г. Краснодар |
|
03 мая 2016 г. |
Дело N А15-2788/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - Управления Россельхознадзора по Республике Дагестан, заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2015 (судья Цахаев С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 (судьи Афанасьева Л.В., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А15-2788/2015, установил следующее.
Управление Россельхознадзора по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - казначейство) в принятии к исполнению постановлений от 16.10.2014 N 162 и от 29.05.2014 N 68 о назначении административного наказания.
Решением от 15.10.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 12.01.2016, заявленные требования удовлетворены. Отказ казначейства в принятии к исполнению постановлений управления от 16.10.2014 N 162 и от 29.05.2014 N 68 о назначении административного наказания признан незаконным. Суды исходили из того, что управление является органом, осуществляющим взыскание по исполнительным листам, к которым относится постановления заявителя об административном штрафе.
В кассационной жалобе казначейство просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов заявитель указывает, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится только на основании исполнительного листа и судебного приказа с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая выводы судебных инстанций соответствующими фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, отметив, что отказ казначейства в принятии к исполнению постановлений управления о назначении административного наказания противоречит письму Федерального казначейства Российской Федерации от 08.12.1015 N 07-04-05/09-826.
Лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в арбитражный суд округа не обеспечили, извещены на основании статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). От управления поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Судебное заседание проведено в порядке статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, постановлениями управления от 16.10.2014 N 162 и от 29.05.2014 N 68 администрация муниципального образования "Село Гамиях" Новолакского района Республики Дагестан признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Административный кодекс), ей назначено наказание в виде штрафа в размере, соответственно, 50 тыс. рублей и 40 тыс. рублей (л. д. 13 - 15; 16 - 19).
Названные постановления вступили в законную силу, но не исполнены в добровольном порядке, в связи с чем управление 30.09.2014 и 10.02.2015 направило их на принудительное исполнение судебному приставу-исполнителю Управления Федеральной службы судебных приставов по Новолакскому району Республики Дагестан (л. д. 89, 92).
В связи с отказом службы судебных приставов в возбуждении исполнительных производств по указанным исполнительным документам (л. д. 90), а также в связи с неуплатой администрацией в добровольном порядке наложенных штрафов управление, руководствуясь частью 5 статьи 32.2 Административного кодекса, направило указанные постановления в казначейство.
Письмом от 22.06.2015 N 34 (л. д. 11, 12) казначейство возвратило управлению постановления без исполнения со ссылкой на статью 241.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
Считая отказ казначейства незаконным, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 Кодекса.
В соответствии со статьями 198, 201 Кодекса для признания ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительными необходима совокупность двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 31.2 Административного кодекса постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, в соответствии с положением части 5 статьи 32.2 Административного кодекса направляют в течение 10 суток материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) акты органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к исполнительным документам.
В силу статьи 7 Закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 данного Закона.
Анализ положений главы 23 Административного кодекса, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункта 5 статьи 32.2 данного Кодекса, который предусматривает бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Закона N 229-ФЗ, относящей постановления административных органов к исполнительным документам, позволили судам обеих инстанций сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 Бюджетного кодекса.
Таким образом, постановление административного органа относится к числу исполнительных документов, подлежащих исполнению органами казначейства в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона N 229-ФЗ и статьи 239 Бюджетного кодекса.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 2 постановления Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса.
Судами установлено, что администрация муниципального образования "Село Гамиях" Новолакского района Республики Дагестан как орган местного самоуправления не имеет счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации (доказательства обратного материалы дела не содержат), что и послужило основанием для отказа службой судебных приставов в возбуждении исполнительных производств в отношении муниципального органа на основании поступивших постановлений. Источником финансовых ресурсов администрации являются бюджетные средства, в связи с чем исполнительный документ правильно направлен для исполнения в казначейство (орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета, лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета).
Ввиду изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что действия казначейства, связанные с отказом в принятии к исполнению постановлений управления, незаконны, не соответствуют положениям статей 7, 12 Закона N 229-ФЗ, статьи 242.5 Бюджетного кодекса, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявление.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушения судами норм материального и процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и апелляционного постановления (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.10.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2016 по делу N А15-2788/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.