Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением
министерства образования
Кировской области
от 31.05.2023 N 639
Положение
о деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о деятельности региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Кировской области (далее - Положение, система научно-методического сопровождения) определяет методологические, содержательные и организационные основы совершенствования процессов и достижения результатов непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Кировской области.
1.2. Нормативная правовая основа создания и функционирования системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
паспорт федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16;
постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста";
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2021 N 262 "Об утверждении методик расчета показателей федеральных проектов национального проекта "Образование";
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 15.12.2022 N Р-303 "О внесении изменений в Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, утвержденную распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174";
распоряжение министерства образования Кировской области от 10.02.2020 N 130 "Об утверждении Положения о единой региональной методической службе в системе образования Кировской области";
распоряжение министерства образования Кировской области от 16.10.2020 N 299 "О концепции создания центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в Кировской области".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "министерства образования" следует читать "правительства"
1.3. В целях реализации настоящего Положения используются следующие понятия:
единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС) - совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе к повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
федеральный реестр дополнительных профессиональных программ (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программы ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;
научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РС НМС) - региональный сегмент единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - структурное подразделение организации дополнительного профессионального образования, осуществляющее координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников; в состав регионального методического актива входят сотрудники ЦНППМ, в том числе сетевые методисты, руководители областных, окружных, муниципальных методических объединений, представители педагогических сообществ (ассоциации, клубы и т.д.), методисты муниципальных методических служб, методисты профильных ресурсных центров, методисты опорных школ Кировской области;
тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ ДПО, в том числе из Федерального реестра;
методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности; к педагогическим работникам в целях настоящего Положения не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;
управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, региональном уровне;
профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик, в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
2. Цель, задачи и принципы деятельности РС НМС
2.1. Целью деятельности РС НМС является создание единого научно-методического пространства, являющегося компонентом ЕФС, обеспечивающего взаимодействие субъектов научно-методической деятельности регионального, муниципального и институционального (образовательных организаций) уровней для осуществления сетевого непрерывного научно-методического сопровождения повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в соответствии с приоритетными задачами в области образования.
2.2. Задачами деятельности РС НМС являются:
совершенствование единой региональной системы профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также методическое сопровождение их индивидуальных образовательных маршрутов, построенных на основе диагностики профессиональных дефицитов, выявленных на базе ЦНППМ;
обеспечение наполнения Федерального реестра программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, с целью внедрения единых подходов к профессиональному развитию педагогических работников и управленческих кадров, направленных на устранение выявленных профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
развитие сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности для создания единой информационно-методической среды, способствующей профессиональному росту педагогических работников и управленческих кадров, разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников и управленческих кадров на основе объединения и совместного использования ресурсов;
разработка различных форм поддержки и сопровождения педагогов;
создание условий для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания, в том числе проектных форм работы с учащимися;
создание условий для вовлечения педагогических работников в исследовательскую деятельность;
создание единой системы выявления, обобщения, продвижения и внедрения подтвердивших эффективность педагогических и управленческих практик;
стимулирование разработки, апробации и внедрения инновационных форм методической работы, деятельности профессиональных сообществ, ассоциаций и методических объединений в региональной сфере образования, направленных на освоение современных профессиональных компетенций.
2.3. Принципами деятельности РС НМС являются:
соответствие деятельности РС НМС приоритетным задачам в сфере образования, целям, задачам, показателям и результатам национального проекта "Образование", региональных проектов и программ отрасли "Образование" в части обеспечения возможности профессионального развития педагогических работников;
совместное планирование и принятие решений на региональном уровне, активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней, взаимная ответственность, принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
соответствие реализуемых в Кировской области мероприятий по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров потребностям личностно-профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров и их направленность на выявление и ликвидацию профессиональных дефицитов.
Методологической основой деятельности РС НМС являются:
системный подход, отражающий связи между субъектами научно-методической деятельности и их функциональными связями;
личностно ориентированный подход, предполагающий ориентацию на личность педагогических работников и управленческих кадров как субъектов непрерывного профессионального развития;
ресурсный подход, обосновывающий связи между ресурсами субъектов научно-методической деятельности и индивидуальными образовательными маршрутами непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
3. Структура и субъекты РС НМС
3.1. РС НМС включает структурные компоненты регионального, муниципального и институционального уровней и обеспечивает преемственность научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в региональной системе образования на всех уровнях.
3.2. Структурный компонент регионального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.2.1. Министерство образования Кировской области, осуществляющее функции:
утверждение комплекса мер ("дорожной карты") по созданию и функционированию РС НМС;
обеспечение условий (материально-технических, финансовых, кадровых и иных) для достижения показателей функционирования РС НМС;
осуществление мониторинга эффективности деятельности РС НМС;
обеспечение заключения трехсторонних соглашений между органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, министерством образования Кировской области и Кировским областным государственным образовательным автономным учреждением дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Кировской области" (далее - КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области"), на базе которого функционирует ЦНППМ, о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечение финансирования РС НМС.
3.2.2. КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", осуществляющий функции:
обеспечение разработки программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных ЦНППМ профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
организацию и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников;
обеспечение проведения региональных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников;
обеспечение разработки и внедрения нового содержания образования, технологий обучения;
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами;
руководство деятельностью региональных инновационных площадок;
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
выполнение иных задач и функций, возложенных учредителем.
3.2.3. ЦНППМ, структурное подразделение КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", который выступает координатором деятельности РС НМС и осуществляет следующие функции:
обеспечение комплексного взаимодействия с Федеральным оператором, в том числе работу на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
координацию деятельности РС НМС;
организацию процесса выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
организацию разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организацию обучения педагогических работников и управленческих кадров региона, в том числе по новейшим программам ДПО;
организацию разработки и внедрения различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет и в первые три года работы;
организацию внедрения целевой модели наставничества педагогических работников;
организацию внедрения и тиражирования лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
координацию методической деятельности областных и окружных методических объединений;
проведение ежегодных рабочих совещаний с представителями регионального методического актива;
обеспечение ведения реестра работников муниципальных методических служб;
обеспечение обучения работников муниципальных методических служб (муниципальных тьюторов) в рамках трехстороннего соглашения;
организацию вовлечения педагогических работников в экспертную деятельность;
адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
создание условий (кадровых, материально-технических, методических и иных) для овладения педагогическими работниками и управленческими кадрами навыками использования современных технологий, в том числе цифровых;
организацию проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров.
Сотрудники ЦНППМ ежегодно проходят обучение на базе координатора ЕФС.
3.2.4. ФБГОУ ВО "Вятский государственный университет", осуществляющий функции:
планирование научных, образовательных и просветительских мероприятий в целях обеспечения профориентационной деятельности со школьниками, осуществление взаимодействия с педагогическими работниками и управленческими кадрами общеобразовательных организаций.
3.2.5. Региональный методический актив, который осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ дополнительного профессионального образования;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров на уровне образовательной организации;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация мероприятий по "горизонтальному обучению" и взаимообучению педагогов;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в школах с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам, в том числе в вопросах профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
Региональный методический актив в своей деятельности руководствуется Положением о региональном методическом активе, утвержденным настоящим распоряжением.
3.2.6. Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческие кадры, которые:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников, в том числе школ с низкими образовательными результатами;
проводят заседания методических объединений;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников.
3.2.7. Колледжи и региональные учебно-методические объединения в системе среднего профессионального образования по укрупненным группам профессий, специальностей (далее - РУМО), которые обеспечивают:
участие педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке примерных образовательных программ и развитии содержания среднего профессионального образования;
координацию деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
Региональный координатор деятельности РУМО - кафедра профессионального образования КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области".
3.2.8. Учебно-методическое объединение в системе общего образования Кировской области, которое осуществляет деятельность по следующим направлениям:
участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам образования;
оказание информационной, консультационной и экспертной поддержки образовательным организациям, действующим в сфере общего образования, общественно-профессиональным объединениям и ассоциациям педагогов, учебно-методическим и методическим объединениям в сфере своей деятельности;
организация и проведение конференций, семинаров, совещаний и иных мероприятий по вопросам совершенствования системы общего образования.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.3.1. Муниципальная методическая служба Кировской области (далее - ММС), осуществляющая функции:
координацию методической работы и формирование методической инфраструктуры муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций;
обеспечение изучения запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
обеспечение переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников и т.п.);
координацию деятельности муниципальных методических объединений;
предоставление в ЦНППМ информации о муниципальной системе методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
Методисты ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.3.2. Муниципальные методические объединения, осуществляющие функции:
обеспечение методической поддержки педагогических работников по актуальным вопросам обучения и воспитания, в том числе школ с низкими образовательными результатами;
проведение заседаний методических объединений;
создание среды для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.4. Структурный компонент институционального уровня РС НМС представляют субъекты:
3.4.1. Методический (научно-методический) совет образовательной организации, осуществляющий функции:
обеспечение взаимодействия с региональным методическим активом, ММС и ЦНППМ в целях организации повышения профессионального мастерства педагогических работников в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами на основе выявленных профессиональных дефицитов;
организацию и сопровождение деятельности профессиональных объединений педагогических работников организации, в том числе создание в образовательной организации профессиональных сообществ (самообучающихся организаций) на основе индивидуальных профессиональных профилей каждого педагогического работника;
обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, в том числе реализующих программы наставничества;
проведение семинаров, мастер-классов, стажировок для освоения педагогическими работниками организации компетенций, необходимых для повышения их профессионального мастерства.
3.4.2. Методические объединения, профессиональные объединения педагогических работников, осуществляющие функции:
создание образовательной среды для проявления творческой активности педагогических работников, развития профессиональных компетенций и преодоления профессиональных дефицитов;
организацию непрерывного внутрикорпоративного обучения в процессе совместного решения актуальных задач организации и возникающих в работе проблем;
организацию взаимодействия и "горизонтального" обучения педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализацию программы наставничества;
оказание помощи педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы.
3.4.3. "Пары" педагогов, объединенных на разных основаниях: по предметному принципу, "наставник - молодой специалист", "учитель, владеющий определенной компетенцией, и учитель, которому необходимо сформировать эту компетенцию" и др., осуществляющие "горизонтальное" обучение педагогических работников на основе обмена опытом, в том числе реализацию программы наставничества.
4. Основные механизмы формирования и функционирования РС НМС
4.1. Нормативные правовые документы, обеспечивающие формирование и функционирование РС НМС:
распоряжение министерства образования Кировской области от 10.02.2020 N 130 "Об утверждении Положения о единой региональной методической службе в системе образования Кировской области";
распоряжение министерства образования Кировской области "Об утверждении государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) областными государственными организациями, подведомственными министерству образования Кировской области", утверждающее ежегодный план проведения региональных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников образования, в том числе научно-практических конференций, педагогических чтений и других образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров;
настоящее распоряжение.
4.2. Оптимизация расходования финансовых средств областного бюджета на разработку и реализацию программ ДПО с учетом программ, размещенных в Федеральном реестре и реализуемых координатором ЕФС, а также сетевой формы реализации образовательных программ.
4.3. Формирование кадрового состава РС НМС, осуществляющего функции методического, тьюторского сопровождения педагогических работников и управленческих кадров на основе результатов диагностических процедур по определению уровня сформированности предметных и методических компетенций, в том числе проводимых координатором ЕФС.
4.4. Обеспечение Федерального реестра программами переподготовки и повышения квалификации педагогических работников и управленческих кадров, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, отвечающих запросам системы образования.
4.5. Наделение ЦНППМ полномочиями по формированию индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров и агрегированию информации об имеющихся в Кировской области ресурсах для профессионального развития работников системы образования.
4.6. Применение современных диагностических процедур, в том числе разработанных координатором ЕФС, на этапе формирования индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и при проведении промежуточной и итоговой аттестации в рамках реализации программ ДПО.
4.7. Использование цифровой экосистемы ДПО для организации процессов сопровождения профессионального развития педагогических работников и аккумуляции ресурсов дополнительного профессионального педагогического образования в Кировской области.
5. Основные направления и системообразующие мероприятия в рамках развития РС НМС
Взаимодействие субъектов РС НМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений:
Направление 1. Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров:
разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РС НМС (комплексы мер "дорожные карты", соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
Направление 2. Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров:
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций в соответствии с Положением об индивидуальном образовательном маршруте педагогических работников Кировской области, утвержденным настоящим распоряжением.
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников.
Направление 3. Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных дополнительных профессиональных программ, реализуемых в Кировской области, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов.
6. Механизмы взаимодействия субъектов РС НМС
6.1. Предметом взаимодействия субъектов РС НМС является:
разработка программ ДПО для включения в Федеральный реестр;
создание проектных методических команд для освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами компетенций, необходимых для реализации системных новшеств;
реализация сетевых программ ДПО;
реализация сетевых инновационных проектов;
разработка, освоение и внедрение нового содержания образования и технологий обучения;
взаимодействие методических объединений областного, окружного, муниципального уровней (предметных, межпредметных и метапредметных), профессиональных ассоциаций, сообществ и клубов педагогических работников и управленческих кадров различных уровней;
разработка концепций развития региональных (при необходимости муниципальных) систем образования.
6.2. Основные каналы взаимодействия субъектов РС НМС:
цифровая экосистема ДПО;
общедоступные коммуникации (совещания, образовательные мероприятия и др.);
онлайн-каналы (вебинары, размещение информации на тематических порталах и др.);
прямые связи, включая заключение соглашений с взаимными обязательствами.
7. Показатели эффективности функционирования РС НМС
7.1. При разработке показателей эффективности функционирования РС НМС учитываются показатели мотивирующего мониторинга и показатели оценки механизмов управления качеством образования Кировской области в части повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров. При оценке эффективности функционирования РС НМС учитываются все субъекты, выполняющие функции по реализации дополнительного профессионального (педагогического) образования и научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров Кировской области.
7.2. К показателям эффективности функционирования РС НМС относятся:
разработан и реализуется комплекс мер ("дорожная карта") по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года (ежегодно);
разработана с учетом социально-экономических условий субъекта Российской Федерации и реализуется вариативная система мониторинга эффективности РС НМС (ежегодно, начиная с 2023 года);
доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд субъекта Российской Федерации);
количество педагогических работников, закрепленных за 1 региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%);
доля педагогических работников и управленческих кадров, прошедших диагностику профессиональных дефицитов в ЦНППМ (не менее 10% ежегодно);
доля педагогических работников и управленческих кадров, для которых разработаны индивидуальные образовательные маршруты на основе результатов диагностики профессиональных дефицитов в ЦНППМ (не менее 10% ежегодно);
доля программ ДПО, размещенных в Федеральном реестре, в общем количестве программ ДПО, реализуемых организацией дополнительного профессионального образования.
7.3. Методы сбора информации и инструменты оценки:
данные мониторинга, проводимого КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области";
данные официальной статистики;
данные федеральных цифровых информационных систем (в том числе цифровой экосистемы ДПО);
данные официального сайта министерства образования Кировской области, КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", ММС, образовательных организаций (иные информационные ресурсы Кировской области);
изучение нормативных правовых документов министерства образования Кировской области, КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области", ММС, образовательных организаций.
7.4. Мониторинг проводится КОГОАУ ДПО "Институт развития образования Кировской области" не реже одного раза в год. По результатам мониторинга осуществляется анализ данных, разрабатываются адресные рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.