Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 4. Перспективы совершенствования отдельных сфер правового регулирования
4.1. Предложения по совершенствованию законодательства Алтайского края
4.1.1. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере правовой политики и местного самоуправления
4.1.1.1. Постоянным комитетом по правовой политике и местному самоуправлению будет продолжено совершенствование законодательства Алтайского края, в том числе в связи с изменениями федерального законодательства:
1) внесение изменений в закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "Об ограничении пребывания несовершеннолетних в общественных местах на территории Алтайского края";
2) внесение изменений в закон Алтайского края "О регулировании некоторых отношений в сфере организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Алтайского края" в части установления размера денежного содержания и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков для лиц, замещающих муниципальные должности в контрольно-счетных органах муниципальных образований Алтайского края;
3) внесение изменений в закон Алтайского края "О муниципальной службе в Российской Федерации" в части установления классных чинов муниципальным служащим и порядка их присвоения;
4) внесение изменений в закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О государственной гражданской службе Алтайского края".
4.1.1.2. Барнаульская городская Дума предлагает внести изменения в закон Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" в сфере обращения с животными, которые заключаются в следующем.
В настоящее время действующим федеральным законодательством не установлена административная ответственность в области обращения с животными. На региональном уровне в Алтайском крае также отсутствует комплексное правовое регулирование по вопросу привлечения к административной ответственности в области обращения с животными, в том числе с животными без владельцев. Учитывая актуальность рассматриваемого вопроса, а также то, что к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (п. 1 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ), предлагается рассмотреть вопрос о дополнении закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" соответствующими составами административных правонарушений, такими как "совершение действий, связанных с отказом от права собственности (владения) на животное", "самовыгул животного", "несоблюдение (уклонение) владельцами животных требований по обязательной маркировке, учету (чипированию) домашних животных", "создание самовольных приютов для животных" (оборудование мест пребывания животных без владельцев, не являющихся приютами для животных).
4.1.1.3. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю и прокуратура Алтайского края обращают внимание на реализацию Федерального закона от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части соблюдения в законах края требований к наименованию муниципальных образований.
Названный Федеральный закон вступил в силу 1 мая 2019 г., в течение переходного периода, установленного до 1 января 2025 г., необходимо привести в соответствие с данным законом не только законы Алтайского края, регламентирующие наименования муниципальных образований, но и уставы муниципальных образований, также закрепляющие соответствующие наименования.
4.1.1.4. Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 г. N 75-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" (далее - N 75-ЗС) в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - N 120-ФЗ) государственными полномочиями в области создания и функционирования комиссий наделены органы местного самоуправления региона.
Расходы на оплату труда штатных сотрудников комиссий муниципальных районов рассчитываются исходя из норматива, предусмотренного частями 4, 5 статьи 5 закона N 75-ЗС. При этом норматив штатной численности в 2004 году был определен исходя из фактического наличия специалистов на местах. С 2004 года штатная численность муниципальных комиссий пересматривалась лишь единожды, в 2007 году. Новые вызовы современной системы защиты требуют от комиссий дополнительных мер, что невозможно без обеспечения их кадровой составляющей.
В этой связи Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае считает, что необходимо на законодательном уровне увеличивать штатную численность специалистов, обеспечивающих деятельность муниципальных комиссий, предусматривая не менее двух специалистов на комиссию (ответственный секретарь и заместитель председателя комиссии), путем внесения соответствующих дополнений в закон Алтайского края от 31 декабря 2004 г. N 75-ЗС "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав".
4.1.1.5. В целях обеспечения эффективной реализации прав граждан на тишину и покой Администрация города Барнаула предлагает провести анализ применения на территории Алтайского края положений закона Алтайского края от 6 декабря 2017 г. N 95-ЗС "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Алтайского края" и проблем при его реализации в целях совершенствования правового регулирования.
Сообщения граждан о нарушении тишины поступают, как правило, в органы полиции. Вместе с тем сотрудники полиции в соответствии с законом Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 61 закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС "Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края" - "Нарушение установленного законом Алтайского края запрета нарушения тишины и покоя граждан". По результатам выезда на место материалы проверки сообщений по фактам нарушений требований об обеспечении тишины передаются сотрудниками полиции в органы местного самоуправления. Зачастую данные материалы являются неполными (отсутствует указание на нарушителя, нет его опроса и опроса свидетелей), при составлении рапортов должностными лицами допускаются ошибки, либо рапорты не составляются вовсе. На практике из поступивших из отделов полиции материалов предварительной проверки в 70% случаев административные комиссии отказывают в возбуждении административного производства в связи с отсутствием события, состава административного правонарушения или с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
С целью более оперативного привлечения правонарушителей к административной ответственности Администрация города Барнаула предлагает рассмотреть вопрос изменения подведомственности рассмотрения административных дел по статье 61 закона Алтайского края от 10 июля 2002 г. N 46-ЗС, исключив ее из компетенции административных комиссий и включив в компетенцию мировых судей, а также совместно с Правительством Алтайского края рассмотреть вопрос заключения соглашения с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, о передаче полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях должностными лицами органов внутренних дел (полиции).
Вместе с тем необходимо отметить, что данное предложение нуждается в дополнительном изучении с учетом правовой позиции, закрепленной в недавно принятом постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2023 г. N 15-П "По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина".
4.1.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой, экономической политики и имущественным отношениям и промышленности, предпринимательству и туризму
4.1.2.1. В целях оценки работоспособности внесенных в 2022 году изменений в закон Алтайского края от 27 ноября 2003 г. N 58-ЗС "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае считает необходимым провести анализ его правоприменения по итогам 1 квартала 2023 г.
Для решения вопроса о принятии нормативных правовых актов, устанавливающих особенности определения налога на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей, необходимо провести в муниципальных образованиях оценку количества таких объектов, размер выпадающих доходов при введении данной меры поддержки. Также, по мнению Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае, целесообразно оценить возможность компенсации выпадающих доходов со стороны краевого бюджета.
4.1.2.2. В целях поддержки впервые зарегистрированных предпринимателей на региональном уровне Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае считает необходимым рассмотреть вопрос о расширении перечня направлений предпринимательской деятельности на использование "налоговых каникул" и продление действия закона Алтайского края от 3 июня 2016 г. N 48-ЗС "Об установлении налоговой ставки 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной и (или) патентной системы налогообложения на территории Алтайского края" до 1 января 2025 г.
На сегодняшний день действие данного закона ограничивается 1 января 2024 г. Вместе с тем, согласно ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" регионам предоставлена возможность использования данного механизма налогового стимулирования до 1 января 2025 г.
4.1.2.3. В целях поддержки инвестиционного климата Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае считает необходимым принять закон Алтайского края "О применении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций на территории Алтайского края".
4.1.2.4. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Алтайском крае считает необходимым приведение нормативных правовых актов Алтайского края в соответствие с требованиями Федерального закона от 28 мая 2022 г. N 143-ФЗ "О защите товаров с географическим происхождением в виде товарных знаков, наименование места происхождения товара, географического указания" для защиты и продвижения бренда "Алтай".
4.1.2.5. На территории города Барнаула расположено значительное количество объектов культурного наследия, состояние которых требует значительных инвестиций. В целях привлечения частных инвесторов Администрация города Барнаула предлагает рассмотреть возможность предоставления льгот при налогообложении предпринимателям, восстанавливающим объекты культурного наследия, а также реализующим социальные проекты.
4.1.3. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи
4.1.3.1. Законом Алтайского края от 6 июля 2006 г. N 60-ЗС "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" (далее для настоящего раздела - Закон) установлен порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, в целях признания органом местного самоуправления граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Частью 2.1 статьи 9 Закона установлены основания для отказа в признании гражданина-заявителя и членов его семьи малоимущими, которыми, среди прочих, являются непредставление гражданином-заявителем документов, предусмотренных частью 2 статьи 2 Закона (п. 1 ч. 2.1 ст. 9 Закона). При этом, часть 2 статьи 2 закрепляет перечень сведений, указываемых гражданином в заявлении. Перечень документов, предоставляемых заявителем, данная норма не содержит. Перечень документов, предоставляемых гражданином, определен частью 4 статьи 2 Закона.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 2 Закона гражданин указывает в заявлении сведения о доходах своих и членов семьи с указанием источников доходов, которые учитываются при решении вопроса о признании их малоимущими для предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, либо об отсутствии таких доходов.
При этом в перечне документов, прилагаемых к заявлению (часть 4 статьи 2 Закона), документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи с указанием источников и видов доходов, которые учитываются при решении вопроса о признании их малоимущими для предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, либо об отсутствии таких доходов, не предусмотрены. Также не предусмотрена возможность запросить данные документы в органах или организациях, участвующих в предоставлении муниципальных услуг, в порядке межведомственного взаимодействия.
Кроме того, перечень документов, прилагаемых гражданином к заявлению (часть 4 статьи 2 Закона), по мнению Администрации города Барнаула, необходимо дополнить документами, подтверждающими стоимость движимого имущества, подлежащего налогообложению.
Администрация города Барнаула обращает внимание на данные вопросы, считает целесообразным проработку вопроса о совершенствовании законодательства в данной сфере.
4.1.4. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере аграрной политики, природопользованию и экологии
4.1.4.1. Постоянный комитет по аграрной политике, природопользованию и экологии считает, что в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2023 г. Федерального закона от 30 декабря 2021 г. N 454-ФЗ "О семеноводстве" необходимо привести в соответствие закон Алтайского края от 12 января 1996 г. N 6-ЗС "О семеноводстве сельскохозяйственных культур".
4.1.5. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере здравоохранения
4.1.5.1. Постоянным комитетом по здравоохранению предлагается продолжить работу по разработке и совершенствованию следующих нормативных правовых актов Алтайского края:
закон Алтайского края "О внесении изменений в закон Алтайского края "О предупреждении распространения туберкулеза в Алтайском крае";
закон Алтайского края "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере здравоохранения".
В связи с изменением федерального законодательства возможно внесение изменений и в соответствующие законы Алтайского края.
4.1.6. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере образования и науки
4.1.6.1. Постоянный комитет по образованию и науке продолжит совершенствование законодательства Алтайского края в сфере образования и науки, в том числе в соответствии с динамикой федерального законодательства.
4.1.7. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере социальной защиты и занятости населения
4.1.7.1. Постоянный комитет по социальной защите и занятости населения продолжит совершенствование законодательства Алтайского края в сфере социальной защиты и занятости населения, в том числе в соответствии с динамикой федерального законодательства. Также перспективным является направление деятельности постоянного комитета по социальной защите и занятости населения по совершенствованию законодательства в сфере занятости населения в Алтайском крае и повышению эффективности политики содействия занятости населения и развитию рынка труда в связи с новым федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации".
4.1.8. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере спорта, культуры и молодежной политики
4.1.8.1. Постоянный комитет по спорту, культуре и молодежной политике продолжит совершенствование законодательства Алтайского края в сфере спорта, культуры и молодежной политике, в том числе в соответствии с динамикой федерального законодательства.
4.2. Предложения по совершенствованию федерального законодательства
4.2.1. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере правовой политики и местного самоуправления
4.2.1.1. Постоянный комитет по правовой политике и местному самоуправлению считает необходимым ускорить принятие федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".
4.2.1.2. Федеральным законодательством полномочия по надзору в области технического состояния и эксплуатации аттракционов возложены на региональные органы гостехнадзора. Данная сфера развлекательной деятельности является причиной многочисленных случаев причинения вреда здоровью посетителям аттракционов, преимущественно детям.
Исключить или минимизировать количество таких случаев возможно в том числе посредством проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, позволяющих своевременно выявлять нарушения в процессе эксплуатации аттракционов и принимать меры по их устранению.
Вместе с тем в 2022 году контрольные (надзорные) мероприятия не проводились в связи с несовершенством федерального законодательства, регулирующего указанную сферу деятельности.
Согласно ч. 8 ст. 1, ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) виды регионального государственного контроля (надзора) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предметы контроля устанавливаются федеральным законом.
Федеральный закон "Об аттракционах" не принят, Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники" (далее - Федеральный закон N 297-ФЗ) вопросы осуществления надзора в области технического состояния и эксплуатации аттракционов не урегулированы, в связи с чем в Единый реестр видов контроля (ЕРВК), оператором которого является Минэкономразвития России, указанный вид надзора не внесен.
Статьей 19 Федерального закона N 248-ФЗ установлено, что информация о контрольных (надзорных) мероприятиях, профилактических мероприятиях, решениях и действиях должностных лиц контрольных (надзорных) органов вносится в ЕРКНМ путем использования справочника видов контроля, который формируется в автоматическом режиме из ЕРВК и иных справочников. Проведение таких мероприятий без внесения сведений об их проведении в ЕРВК не допускается.
Во избежание негативных последствий из-за отсутствия надлежащего надзора за техническим состоянием и эксплуатацией аттракционов до принятия федерального закона об аттракционах, в Алтайском крае принят региональный закон.
Однако его приятие не решило вышеуказанную проблему, так как в ЕРВК данный вид надзора так и не появился. Прокуратура Алтайского края считает, что решение данной проблемы возможно только путем принятия соответствующего федерального закона.
4.2.2. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой, экономической политики и имущественным отношениям
4.2.2.1. В целях наделения органов внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля субъектов Российской Федерации, муниципальных образований равными полномочиями по применению мер ответственности к объектам контроля за неисполнение выданных им предписаний Счетная палата Алтайского края предлагает:
часть 1 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" дополнить пунктом следующего содержания: "представление в суде интересов субъекта Российской Федерации в случае, указанном в части 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;";
часть 2 статьи 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" дополнить пунктом следующего содержания: "представление в суде интересов муниципального образования в случае, указанном в части 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;"
часть 7 статьи 16 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" дополнить абзацем следующего содержания: "Неисполнение предписания контрольно-счетного органа о возмещении причиненного субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения контрольно-счетного органа в суд с исковым заявлением о возмещении объектом контроля ущерба, причиненного субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.".
Согласно части 4 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
Указанные полномочия для органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля бюджетным законодательством не предусмотрены.
4.2.2.2. В целях установления единых подходов к вопросам оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности, следует наделить высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации правом устанавливать нормативы формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования. Для этого Счетная палата Алтайского края предлагает дополнить часть вторую статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации после слов "на постоянной основе" словами ", лиц, замещающих муниципальные должности в контрольно-счетном органе".
4.2.2.3. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" предлагает предоставить российским предприятиям право выбора между отечественными и международными стандартами финансовой отчетности.
В соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете") на предприятии устанавливаются единые требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности. После принятия Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности"), определены компании, которые составляют консолидированную отчетность по международным стандартам финансовой отчетности (далее - МСФО) (ст. 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности"). Однако у данных компаний остается обязанность составлять отчетность и по требованиям российских стандартов бухгалтерского учета (далее - РСБУ). Поэтому возникает избыточная нагрузка на хозяйствующие субъекты по подготовке отчетности по двум форматам.
В связи с этим для дальнейшего развития новой системы российского бухгалтерского учета рекомендуется предусмотреть в Федеральном законе "О бухгалтерском учете" норму, согласно которой организациям, перечисленным в статье 2 Федерального закона "О консолидированной финансовой отчетности", предоставить право выбора составлять бухгалтерскую отчетность по требованиям РСБУ либо МСФО. Данная рекомендация соотнесена с ограничением публичности отчетности, которое российские компании, в том числе публичные акционерные общества, активно используют в течение последних двух лет. Однако данное право может вызвать последствия того, что у таких компаний появится возможность не вести бухгалтерский учет по РСБУ. Тем не менее, информационная база для управленческого и налогового учета останется соответствующей российскому законодательству.
4.2.2.4. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" предлагает пересмотреть п. 5 и 6 ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", предоставив право организациям составлять первичные документы в электронном виде.
С одной стороны, при использовании только электронных документов, присутствуют риски форс-мажорных обстоятельств, но с другой стороны, отказ от бумажных носителей существенно ускоряет документооборот между контрагентами. В случае, если организация составляет первичные учетные документы только в электронном виде, но предусмотрено представление данного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, то организация обязана за свой счет изготовить на бумажном носителе копии этого документа, что ведет к дополнительным затратам.
4.2.2.5. В соответствии с частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, среди которых начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. При этом конкретный порядок исполнения указанных полномочий федеральным законодателем не регламентирован. Управление юстиции Алтайского края полагает, что порядок осуществления полномочий администратором доходов бюджета, должностные лица которого не наделены правом возбуждения дел об административных правонарушениях и их рассмотрения, должен быть детализирован на законодательном уровне.
В связи с изложенным Управление юстиции Алтайского края считает, что необходимо внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях с целью реализации полномочий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации для администратора доходов, а именно закрепить процессуальный статус администратора доходов, а также право обязательного направления администратору доходов копий вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях (статья 29.11 КоАП РФ).
Данные изменения позволят решить проблему отсутствия у органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих финансовое (организационное) обеспечение деятельности мировых судей и полномочия администратора доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов) по штрафам, налагаемым мировыми судьями, на основании материалов федеральных органов государственной власти, информации, необходимой для осуществления бюджетных полномочий.
Кроме того, правовой статус администратора доходов не определен и в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (статья 49), что создает проблемы при осуществлении контрольных полномочий.
При этом согласно пункту 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" право оспаривания в суде постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России принадлежит в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства.
4.2.3. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере строительства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи
4.2.3.1. В соответствии с абзацем втором пункта 49 постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее - Положение), на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 указанного выше Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании частных жилых помещении, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии. Абзац седьмой пункта 7 Положения устанавливает, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Однако на практике формулировка, используемая в пункте 7 Положения, вводит в заблуждение, что приводит к неблагоприятным последствиям. Так, например: в случае признания жилого помещения (частного жилого дома) непригодным для проживания суд обязывает орган местного самоуправления принять решение с указанием конкретного срока сноса и расселения жителей дома. Вместе с тем Администрация города Рубцовска полагает, что пункт 7 Положения должен разграничивать порядок признания жилых помещений непригодных для проживания, а также порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции:
1) в отношении частных жилых домов: признавать их пригодными (непригодными) для проживания без указания о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц;
2) в отношении многоквартирных домов: признавать их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции или признавать необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ с указанием о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц.
В свою очередь, системный анализ вышеприведенного Положения объективно свидетельствует о том, что орган местного самоуправления принимает решение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц только в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
4.2.3.2. Во исполнение федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" национального проекта "Жилье и городская среда", в соответствии с краевой адресной программой "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2019-2025 гг., утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 1 апреля 2019 г. N 106, Администрацией города Рубцовска в связи с отсутствием в городе нового строительства многоквартирных домов и достаточным предложением на вторичном рынке осуществляется изъятие в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, с выплатой собственникам соответствующего денежного возмещения.
Частями 4 и 5 статьи 60 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено прекращение государственной регистрации залога, сервитута одновременно с государственной регистрацией прав муниципального образования на изымаемые объекты, при этом действующее законодательство не содержит норм, предусматривающих порядок снятия запретов на осуществление регистрационных действий и иных ограничений. В связи с вышеизложенным Росреестр отказывает в регистрации перехода прав собственности к муниципальному образованию по соглашениям об изъятии жилых помещений при наличии запрета на регистрационные действия, что затягивает процедуру изъятия у граждан жилых помещений.
Данный законодательный пробел может являться причиной срыва исполнения программы, требует обращения в судебные органы, что порождает неизвестность сроков изъятия жилых помещений и проблемы со сносом многоквартирных домов, в которых остаются не изъятые жилые помещения.
Следует отметить, что службой судебных приставов запрет на осуществление регистрационных действий накладывается на единственное жилье, в некоторых случаях по обязательствам граждан с низкими доходами или имеющими трех и более детей, в данной ситуации граждане не имеют возможности получить возмещение и приобрести единственное жилье взамен изымаемого.
Кроме того, сумма возмещения за единственное жилье может быть удержана службой судебных приставов в рамках исполнительного производства в связи с тем, что в статье 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" доход в виде возмещения за изъятое единственное жилье, расположенное в доме, признанном аварийном и подлежащем сносу, не указан в качестве дохода, на который не может быть обращено взыскание.
На основании изложенного Администрация города Рубцовска предлагает:
1) часть 4 статьи 60 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" изложить в новой редакции:
"4. Государственная регистрация прекращения залога изъятого земельного участка и (или) изъятого объекта недвижимости осуществляется без соответствующего заявления одновременно с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости на основании документов, указанных в части 2 настоящей статьи. В этом же порядке осуществляется прекращение обременений изъятого недвижимого имущества, находившегося в частной собственности, которые были внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании договоров, заключенных с прежним собственником такого имущества, а также прекращение запретов на осуществление регистрационных действий.";
2) пункт 1 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" дополнить пунктом 22 следующего содержания:
"22) доход в виде возмещения за изъятое единственное жилье, расположенное в доме, признанном аварийном и подлежащем сносу.".
4.2.3.3. Администрация города Рубцовска отмечает, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).
По смыслу указанной нормы права прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Согласно пункту 5.1 Ведомственных строительных норм 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий.
Например: суд обязал орган местного самоуправления провести работы по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома (далее - МКД). Вследствие ухудшения эксплуатационных характеристик МКД признан аварийным и подлежащим сносу с указанием сроков расселения жителей.
Практика Рубцовского городского суда Алтайского края различна. В некоторых судебных актах суд обязывает орган местного самоуправления предоставить благоустроенное жилое помещение взамен аварийного; в других - произвести снос дома; в третьих - суд обязывает орган местного самоуправления провести капитальный ремонт МКД до момента расселения жителей МКД.
Имеют место случаи, когда решение суда о проведении капитального ремонта МКД (ремонт кровли, замена систем горячего и холодного водоснабжения и др.) невозможно исполнить в объеме, указанном в решении суда, учитывая требования пункта 2.4.3 постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", в котором указано, что капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет допускается производить в виде исключения только в объемах, обеспечивающих безопасные и санитарные условия проживания граждан в них на оставшийся срок.
В свою очередь, системный анализ вышеприведенного федерального закона объективно свидетельствует о том, что в случае признания МКД аварийным и подлежащим сносу выполнение любого вида работ по капитальному ремонту может представлять угрозу для жизни и здоровья жителей.
4.2.3.4. Федеральным законом от 2 июля 2021 г. N 348-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190 "О теплоснабжении" (далее - Закон "О теплоснабжении") в части порядка выявления и эксплуатации бесхозяйных объектов теплоснабжения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2019 N 1735-р городской округ - город Барнаул Алтайского края отнесен к ценовой зоне теплоснабжения.
В соответствии с частью 12 статьи 23.8 Закона "О теплоснабжении" в случае выявления в ценовых зонах теплоснабжения бесхозяйных объектов теплоснабжения (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) определение организации, осуществляющей их содержание и обслуживание, осуществляется в порядке, установленном частью 6 ст. 15 Закона "О теплоснабжении". Вместе с этим частью 6 статьей 15 Закона "О теплоснабжении" порядок определения организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения в случае выявления их в ценовых зонах теплоснабжения, не установлен. При этом применение частей 6.1.-6.6. статьи 15 Закона "О теплоснабжении" в случае выявления в ценовых зонах теплоснабжения бесхозяйных объектов теплоснабжения законодательством не предусмотрено.
Имеющаяся правовая неопределенность в Законе "О теплоснабжении" не позволяет органам местного самоуправления возложить обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных объектов теплоснабжения в случае выявления их в ценовых зонах теплоснабжения на единую теплоснабжающую организацию, а расходы по содержанию и обслуживанию бесхозяйных объектов теплоснабжения несут муниципальные образования.
Учитывая вышеизложенное, Администрация города Барнаула предлагает рассмотреть вопрос о выступлении с инициативой о внесении изменений в Закон "О теплоснабжении" в части установления порядка определения организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения, в случае выявления их в ценовых зонах теплоснабжения.
4.2.4. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере промышленности, предпринимательства и туризма
4.2.4.1. Управлением Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности предложено привести в соответствие с действующим законодательством постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (далее - Положение об округах).
Согласно пункту 9 Положения об округах проект округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения согласовывается с органом исполнительной власти субъекта, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Требование о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектов округов санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, исключено из Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) подпунктом "а" пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 342-ФЗ).
Одновременно частью 16 статьи 26 Федерального закона N 342-ФЗ был установлен особый порядок установления изменения прекращения существования зон с особыми условиями территорий. До 1 января 2025 г. установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования Федерального закона N 342-ФЗ, с учетом особенностей, установленных частями 16.1-16.3 указанной статьи.
В соответствии с пунктом 15 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов является одним из видов зон с особыми условиями использования территории. Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации не принималось положение о данном виде зон с особыми условиями территории.
Соответственно, при установлении и изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов до 1 января 2025 г. действует порядок, установленный до дня опубликования Федерального закона N 342-ФЗ, а именно, применяется Положение об округах и редакция Федерального закона N 52-ФЗ, действовавшая до 4 августа 2018 г. и предусматривающая наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам проектов округов и зон санитарной охраны.
Данной позиции придерживается Министерство здравоохранения Российской Федерации, являющееся органом государственной власти, представляющим на утверждение в Правительство Российской Федерации границы и режим округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения (пункт 18 Положения об округах).
Вместе с тем Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с данной позицией не согласна, ссылаясь на требование статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации": в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.
Сложившиеся противоречия в действующем законодательстве препятствуют проведению в Алтайском крае работы по утверждению (изменению) границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения.
4.2.4.2. В рамках законодательной инициативы по изменению федерального законодательства в части деятельности приютов для животных с целью расширения круга экономических субъектов, осуществляющих деятельность по организации приютов для животных, депутатами Барнаульской городской Думы предлагается часть 4 статьи 16 "Приюты для животных" Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" после слов "могут быть" дополнить словами "самозанятые граждане".
4.2.5. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере аграрной политики, природопользованию и экологии
4.2.5.1. В продолжение темы обязательной маркировки домашних животных депутатами Барнаульской городской Думы высказывается позиция о выступлении с законодательной инициативой в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации о дополнении статьи 13 "Требования к содержанию домашних животных" Федерального закона от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нормой, содержащей требования в отношении владельцев потенциально опасных собак, о введении обязательного маркирования и учета таких собак в уполномоченных ветеринарных органах власти на территории всей страны.
4.2.6. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере здравоохранения
4.2.6.1. Постоянный комитет по здравоохранению и Счетная палата Алтайского края предлагают Алтайскому краевому Законодательному Собранию внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации законодательную инициативу "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления в первоочередном порядке мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях детям медицинских работников государственных медицинских организаций, оказывающих (участвующих в оказании) первичную медико-санитарную помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь.
4.2.7. Предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере социальной защиты и занятости населения
4.2.7.1. Постоянным комитетом по социальной защите и занятости населения разрабатывается законодательная инициатива по внесению изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" в части распоряжения средствами материнского (семейного) капитала независимо от истечения срока со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Проектом федерального закона предлагается предоставить право на дополнительные меры государственной поддержки в виде распоряжения средствами материнского (семейного) капитала по всем направлениям со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло указанное право. В настоящее время Федеральным законом по отдельным направлениям предусмотрена возможность распоряжения средствами материнского (семейного) капитала до истечения трехлетнего периода, но улучшить жилищные условия без привлечения кредитных средств и направить средства на получение образования детьми возможно только по истечении трех лет.
4.2.7.2. Актуальным вопросом является лицензирование деятельности частных приютов и реабилитационных центров. Отсутствие возможности проверять и контролировать работу негосударственных социальных учреждений может привести к нарушениям прав граждан, проживающим в них, а также невозможности со стороны государства гарантировать безопасное пребывание в соответствующих учреждениях.
В итоге, по мнению ряда субъектов права законодательной инициативы, возможно внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты для введения механизма лицензирования деятельности по предоставлению социального обслуживания гражданам в стационарной форме в целях осуществления государственного контроля вопросов жизни и здоровья людей, проживающих в негосударственных социальных учреждениях.
4.3. Предложения по совершенствованию организации законопроектной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания
4.3.1 В целях совершенствования организации законопроектной и контрольной деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания, совершенствования взаимодействия федеральных органов власти, их территориальных органов и органов власти Алтайского края в правотворческом процессе и в процессе правоприменения Администрация города Барнаула предлагает рассмотреть вопрос о расширении практики проведения общественных обсуждений проектов законов Алтайского края в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Данная форма участия населения в законотворческом процессе будет способствовать дальнейшему развитию социальной активности жителей Алтайского края, институтов гражданского общества, а также позволит выявлять мнения, в том числе лиц, которые являются правоприменителями, на предмет полноты и достаточности правового регулирования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.