г. Краснодар |
|
04 мая 2016 г. |
Дело N А32-38109/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (ИНН 2308124796, ОГРН 1062308033700) - Котовой К.И. (доверенность от 14.01.2016), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (ИНН 2311104687, ОГРН 1072311011431), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2015 (судья Погорелов И.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-38109/2015, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края (далее - инспекция) от 07.09.2015 N 002531.
Решением суда от 26.11.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 17.02.2016, заявление общества удовлетворено со ссылкой на несоответствие предписания предъявляемым к его содержанию требованиям, в т. ч. конкретности и исполнимости, а также недоказанность совершения обществом указанных в предписании нарушений.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась инспекция с кассационной жалобой, просит отменить решение суда, постановление апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что в данном случае распределение между собственниками и потребителями многоквартирного дома всего объема холодной и горячей воды, представленной на общедомовые нужды, является нарушением требований пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). Предписание содержит указание на пункт 44 Правил N 354, на конкретную норму права, которую нарушило общество, а также на действия, которые необходимо совершить обществу для устранения выявленного нарушения. Общество не оспаривает, что плата за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (далее - ОДН) рассчитывается без учета нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН. Общество является профессиональным участником рынка по управлению жилищным фондом и не может не знать законодательство Российской Федерации, регулирующее жилищно-коммунальные правоотношения. Оспариваемое предписание содержит указание на норму права, период времени, за который необходимо осуществить перерасчет, вид коммунальной услуги.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя инспекции, считает, что судебные акты надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение распоряжения от 12.08.2015 N 3376, принятого по факту обращения граждан о нарушении порядка начисления платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Краснодар, ул. Бургасская, 52, инспекция провела внеплановую документарную проверку общества, в ходе которой установило, что объем холодной и горячей воды, предоставленный на ОДН, определяется как разница между объемом, учтенным общедомовым прибором учета, и суммой объемов индивидуального потребления во всех жилых и части нежилых помещений в доме, определенных как по показаниям индивидуальных приборов учета, так и исходя из нормативов потребления. Весь полученный объем распределяется по всем жилым помещениям в многоквартирном доме пропорционально их площади. Общество не представило к проверке протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения о распределении объема коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Таким образом, к распределению собственникам и потребителям в многоквартирном доме предъявляется весь объем ОДН по холодному и горячему водоснабжению, что является нарушением требований пункта 44 Правил N 354.
По результатам проверки инспекция составила акт от 07.09.2015 N 004004 и выдала обществу предписание от 07.09.2015 N 002531 об устранении выявленных нарушений в срок до 12.10.2015, а именно: произвести перерасчет по начислению платы за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению, предоставленные на ОДН потребителям в многоквартирном доме N 52 по ул. Бургасской в г. Краснодаре за период с января 2015 года по настоящее время по правилам пункта 44 Правил N 354. Согласно указанному предписанию распределяемый между потребителями объем коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, предоставленный на ОДН за период с января 2015 года по июнь 2015 года, превышает объем коммунальных услуг, рассчитанный исходя из нормативов.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало ненормативный акт инспекции в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявление общества, но при этом не учли следующее.
В силу статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на ОДН).
В силу пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим, а также с учетом пункта 44 Правил N 354 отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, над нормативом коммунальной услуги на ОДН в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг.
Суды указали, что решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 52 по ул. Бургасской в г. Краснодаре (протокол от 15.12.2008 N 3) общество выбрано в качестве управляющей организации. Управление жилым домом общество осуществляет на основании договора управления от 18.12.2008 N 3471. Данный многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета тепловой энергии и холодного водоснабжения, 109 жилых помещений оборудовано индивидуальными приборами учета холодного, горячего водоснабжения, 8 жилых помещений не имеют приборов учета.
Суды установили, что общество не представило к проверке протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения о распределении объема коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний общедомового прибора учета над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Суды указали, что превышение объема коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению, предоставленной на ОДН, над нормативом потребления коммунальных услуг документально не подтверждено. Оспариваемое предписание не содержит ссылки на конкретные числовые показатели, платежные и расчетные документы, послужившие основанием для вывода инспекции, - лишь констатируется неправомерное распределение полного объема коммунальных услуг, приходящихся на ОДН, в отсутствие протокола общего собрания собственников о распределении объемов коммунальных услуг, предоставленных на ОДН в полном объеме. Такие указания отсутствуют и в акте проверки, на основании которого выдано предписание. В оспариваемом предписании также отсутствуют сведения о величине примененного обществом завышенного тарифа, а также о тарифе, подлежащем применению, с точки зрения инспекции, и ссылки на соответствующие доказательства.
При этом суды не учли, что нормативы потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае утверждены приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 N 2/2012-нп (далее - Приказ РЭК N 2/2012-нп).
В соответствии с приложением N 4.5 к Приказу РЭК N 2/2012-нп норматив потребления коммунальных услуг на ОДН по холодному водоснабжению для многоквартирных домов с централизованным холодным водоснабжением с 01.01.2015 по 30.06.2015 составляет 0,033 м в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, с 01.07.2015 по 31.12.2015 - 0, 036 м.
Таким образом, объем норматива коммунальных услуг на ОДН по холодному и горячему водоснабжению в месяц для каждого многоквартирного дома является расчетной величиной и составляет произведение установленного норматива и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Суды не учли, что весь полученный объем холодной и горячей воды, предоставленный на ОДН, общество распределило по всем жилым помещениям в многоквартирном доме пропорционально их площади, без учета объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, что подтверждено письмом общества от 03.09.2015 N 6482-01 (л. д. 29).
Кроме того, акт проверки от 07.09.2015 N 004004 содержит ссылки на копию технического паспорта, сведения об объемах коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению за период с января 2015 года по июнь 2015 года, сведения об объемах индивидуального потребления холодного и горячего водоснабжения за период с января 2015 по июнь 2015 года, копии счетов-квитанций по квартирам N 15, 31, 52 с января по июнь 2015 года. Данные доказательства суды не оценили.
При таких обстоятельствах преждевременен вывод судов о неподтверждении инспекцией фактов превышения объема коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению, предоставленной на ОДН, над нормативом потребления коммунальных услуг.
Поскольку решение суда и постановление апелляционной инстанции приняты по неполно исследованным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения дела, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть указания кассационной инстанции, устранить допущенные нарушения, установить все фактические обстоятельства по делу, оценить все доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с положениями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение с учетом требований статьи 170 Кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2016 по делу N А32-38109/2015 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.