Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Республики Бурятия
от 01.06.2023 N 396-р
Приложение N 2
Одобрены
распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 12.10.2022 N 824-р
Основные направления долговой политики Республики Бурятия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов
1. Итоги реализации долговой политики Республики Бурятия предыдущего периода и предварительные итоги 2022 года
Основными целями долговой политики Республики Бурятия в прошедшем периоде являлось обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости республиканского бюджета, поддержание объема государственного долга на экономически безопасном уровне, безусловное исполнение долговых обязательств Республики Бурятия.
По итогам 2019 - 2021 годов объем государственного внутреннего долга Республики Бурятия не превышал 50,0% от налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.
Объем государственного долга на 1 января 2022 года составил 15879,9 млн. рублей или 43,4% к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений. Рост государственного долга по итогам 2021 года по отношению к началу года составил 14,1% и обусловлен необходимостью финансирования расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Долговой портфель на начало года был сформирован из банковских кредитов, доля которых составляла 53,8%, бюджетных кредитов - 45,5% и гарантийных обязательств - 0,7%.
Исполнение долговых обязательств Республикой Бурятия осуществляется в полном объеме и своевременно. Исполнение обязательств по действующей государственной гарантии Республики Бурятия перед кредитной организацией осуществлялось принципалом самостоятельно.
Объем расходов на обслуживание государственного долга республики в указанный период не превышал 0,8% от общего объема расходов республиканского бюджета, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в 2019 году - 0,74%, в 2020 году - 0,5%, в 2021 году - 0,2%.
В целях снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет в виде выплаты процентных платежей и, в частности, выполнения рекомендаций Правительства Российской Федерации в части возможности привлечения в бюджет кредитов от кредитных организаций по процентным ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, устанавливаемый Банком России, увеличенный на 1 процент годовых, в течение как предыдущего периода, так и в текущем году осуществляется работа по следующим направлениям:
- принятие решений о привлечении заемных средств исходя из фактического исполнения республиканского бюджета, потребности в привлечении заемных средств;
- осуществление активных операций по управлению остатками средств на едином счете республиканского бюджета;
- замещение ранее привлеченных кредитов кредитных организаций на кредиты под более низкие процентные ставки при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры;
- использование возобновляемых кредитных линий со свободным графиком выборки и погашения.
Ключевые показатели по итогам 2020 - 2021 годов были в пределах безопасных уровней.
Таблица
N N п/п |
Показатель (индикатор) |
2020 год, факт |
2021 год, факт |
1. |
Уровень дефицита республиканского бюджета от суммы доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
7,44 |
2,0 |
2. |
Отношение объема долговых обязательств Республики Бурятия по кредитам, полученным от кредитных организаций, и государственным ценным бумагам Республики Бурятия к общему годовому объему доходов республиканского бюджета в отчетном финансовом году (без учета объемов безвозмездных поступлений), % |
25,5 |
23,4 |
3. |
Отношение объема государственного долга Республики Бурятия к общему объему доходов республиканского бюджета без учета безвозмездных поступлений, % |
49,5 |
43,4 |
4. |
Доля объема расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия в общем объеме расходов республиканского бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов, % |
0,5 |
0,2 |
В 2021 году обеспечено выполнение условий дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, привлеченных из федерального бюджета, по общей и рыночной долговой нагрузке на республиканский бюджет.
Республика Бурятия принимает активное участие в реализации инициатив Президента Российской Федерации по повышению финансовой устойчивости регионов, изложенных в Бюджетном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, и поручениях Президента Российской Федерации, данных на совещании о мерах социально-экономической поддержки субъектов Российской Федерации 16 марта 2022 года.
В 2021 - 2022 годах республике из федерального бюджета предоставлены бюджетные кредиты для погашения долговых обязательств республики по рыночным заимствованиям в сумме 11 950,2 млн. рублей, из них 3 410,2 млн. рублей предоставлены муниципальному образованию в Республике Бурятия.
В 2022 году продолжена работа по реструктуризации бюджетных кредитов, полученных в предшествующие годы из федерального бюджета для финансирования дефицита части бюджета, путем отсрочки и рассрочки платежей по 2029 год включительно. Всего реструктуризировано бюджетных кредитов перед Российской Федерацией на указанных условиях на сумму порядка 740,0 млн. рублей.
Правительственной комиссией по региональному развитию в Российской Федерации одобрено предоставление республике в 2022 - 2025 годах бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в сумме 3 873,3 млрд. рублей, из них 1 525,8 млн. рублей в 2022 году.
По итогам 2022 года объем государственного внутреннего долга Республики Бурятия составил не более 50,0% от налоговых и неналоговых доходов без учета инфраструктурного бюджетного кредита и бюджетных кредитов, переданных муниципальным образованиям в Республике Бурятия для погашения рыночных долгов за счет средств бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета в 2021 - 2022 годах. Структура долга сложилась следующая: доля бюджетных кредитов составила 83,0%, доля банковских - 16,7%, государственные гарантии Республики Бурятия - 0,3%.
Оказанная Российской Федерацией государственная поддержка по замещению рыночных долговых обязательств Республики Бурятия, реструктуризации долговых обязательств Республики Бурятия по бюджетным кредитам, по погашению муниципальными образованиями коммерческой задолженности кредитным организациям позволила обеспечить долговую устойчивость в целом консолидированного бюджета Республики Бурятия.
Рыночная долговая нагрузка составила 9,2% к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета республики.
По итогам исполнения республиканского бюджета за 2022 год уровень процентных расходов в общем объеме расходов бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составил 0,1%.
По итогам рейтинговых действий национального рейтингового агентства АО "Эксперт-РА" в сентябре 2022 года уровень кредитного рейтинга подтвержден на уровне ruBBB+ (стабильный прогноз).
2. Основные факторы, определяющие характер долговой политики
Долговая политика Республики Бурятия в 2023 - 2025 годах будет направлена на безусловное выполнение долговых обязательств Республики Бурятия, соблюдение норм, установленных федеральным законодательством, обеспечение долговой устойчивости бюджета и поддержание объема государственного долга Республики Бурятия на экономически безопасном уровне.
Основными факторами, определяющими характер долговой политики Республики Бурятия, являются:
- сохранение в среднесрочной перспективе потребности в финансировании дефицита республиканского бюджета, обусловленной темпами роста налоговых доходов республиканского бюджета, необходимостью финансового обеспечения расходных обязательств Республики Бурятия;
- необходимость финансового обеспечения строительства и модернизации объектов инфраструктуры;
- ухудшение экономической ситуации, вызванное санкционным давлением со стороны иностранных государств;
- обеспечение долговой устойчивости в соответствии с системой оценки, установленной в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
3. Основные цели и задачи долговой политики Республики Бурятия
Долговая политика Республики Бурятия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов будет направлена на достижение следующих целей:
- обеспечение сбалансированности республиканского бюджета и своевременного исполнения долговых обязательств перед кредиторами Республики Бурятия;
- поддержание объема государственного долга республики и расходов на обслуживание государственного долга в пределах, установленных федеральным законодательством;
- укрепление репутации Республики Бурятия как надежного заемщика с высоким уровнем кредитоспособности.
Реализация долговой политики Республики Бурятия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов требует решения следующих задач:
- поддержание приемлемого, экономически обоснованного объема государственного долга Республики Бурятия;
- обеспечение своевременного исполнения и обслуживания долговых обязательств Республики Бурятия;
- обеспечение потребностей республики в заемном финансировании в целях финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, финансирования дефицита республиканского бюджета, погашения долговых обязательств Республики Бурятия, пополнения в течение финансового года остатков средств на едином счете республиканского бюджета;
- диверсификация долгового портфеля Республики Бурятия за счет использования различных видов заимствований в зависимости от изменений на рынке капитала;
- направление средств республиканского бюджета, высвобождаемых в результате проведенной реструктуризации бюджетных кредитов, в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов;
- повышение открытости и прозрачности долговой политики республики;
- выполнение условий соглашений о реструктуризации обязательств (задолженности) Республики Бурятия по бюджетным кредитам, привлеченным из федерального бюджета;
- сокращение рисков, связанных с осуществлением государственных заимствований;
- оптимизация расходов на обслуживание государственного долга Республики Бурятия.
4. Инструменты реализации долговой политики Республики Бурятия
Реализация долговой политики Республики Бурятия осуществляется посредством следующих инструментов:
1) кредиты кредитных организаций.
Данный инструмент, преимущественно в форме возобновляемой кредитной линии, позволяет использовать заемные средства только в периоды необходимости: привлекать финансовые ресурсы при возникновении потребности, в том числе на рефинансирование долговых обязательств, и досрочно возвращать при наличии возможности без излишних финансовых потерь.
При применении этого инструмента используется конкурентный способ определения исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", что позволяет экономить бюджетные средства в связи со снижением начальной (максимальной) цены контрактов на привлечение кредитных ресурсов;
2) бюджетные кредиты.
В рамках решения минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств Республики Бурятия и обеспечения текущей ликвидности республиканского бюджета будет продолжена работа по привлечению бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете республиканского бюджета.
В прогнозируемом периоде планируется привлечение из федерального бюджета:
- бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов Республики Бурятия, одобренных в 2021 - 2022 годах президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, сроком на 15 лет по ставке 3% годовых;
- бюджетных кредитов в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, на софинансирование которых в 2024 году из федерального бюджета предоставляются межбюджетные трансферты в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность), при условии возврата таких кредитов не позднее 30 апреля очередного финансового года;
- специальных казначейских кредитов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3% годовых с правом досрочного погашения.
В целях снижения долговой нагрузки на бюджет планируется работа по реализации возможности списания задолженности Республики Бурятия перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2021 N 1740 "Об утверждении Правил списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, методики расчета поступления налоговых доходов в федеральный бюджет от реализации новых инвестиционных проектов и перечня подлежащих зачислению в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, в объеме поступления в федеральный бюджет которых Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1705";
3) государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг.
Эмиссия государственных ценных бумаг при благоприятной рыночной конъюнктуре позволит единовременно и в необходимом объеме привлечь внебюджетные средства для исполнения принятых расходных обязательств.
Проведение регулярного мониторинга финансового рынка позволит рассматривать целесообразность выпуска государственных ценных бумаг исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры.
Объемы и параметры рыночных заимствований будут определяться таким образом, чтобы обеспечить сбалансированность республиканского бюджета, чтобы срочность долговых обязательств Республики Бурятия была равномерной и чтобы перенести пиковые нагрузки по погашению и обслуживанию с 2023 - 2024 годов на последующие годы;
4) государственные гарантии.
В предстоящем бюджетном цикле применение данного инструмента будет направлено, прежде всего, на решение социальных задач.
В целом реализация долговой политики Республики Бурятия требует взвешенного сочетания и применения указанных инструментов.
5. Риски, возникающие в процессе управления государственным долгом Республики Бурятия
При реализации долговой политики Республики Бурятия могут возникнуть следующие риски:
- ухудшение макроэкономической ситуации;
- нестабильность банковской системы, ужесточение процентной политики Банком России и кредитными организациями;
- изменение налогового законодательства Российской Федерации, пересмотр распределения доходных источников между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
- недостаточное поступление доходов в республиканский бюджет вследствие снижения налоговой базы по основным доходным источникам республиканского бюджета;
- риск, связанный с невозможностью получения заемного финансирования в объемах, достаточных для обеспечения сбалансированности республиканского бюджета;
- риск наступления гарантийного случая: неплатежи принципалов по обязательствам, обеспеченным государственными гарантиями Республики Бурятия.
Основные меры, принимаемые при управлении рисками:
- осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки, устанавливаемой Банком России; взвешенные и экономически обоснованные решения по рыночным заимствованиям, в том числе для рефинансирования накопленных долговых обязательств Республики Бурятия;
- работа с федеральными органами власти по компенсации недопоступления доходов в республиканский бюджет путем дополнительной финансовой поддержки в виде дотации на обеспечение сбалансированности республиканского бюджета.
6. Показатели реализации мероприятий долговой политики Республики Бурятия. Дополнительные меры, способствующие реализации долговой политики Республики Бурятия
Для обеспечения эффективности управления государственным долгом Республики Бурятия реализация долговой политики Республики Бурятия в 2023 - 2025 годах будет направлена на соблюдение условий бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающих обеспечение показателей долговой устойчивости бюджета.
Реализации эффективной долговой политики должно способствовать выполнение плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов, включая мероприятия, направленные на рост собственных доходов, оптимизацию расходов, а также оптимизацию государственного долга Республики Бурятия.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 1 июня 2023 г. N 396-р О внесении изменений в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.