Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Анализ текущего состояния осуществления вида контроля, описание текущего развития профилактической деятельности ГЖИ, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики
1.1. ГЖИ является органом исполнительной власти Брянской области, осуществляющим контрольно-надзорные полномочия при осуществлении государственного жилищного надзора в соответствии с Федеральным законом N 248-ФЗ, Жилищным кодексом Российской Федерации, указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 г. N 83 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Брянской области".
Контролируемыми лицами являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Объектами лицензионного контроля являются деятельность, действия (бездействие) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Плановые контрольные (надзорные) мероприятия на 2022 год не утверждались.
1.2. Нарушения, выявленные в соответствии со статьями КоАП РФ, за 2020 - 2022 годы:
Наименование сведений |
2020 |
2021 |
2022 |
Количество проведенных плановых проверок |
0 |
0 |
0 |
Количество проведенных внеплановых проверок |
138 |
638 |
|
Мероприятия, проводимые ГЖИ в соответствии со статьями КоАП Российской Федерации |
ст. 19.4.1 КоАП РФ ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ ч. 3 ст. 9.23 КоАП РФ ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ ч. 24.1 ст. 19.5 КоАП РФ ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ ст. 20.6.1 КоАП РФ ст. 19.7 КоАП РФ 4.1 ст. 7.21 КоАП РФ 4.2 ст. 7.21 КоАП РФ ст. 7.22 КоАП РФ ст. 7.23 КоАП РФ ст. 7.23.1 КоАП РФ ст. 7.23.3 КоАП РФ ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ ст. 14.1.3 КоАП РФ ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ |
ст. 19.4.1 КоАП РФ ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ ст. 19.4 ч. 1 КоАП РФ ст. 19.7 КоАП РФ ст. 7.22 КоАП РФ ст. 7.23 КоАП РФ ч. 1 ст. 13.19.2 КоАП РФ ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ |
ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ ст. 19.7 КоАП РФ ст. 7.22 КоАП РФ ст. 7.23 КоАП РФ ч. 2 ст. 13.19.2 КоАП РФ ст. 14.1.3 КоАП РФ |
Информация по административным взысканиям
Наименование сведений |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Штрафы в рамках проведения плановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
взысканные, тыс. руб. |
0 |
0 |
0 |
|
Штрафы в рамках проведения внеплановых проверок |
наложенные, тыс. руб. |
2879 |
800 |
775 |
взысканные, тыс. руб. |
439,5 |
847 |
743 |
Основные статистические показатели результатов контрольно-надзорной деятельности:
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Количество поступивших обращений |
9154 |
3680 |
4649 |
Количество проведенных проверок |
138 |
638 |
151 |
Количество выявленных нарушений |
247 |
1808 |
530 |
Количество выданных предписаний |
95 |
297 |
82 |
Количество исполненных предписаний |
90 |
247 |
82 |
Доля неисполненных предписаний, % |
5,2 |
0 |
0 |
Количество постановлений об административном правонарушении |
112 |
93 |
162 |
ГЖИ проводит работу по пресечению нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, а именно направляет предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований:
|
2020 год |
2021 год |
2022 год |
Количество выданных предостережений |
206 |
307 |
421 |
1.3. Программа профилактики направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц.
В рамках осуществления информационно-методической работы, направленной на предотвращение нарушений обязательных требований жилищного законодательства, повышение правовой грамотности граждан и юридических лиц сотрудниками ГЖИ принято участие в учебно-методических семинарах, круглых столах, выступлениях. Проведены выездные мероприятия в муниципальных районах.
Кроме того, на официальном сайте ГЖИ (www.gzhi32.ru) на постоянное основе размещаются новостные сообщения. В разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены:
программа профилактики;
перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного жилищного надзора, а также информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований;
обобщение правоприменительной практики осуществления лицензионного контроля, с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований.
Для оценки эффективности достижения поставленных целей и результатов профилактики нарушений обязательных требований программой профилактики на 2022 год приказом ГЖИ от 20.12.2021 N 94 установлены целевые показатели результативности и эффективности программы профилактики, включающие следующие показатели:
N п/п |
Показатель |
Результат |
1 |
Соотношение количества профилактических мероприятий к количеству проведённых контрольных (надзорных) мероприятий |
278% |
2 |
Доля контролируемых лиц, охваченная профилактическими визитами |
0 |
3 |
Соотношение количества контролируемых лиц, которым были объявлены предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, к общему количеству контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия |
100% |
4 |
Соотношение профилактических визитов в отношении объектов контролируемых лиц с количеством проведённых выездных обследований указанных объектов контролируемых лиц |
0 |
5 |
Соотношение количества документарных и выездных проверок к общему количеству контрольных (надзорных мероприятий) |
100% (43 выездных и 108 документарных проверок) |
6 |
Соотношение количества инспекционных визитов к общему количеству контрольных (надзорных мероприятий) |
0 |
7 |
Соотношение количества проведённых рейдовых осмотров к общему количеству контрольных (надзорных мероприятий) |
0 |
8 |
Соотношение количества мероприятий по наблюдению за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности) к общему количеству проведённых контрольных (надзорных) мероприятий |
0 |
9 |
Доля актуальных сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 N 248- ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", размещённых на официальном сайте в сети "Интернет" органа государственного жилищного надзора |
100% |
10 |
Доля отменённых результатов контрольных (надзорных) мероприятий в общем количестве оспоренных результатов контрольных (надзорных) мероприятий |
0 |
Таким образом, ГЖИ проведены мероприятия, предусмотренные программой профилактики на 2022 г., что способствовало повышению информированности контролируемых лиц о действующих обязательных требованиях и снижению рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
В соответствии со статьёй 47 Федерального закона N 248-ФЗ на ежегодной основе на официальном сайте ГЖИ размещается обзор результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в подконтрольной сфере.
Программа направлена на повышение эффективности предупреждения нарушений обязательных требований и повышение правовой грамотности контролируемых лиц.
Наиболее значимыми рисками в деятельности контролируемых лиц являются несоблюдение обязательных требований предусмотренных:
а) пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
д) частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Наиболее частыми нарушениями, допускаемыми лицензиатами при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, являются нарушения лицензионных требований в части ненадлежащего содержания общего имущества. Указанные нарушения составляют более половины выявленных нарушений и проявляются в:
- затоплении подвала многоквартирного дома, вызванном ненадлежащим содержанием инженерных систем;
- протечках крыш, связанных с износом или повреждением кровельного покрытия, износом теплоизоляционного слоя;
- захламлении чердачных и подвальных помещений строительным или бытовым мусором;
- неудовлетворительном состоянии наружных стен, межпанельных швов, наличии трещин;
- ненадлежащей работе вентиляции.
В целях недопущения нарушений обязательных требований рекомендуется:
1) на постоянной основе осуществлять систематические наблюдения и периодические технические осмотры общего имущества, обеспечивающие своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
2) своевременно и в необходимом объеме проводить текущий ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации общего имущества;
3) в целях исключения протечек крыш в зимний период своевременно осуществлять очистку крыш от снега и сосулек;
4) в целях недопущения захламления чердачных и подвальных помещений обеспечить ограничение доступа посторонних лиц, а также проведение разъяснительной работы с собственниками помещений;
5) в целях недопущения затопления подвалов обеспечивать взаимодействие с ресурсоснабжающей организацией для организации и проведения мероприятий по прочистке внутридворовой канализации;
6) в целях обеспечения надлежащей работы вентиляции необходимо своевременно производить прочистку систем, периодически проводить измерения с составлением протоколов.
Достаточно часто встречающимся нарушением лицензионных требований является нарушение требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Введение лицензионного требования к раскрытию управляющими организациями информации способствовало повышению информационной открытости сферы управления многоквартирными домами.
Наиболее частыми нарушениями обязательных требований являются:
1) несоблюдение сроков предоставления информации по запросу;
2) не размещение отчетов об исполнении управляющей организацией договора управления.
В целях предотвращения указанных нарушений и уменьшения количества обращений по указанным вопросам рекомендуется:
1) в полном объеме и в установленные сроки размещать предусмотренную законодательством информацию в сети "Интернет", на информационных досках в помещении управляющей организации, предоставлять информацию на основании запросов потребителей;
2) проводить информационно-разъяснительную работу с собственниками помещений и советами домов по вопросам управления многоквартирными домами, а также о порядке размещения информации.
Часто встречающимися являются нарушения лицензионных требований, в виде некачественного предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений.
Указанные нарушения выражаются в:
1) низкой температуре горячей воды в точке водоразбора у потребителей;
2) низкой температуре воздуха в жилых помещениях в отопительный период.
В целях предотвращения указанных нарушений, а также уменьшения количества жалоб граждан по указанным вопросам рекомендуется:
1) организовывать своевременную подготовку внутридомовых инженерных систем отопления и горячего водоснабжения, в том числе подготовку и оформление документации, обеспечивающей ввод в эксплуатацию инженерных сетей и оборудования (акт гидравлических испытаний и т.п.);
2) организовать своевременную наладку и ремонт инженерных систем и оборудования;
3) проводить разъяснительную работу с собственниками помещений и советами домов по вопросу обеспечения собственниками и нанимателями теплового контроля внутри жилых помещений (ремонт окон, замена уплотняющих прокладок в оконных проемах и т.п.);
4) осуществлять ежедневый# контроль за параметрами теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительно принимать меры к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения, а также герметичности систем.
Достаточно частыми нарушениями, допускаемыми лицензиатами, являются нарушения лицензионных требований в части нарушения порядка расчета платы за жилищно-коммунальные услуги.
Указанные нарушения выражаются в:
1) расчете платы за жилищные услуги в размере, превышающем размер, утвержденный общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме;
2) неправильном начислении платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества.
В целях предотвращения указанных нарушений, а также уменьшения количества жалоб граждан по указанным вопросам рекомендуется:
1) при начислении размера платы за жилищные услуги руководствоваться решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
2) своевременно и в полном объеме размещать предусмотренную законодательством информацию о многоквартирном доме, о выполненных работах и оказанных услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации;
3) проводить актуализацию технической документации на дом, в том числе с целью уточнения общей площади дома, жилых и нежилых помещений, а также помещений, входящих в состав общего имущества;
4) проводить разъяснительную работу с собственниками помещений и советами домов по вопросам начисления платы за жилищные услуги, доводить до их сведения предложения об увеличении размера платы с обоснованием такого увеличения, отчетной документации и иной информации, связанной с оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту дома.
В целях предотвращение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям, предупреждения нарушений обязательных требований проведены профилактические мероприятия, предусмотренные планом-графиком, установленным Программой на 2022 год.
Оценка эффективности реализации программы профилактики ГЖИ на 2022 г. составила 40%.
Кроме того, на официальном сайте ГЖИ в разделе "Контрольно-надзорная деятельность" размещены:
1) приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 декабря 2020 г. N 912/пр "Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами";
2) доклад по результатам обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности ГЖИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.