Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Неманского муниципального округа
от "17" мая 2023 года N 421
Паспорт
муниципальной программы "Развитие и поддержка территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования "Неманский муниципальный округ Калининградской области" на 2023-2025 годы"
Наименование программы |
Развитие и поддержка территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования "Неманский муниципальный округ Калининградской области" на 2023-2025 годы (далее - Программа) |
||||
Заказчик программы |
Администрация муниципального округа "Неманский муниципальный округ Калининградской области" |
||||
Предполагаемые сроки реализации программы (подпрограмм) |
2023-2025 годы |
||||
Исполнители основных мероприятий программы |
Отдел экономики, инвестиций, ЖКХ и благоустройства администрации муниципального округа "Неманский муниципальный округ Калининградской области", территориальные общественные самоуправления (далее - ТОС) |
||||
Предполагаемые объемы и источники финансирования мероприятий программы |
Общий объем финансового обеспечения реализации муниципальной программы составит тыс. руб., в том числе: |
||||
Годы реализации муниципальной программы |
Источники финансового обеспечения, тыс. руб. |
||||
Бюджетные ассигнования |
Внебюджетные источники |
Итого |
|||
муниципальный бюджет |
областной бюджет |
||||
2023 |
50,0 тыс. руб. |
0,0 тыс. руб. |
0,0 тыс. руб. |
50,0 тыс. руб. |
|
2024 |
100,0 тыс. руб. |
0,0 тыс. руб. |
0,0 тыс. руб. |
100,0 тыс. руб. |
|
2025 |
150,0 тыс. руб. |
0,0 тыс. руб. |
0,0 тыс. руб. |
150,0 тыс. руб. |
|
Всего |
300,0 тыс. руб. |
0,0 тыс. руб. |
0,0 тыс. руб. |
300,0 тыс. руб. |
|
Объем средств, выделяемых из бюджета, подлежит ежегодному уточнению при утверждении бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
1. Количество зарегистрированных органами местного самоуправления Неманского муниципального округа ТОС. 2. Количество ТОС, подавших заявки на участие в региональных и общероссийских конкурсах. 3. Количество социально значимых инициатив ТОС, реализованных с привлечением средств муниципального и областного бюджетов. 4. Количество публикаций в средствах массовой информации, освещающих деятельность ТОС на территории Неманского муниципального округа. 5. Количество ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица. 6. Количество мероприятий, организованных в целях поддержки и развития ТОС. |
1. Общие положения
1.1. Цели и задачи муниципальной программы
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития ТОС на территории муниципального образования "Неманский муниципальный округ Калининградской области".
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:
- обеспечение организационной, методической, финансовой и консультационной поддержки деятельности ТОС;
- информационная поддержка деятельности ТОС;
- организация мероприятий, направленных на популяризацию ТОС, повышение мотивации инициативных граждан.
1.2. Правовое обоснование разработки Программы
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", абзацем третьим пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, Уставом муниципального образования "Неманский муниципальный округ Калининградской области".
1.3. Обоснование необходимости решения задач программно-целевым методом
Под территориальным общественным самоуправлением (далее - ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального округа для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, предусмотренных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законодательными актами.
На основании пункта 8 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ТОС могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договоров между органами ТОС и органами местного самоуправления с использованием средств бюджета муниципального образования "Неманский муниципальный округ Калининградской области".
Отражая интересы различных групп населения, социально ориентированные некоммерческие объединения обеспечивают обратную связь между гражданами и властью, что позволяет оперативно реагировать на возникающие проблемы и в целом эффективно решать вопросы местного значения.
Администрация Неманского муниципального округа оказывает социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - НКО) поддержку в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Финансовая поддержка организаций осуществляется за счёт средств местного бюджета в форме предоставления субсидий на реализацию социально значимых проектов, на конкурсной основе. Осуществление финансовой поддержки будет способствовать стимулированию некоммерческих организаций к развитию и усовершенствованию своей деятельности.
Информационная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется органами местного самоуправления путём освещения их деятельности в средствах массовой информации, размещения информации на официальном сайте муниципального образования "Неманский муниципальный округ Калининградской области".
ТОС следует рассматривать как первичную, наиболее простую, близкую и понятную для населения форму решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.
ТОС является базовой структурой развития местного самоуправления. Как самостоятельный общественный институт он находится в стадии постоянного обновления и нуждается в регулировании и поддержке со стороны органов местного самоуправления. Хорошо организованная и слаженно функционирующая система ТОС представляет собой значительный ресурс для осуществления стратегии развития муниципального округа и эффективный инструмент общественного контроля за деятельностью всех структурных подразделений органов местного самоуправления, отвечающих за улучшение качества жизни населения. С 2020 года в Неманском муниципальном округе функционирует МОО ТОС "ИСТОК" поселка Ульяново.
Вместе с тем развитие системы ТОС сдерживается следующими факторами:
- недостаточное использование органами местного самоуправления потенциала ТОС для решения проблем самоуправляемых территорий;
- низкий уровень активности гражданского общества в решении вопросов местного значения;
- социальный нигилизм и низкий уровень правовой культуры граждан;
- недостаточная информированность населения о работе ТОС;
- отсутствие материальной базы для осуществления общественной и хозяйственной деятельности.
Для эффективного решения вопросов развития территориального общественного самоуправления необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. В этой связи разработка программы представляется своевременной и необходимой. Программа позволит сформировать четкое видение долгосрочных целей и приоритетов функционирования и развития территориального общественного самоуправления, выстраивать взаимодействие органов местного самоуправления с ТОС на принципах системности и открытости.
Реализация программы будет работать на дальнейшее интенсивное развитие добрососедских отношений, конструктивный диалог между органами местного самоуправления и ТОС, активизацию творческого потенциала, инициативное участие граждан в решении вопросов местного значения и процессах самостоятельного управления территориями. С помощью привлечения ТОС к участию в решении вопросов местного значения предполагается также эффективное использование бюджетных ресурсов, делового и социального потенциала жителей в решении городских сельских проблем, что позволит сократить бюджетные затраты и повысить эффективность муниципального управления. Конечная цель этого процесса - создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения определенной территории и муниципального образования в целом.
Программа направлена на повышение эффективности, активизации деятельности, сотрудничества ТОС с администрацией Неманского муниципального округа, предприятиями, учреждениями, организациями округа, гражданами.
Программой учитываются общегородские, коллективные, социальные, культурные, бытовые интересы и потребности жителей округа.
Программа определяет цели, приоритеты, задачи и основные направления деятельности по содействию развитию ТОС в муниципальном образовании "Неманский муниципальный округ Калининградской области".
2. Информация о наличии на региональном и федеральном уровнях государственных программ, направленных на достижение схожих целей и задач, порядок взаимодействия заказчика Программы с вышестоящими органами власти
В последнее время в Российской Федерации особое внимание уделяется развитию институтов гражданского общества.
Эффективное взаимодействие государства и общества невозможно без желания и готовности людей лично участвовать в созидательных процессах, объединяться для решения общих целей, а также без государственной поддержки инициатив населения.
Одним из механизмов повышения гражданской активности и развития гражданского общества является институт территориального общественного самоуправления (далее - ТОС), представляющий собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Анализ опыта поддержки института ТОС в субъектах Российской Федерации позволяет выделить три основных модели:
1) административная модель (с участием федерального или регионального грантооператора) - реализуется при условии обязательной регистрации ТОС в качестве юридического лица, как правило, в форме некоммерческой организации (далее - НКО) и предполагает получение органами ТОС грантов непосредственно от грантооператора, в роли которого может выступать исполнительный орган государственной власти. На сегодняшний день эта модель остается наиболее востребованной, так как она позволяет существенно упростить процедуру распределения денежных средств между органами ТОС - НКО;
2) административно-муниципальная модель (с участием ОМСУ) - в рамках этой модели средства на решение вопросов местного значения предоставляются ТОСам через бюджеты муниципальных образований;
3) административно-общественная модель - основывается на принципе реализации "запроса с мест" через специализированную общественную организацию - грантооператора, при этом отсутствует требование об обязательной регистрации ТОСов в качестве юридического лица). В данном случае такой организацией может выступать либо Ассоциация "Совет муниципальных образований", либо региональная Ассоциация органов ТОС.
Отдел экономики, инвестиций, ЖКХ и благоустройства администрации предлагает отдать приоритет третьей модели, которая позволяет эффективно вовлекать граждан в решение актуальных проблем локального значения, определяемых непосредственно самими членами ТОС и выступит в роли координатора по разработке и реализации программы поддержки местных инициатив на территории Неманского муниципального округа.
3. Перечень подпрограмм Программы с обоснованием выделения подпрограмм
Муниципальная Программа не предполагает выделения подпрограмм.
4. Краткое описание подпрограмм Программы
Муниципальная Программа не предполагает выделения подпрограмм.
5. Система мероприятий Программы
Система мероприятий Программы приведена в приложении N 1 к Программе.
6. Объем финансовых потребностей на реализацию Программы с распределением по источникам финансирования и главным распределителям бюджетных средств
Финансовое обеспечение муниципальной программы осуществляется за счет средств муниципального, областного бюджетов и средств внебюджетных источников.
Реализация муниципальной программы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования "Неманский муниципальный округ Калининградской области".
Внебюджетными источниками муниципальной программы являются собственные средства территориального общественного самоуправления и средства, привлеченные территориальным общественным самоуправлением на реализацию социально значимых проектов.
Перечень мероприятий и объемы финансового обеспечения реализации муниципальной программы приведены в приложении N 2 к Программе.
7. Порядок взаимодействия заказчика Программы со структурными подразделениями администрации, являющимися исполнителями мероприятий Программы
Отдел экономики, инвестиций, ЖКХ и благоустройства администрации Неманского муниципального округа по своим мероприятиям в рамках Программы:
- осуществляют контроль за реализацией Программы;
- представляют в отдел по финансам администрации Неманского муниципального округа отчет о реализации Программы.
Для оперативного контроля (мониторинга) выполнения муниципальной программы соисполнители муниципальной программы представляют ответственному исполнителю:
а) за 1-й квартал в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет с обобщенным анализом результатов реализации муниципальной программы, в том числе об использовании средств бюджета муниципального образования "Неманский муниципальный округ Калининградской области".
б) полугодовой и девятимесячный отчет - в течение 5 рабочих дней после окончания отчетного периода;
в) ежегодный в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, годовой отчет о ходе реализации и об оценке эффективности мероприятий муниципальной программы.
Ответственный исполнитель муниципальной программы направляет в отдел экономики, инвестиций, ЖКХ и благоустройства полугодовой и девятимесячный отчет - в течении 10 рабочих дней после окончания отчетного периода; годовой до 15 марта, следующего за отчетным периодом.
К участию в реализации Программы привлекаются:
- управление делами, правовой отдел администрации Неманского муниципального округа;
- специализированные подрядные организации.
8. Критерии качества выполнения Программы
Основными критериями качества выполнения Программы являются:
- количество зарегистрированных органами местного самоуправления Неманского муниципального округа ТОС;
- количество ТОС, подавших заявки на участие в региональных и общероссийских конкурсах;
- количество социально значимых инициатив ТОС, реализованных с привлечением средств муниципального и областного бюджетов;
- количество публикаций в средствах массовой информации, освещающих деятельность ТОС на территории Неманского муниципального округа;
- количество ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица;
- количество мероприятий, организованных в целях поддержки и развития ТОС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.