г. Краснодар |
|
12 мая 2016 г. |
Дело N А32-24896/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Детская краевая клиническая больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (ИНН 2309039134, ОГРН 1022301425629), заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (ИНН 2308030019, ОГРН 1022301205926), направивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, третьих лиц, не заявляющих самостоятельны требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Сервис-Клязьма" (ИНН 3329064395, ОГРН 1103340006109), открытого акционерного общества "Курганский машиностроительный завод" (ИНН 4501008142, ОГРН 1024500521682), Фонда содействия защите прав потребителей "Центр сертификации" (ИНН 5002001707, ОГРН 1035007912180), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 25215 3, 25217 7, 25214 6, 25216 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2015 (судья Маркина Т.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-24896/2015, установил следующее.
ГБУЗ "Детская краевая клиническая больница" Министерства здравоохранения Краснодарского края (далее - больница) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным и отмене решения отдела государственной инспекции Краснодарского края по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники министерства (далее - инспекция) об отказе в государственной регистрации фронтального погрузчика с дополнительным навесным оборудованием МКСМ-800Н (далее - погрузчик) от 21.05.2015; обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем регистрации, принадлежащего учреждению погрузчика, 2012 года выпуска, заводской номер машины (рамы) - 011497, номер двигателя - 1061412011163; мощность двигателя 38,9 Квт (52,9 л.с.), цвет желтый.
Решением суда от 12.11.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2016, требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы отсутствием правовых оснований для отказа в регистрации погрузчика.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в представленном паспорте самоходной машины от 26.07.2012 N СА 015900 имеется ссылка на сертификат соответствия N РОСС.RU.MT27.В01509, исходя из которого погрузчику присвоен код Общероссийского классификатора продукции ОК 005 (ОКП), утвержденного постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - ОКП) - 483577 ("погрузчики строительные малогабаритные"), не соответствующий наименованию в паспорте самоходной машины - "машина коммунально-строительная многоцелевая".
В отзыве на кассационную жалобу больница просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по договору купли-продажи от 21.09.2012 N 0318200063912002415-0039127-01 учреждение приобрело у ООО "Сервис-Клязьма" спорный погрузчик, переданный по акту передачи от 27.09.2012.
21 апреля 2015 года больница обратилась в инспекцию с заявлением о регистрации указанного погрузчика, в тот же день инспекция отказала в государственной регистрации погрузчика по мотиву несоответствия наименования машины в паспорте самоходной машины коду ОКП - 483577 ("погрузчики строительные малогабаритные").
Общество обжаловало отказ в регистрации в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, исследовали и оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применили Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ), Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденные Минсельхозпродом России 16.01.1995 (далее - Правила регистрации), Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденное постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.12.1993 N 1291 (далее - Положение N 1291), Положение о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом России 26.06.1995, Минсельхозпродом России 28.06.1995 (далее - Положение) и сделали правильный вывод об обоснованности заявленного больницей требования.
Транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 1 статьи 15 Закона N 196-ФЗ).
Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (часть 3 статьи 15 Закона N 196-ФЗ).
Собственники машин либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях машинами, обязаны зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета машин, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (пункт 1.5 Правил регистрации).
Машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины (пункт 2.1 Правил регистрации).
Регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2 Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на машину, номерной агрегат (пункт 2.8.6 Правил регистрации).
В силу Положения N 1291 органы Гостехнадзора вправе осуществлять в том числе надзор в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличием соответствующего сертификата.
В строке "Наименование и марка машины" указывается: наименование, представляющее характеристику машины, определяемую ее конструктивными особенностями и назначением. Марка, состоящая из фирменного наименования машины, присвоенного при постановке ее на производство в качестве торговой марки, а также буквенного, цифрового или смешанного обозначения, независимо от обозначения других машин (пункт 3.3 Положения).
Государственная инспекция гостехнадзора вправе отказать в выдаче паспорта или предъявлении в нем отметки о регистрации машины, если отсутствуют необходимые регистрационные документы и (или) документы, подтверждающие право собственности на машины, в представленных документах на машины указаны неверные сведения (пункт 2.5 Положения).
Суд установил, что больница обращалась в инспекцию за разъяснением об основаниях отказа в регистрации спорного погрузчика по мотиву нарушения заводом-изготовителем и сертифицирующим органом Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Инспекция указала, что регистрация погрузчика по представленным документам невозможна. Больнице рекомендовано за разъяснениями обратиться к заводу-изготовителю и в орган по сертификации, реквизиты которых названы в сертификате соответствия.
Суд изучил ответ завода-изготовителя погрузчика ОАО "Курганский машиностроительный завод" от 02.08.2013, из которого следует, что для изделий МКСМ-800Н, МКСМ-1000Н, МКСМ-800К, МКСМ-900, МКСМ-800 серии А кодом ОКП является сочетание цифр 483577. Указанное обстоятельство не обязывает разработчика и изготовителя продукции классифицировать все перечисленные изделия как "погрузчик строительный малогабаритный", так как машина может выполнять широкий спектр работ. Сертификацией производимой продукции занимаются специализированные аккредитованные организации, со стороны требования об изменении обозначения изделия не поступали.
Согласно ответу Фонда содействия защите прав потребителей "Центр сертификации" от 05.03.2014 сертификация МКСМ-800 произведена в соответствии с требованиями законодательства и технических стандартов. МКСМ-800Н код ОКП 48 3577 сертифицирована на соответствие требованиям ГОСТа Р 52148-2003 "Погрузчики малогабаритные с бортовым поворотом. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 52148-2003). Настоящий стандарт распространяется на фронтальные малогабаритные погрузчики с бортовым поворотом, предназначенные для механизации небольших объемов погрузочных работ, в основном с сыпучими и мелкокусковыми материалами. В комплекте с дополнительными рабочими оборудованием и органами погрузчики применяют в строительстве, коммунальном и сельском хозяйствах, на промышленных предприятиях и для подачи инертных материалов в приемные устройства транспортеров, для уборки мусора, в складском хозяйстве и в местах, где от погрузчиков требуется универсальность, высокая мобильность и возможность работы в стесненных условиях. Изготовитель ставил целью создание и реализацию потребителю многофункциональной машины, выполняющей более широкие функции, чем коммунальная машина. По этим причинам МКСМ-800Н изготавливалась по техническим условиям ТУ 475-611-93, разработанным заводом изготовителем и зарегистрированным в ФГУ "Курганский ЦСМ" и классифицировалась под кодом 48 3577 как "машина коммунальная-строительная многоцелевая". В соответствии с техническими условиями основным назначением МКСМ-800Н является проведение разгрузочно-погрузочных работ. В основной комплектации машина снабжается ковшом. Сменное оборудование устанавливается или поставляется по заказу. Наименование "машина коммунально-строительная многоцелевая", присвоенное заводом-изготовителем, носит потребительский смысл. При проведении сертификации изделие сертифицировано и отнесено к погрузчикам с указанием соответствующего кода ОКП, правильность которого определяет аккредитованная организация, а не изготовитель. Самоходная машина МКСМ-800Н код ОКП 48 3577 сертифицирована в соответствии с ГОСТом Р 52148-2003, требование которого значительно шире требований ГОСТа Р 50631-93 "Машины для городского коммунального хозяйства и содержания дорог".
С учетом изложенных фактических обстоятельств и норм права суд сделал правильный вывод о единообразном обозначении спорного погрузчика в перечисленных документах. В ОКП под "наименованием" следует понимать не наименование продукции, а наименование группировки продукции "погрузчики строительные малогабаритные", понятие которого носит общий, широкий характер.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что наименование, указанное в паспорте самоходной машины, - "машина коммунально-строительная многоцелевая" является узким, охватывается признаками более широкого определения "погрузчики строительные малогабаритные" и соответствует ОКП 48 3577.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2016 по делу N А32-24896/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.