Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу Департамента труда и
социальной защиты населения
города Москвы
от 19 сентября 2017 г. N 969
Порядок
осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок устанавливает содержание и требования к осуществлению органами опеки и попечительства контроля за условиями жизни и воспитания детей, находящихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей (далее - контроль за условиями жизни и воспитания детей).
1.2. Контроль за условиями жизни и воспитания детей осуществляется с учетом Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 08 сентября 2015 г. N 566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы", приказа Департамента социальной защиты населения города Москвы от 03 июня 2015 г. N 473 "Об утверждении примерных положений об управлении социальной защиты населения административного округа города Москвы и отделе социальной защиты населения района административного округа города Москвы (внутригородских муниципальных образований, расположенных в границах территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы)".
1.3. Контроль за условиями жизни и воспитания детей осуществляется обособленными подразделениями управлений социальной защиты населения административных округов города Москвы по месту жительства детей (далее ОСЗН районов города Москвы).
1.4. При проведении контроля за условиями жизни и воспитания детей осуществляется оценка:
- жилищно-бытовых условий ребенка;
- состояния здоровья ребенка;
- внешнего вида ребенка и соблюдения им гигиены;
- эмоционального и физического развития ребенка;
- навыков самообслуживания, сформированных у ребенка;
- взаимоотношений в семье;
- возможностей семьи, в которой воспитывается ребенок, обеспечить потребности развития ребенка.
1.5. В целях осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей за каждой семьей опекунов (попечителей), приемных родителей закрепляется ответственный специалист ОСЗН района города Москвы. Персональная ответственность за осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей, проживающих на конкретной территории района, предусматривается в должностных регламентах специалистов ОСЗН района города Москвы. Закрепление конкретных семей за специалистом оформляется приказом начальника УСЗН.
2. Организация проведения проверок условий жизни и воспитания детей
2.1. В целях осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей проводятся плановые и внеплановые проверки условий жизни и воспитания детей в сроки, установленные федеральным законодательством.
2.2. Сроки проведения плановых проверок условий жизни и воспитания детей:
- 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя), приемного родителя:
- 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя), приемного родителя;
- 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя), приемного родителя.
В течение первого года нахождения ребенка на воспитании в семье проводится 5 плановых проверок.
Первая проверка условий жизни и воспитания ребенка проводится 1 раз в период до истечения первых 30 календарных дней со дня издания распоряжения о передаче ребенка под опеку (попечительство).
Вторая проверка проводится 1 раз в 3 месяца со дня издания распоряжения о передаче ребенка под опеку (попечительство), то есть в период 59 календарных дней после даты проведения первой плановой проверки.
Третья, четвертая и пятая проверки проводятся 1 раз в 3 месяца со дня издания распоряжения о передаче ребенка под опеку (попечительство). Срок между второй и третьей, третьей и четвертой, четвертой и пятой проверками не должен превышать 89 календарных дней.
По истечении первого года нахождения ребенка на воспитании в семье проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного осуществляются 1 раз в 6 месяцев. Точкой отсчета для определения сроков проведения проверок всегда является дата принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна (попечителя), приемного родителя (даже если акт о назначении опекуна издан органом опеки и попечительства другого субъекта Российской Федерации). Срок между предыдущей и последующей проверками не должен превышать 179 календарных дней.
В случаях, когда дети, оставшиеся без попечения родителей, были устроены под предварительную опеку (попечительство), а по истечении установленного срока переданы на безвозмездную или возмездную форму опеки (попечительства) без изменения лица, осуществляющего обязанности опекуна (попечителя), отсчет сроков проведения проверок ведется от даты установления предварительной опеки (попечительства).
В случаях, когда дети, оставшиеся без попечения родителей, были устроены под предварительную опеку (попечительство), а по истечении установленного срока переданы на без возмездную или возмездную форму опеки (попечительства) с изменением лица, осуществляющего обязанности опекуна (попечителя), отсчет сроков проведения проверок ведется от даты установления безвозмездной или возмездной формы опеки (попечительства).
Плановые проверки условий жизни и воспитания детей могут проводиться без предупреждения опекунов (попечителей), приемных родителей о ее конкретной дате и времени осуществления.
2.3. В случае получения личного дела несовершеннолетнего подопечного при перемене места жительства несовершеннолетнего подопечного в течение 3 дней после получения личного дела проводится внеплановая проверка условий жизни и воспитания ребенка.
В случае поступления от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном (попечителем), приемным родителем своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, внеплановая проверка условий жизни и воспитания ребенка проводится в течение 24 часов с момента поступления информации.
Внеплановые проверки условий жизни и воспитания детей проводятся без предупреждения опекунов (попечителей), приемных родителей о ее конкретной дате и времени осуществления по необходимости.
2.4. Плановые и внеплановые проверки условий жизни и воспитания детей проводятся на основании акта органа опеки и попечительства (далее - распоряжение) о проведении плановой или внеплановой проверки. Распоряжение подписывается начальником ОСЗН и предъявляется опекуну (попечителю), приемному родителю, как основание для проведения плановой (внеплановой) проверки.
Распоряжение должно содержать данные о конкретном подопечном ребенке, условия которого будут проверяться. В случае проживания в семье нескольких подопечных в распоряжении указываются все дети.
В распоряжении о проведении плановой проверки указывается точная дата либо конкретный период проверки.
В распоряжении о проведении внеплановой проверки указывается точная дата проверки и основания для ее проведения. В случаях изменения места жительства несовершеннолетнего подопечного пункт о сроке проведения внеплановой проверки может включаться в распоряжение о постановке на учет подопечного.
В случае отсутствия семьи по месту жительства составляется акт, в котором фиксируется факт ее отсутствия. Ответственный специалист ОСЗН устанавливает место нахождения семьи с подопечным ребенком, связывается с опекуном (попечителем), приемным родителем и уточняет сроки их отсутствия по месту жительства. По прибытии семьи проводит внеплановую проверку в соответствии с установленным порядком.
В случае получения информации от опекуна (попечителя), приемного родителя о том, что семья планирует отсутствовать более 90 дней, орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней с момента получения информации о длительном отсутствии семьи направляет запрос в орган опеки и попечительства по месту ее пребывания для проведения обследования условий жизни несовершеннолетнего подопечного.
2.5. Для объективной оценки исполнения опекунами (попечителями), приемными родителями обязанностей по охране здоровья несовершеннолетних подопечных, их воспитанию и образованию до проведения плановых проверок условий жизни и воспитания детей необходимо запросить и получить (не реже 2 раз в год) письменную информацию:
- о постановке ребенка на учет в медицинской организации по месту жительства, регулярности посещения медицинских организаций, прохождении подопечными ежегодной диспансеризации, состоянии здоровья ребенка, выполнении опекунами (попечителями), приемными родителями предписанных медицинских рекомендаций, реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (в медицинских организациях по месту жительства ребенка и медицинских организациях, в которых ребенок получает медицинскую помощь по профильному заболеванию);
- об успеваемости ребенка, посещаемости образовательных организаций, (наличие/ отсутствие прогулов, основания отсутствия в организации) участии во внеучебной деятельности, посещении кружков, секций, участии опекунов (попечителей), приемных родителей в образовательном развитии ребенка и взаимодействии с воспитателями, педагогами, взаимоотношениях ребенка в коллективе со сверстниками, психологических особенностях ребенка и т.д. (в образовательных организациях, в том числе организациях дополнительного образования).
2.6. В случаях отсутствия указанной в пункте 2.5 данной информации ответственный специалист ОСЗН лично посещает вышеназванные организации и встречается с их работниками в целях получения документально подтвержденной информации о несовершеннолетнем подопечном.
2.7. В ходе проверки условий жизни и воспитания детей осуществляется оценка:
жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего подопечного и обеспечения его безопасности;
состояния здоровья ребенка, его внешнего вида и соблюдения им гигиены, его эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания и взаимоотношений в семье;
соответствия содержания, воспитания, образования детей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
возможности опекуна (попечителя), приемного родителя обеспечить потребности развития ребенка;
соответствия содержания, воспитания, образования ребенка требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;
соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества.
2.8. Проверки условий жизни и воспитания детей проводятся с обязательным участием:
- специалиста, осуществляющего сопровождение семьи, в рамках договора о сопровождении семьи, принявшей ребенка (детей) на воспитание (в случае нахождения семьи на сопровождении уполномоченной организации);
- специалиста организации поддержки семьи и детства, закрепленной за районом (в случае, если семья не находится на сопровождении);
- психолога (работника уполномоченной организации, иной организации поддержки семьи и детства) при проверке условий жизни несовершеннолетнего подопечного, проживающего в семье, в которой воспитываются 3 и более детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- представителя органов МВД (в случае поступления информации об угрозе жизни, здоровью ребенком, жестоком обращении с ним).
В случаях поступления информации о неблагополучии в семье опекуна (попечителя), приемного родителя, а также когда имеет место конфликтная ситуация или одна из сторон (приемная семья или орган опеки и попечительства) или обе стороны настаивают или считают необходимым присутствие иных лиц, проверка условий жизни и воспитания ребенка проводится с участием представителя Общественного совета опекунов, попечителей, приемных родителей города Москвы.
2.9. Специалисты, указанные в пункте 2.8 и участвующие в проверке, в ходе проверки осуществляют мероприятия, позволяющие оценить степень благополучия и развития ребенка, воспитательную позицию опекуна (попечителя), приемного родителя, характер взаимоотношений между ребенком, опекуном (попечителем), приемным родителем, другими подопечными детьми, членами семьи и по итогам в течение 3 рабочих дней составляют и направляют в орган опеки и попечительства социально-психологическое заключение, результаты которого обязательно отражаются в акте проверки условий жизни и воспитания ребенка.
2.10. Проверка условий жизни и воспитания ребенка осуществляется в присутствии опекуна (попечителя), приемного родителя и ребенка.
При наличии уважительных причин отсутствия ребенка (нахождение в медицинской организации на стационарном лечении и др.) на момент проведения проверки, подтвержденных справками, иными документами, проверка проводится в установленный срок. В акте фиксируется факт отсутствия ребенка по уважительной причине, к акту прикладываются документы, подтверждающие причину его отсутствия (например, выписной эпикриз и иные). По истечении срока действия документов, подтверждающих основания отсутствия ребенка, проводится внеплановая проверка условий жизни несовершеннолетнего подопечного в соответствии с настоящим порядком. При отсутствии документа, подтверждающего причину отсутствия ребенка по месту жительства с опекуном, орган опеки запрашивает информацию в организации, в которой со слов опекуна (попечителя), приемного родителя ребенок находится на лечении, отдыхе и т.д.
При отсутствии несовершеннолетнего подопечного на территории района города Москвы, в котором осуществляется его учет, в течение периода, превышающего 90 дней, орган опеки и попечительства направляет информацию в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения несовершеннолетнего подопечного с просьбой провести обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего подопечного и подтвердить место нахождения ребенка.
В случае раздельного проживания попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации проверка проводится по месту жительства подопечного.
3. Результаты проведения проверок условий жизни и воспитания ребенка
3.1. По результатам проверки условий жизни и воспитания ребенка составляется акт проверки условий жизни и воспитания ребенка, соблюдения опекуном прав и законных интересов ребенка, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном (попечителем), приемным родителем требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в строгом соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 1642 "Об утверждении формы акта проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей" (далее - акт проверки условий жизни ребенка).
3.2. Акт проверки условий жизни ребенка составляется персонально на каждого конкретного ребенка.
Каждый последующий акт проверки условий жизни ребенка должен отражать динамику развития конкретного ребенка, фактические результаты исполнения опекуном (попечителем) и приемным родителем рекомендаций, указанных в предыдущих актах.
3.3. В акте проверки условий жизни ребенка отражаются факты и информация, на основании которых осуществлена оценка в соответствии с пунктом 2.7 настоящего порядка.
В акте проверки условий жизни ребенка отражается информация, полученная в соответствии с предварительным запросом из медицинских и образовательных организаций, указанных в пункте 2.5 настоящего порядка, при ее отсутствии в акт включается информация (сведения), полученная в ходе личных встреч, бесед со специалистами образовательных, медицинских и иных организаций.
Выводы о пребывании ребенка в семье опекуна (попечителя), приемного родителя отражаются в акте проверки условий жизни ребенка с учетом выводов и мнений специалистов уполномоченной организации, осуществляющей сопровождение семьи (в случае нахождения семьи на сопровождении уполномоченной организации), специалиста организации поддержки семьи и детства, закрепленной за районом (в случае, если семья не находится на сопровождении), представителя Общественного совета опекунов, попечителей, приемных родителей города Москвы, психолога, изложенных в социально психологическом заключении, указанном в пункте 2.9.
3.4. При выявлении фактов неисполнения, ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем), приемным родителем обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нарушения им прав и законных интересов ребенка в акте проверки условий жизни ребенка дополнительно указываются:
- перечень выявленных нарушений и сроки их устранения;
- рекомендации опекуну (попечителю), приемному родителю о принятии мер по улучшению условий жизни ребенка и исполнению опекуном (попечителем), приемным родителем возложенных на него обязанностей;
- предложения о привлечении опекуна (попечителя), приемного родителя к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при необходимости).
В случае выявления нарушений и (или) неисполнения указанных рекомендаций по их устранению орган опеки и попечительства по истечении 1 месяца проводит внеплановую проверку условий жизни и воспитания с целью оценки устранения замечаний.
3.5. Акт проверки условий жизни ребенка оформляется в течение 10 дней со дня ее проведения с указанием всех лиц, участвующих в проведении проверки, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем ОСЗН районов города Москвы.
3.6. Акт проверки условий жизни ребенка оформляется в 2 экземплярах.
Один экземпляр акта проверки вручается лично опекуну (попечителю) или направляется ему заказным письмом с уведомлением в течение 3 дней со дня его утверждения (не позднее 12 календарных дней со дня проведения проверки). В случае направления акта проверки к нему прикладывается сопроводительное письмо, в котором указывается на право опекуна (попечителя), приемного родителя оспорить его в судебном порядке.
Второй экземпляр акта проверки вместе с оригиналами документов, полученных на конкретного ребенка из образовательных, медицинских и иных организаций, и социально-психологическое заключение хранятся в ОСЗН.
Акт проверки условий жизни ребенка является документом строгой отчетности и хранится в личном деле ребенка.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.