Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к Регламенту
Думы Тазовского района
Правила
юридико-технического оформления правовых актов Думы Тазовского района и председателя Думы Тазовского района
Настоящие Правила юридико-технического оформления проектов решений Думы Тазовского района, постановлений и распоряжений председателя Думы Тазовского района (далее - Правила, проекты правовых актов, Дума) устанавливают общие обязательные правила оформления проектов правовых актов.
Правила рассчитаны на практическое применение отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Администрации района, муниципальными учреждениями, обладающими правом вносить проекты правовых актов на рассмотрение председателя и Думы, а также органами, наделенными правом инициировать указанные проекты при их подготовке.
Цель Правил заключается в обеспечении высокого качества подготовки проектов правовых актов путем соблюдения единообразия в оформлении и использовании средств, правил и приемов юридической техники.
I. Структура проекта правового акта
1. Наименование правового акта должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Наименование проекта правового акта должно отвечать на вопрос: "О чем издан правовой акт?" и начинаться с "О..." или "Об...".
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть проекта правового акта, предваряющая проект правового акта, определяющая его цели и задачи.
Преамбула может начинаться устойчивыми формулировками: "В целях", "В соответствии", "В связи", "Во исполнение", "На основании" и т.п. Если правовой акт издается на основании другого нормативного правового акта, то в преамбуле указывается наименование этого нормативного правового акта в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.
Преамбула:
- не содержит положения нормативного характера;
- не делится на статьи;
- не содержит легальные дефиниции (определение понятий, терминов);
- не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта;
- не нумеруется;
- располагается непосредственно после наименования проекта правового акта.
Преамбула текста решения Думы обязательно должна содержать ссылку на статью Устава и завершаться словами Дума Тазовского района, после которых ставится двоеточие.
В проекте решения Думы ниже преамбулы на один интервал после слов Дума Тазовского района c новой строки по центру страницы полужирным шрифтом в разрядку печатается прописными буквами слово
решила:
Преамбула в тексте постановления председателя Думы завершается ссылкой на статью Устава муниципального округа Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Устав).
В проекте постановления председателя Думы ниже преамбулы на один интервал c новой строки по центру страницы полужирным шрифтом в разрядку печатается прописными буквами слово
постановляю:
Преамбула в тексте распоряжения председателя Думы завершается ссылкой на статью Устава муниципального округа Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Устав).
В проекте распоряжения председателя Думы ниже преамбулы на один интервал c красной строки начинается текст основной части распоряжения.
Перечисление в преамбуле проекта правового акта нормативных правовых актов, являющихся основанием для разработки проекта правового акта, должно осуществляться последовательно в зависимости от юридической силы нормативных правовых актов, во исполнение или на основании которых подготавливается проект правового акта.
3. Структура проекта правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
4. Проект правового акта должен быть разделен на структурные элементы, что позволит легко ориентироваться в тексте правового акта, представлять его общую структуру и предусматривать возможные изменения в него.
4.1. Употребляются следующие структурные элементы проекта правового акта:
- преамбула;
- раздел;
- подраздел;
- пункт;
- подпункт;
- абзац;
- таблица;
- позиция;
- субпозиция;
- нумерационный заголовок;
- адресат;
- гриф утверждения;
- гриф согласования;
- примечание.
В исключительных случаях, при разработке приложения к проекту большого объема, а так же в проектах уставов и проектах регламентирующих деятельность органов местного самоуправления (регламенты, положения), может вводиться структурные элементы: глава, статья, часть.
4.2. В таблице к проекту правового акта:
- заголовок;
- подзаголовок;
- графа;
- раздел;
- подраздел;
- строка (если ненумерованная);
- пункт (если нумерованный);
- подпункт;
- ярус;
- позиция;
- примечание;
- сноска.
4.3. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются с прописной буквы по центру страницы с обозначением номера раздела, после которого ставится точка.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
4.4. Подраздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование подраздела печатаются с прописной буквы по центру страницы с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
4.5. Пункт:
является основным структурным элементом текста правового акта;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой после него;
содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний.
Пункты значительных по объему правовых актов могут объединяться в разделы или подразделы, которые подразделяются не менее чем на два структурных элемента.
Пункты, разделы в пределах всего правового акта должны иметь сквозную нумерацию. В исключительных случаях пункты каждого раздела правового акта могут иметь отдельную нумерацию в десятичной системе с точками между цифрами, составляющими номер, и после последней цифры, составляющей номер, согласно порядковому номеру раздела правового акта.
Пункт правового акта может иметь подпункты, образуемые абзацами, отделяемыми друг от друга точкой с запятой, и обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой либо арабскими цифрами в десятичной системе с точками между цифрами, составляющими номер, и после последней цифры, составляющей номер, либо строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
В исключительных случаях пункты и подпункты подразделяются на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на пункты, содержащие перечни документов, перечни основных понятий, используемых в проекте правового акта. Абзацем является структурный элемент - часть текста правового акта, представляющая собой смысловое единство.
Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Первым считается тот абзац, с которого начинается структурный элемент, в составе которого он находится. Далее абзацами являются все строки, начинающиеся с красной строки, вне зависимости от написания с прописной или строчной буквы, или начинающиеся со знака дефис или формулы, расположенной в центре строки.
Например (здесь и далее примеры являются условными):
первый абзац:
При первичном утверждении адресной программы капитального ремонта объем субсидии (Ci) муниципальным округам на реализацию мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов определяется по формуле:
где:
второй абзац:
Si - заявленная сумма на предоставление субсидии от муниципального округа, не превышающая размер предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в деревянном исполнении, установленный приложением N 2 к настоящему Порядку;
и далее соответственно осуществляется подсчет абзацев:
S - общая сумма поданных заявок на предоставление субсидий муниципальным округам;
C - размер субсидии, выделяемой из окружного бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
4.6. Статья:
является основным структурным элементом текста приложения к проекту большого объема;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой после номера статьи и после наименования статьи;
не содержит нормативных или индивидуальных предписаний.
Статьи значительных по объему правовых актов могут объединяться в главы, которые подразделяются не менее чем на два структурных элемента.
Статьи, главы в пределах всего правового акта должны иметь сквозную нумерацию.
Статья правового акта может иметь части, образуемые пунктами.
Части в статьях должны иметь отдельную нумерацию и порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой.
5. Тексты проектов правовых актов излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля современного русского литературного языка.
При подготовке текста следует соблюдать следующие общие правила:
- использовать общепринятые, понятные словосочетания, стандартные языковые обороты, традиционно употребляемые в письменной речи и имеющие строго определенное истолкование;
- применять только общепринятые или официально установленные сокращения;
- использовать термины в прямом общеизвестном значении. Иное их понимание должно быть специально оговорено в проекте;
- не допускать, чтобы термин имел несколько значений;
- не употреблять двусмысленные и нечетко сформулированные термины, допускающие разное истолкование, образные языковые средства, вызывающие множество индивидуальных смысловых ассоциаций;
- не использовать законодательные определения (дефиниции) в случаях, если понятия созданы в процессе переосмысления общеупотребительных слов с использованием специальной лексики; понятия оформлены с помощью слов, которые вследствие частого употребления в речи вызывают множественные смысловые ассоциации; понятия по-разному трактуются юридической наукой и правоприменительной практикой;
- если названия органов, учреждений, объектов либо понятий упоминаются в проекте несколько раз, то первый раз следует давать полное наименование, а затем в скобках сформулировать сокращенный вариант (по форме: "далее - ..."), который далее будет употребляться в тексте.
Например:
Муниципальное образование муниципальный округ Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальный округ).
- если в проекте правового акта и/или приложении к нему употребляются сумма, стоимость, цена, то их написание оформляется буквенно-цифровым способом в следующей последовательности: цифровое выражение (арабские цифры), написание в скобках данной суммы прописью в именительном падеже и указание единицы измерения (копейка, рубль, тысяча рублей).
Например:
1 000 (одна тысяча) рублей;
в случае наличия в сумме копеек копейки обозначаются цифрами.
Например:
500 (пятьсот) рублей 50 копеек.
6. Проекты правовых актов должны содержать:
- точные наименования отраслевых (функциональных) органов, структурных подразделений Администрации района и организаций в соответствии с их положениями и учредительными документами, наименование должностей и фамилий должностных лиц, которым поручается исполнение задания;
- сроки исполнения заданий при необходимости;
- поручение контроля за исполнением данного правового акта при необходимости;
- указание о признании утратившими силу правовых актов либо их отдельных пунктов, если вновь принимаемый документ исключает действие ранее принятых.
7. Оформление проектов правовых актов (формат текста, размер шрифта, расположение текста на листе и т.п.) осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству Думы Тазовского района, Порядком подготовки и принятия решений Думы Тазовского района, постановлений и распоряжений председателя Думы Тазовского района.
8. Пункты, которые включают управленческие действия, носящие распорядительный характер, начинаются с глагола в неопределенной форме и дополняются обозначением объекта действия.
Например:
1. Создать рабочую группу в составе...
9. В качестве исполнителей в правовых актах указываются отраслевые (функциональные) органы, структурные подразделения Администрации района или конкретные должностные лица.
Если поручение возлагается на отраслевой (функциональный) орган или структурное подразделение Администрации района, то его наименование указывается в дательном падеже.
Например:
7. Департаменту финансов Администрации Тазовского района в течение 30 календарных дней с момента вступления в силу настоящего решения:
7.1. внести в установленном порядке соответствующие изменения в реестр муниципальных услуг;
7.2. внести в установленном порядке изменения в устав муниципального казенного учреждения "Дирекция по обслуживанию деятельности органов местного самоуправления";
7.3 осуществить организационно-штатные мероприятия, связанные с сокращением штата и численности работников.
Если поручение возлагается на конкретное должностное лицо, то указывается наименование должности и фамилия руководителя с инициалами в дательном падеже.
Например:
5. Рекомендовать главе муниципального образования муниципального округа Тазовский район Петрову В.А. разработать муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий, порядок реализации программных мероприятий и принять участие в реализации Положения.
10. В пунктах о вступлении в силу правового акта должны употребляться понятия: "вступает в силу", "распространяется на правоотношения". Пункт о порядке вступления в силу вводится в случае, если необходимо установить особый порядок вступления в силу данного правового акта.
11. Если правовой акт изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный правовой акт или его отдельные структурные элементы, то один из пунктов проекта правового акта должен содержать ссылку на отменяемый правовой акт (структурный элемент правового акта) с указанием его вида, даты, номера и наименования (без указания наименования в случае внесения изменений, отмены, дополнения в утвержденное правовым актом приложение (Порядок, Положение, государственная программа и т.д.)).
Как правило, данный пункт в проекте правового акта размещается последним либо в случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, перед пунктом о возложении контроля за его исполнением правового акта.
В случае отмены либо признания утратившим силу правового акта (структурного элемента правового акта) в тексте проекта правового акта должен быть пункт, который начинается словами: "Признать утратившим силу".
12. Проекты правовых актов могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода положения, программы, регламенты, планы, нормы, таблицы, графики, карты, схемы, изображения, образцы документов и т.д.
Проект правового акта должен иметь соответствующие пункты правового акта со ссылками на эти приложения. Ссылки в тексте на приложения к данному акту оформляются словом "приложение", символом "N" и номером приложения (при наличии более одного приложения). Наименование приложения должно быть идентичным наименованию, указанному в самом приложении. Применение различных наименований в тексте проекта правового акта и в приложении к нему не допускается.
Юридическая сила приложений и проекта правового акта, к которому они относятся, одинакова.
Например:
1. Утвердить:
1.1. Положение о Почетной грамоте Думы Тазовского района (приложение N 1);
1.2. Положение о Благодарности Думы Тазовского района (приложение N 2).
Приложение 1
Утверждено
решением Думы
Тазовского района
от 11 октября 2022 N 4-21-49
Положение
о Почетной грамоте Думы Тазовского района
13. Приложения к правовому акту являются неотъемлемой его частью.
В приложении на первом его листе в правом верхнем углу страницы пишут "Приложение" с указанием вида правового акта, его даты и регистрационного номера (нумерационный заголовок).
Например:
Приложение N 2
к решению Думы
Тазовского района
от 06 июня 2022 года N 3-12-55
Каждому приложению в составе документа присваивается уникальный номер арабскими цифрами в порядке возрастания.
Если приложение одно, то порядковый номер не указывается.
Например:
Приложение
к решению Думы
Тазовского района
от 06 июня 2022 года N 3-12-55
При наличии в тексте проекта правового акта формулировки "Утвердить" (прилагаемое Положение, состав комиссии, перечень мероприятий и т.д.) на самом приложении в правом верхнем углу располагается гриф утверждения, содержащий слово "Утвержден" ("Утверждена", "Утверждены" или "Утверждено"), согласованное в роде и числе с видом утверждаемого документа (Положение - "Утверждено", программа - "Утверждена", мероприятия - "Утверждены"), со ссылкой на утверждающий правовой акт в творительном падеже, его даты, номера.
Например:
Утверждено
решением Думы
Тазовского района
от 06 июня 2022 года N 3-12-55
В случае если приложение представляет собой форму (заявления, заявки, отчета, информации и др.), в наименовании приложения необходимо указать на это.
Например:
Приложение 1
к Положению
о Почетной грамоте Думы
Тазовского района
Председателю
Думы Тазовского района
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
к награждению Почетной грамотой Думы Тазовского района
14. В положении (правилах, инструкции и т.д.) основной текст делится на разделы, которые должны иметь названия. Разделы подразделяются на подразделы, пункты, подпункты и абзацы при их наличии. Разделы нумеруются римскими цифрами, подразделы - арабскими цифрами. Нумерация пунктов производится арабскими цифрами, подпункты могут иметь буквенную или цифровую нумерацию, а также делиться на абзацы, не имеющие обозначений.
В положении (правилах, инструкции и т.д.) раздел "Общие положения" является первым. В разделе "Общие положения" указываются основания разработки, основное назначение правового акта и сфера его распространения.
Наименования разделов, подразделов печатаются с прописной буквы по центру страницы.
Наименование разделов печатается полужирным шрифтом.
15. При наличии более чем одного приложения к приложению правового акта они нумеруются.
В тексте на самом приложении к приложению проекта правового акта в правом верхнем углу располагается слово "Приложение" с указанием наименования приложения к правовому акту без ссылки на утверждающий данное приложение правовой акт.
Например:
Приложение N 1
к Положению о
16. Употребление буквы "ё".
Имена собственные (фамилии, имена, отчества, географические названия, названия предприятий и организаций и т.д.) пишутся с употреблением буквы "ё", если ее написание подтверждено документально, например: Семёнов А.В.
В остальных случаях буква "ё" может употребляться в написании слов в соответствии с орфографическими правилами русского языка.
17. Употребление кавычек.
В проекте правового акта используются кавычки одного вида - двойные угловые кавычки ("елочки") ("елочки").
Кавычки не отделяются от заключенных в них слов.
Если кавычки заключены в кавычки, то использование кавычек другого вида, отличного от вида, указанного в абзаце втором настоящего пункта, не допускается.
Кавычки, выделяющие какое-либо слово или несколько слов, перед внешними закрывающими кавычками не указываются, то есть не допускается последовательность из нескольких подряд идущих кавычек.
II. Порядок употребления ссылок
18. Ссылки в пунктах на другие пункты, а также на ранее принятые нормативные правовые акты разрешается применять только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
19. Ссылка осуществляется только на действующее законодательство, договоры, соглашения и иные документы. Ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты и проекты правовых актов не допустимы.
При этом указываются следующие реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, дата подписания, регистрационный номер и наименование. В случае ссылки на приложение (Порядок, Положение, государственная программа и т.д.), утвержденное правовым актом, наименование правового акта не указывается.
20. При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании в скобках указывается его сокращенное наименование, которое будет использовано в дальнейшем.
21. При ссылке не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурный элемент сначала указывается этот конкретный элемент (начиная с наименьшего).
При введении в рамках правового акта ссылок на его структурные элементы применяется ссылка на правовой акт, утвержденное правовым актом приложение, приложение к правовому акту, пункт.
Например:
согласно пункту 4 настоящего постановления;
в соответствии с пунктом 8 настоящего Административного регламента;
предусмотренного пунктом 3 настоящего Порядка;
указанного в абзаце втором настоящего пункта.
22. Ссылки на правовые акты о внесении изменений в действующие правовые акты, а также на правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные элементы не допускаются. Ссылки на конкретные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные элементы не допускаются.
III. Оформление табличных приложений к проектам правовых актов
23. Таблица - форма представления текста, в котором характеризуются несколько объектов по ряду признаков. Табличные тексты применяются в отчетно-статистических, бухгалтерских, банковских, организационно-распорядительных документах (структура и штатная численность, штатное расписание, план работы, перечень и т.п.).
24. При оформлении табличных приложений в правом верхнем углу размещается нумерационный заголовок.
Например:
Приложение N 1
к решению Думы
Тазовского района
от 22 января 2022 г. N 5-2-6
или
Приложение
к Порядку формирования
и утверждения..............
Далее размещается наименование таблицы, что является тематическим заголовком.
Например:
Перечень
имущества, передаваемого.....
В таблице обязательными являются заголовки граф.
Например:
N п/п |
Наименование объекта |
Единица измерения |
Количество - всего |
В том числе |
|
|
|
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
В конце заголовка графы точка не ставится, даже если предложение не закончено (поставляется за счет; в том числе). Сокращение слов в заголовке граф не допускается.
Заголовки граф следует писать в единственном числе.
Например: наименование мероприятия, единица измерения, срок исполнения, форма документа.
25. Таблицы имеют два уровня членения текста: вертикальный - графы и горизонтальный - строки. Обобщенные наименования признаков в таблице составляют заголовок и подзаголовки граф, а наименования объектов - заголовок и подзаголовки строк таблицы.
Графа в таблице является основным структурным элементом.
26. Графы таблиц должны иметь наименование и нумерацию. В случае размещения таблицы на нескольких страницах номера граф печатаются на каждой странице.
27. Заголовки граф пишутся с прописных букв, а подзаголовки - со строчных, если они составляют одно целое с заголовком, т.е. поясняют его. Если подзаголовок имеет самостоятельное значение, то он пишется с прописной буквы. Точки в заголовках и подзаголовках строк не проставляются.
Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы выражаются именем существительным в именительном падеже единственного числа. В заголовках и подзаголовках строк и граф употребляются только общепринятые или официально установленные сокращения.
28. В одноярусной таблице все заголовки граф пишутся с прописной буквы.
Например:
Таблица 1
N п/п |
Наименование продукции |
Единица измерения |
2022 год - всего |
В том числе первое полугодие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
В двух и многоярусной таблице заголовки верхнего яруса графы пишутся с прописной буквы, а заголовки второго, третьего и т.д. ярусов пишутся со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовку верхнего яруса графы.
Например:
Таблица 2
N |
Наименование завода |
Объем капитальных вложений (млн. руб.) |
Генеральный подрядчик |
|||
2022 год - всего |
в том числе объем строительно-монтажных работ |
2023 год - всего |
в том числе объем строительно-монтажных работ |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
|
|
|
|
|
|
Заголовки второго, третьего и т.д. ярусов графы пишутся с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку графы.
Например:
Таблица 3
N |
Наименование автоматических регуляторов |
Исполнитель и сроки выполнения работ |
|
Разработка технической документации |
Производство первой промышленной серии |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
|
|
|
29. В таблице во всех строках графы 1 или графы 2 при наличии графы "N
п/п" текст пишется с прописной буквы. Во всех остальных графах текст излагается со строчной буквы, за исключением собственных наименований.
Знаки препинания ставятся только внутри предложения. В строке таблицы после слов "Итого", "Всего" двоеточие не ставится.
Цифровые величины при перечислении (если есть дробные числа) разделяются точкой с запятой (1,2; 5,1; 6,3).
В заголовке графы таблицы, предусматривающей указание на единицы измерения, наименование единиц измерения следует писать в родительном падеже множественного числа, в скобках.
Например:
Таблица 4
N |
Наименование оборудования |
Количество (штук) |
Завод-изготовитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Установки для мойки крупы, подлежащей переработке, - всего, |
4 |
завод "Металлист" |
в том числе производительностью 2 т/ч |
2 |
||
2. |
Установки для дробления крупы |
12 |
завод "Заря" |
|
Итого |
16 |
|
30. В таблице ссылка на сноску может быть обозначена звездочкой или цифрой. Сноски могут быть даны как на каждой странице, где есть ссылки на сноску, так и в конце таблицы. После знака сноски текст сноски начинается с прописной буквы. В конце текста сноски ставится точка.
Примечание дается в конце приложения. Если есть сноски, то примечания даются перед сносками.
Например:
Таблица 5
N п/п |
Наименование |
2021 год |
2022 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Снегоходы - всего, из них "Буран"
"YAMAHA" |
20
15
5 |
30 <*>
19
11 |
Примечания.
1. Объем поставок при необходимости может быть уточнен заводом - изготовителем.
2. Срок поставки может быть уточнен.
_____________________________
<*> Возможны уточнения.
31. Числа, одно-, двух или многострочные текстовые элементы в графах ровняются по первой (верхней) строке таблицы.
Например:
Таблица 6
N п/п |
Наименование |
2015 год |
2016 год |
Завод-изготовитель |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Снегоход
Вездеход |
4
2 |
4
2 |
|
IV. Внесение изменений в ранее принятые правовые акты
32. Внесение изменений в правовой акт осуществляется путем принятия правового акта того же вида, если иное не установлено федеральным законодательством, законодательством автономного округа и (или) муниципальными нормативными правовыми актами Тазовского района.
Изменения вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
Нормы абзаца второго настоящего пункта не распространяются на изменения, вносимые в положения изменяющего правового акта, не являющиеся изменениями, вносимыми в основной правовой акт.
33. Внесение изменений предполагает:
- замену цифр, слов, предложений, структурного элемента;
- дополнение цифрами, словами, предложениями;
- исключение цифр, слов, предложений;
- изложение структурного элемента в новой редакции;
- дополнение новым структурным элементом;
- признание структурного элемента утратившим силу;
- включение в состав либо исключение из состава какого-либо коллегиального органа;
- изменение наименования правового акта и (или) приложения к правовому акту.
Внесение изменений, предусмотренных абзацем девятым настоящего пункта, возможно в случае, если не затрагивается концепция правового акта, а изменения направлены на приведение в соответствие с действующим законодательством и устранение допущенных технических ошибок, опечаток, не являющихся юридически значимыми фактами и не влекущих правовых последствий.
34. Независимо от конкретного содержания проекта правового акта, т.е. независимо от того, имеются ли в тексте проекта правового акта замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая редакция структурного элемента правового акта, дополнение структурного элемента правового акта новыми словами, цифрами или предложениями либо дополнение структурных элементов в правовой акт, наименование правового акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе ("О внесении изменения..." или "О внесении изменений...").
35. В зависимости от конкретных вносимых изменений наименование проекта правового акта излагается в соответствующей редакции:
35.1. В случае внесения изменений в правовой акт или в правовой акт и приложение (приложения) к нему наименование проекта правового акта должно содержать наименование вида правового акта, дату и номер правового акта (без указания его наименования), в который вносятся изменения.
Например:
О внесении изменений в решение Думы Тазовского района от 20 октября 2022 года N 15-2-35
при внесении изменений непосредственно в правовой акт должны указываться структурные элементы, в которые вносятся изменения, без применения формулировки "В постановлении". При этом наименование самих изменений проекта правового акта о внесении изменений должно содержать только реквизиты правового акта, в который вносятся изменения.
Например:
Изменения,
которые вносятся в постановление председателя Думы Тазовского района от 26 апреля 2018 года N 3
1. В пункте 1 слово "учреждение" заменить словом "организация".
2. Пункт 8 изложить в следующей редакции:
"8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника отдела по обеспечению деятельности Думы Тазовского района Администрации Тазовского района.".
35.2. при внесении изменений в приложение к правовому акту либо утвержденное правовым актом приложение наименование проекта правового акта должно содержать точное наименование приложения, в которое вносятся изменения.
Например:
О внесении изменений в Инструкцию по делопроизводству Думы Тазовского района
35.3 при внесении изменений в один структурный элемент правового акта, приложения к правовому акту или в приложение (я) к приложению правового акта наименование проекта правового акта следует конкретизировать.
Например:
О внесении изменения в пункт 1 решения Думы Тазовского района от 20 октября 2010 года N 15-2-36
О внесении изменений в пункт 2 Положения о Почетной грамоте Думы Тазовского района
О внесении изменений в приложение Приложение 3 к Положению о Почетной грамоте Думы Тазовского района
При этом в случае если изменения вносятся в абзац, таблицу, подпункт либо позицию, в наименовании проекта правового акта необходимо указывать основной структурный элемент правового акта - пункт.
В исключительных случаях при отсутствии основного структурного элемента правового акта наименование проекта правового акта должно содержать указание на наибольший по объему структурный элемент правового акта.
35.4. при внесении изменений в два и более приложения к правовому акту наименование проекта правового акта должно начинаться со слов "О внесении изменений в приложения N N...", т.е. с указанием порядковых номеров приложений к правовому акту, в которые вносятся изменения.
При этом в случае внесения изменений в приложения к правовому акту, которые непосредственно утверждены данным правовым актом, наименование правового акта должно в обязательном порядке содержать указание на утверждение.
Например:
О внесении изменений в приложения N N 2, 5, 7, утвержденные решением Думы Тазовского района от 04 февраля 2022 года N 15-2-36
В исключительных случаях, когда не все имеющиеся приложения к правовому акту утверждены данным правовым актом, а только являются его приложениями, наименование правового акта должно начинаться со слов "О внесении изменений в приложения N N 1, 2, 3 к решению....".
Например:
О внесении изменений в приложения N N 2, 3, 5, 6, 8 к решению Думы Тазовского района от 04 февраля 2022 года N 12-5-36
35.5. при внесении изменений в два и более правовых акта наименование проекта правового акта должно начинаться со слов "О внесении изменений в некоторые...".
Например:
О внесении изменений в некоторые постановления председателя Думы Тазовского района
При этом в случае внесения изменений в некоторые правовые акты, регламентирующие одни и те же правоотношения, наименование проекта необходимо конкретизировать.
Например:
О внесении изменений в некоторые решения Думы Тазовского района по жилищным вопросам
36. В правовом акте, предусматривающем внесение изменения (й) в правовой акт либо признание утратившим силу правового акта, пункт о возложении контроля за его исполнением не указывается.
36.1. При необходимости внесения изменения (й) в правовой акт или структурный элемент правового акта, действие которого приостановлено, внесение изменений оформляется в соответствии с настоящими Правилами. Пункт о порядке вступлении в силу правового акта оформляется в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил.
36.2. При внесении изменений в утвержденное правовым актом приложение (Порядок, Положение, инструкция и т.д.), формулируя пункт об утверждении изменений, следует указывать только реквизиты правового акта, без указания его наименования.
Например:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Порядок предоставления субсидий ................., утвержденный решением Думы Тазовского района от 08 апреля 2021 года N 15-2-36.
36.3. В случае одновременного внесения изменений в несколько приложений, утвержденных одним правовым актом, при необходимости внесения изменений в приложение к утвержденному правовым актом приложению (Положению, Порядку, Правилам) необходимо указывать наименование утвержденного приложения. В ином случае наименование утвержденного правовым актом приложения не указывается.
Например:
1. В приложении N 1 "Положение о Почетной грамоте Думы Тазовского района":
1.1. в пункте 1 слово "сведения" заменить словом "информация";
1.2. приложение N 1 к Положению изложить в следующей редакции:...
2. В приложении N 2:
2.1. ...
37. В зависимости от вносимых изменений текст проекта правового акта имеет соответствующую структурную форму:
37.1. изменения оформляются в тексте правового акта в случае, если в правовой акт или в правовой акт и (или) приложение к нему вносятся одно или два изменения, если текстовый объем правового акта (с учетом реквизитов используемого бланка для оформления правового акта, наличия места для подписи должностного лица, подписывающего документ, а также соблюдения размеров полей и шрифта, установленных Инструкцией по делопроизводству) не превышает одного листа формата A4;
37.2. изменения оформляются в тексте правового акта в случае, если в правовой акт или в правовой акт и (или) приложение к нему вносятся три изменения, при этом текстовой объем проекта правового акта (с учетом реквизитов используемого бланка для оформления правового акта, наличия места для подписи должностного лица, подписывающего документ, а также соблюдения размеров полей и шрифта, установленных Инструкцией по делопроизводству) не превышает одного листа формата A4;
37.3. изменения оформляются приложением к правовому акту в случае, если в правовой акт и (или) приложение к нему вносятся:
а) более двух изменений, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 37.2 настоящих Правил;
б) три изменения, но объем проекта правового акта превышает формат A-4;
в) изменения, оформляемые в виде таблицы;
г) одно изменение, вносимое в отдельный структурный элемент правового акта (например: раздел), текстовой объем которого превышает формат A-4.
38. Если в правовой акт вносится только одно изменение, то его нумерация не производится.
39. Недопустимо изменять нумерацию пунктов, буквенное или цифровое обозначение подпунктов правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных элементов правового акта.
Дополняемым структурным элементам, которые включаются в текст правового акта до последнего структурного элемента того же вида, присваиваются порядковые номера предшествующих им структурных элементов того же вида с помещением над указанными номерами дополнительных порядковых номеров, начиная с первого, либо добавлением к указанным номерам через дефис дополнительных порядковых номеров, начиная с первого.
Например:
5 1, 8-1.
или
Решение Думы Тазовского района от 04 февраля 2022 года N 12-5-36 дополнить пунктом 2-1 следующего содержания:
"2-1...."
или
пункт 16 дополнить подпунктом г-1 следующего содержания:
"г-1) ..."
Дополняемым структурным элементам, которые включаются в текст правового акта после последнего структурного элемента того же вида, присваиваются номера, следующие за номером последнего.
40. При необходимости дополнить правовой акт приложением между уже имеющимися приложениями необходимо руководствоваться пунктом 39 настоящих Правил.
Например:
1. Дополнить приложением N 31 следующего содержания:
или
2. Дополнить приложением N 1-1 следующего содержания:
41. При внесении изменений в структурные элементы правового акта либо признании их утратившими юридическую силу изменение внутренней нумерации в правовом акте недопустимо. При внесении изменений в структурные элементы правового акта подсчет ведется с учетом признанных утратившими юридическую силу структурных элементов данного правового акта.
42. При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения и признаются утратившими силу.
Например:
1. Внести в решение Думы Тазовского района от 04 февраля 2022 года N 12-5-36 следующие изменения:
1.1. в пункте 1 слова "......." заменить словами "........";
1.2. пункт 8 признать утратившим силу;
1.3. подпункт 9.2 пункта 9 изложить в следующей редакции:
"9.2 ...".
При этом в случае признания утратившим силу одного из структурных элементов правового акта, перечисленных в пункте 4 настоящих Правил, наименование правового акта должно начинаться со слов "О признании утратившим силу...".
Например:
О признании утратившим силу пункта 2.6. Положения о Департаменте финансов Администрации Тазовского района
43. Внесение изменений в обобщенной форме в проект правового акта, в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту", запрещается.
Каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретного структурного элемента, за исключением изменений, связанных с изложением в новой редакции нескольких подряд идущих структурных элементов одного вида.
Например:
1.1. абзацы третий - шестой пункта 5 изложить в следующей редакции:
"...";
1.2. пункты 10 - 13 изложить в следующей редакции:
"10....".
Признание утратившими силу нескольких последовательно расположенных структурных элементов одного вида в случаях, когда не предусматривается внесение иных изменений в расположенные между ними структурные элементы, следует формулировать следующим образом:
1.1. пункт 2 признать утратившим силу;
1.2. в пункте 6 слова "..." заменить словами "...";
1.3. пункты 7 - 11, 18, 22 признать утратившими силу.
Дополнение несколькими последовательно расположенными структурными элементами одного вида следует формулировать следующим образом:
1. дополнить пунктами 3 - 7 следующего содержания:
"3....".
44. Если в пункте правового акта, состоящем из одного или нескольких абзацев, необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в этот структурный элемент не вносятся, то заменяемые слова указываются в именительном падеже единственного числа с указанием на то, что они заменяются словами в соответствующих падежах и числе.
Например:
В пункте 1 решения Думы Тазовского района от 14 августа 2008 года N 5-9-16 "О мерах по ........." слова "Счетная палата муниципального образования Тазовский район" в соответствующем падеже заменить словами "Контрольно-счетная палата Тазовского района" в соответствующем падеже.
45. Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретного структурного элемента, в который вносятся изменения.
Например:
1. Пункт 1 дополнить предложением следующего содержания: "...".
2. Подпункт 1 пункта 2 дополнить словами "...".
3. Пункт 3 признать утратившим силу.
или
1. В пункте 1 "...".
2. В пункте 2 "...".
3. В пункте 3 "..." и т.д.
46. При внесении изменений в правовой акт сначала указывается, какой структурный элемент изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в правовой акт следует оформлять начиная с наименьшего структурного элемента, за исключением изменений, вносимых в один пункт (строку) нескольких граф таблицы (при внесении таких изменений в таблицу изменения вносятся последовательно относительно пунктов, а не граф). Наименование структурного элемента указывается полностью (без сокращения).
Например:
абзац второй подпункта 1.3 пункта 1 дополнить предложением следующего содержания: "..."
или
в подпункте "в" пункта 2 слова "..." заменить словами "...".
В таблицу изменения вносятся следующим образом:
при внесении изменений в пункты (вносимые изменения должны быть изложены последовательно относительн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.