В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", абзацем девятым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о системе оповещения населения Кабардино-Балкарской Республики, в том числе экстренном оповещении населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов:
привести положения о муниципальной системе оповещения населения в соответствие с требованиями совместного приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения";
обеспечить создание, реконструкцию и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения.
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 6 апреля 2006 г. N 90-ПП "О системе оповещения и информирования населения КБР при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" ("Кабардино-Балкарская правда", 2006, N 87 - 88).
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНО
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 29 мая 2023 г. N 96-ПП
Положение
о системе оповещения населения Кабардино-Балкарской Республики, в том числе экстренном оповещении населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Указом Президента Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 28 декабря 2020 г. N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях" (далее - Постановление N 2322), совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - приказ N 578/365), совместным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 579/366 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения" (далее - приказ N 579/366), Законом Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2004 г. N 13-РЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.2. Настоящее Положение определяет назначение и задачи, а также порядок применения и поддержания в постоянной готовности к задействованию и использованию системы оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, Кабардино-Балкарской Республики об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
1.3. Система оповещения населения Кабардино-Балкарской Республики включается в систему управления гражданской обороной и территориальную подсистему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Кабардино-Балкарской Республике (далее - РСЧС), обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.4. Понятия, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне".
2. Основные задачи систем оповещения населения Кабардино-Балкарской Республики
2.1. Система оповещения населения создается на следующих уровнях функционирования РСЧС:
на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения);
на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения);
на объектовом уровне - локальная система оповещения.
Основной задачей региональной системы оповещения, являющейся элементом системы и информирования, представляющей собой организационно-техническое объединение сил, средств и специальной аппаратуры оповещения, сетей телерадиовещания всех вещательных компаний независимо от форм собственности, является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и РСЧС;
главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Главное управление);
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления (через соответствующие муниципальные системы оповещения);
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (через соответствующие муниципальные системы оповещения);
сил гражданской обороны и РСЧС;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности (далее - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) (через соответствующие муниципальные системы оповещения);
людей, находящихся на территории Кабардино-Балкарской Республики (через соответствующие муниципальные системы оповещения).
Муниципальная система оповещения - это элемент системы оповещения и информирования населения (на уровне муниципального образования), включающий в себя специальные технические средства оповещения и информирования населения, которые осуществляют прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации (в том числе поступающей из региональной системы оповещения) до:
руководящего состава гражданской обороны и звена РСЧС муниципального образования;
сил гражданской обороны и РСЧС муниципального образования;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
Органы местного самоуправления обеспечивают подключение муниципальной системы к региональной системе оповещения.
Локальная система оповещения - это элемент системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, установленный на потенциально опасных объектах, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Основной задачей локальной системы оповещения является доведение сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава гражданской обороны и персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, а также объектового звена РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, попадающих в границы зоны действия локальной системы оповещения;
руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
КСЭОН создается на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.
Основной задачей КСЭОН является обеспечение своевременного и гарантированного доведения информации о чрезвычайных ситуациях в военное и мирное время, возможность сопряжения в автоматическом и (или) автоматизированных режимах с программно-техническими комплексами повседневного управления РСЧС, с системами мониторинга потенциально опасных объектов, природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
КСЭОН, муниципальные системы оповещения и локальные системы оповещения должны на техническом и программном уровнях сопрягаться с региональной системой оповещения Кабардино-Балкарской Республики.
3. Порядок задействования системы оповещения и информирования населения Кабардино-Балкарской Республики
3.1. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.2. Дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления РСЧС, получив сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждают получение и немедленно доводят их до Главы Кабардино-Балкарской Республики и Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики, руководителей органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, а также органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС соответствующего уровня.
3.3. Решения о задействовании систем оповещения принимаются:
региональной системы оповещения - Главой Кабардино-Балкарской Республики;
муниципальной системы оповещения - главой местной администрации муниципального образования;
локальной системы оповещения - руководителем организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
3.4. Доведение информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в местах массового пребывания людей (торговые центры, рынки, вокзалы, аэропорты, культурно-досуговые центры, образовательные учреждения) возлагается на руководителей соответствующих организаций.
3.5. Для оповещения населения, проживающего в районах, не охваченных системой оповещения, используются транспортные средства сил охраны общественного порядка муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, оборудованные устройствами громкоговорящей связи, другие средства связи и оповещения, а также организуется подворовой обход силами местных администраций муниципальных образований.
3.6. Для оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях дополнительно могут использоваться локальные системы оповещения потенциально опасных объектов, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производственные объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, организовывают каналы связи до единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов для организации автоматизированного оповещения данной службы об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций.
3.7. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
3.8. Приоритетным режимом функционирования региональных систем оповещения является автоматизированный.
3.9. Передача сигналов оповещения экстренной информации населению осуществляется в соответствии с требованиями приказа N 578/365.
3.10. Взаимодействие органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления с операторами связи, оказывающими услуги связи на соответствующей территории, по передаче сигналов оповещения осуществляется в соответствии с Постановлением N 2322 на основании заключенных договоров (соглашений) о взаимодействии по обеспечению передачи сигналов оповещения.
3.11. Тексты сообщений с указанием порядка действий населения по сигналам оповещения гражданской обороны, предварительно изложенные и находящиеся на рабочих местах дикторов радио- и телевизионных студий (дежурных операторов узлов проводного вещания), передаются по заявке сотрудников отдела оперативного планирования Департамента по делам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - уполномоченное структурное подразделение) с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Допускается двух-трехкратное повторение речевого сообщения.
3.12. С получением сигнала население и персонал организаций обязаны включить абонентские устройства проводного вещания, радиоприемники и телевизионные приемники для прослушивания экстренного сообщения. По указанному сигналу немедленно приводятся в готовность к передаче информации все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, радиовещательные и телевизионные станции, включается сеть наружной звукофикации.
3.13. Во всех случаях задействования систем оповещения с включением электросирен до населения немедленно доводятся соответствующие сообщения по существующим средствам проводного и эфирного радиовещания, телевидения, рупорным устройствам и информагентств.
3.14. Исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - уполномоченный орган), органы местного самоуправления, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, постоянно действующие органы управления РСЧС, органы повседневного управления РСЧС, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированного задействования систем оповещения.
О случаях несанкционированного задействования систем оповещения, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания немедленно извещают Главное управление.
4. Порядок создания, совершенствования и поддержания в постоянной готовности систем оповещения
4.1. Создание, совершенствование, поддержание в готовности, модернизация систем оповещения выполняются в соответствии с требованиями приказа N 579/366 и Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденных протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по координации создания и поддержания в постоянной готовности систем оповещения населения от 19 февраля 2021 г. N 1.
4.2. Поддержание региональной, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется уполномоченным органом, органами местного самоуправления и организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, соответственно.
4.3. Органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
4.4. Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за техническим состоянием и поддержанием в постоянной готовности региональной системы оповещения возлагается на уполномоченный орган.
4.5. С целью контроля поддержания в готовности систем оповещения населения в Кабардино-Балкарской Республике организуются и проводятся следующие виды проверок:
комплексные проверки готовности систем оповещения населения с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
технические проверки готовности к задействованию систем оповещения населения без включения оконечных средств оповещения населения.
При проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежат региональная, все муниципальные системы оповещения и КСЭОН.
Комплексные проверки готовности региональной, муниципальных систем оповещения и КСЭОН проводятся два раза в год комиссией в составе представителей постоянно действующих органов управления РСЧС и органов повседневного управления РСЧС регионального и муниципального уровней, а также операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей, задействуемых при оповещении населения, при этом включение оконечных средств оповещения и доведение проверочных сигналов и информации до населения осуществляется в дневное время в первую среду марта и октября.
По решению комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Кабардино-Балкарской Республике соответствующего уровня могут проводиться дополнительные комплексные проверки готовности региональной системы оповещения и КСЭОН, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальной системы оповещения проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже 1 раза в год комиссией из числа должностных лиц организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований настоящего Положения, а также положений о муниципальных и локальных системах оповещения соответственно.
По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения, определяемая в соответствии с приложением N 3 к приказу N 578/365, а также уточняется паспорт системы оповещения населения.
Технические проверки готовности к задействованию региональной, муниципальных, локальных систем оповещения и КСЭОН проводятся без включения оконечных средств оповещения и замещения сигналов телеканалов (радиоканалов) вещателей дежурными (дежурно-диспетчерскими) службами органов повседневного управления РСЧС, организации путем передачи проверочного сигнала и речевого сообщения "Техническая проверка" с периодичностью не реже одного раза в сутки, при этом передача пользователям услугами связи (на пользовательское оборудование (оконечное оборудование), а также выпуск в эфир (публикация) редакциями средств массовой информации проверочного сигнала "Техническая проверка" не производится.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска систем оповещения населения.
4.6. Перерыв вещательных программ организаций телерадиовещаний при проведении технических проверок систем оповещения осуществляется по предварительному согласованию.
4.7. В целях поддержания в постоянной готовности систем оповещения операторы связи и организации телерадиовещания:
обеспечивают техническую готовность аппаратуры оповещения, средств связи, каналов связи средств телерадиовещания, используемых в системах оповещения;
обеспечивают готовность студий и технических средств связи к передаче сигналов оповещения и речевой информации;
предоставляют для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 мая 2023 г. N 96-ПП "Об утверждении Положения о системе оповещения населения Кабардино-Балкарской Республики, в том числе экстренном оповещении населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера"
Вступает в силу с 11 июня 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 1 июня 2023 г. N 0700202306010002
официальный информационный интернет-портал Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvokbr.ru) 2 июня 2023 г.
газета "Официальная Кабардино-Балкария" от 3 июня 2023 г. N 21 (821)