Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждена
распоряжением
Правительства Тамбовской области
от 30.05.2023 N 410-р
Программа
ликвидации до 2030 года задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Программа ликвидации до 2030 года задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями |
Основание для разработки Программы |
Во исполнение пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. N ДМ-П8-87пр и пункта 2 поручения Правительства Российской Федерации от 30 марта 2023 г. N ММ-П8-446; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ); постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 г. N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства"; Закон Тамбовской области от 23 июля 2010 г. N 682-З "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон Тамбовской области N 682-З); Закон Тамбовской области от 23 декабря 2022 г. N 206-З "О бюджете Тамбовской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов"; государственная программа Тамбовской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения области", утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 05 июня 2013 г. N 586; государственная программа Тамбовской области "Социальная поддержка граждан", утвержденная постановлением администрации Тамбовской области от 13 августа 2014 г. N 894 (далее - Госпрограмма); постановление администрации Тамбовской области от 28 мая 2020 г. N 434 "Об обеспечении прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на жилые помещения" (далее - постановление администрации Тамбовской области от 28 мая 2020 г. N 434); постановление администрации Тамбовской области от 16 июля 2021 г. N 500 "Об утверждении Порядка предоставления лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения" |
Орган, координирующий исполнение Программы |
Рабочая группа по реализации Программы, созданная под председательством заместителя Главы Тамбовской области, курирующего строительную отрасль региона |
Исполнители Программы |
Министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области; министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области; министерство образования и науки Тамбовской области; министерство здравоохранения Тамбовской области; министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области; министерство государственного жилищного, строительного и технического контроля (надзора) Тамбовской области; министерство финансов Тамбовской области; министерство труда и занятости населения Тамбовской области; администрации городских и муниципальных округов Тамбовской области, наделенные государственными полномочиями по опеке попечительству |
Цель Программы |
Обеспечить ликвидацию накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями |
Задачи Программы |
Создание условий в Тамбовской области для ликвидации численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями |
Целевые показатели (индикаторы) Программы |
Численность граждан, состоящих в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, (далее - Список) по состоянию на 01 января текущего года; численность граждан, состоящих в Списке, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано по состоянию на 01 января текущего года; прирост численности граждан, состоящих в Списке по состоянию на 01 января текущего года; численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями в отчетном финансовом году |
Сроки реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2023 - 2030 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общие затраты на реализацию Программы в 2023 - 2030 гг. за счет всех источников финансирования, рассчитанные с учетом сложившихся в регионе рыночных цен и утвержденного Закона Тамбовской области N 682-З норматива площади предоставляемых жилых помещений детям-сиротам - 7735250,8 тыс. рублей: 2023 год - 840504,4 тыс. рублей; 2024 год - 1185822,0 тыс. рублей; 2025 год - 1226888,5 тыс. рублей; 2026 год - 1056057,2 тыс. рублей; 2027 год - 1098301,1 тыс. рублей; 2028 год - 1130979,6 тыс. рублей; 2029 год - 1196698,0 тыс. рублей; 2030 год - 0,0 тыс. рублей; в том числе: федеральный бюджет - 3453979,0 тыс. рублей: 2023 год - 78280,3 тыс. рублей; 2024 год - 78280,3 тыс. рублей; 2025 год - 81059,2 тыс. рублей; 2026 год - 757968,2 тыс. рублей; 2027 год - 788288,0 тыс. рублей; 2028 год - 809241,2 тыс. рублей; 2029 год - 860861,8 тыс. рублей; 2030 год - 0,0 тыс. рублей; бюджет Тамбовской области - 3023781,4 тыс. рублей: 2023 год - 573014,1 тыс. рублей; 2024 год - 1076969,6 тыс. рублей; 2025 год - 108121,0 тыс. рублей; 2026 год - 298089,0 тыс. рублей; 2027 год - 310013,1 тыс. рублей; 2028 год - 321738,4 тыс. рублей; 2029 год - 335836,2 тыс. рублей; 2030 год - 0,0 тыс. рублей; дополнительная потребность - 1257490,4 тыс. рублей: 2023 году - 189210,0 тыс. рублей 2024 году - 30572,1 тыс. рублей; 2025 году - 1037708,3 тыс. рублей; 2026 году - 0,0 тыс. рублей; 2027 году - 0,0 тыс. рублей; 2028 году - 0,0 тыс. рублей; 2029 году - 0,0 тыс. рублей; 2030 году - 0,0 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Ликвидирована накопившаяся задолженность путем обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты является право на защиту жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ установлено, что детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Законом Тамбовской области от 31 мая 2021 г. N 629-З "О внесении изменения в Закон Тамбовской области "О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлена дополнительная мера социальной поддержки в виде предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа за счет средств бюджета Тамбовской области социальной выплаты на приобретение жилого помещения на территории Тамбовской области в собственность, в том числе на условиях участия в долевом строительстве многоквартирных домов (далее - социальная выплата, сертификат).
Введение сертификата позволило за 2021 - 2022 годы обеспечить благоустроенными жилыми помещениями 77 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Так, социальная выплата в 2021 году была предоставлена 20 детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, в 2022 году - 57.
Предоставление социальной выплаты будет продолжено и в последующие годы. Так, запланировано в 2023 году предоставить 112 сертификатов, в 2024 году - 96 сертификатов, в 2025 году - 96 сертификатов.
На сегодняшний день проблема обеспечения жилыми помещениями граждан указанных категорий является актуальной и находится на особом контроле.
По состоянию на 01 января 2023 г. число детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в Тамбовской области составляет 2034 человека, из которых право на получение жилого помещения наступило у 1459 человек.
Перечень показателей (индикаторов) Программы и их значения изложены в приложении N 1 к Программе.
Мероприятия Программы направлены на ликвидацию до 2030 года накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа включенных в Список.
Программа предусматривает реализацию комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, позволяющих формировать оперативное решение вопросов по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение и наиболее эффективного расходования средств федерального и регионального бюджетов.
Комплекс мер включает в себя мероприятия, направленные на совершенствование законодательства в части порядка обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа межведомственное взаимодействие и осуществление контроля в части осуществления государственных полномочий по обеспечению жильем указанных категорий граждан.
Не реже 1 раза в год проводится актуализация Списка.
Ежегодно между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Тамбовской области заключаются соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Тамбовской области на софинансирование расходных обязательств субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710.
Первоочередной задачей исполнительных органов Тамбовской области является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, сокращение очередности среди лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, путем эффективного освоения выделенных средств на приобретение жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Освоение средств федерального бюджета за период заключения соглашений составляет в Тамбовской области 100%.
Основными рисками при реализации Программы являются:
невозможность установления реального местонахождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, отказ граждан от предоставляемых жилых помещений;
отсутствие на рынке недвижимости жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства.
С учетом имеющихся проблем возникла необходимость реализации на территории Тамбовской области комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающего системный подход к решению проблем обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
К мерам регулирования и управления рисками, способам минимизации последствий неблагоприятных явлений и процессов следует отнести:
реализацию дополнительной социальной меры, позволяющей обеспечить жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за счет сертификатов;
ежегодную инвентаризацию Списка в целях установления нуждаемости в предоставлении жилья.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - обеспечить ликвидацию накопившейся задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на территории Тамбовской области, а также обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, у которых право на обеспечение жилым помещением наступит до 2030 года.
Основными задачами Программы являются:
создание условий в Тамбовской области для поэтапного сокращения численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями;
координация и контроль за деятельностью уполномоченных органов в части достижения показателей по ликвидации задолженности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Тамбовской области.
В рамках решения данных задач запланирована дальнейшая работа по формированию оперативного разрешения вопросов по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение и наиболее эффективного расходования средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области.
Целевые индикаторы Программы отражающие результаты деятельности:
численность граждан, состоящих в Списке по состоянию на 01 января текущего года;
численность граждан, состоящих в Списке, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано по состоянию на 01 января текущего года;
прирост численности граждан, состоящих в Списке по состоянию на 01 января текущего года;
численность детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, обеспеченных благоустроенными жилыми помещениями в отчетном финансовом году.
3. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период с 2023 года до 2030 года (этапы не выделяются).
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовое обеспечение реализации программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджета Тамбовской области.
Ресурсное обеспечение реализации Программы, рассчитанное с учетом сложившихся в регионе рыночных цен и утвержденного Законом Тамбовской области N 682-З норматива площади предоставляемых жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, изложено в приложении N 2 к Программе, и составляет 7735250,8 тыс. рублей, из них:
3453979,0 тыс. рублей - средства федерального бюджета;
3023781,4 тыс. рублей - средства бюджета Тамбовской области;
1257490,4 тыс. рублей - дополнительная потребность.
5. Перечень программных мероприятий
Для достижения поставленной цели Программы необходимо реализовать перечень программных мероприятий, изложенный в приложении N 3 к Программе.
Программа предусматривает реализацию комплекса взаимосвязанных и скоординированных мероприятий, позволяющих формировать оперативные разрешения вопросов по реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на жилое помещение и наиболее эффективное расходование средств федерального бюджета и бюджета Тамбовской области.
Программа предусматривает ежегодное проведение комплекса мероприятий, направленных на ликвидацию накопившейся задолженности по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
Комплекс мероприятий направлен на профилактику "Социального сиротства", создание условий сокращения численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и достижение показателей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа в Тамбовской области.
6. Управление и контроль реализации Программы
Контроль за реализацией Программы, координацию работы исполнителей Программы осуществляет рабочая группа по реализации Программы, созданная под председательством заместителя Главы Тамбовской области, курирующего строительную отрасль региона (далее - рабочая группа).
Оценка результатов выполнения Программы по истечении каждого года ее реализации проводится на заседаниях рабочей группы.
Рабочая группа:
осуществляет координацию работы по реализации Программы;
осуществляет контроль за ходом реализации Программы.
Исполнители Программы:
организуют исполнение мероприятий Программы;
обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, а также осуществляют контроль за целевым использованием имущества, приобретенного (адаптированного) в рамках Программы;
при необходимости выступают инициаторами корректировки программных мероприятий, источников и объемов их финансирования (с учетом результатов оценки эффективности Программы).
Исполнители Программы несут ответственность за реализацию курируемых мероприятий Программы и ежегодно уточняют целевые значения показателей Программы, мероприятия Программы и объемы их финансирования.
Исполнители Программы представляют в рабочую группу информацию о достижении плановых показателей и плановых мероприятий, предусмотренных Программой.
7. Оценка эффективности реализации Программы
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа входит в число приоритетных задач. В результате реализации Программы ожидаются позитивные изменения значений показателей обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также обеспечение в полном объеме права на защиту жилищных прав вышеуказанных категорий граждан.
Реализация Программы при достижении прогнозируемых результатов позволит:
обеспечить полную ликвидацию очередности по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями;
обеспечить жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Таким образом, ожидаемый эффект от реализации Программы носит социальный характер.
Применение программно-целевого метода позволит на долгосрочный период сконцентрировать организационные и финансовые ресурсы, обеспечить комплексный подход к решению проблем обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Оценка эффективности реализации Программы производится в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ по завершении срока реализации за период с 01.01.2023 до 01.01.2030. Промежуточный анализ реализации Программы проводится ежегодно на заседании рабочей группы.
Экономическая эффективность Программы обеспечивается путем рационального использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная эффективность Программы будет выражаться в эффективном использовании и освоении бюджетных средств.
Источником информации для оценки эффективности реализации Программы являются исполнители Программы.
Фактические значения целевых индикаторов за отчетный период определяются путем мониторинга, включающего в себя сбор и анализ информации о выполнении показателей.
8. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы
В рамках реализации Программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации:
неосвоение бюджетных ассигнований, выделенных на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;
отсутствие предложений на рынке недвижимости жилых помещений соответствующей площади и благоустройства;
невозможность осуществления строительства ввиду недостаточности инженерной и дорожной инфраструктуры;
отсутствие застройщиков для организации строительства жилья на территории муниципальных образований Тамбовской области;
отсутствие средств федерального бюджета на 2026 - 2029 годы в объемах, предусмотренных Программой.
Реализация данных рисков может привести к срыву исполнения мероприятий Программы, а именно:
к 2030 году не будет ликвидирована накопившаяся задолженность по обеспечению жилыми помещениями;
не будет достигнута цель по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ.
Меры, направленные на снижение рисков реализации мероприятий Программы, включают:
стратегическое планирование и прогнозирование. Участники Программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения;
применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов областного и муниципального уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти и местного самоуправления.
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
Принятие управленческих решений рабочей группой в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от участников Программы.
Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности реализации Программы в отчетный период.
Внесение изменений в Программу осуществляется по решению рабочей группы по инициативе исполнителей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.