык (саха) Республики Саха (Якутия)".
ФРП по родным языкам, литературным чтениям на родных языках, родным литературам коренных народов Республики Саха (Якутия) одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол N 1/23 от 14.04.2023), будут включены в ФООП (приложение N 1). В указанных федеральных учебно-методических документах установлены минимальные учебные часы для освоения базового содержания и достижения планируемых результатов образовательных программ.
В связи с этим в целях сохранения традиционной системы преподавания якутского языка и литературы, расширения возможностей для изучения родных языков и литератур коренных малочисленных народов Севера, повышения качества владения обучающимися родным языком, при разработке учебных планов общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) с учетом мнения участников образовательных отношений рекомендуется увеличение объема учебного времени на изучение родного языка, литературного чтения на родном языке, родной литературы, предусмотренного в вариантах ФУП.
Рабочие программы по родному языку, литературному чтению на родном языке, родной литературе, государственному языку саха Республики Саха (Якутия) разрабатываются на основе ФРП в соответствии с учебными часами, предусмотренными в учебных планах общеобразовательных организаций.
Согласно положениям ФООП в части разработки учебных планов, при проведении занятий по родному (нерусскому) языку в общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается родной (нерусский) язык, осуществляется деление класса на две и более группы при наличии потребности в изучении нескольких родных языков народов Российской Федерации, государственных языков республик, деление класса на две группы с учетом уровней владения родным языком (владеющие и не владеющие).
При выборе вариантов ФУП НОО и ООО следует учесть, что в настоящее время в ФПУ нет учебников на родных языках народов Российской Федерации, в том числе на якутском языке и языках народов Севера Республики Саха (Якутия) (кроме учебников по родному языку и родной литературе). По пункту 7.1 статьи 18 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация работы по подготовке, экспертизе, апробации и изданию учебников осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. В федеральном законодательстве, в том числе в ФГОС НОО, ФГОС ООО отсутствует требование об обязательном наличии учебников на родном (нерусском) языке по учебным предметам, таким как "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Физика" и другим.
Отсутствие учебников на родном языке не должно ущемлять права обучающихся на обучение на родном языке. Язык обучения - это, прежде всего, язык преподавания, язык учебного диалога учителя с обучающимися. Педагогическая практика многих общеобразовательных организаций с родным (якутским) языком обучения Республики Саха (Якутия) показала допустимость использования учебников на русском языке в условиях билингвальной образовательной системы, обеспечивающей обучение на родном языке с постепенным переходом на русский язык обучения.
4. Компетенция образовательной организации по разработке учебных планов в составе основных общеобразовательных программ
Согласно пункту 5 статьи 12 и подпункту 6 пункта 3 статьи 28 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" разработка и утверждение учебных планов в составе образовательных программ относится к компетенции образовательной организации.
По пункту 6.2. статьи 12 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация при разработке образовательных программ ООО и СОО "вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение".
Согласно пункту 27.15 Организационного раздела ФОП ООО, утвержденной приказом Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. N 993 "В образовательных организациях республик Российской Федерации, в которых введено преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации, распределение часов предметной области "Родной язык и родная литература" учебного плана осуществляется с учетом законодательства данных субъектов Российской Федерации.
По подпункту 3 пункта 5 статьи 6 республиканского закона "Об образовании в Республике Саха (Якутия)" ответственность по учету региональных, национальных и этнокультурных особенностей Республики Саха (Якутия) возлагается на образовательные организации, которые имеют право на разработку и утверждение образовательных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
При разработке образовательных программ НОО и ООО для классов с родным языком обучения и классов, использующим в образовательном процессе русский язык наряду с родным языком, следует выбрать следующие варианты учебных планов:
N 5 ФУП НОО (1 кл. - 5-дневная учебная неделя, 2-4 кл. - 6-дневная учебная неделя с обучением на родном языке);
N 6 ФУП ООО для 6-дневной учебной недели (обучение на родном (нерусском) языке).
Для классов с русским языком обучения, изучающих родной язык, при разработке учебного плана рекомендуется руководствоваться вариантом N 4 ФУП НОО и N 5 ФУП ООО. Следует учесть, что в классах с русским языком преподавания преимущественно обучаются дети, не владеющие или слабо владеющие родным (этническим) языком.
Для классов с русским языком обучения, изучающих государственный язык Республики Саха (Якутия), при разработке учебного плана рекомендуется выбрать варианты N 3 ФУП НОО и N 4 ФУП ООО. Учебный предмет "Государственный язык Республики Саха (Якутия)" преподается обучающимся для которых якутский язык не является родным (этническим) языком. При наличии возможностей в классах с многонациональным составом рекомендуется деление класса на две группы: 1) изучение родного языка; 2) изучение государственного языка Республики Саха (Якутия).
При составлении учебных планов для 10-11 классов необходимо придерживаться примеров ФУП СОО с профильной возможностью, предусматривающих изучение государственных языков республик Российской Федерации и других родных языков народов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 44 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и положениями ФОП НОО, ООО и СОО при распределении учебных часов, части формируемой участниками образовательных отношений, и часов внеурочной деятельности родителям (законным представителям) и обучающимся необходимо предложить для выбора перечень учебных предметов, курсов, модулей, в том числе по родному языку, литературному чтению на родном языке, родной литературе и государственному языку республики.
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
3.1. Учебные часы по предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" для начальных классов
При разработке учебного плана для обучающихся 1 класса в связи со значительной недостаточностью учебного времени для первоначального этапа обучения чтению и письму, развития речи обучающихся на родном языке рекомендуется с учетом выбора родителей (законных представителей) предусмотреть дополнительное учебные часы на изучение родного языка и литературного чтения на родном языке - не менее 2 часов для интегрированных занятий по внеурочной деятельности, проводимых на основе чтения художественных текстов на родном языке.
При разработке образовательной программы НОО во 2 и 3 классах с учетом выбора родителей (законных представителей) в недельном учебном плане есть возможность увеличить учебное время на изучение предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке". Для формирования читательской грамотности (смыслового чтения) на родном языке рекомендуется выделить 1 час урочной деятельности за счет учебных
часов части, формируемой участниками образовательных отношений. В целях создания условия для формирования метапредметных универсальных учебных действий, развития речевой деятельности на родном языке предлагается дополнительно запланировать не менее 2 занятий внеурочной деятельности (курсы по фольклору, театральной деятельности, риторике и другие).
При разработке образовательной программы НОО в 4 классе с учетом выбора родителей (законных представителей) для достижения планируемых результатов предметной области "Родной язык и литературное чтение на родном языке" следует предусмотреть не менее 2 часов в неделю внеурочные интегрированные занятия (курсы по родному краю, театральной деятельности, коллективную проектную деятельность и другие).
Учебные часы, рекомендуемые для изучения родного языка и литературного чтения на родном языке в начальных классах с родным языком обучения на основе варианта ФУП N 5 НОО
Предметная область |
Наименование предмета/занятия |
I |
II |
III |
IV |
Предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" |
Учебный предмет "Родной (якутский) язык" |
2 |
3 |
3 |
3 |
Учебный предмет "Литературное чтение на родном (якутском) языке" |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
Интегрированные внеурочные занятия по родному языку и литературному чтению |
2 |
2 |
2 |
2 |
Учебные часы, рекомендуемые для изучения родного языка и литературного чтения на родном языке в начальных классах с русским языком обучения на основе варианта ФУП N 4 НОО
Предметная область |
Наименование предмета/занятия |
I |
II |
III |
IV |
Предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" |
Учебный предмет "Родной (якутский) язык" |
1 |
2 |
2 |
2 |
Учебный предмет "Литературное чтение на родном (якутском) языке" |
1 |
2 |
2 |
1 |
|
Интегрированные внеурочные занятия по родному языку и литературному чтению |
2 |
2 |
2 |
2 |
Учебные часы, рекомендуемые для изучения государственного языка Республики Саха (Якутия) в начальных классах с русским языком обучения на основе варианта ФУП N 3 НОО
Предметная область |
Наименование предмета/занятия |
I |
II |
III |
IV |
Предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" |
Учебный предмет "Государственный язык Республики Саха (Якутия)" |
2 |
2 |
2 |
1 |
Интегрированные внеурочные занятия по родному краю и культуре народов РС (Я) |
2 |
2 |
2 |
2 |
3.2. Учебные часы по предметной области "Родной язык и родная литература" для 5-9 классов
При разработке учебного плана для 5-9 классов учебные часы предметной области "Родной язык и родная литература", предусмотренные в ФУП ООО с обучением на родном (нерусском) языке (вариант N 6 ФУП), следует распределить в соотношении: 2 часа на учебный предмет "Родной язык"; 2 часа на учебный предмет "Родная литература". Дополнительно с учетом мнения родителей (законных представителей) рекомендуется предусмотреть не менее одного часа в неделю внеурочные интегрированные занятия на родном языке (кружки, студии, факультативные занятия, исследовательская деятельность, образовательные проекты), в том числе по формированию функциональной грамотности.
При составлении учебного плана на основе варианта N 5 ФУП для 5-9 классов с русским языком обучения, в которых, как показывает практика, обучающиеся слабо владеют родным (этническим) языком, с учетом мнения родителей (законных представителей) рекомендуется выделить дополнительное учебное время на развитие речевой деятельности и функциональной грамотности на родном языке за счет возможностей, предусмотренных ФУП ООО, и ВУД: 1 час урочной деятельности и не менее 1 часа в неделю внеурочные интегрированные занятия на родном языке (кружки, студии, факультативные занятия, исследовательская деятельность, образовательные проекты).
Разработка учебного плана для классов с русским языком обучения, изучающих государственный язык (саха) Республики Саха (Якутия), осуществляется на основе варианта N 3 ФУП ООО. При этом для развития полилингвальных и поликультурных компетенций также рекомендуется выделить 1 час внеурочных интегрированных занятий по родному краю и культуре народов РС (Я).
Учебные часы по варианту N 6 ФУП, рекомендуемые для 5-9 классов с родным языком обучения и использующих в образовательном процессе русский язык наряду с родным языком
Предметные области |
Учебные предметы/классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
||
Родная литература |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
|
Внеурочные интегрированные занятия на родном языке |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Учебные часы по варианту N 5 ФУП, рекомендуемые для 5-9 классов с русским языком обучения, изучающих родной язык и родную
Предметные области |
Учебные предметы/классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
||
Предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" |
Родной язык |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
Родная литература |
2 |
2/1 |
2/1 |
2 |
1 |
5 |
|
Внеурочные интегрированные занятия на родном языке |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Учебные часы по варианту N 4 ФУП, рекомендуемые для 5-9 классов с русским языком обучения, изучающих государственный язык Республики Саха (Якутия)
Предметные области |
Учебные предметы/классы |
Количество часов в неделю |
Всего |
||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|
||
Предметная область "Родной язык и литературное чтение на родном языке" |
Государственный язык Республики Саха (Якутия) |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
Внеурочные интегрированные занятия по языку саха и культуре народов РС (Я) |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
3.3. Учебные часы по предметной области "Родной язык и родная литература" для 10-11 классов
В ФУП СОО предложены 6 вариантов учебных планов с изучением родного языка и родной литературы:
- пример учебного плана технологического (инженерного) профиля (с углубленным изучением математики и физики) с изучением родных языков;
- пример учебного плана технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики) с изучением родных языков;
- пример учебного плана естественно-научного профиля с изучением родных языков;
- пример учебного плана социально-экономического профиля с изучением родных языков;
- пример учебного плана гуманитарного профиля с изучением родных языков;
- пример учебного плана универсального профиля с изучением родных языков.
При разработке учебных планов учебные часы предметной области "Родной язык и родная литература", предусмотренные в примерах ФУП для 10-11 профильных классов с изучением якутского языка и якутской литературы следует распределить в соотношении: 1 час на учебный предмет "Родной язык"; 2 часа на учебный предмет "Родная литература" с учетом традиций их преподавания в Республике Саха (Якутия).
Учебные часы, рекомендуемые для 10-11 классов, изучающих родной (якутский) язык и родную (якутскую) литературу.
Предметные области |
Учебные предметы/классы |
Количество часов в неделю |
|
10 класс |
11 класс |
||
Родной язык и родная литература |
Родной (якутский) язык |
1 |
1 |
Родная (якутская) литература |
2 |
2 |
Учебные часы предметной области "Родной язык и родная литература" вариантов ФУП СОО соответствуют особенностям преподавания родных языков и родных литератур коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия).
Учебные часы, рекомендуемые для 10-11 классов, изучающих родной язык и родную литературу коренных малочисленных народов Севера
Предметные области |
Учебные предметы/классы |
Количество часов в неделю |
|
10 класс |
11 класс |
||
Родной язык и родная литература |
Родной язык |
2 |
2 |
Родная литература |
1 |
1 |
5. Учебно-методическое обеспечение реализации предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература"
Общеобразовательные организации при реализации предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" используют учебники из числа входящих в ФПУ, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. N 858 (приложение N 1) и учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО.
Общеобразовательные организации при реализации предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке" и "Родной язык и родная литература" также используют учебные пособия (приложение N 3), включенные в Республиканский список учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО, утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2022 г. N 01-03/1670.
По плану основных мероприятий по реализации решений II Республиканского съезда учителей якутского языка, литературы и культуры разработка и издание учебно-методических комплектов нового поколения на якутском языке запланированы в 2023 - 2025 годах.
Учебники на родных языках коренных малочисленных народов Севера преимущественно разрабатываются и издаются по заказу Минпросвещения России, учебные пособия составляются и выпускаются как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В настоящее время в федеральном перечне электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО и СОО, нет электронных образовательных ресурсов на якутском языке и родных языках народов Севера Республики Саха (Якутия).
Для методической поддержки учителей родных языков и других педагогов, ведущих образовательную деятельность на родном языке, функционирует информационная медиа-платформа "Торут тыллар" (https://tt14.ru).
Приложение N 2
Список
учебников, включенных в ФПУ, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21 сентября 2022 г. N 858
См. приложение в формате pdf
Приложение N 3
Список
учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые могут использоваться при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО и включенных в республиканский перечень учебных пособий, утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 2 августа 2022 г. N 01-03/1670.
См. приложение в формате pdf
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2023 г. N 01-03/1184 "Об утверждении методических рекомендаций по организации обучения предметным областям "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература" в общеобразовательных организациях Республики Саха (Якутия)"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Опубликование:
-