Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утвержден
постановлением Администрации
Шурышкарского района
от 23 марта 2023 года N 292-а
Кодекс
этики и служебного поведения муниципальных служащих Администрации Шурышкарского района
I. Общие положения
1.1. Настоящий Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Администрации Шурышкарского района (далее - Кодекс, муниципальные служащие) представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться муниципальным служащим, независимо от замещаемой должности муниципальной службы.
1.2. Настоящий Кодекс разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Законами Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 N 67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе", от 30 октября 2017 года N 72-ЗАО "О противодействии коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и муниципального округа Шурышкарский район, а также основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
1.3. Целью настоящего Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета муниципальных служащих, доверия граждан к органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения муниципальных служащих.
Кодекс призван повысить эффективность выполнения муниципальными служащими своих должностных обязанностей.
1.4. Кодекс:
а) служит основой для формирования должной морали в сфере муниципальной службы, уважительного отношения к муниципальной службе в общественном сознании;
б) выступает как институт общественного сознания и нравственности муниципальных служащих, их самоконтроля.
в) содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регулирующие служебное поведение муниципальных служащих;
г) определяет профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения муниципального служащего.
1.5. Гражданин Российской Федерации (далее - гражданин, граждане), поступающий на муниципальную службу, знакомится с положениями настоящего Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.
1.6. Каждый муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин вправе ожидать от муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
1.7. Знание и соблюдение муниципальным служащим положений настоящего Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.
II. Основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться муниципальным служащим
Основные принципы служебного поведения муниципальных служащих
2.1. Основные принципы служебного поведения муниципальных служащих являются основой их поведения в связи с прохождением муниципальной службы.
2.2. Основными принципами служебного поведения муниципальных служащих являются:
а) принцип патриотизма;
б) принцип справедливости;
в) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
г) принцип законности;
д) принцип объективности;
е) принцип компетентности и профессионализма;
ж) принцип субординации;
з) принцип политической нейтральности;
и) принцип нейтральности и беспристрастности;
к) принцип прозрачности и открытости деятельности.
2.3. В целях обеспечения реализации основных принципов служебного поведения муниципальный служащий, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы органов местного самоуправления;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления, муниципальных служащих;
в) при исполнении должностных обязанностей действовать в интересах органов местного самоуправления и отстаивать их интересы, утверждая базовые общественные ценности;
г) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий органа местного самоуправления;
д) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
е) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением муниципальной службы;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, других общественных и религиозных и иных организаций;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность, вежливость, доброжелательность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) соблюдать субординацию в отношениях с другими муниципальными служащими;
м) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
н) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа местного самоуправления;
о) принимать предусмотренные федеральным законодательством, законодательством автономного округа и законодательством органа местного самоуправления меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
п) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
р) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности муниципального служащего, от комментариев в средствах массовой информации, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", способных нанести ущерб репутации муниципального служащего или авторитету государственного органа, органа местного самоуправления, а также проявлять сдержанное и корректное отношение к публичной критике в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, их руководителей;
с) соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила публичных выступлений и представления служебной информации;
т) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
у) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров муниципальных заимствований, муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;
ф) исполнять должностные обязанности, проявляя инициативу, творчество и принципиальность, эффективно использовать служебное время.
Соблюдение законности
2.4. Муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (основной закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, законы Ямало-Ненецкого автономного округа, иные нормативные правовые акты Ямало-Ненецкого автономного округа, Устав муниципального округа Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
2.5. Муниципальный служащий в своей деятельности не должен допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов, исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.
Принцип законности своей деятельности, своего служебного и внеслужебного поведения должен быть нравственной нормой муниципального служащего.
2.6. Муниципальный служащий обязан противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления о противодействии коррупции.
Требования к антикоррупционному поведению муниципальных служащих
2.7. Муниципальный служащий при исполнении им должностных обязанностей не должен допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
При назначении на должность муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей муниципальный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей.
2.8. Муниципальный служащий обязан представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
2.9. Муниципальный служащий обязан воздерживаться от поведения (высказываний, жестов, действий), которое может быть воспринято окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки.
2.10. Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью муниципального служащего.
2.11. Муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Подарки, полученные муниципальным служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно муниципальной собственностью и передаются муниципальным служащим по акту в орган местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
Обращение со служебной информацией
2.12. Муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа и нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
2.13. Муниципальный служащий обязан принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Этика поведения муниципальных служащих, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим
2.14. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в органе местного самоуправления либо его подразделении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
2.15. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, призван:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных организаций;
г) быть преданным этическим принципам и нормам профессиональной деятельности;
д) демонстрировать подчиненным и гражданам образцовое этическое поведение.
2.16. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
2.17. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, несет ответственность в соответствии с федеральным законодательством за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер по недопущению таких действий или бездействий.
2.18. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, должен быть справедливым в оценке работы подчиненных, применять соответствующее моральное и материальное стимулирование муниципальных служащих.
2.19. Муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим муниципальным служащим, при возникновении ситуации, требующей негативной оценки деятельности муниципального служащего, должен высказывать критику в корректной форме, без унижения чести и достоинства человека и в присутствии самого муниципального служащего.
Этика поведения муниципальных служащих в коллективе
2.20. Муниципальные служащие обязаны поддерживать благоприятный морально-психологический климат в коллективе, выражающийся в позитивном эмоционально-нравственном состоянии, высоком моральном духе сотрудников, их отношении к нравственным ценностям и степени мотивационной готовности к выполнению служебных задач.
2.21. Благоприятный морально-психологический климат в служебном коллективе характеризуется:
- правильным пониманием сотрудниками целей деятельности органа местного самоуправления и своего структурного подразделения;
- способностью и готовностью совместными усилиями добиваться выполнения поставленных задач;
- степенью комфортности службы, социального самочувствия коллектива;
- уровнем развития взаимоотношений, основанных на честности и принципиальности в сочетании с взаимопомощью и уважением;
- позитивными служебными традициями, сплачивающими коллектив.
2.22. Для муниципального служащего недопустимы действия, способные причинить вред морально-психологическому климату в коллективе, включая:
- обсуждение приказов, решений и действий вышестоящих руководителей, реализуемых в пределах их полномочий;
- распространение слухов, сплетен и другой неправомерной информации сомнительного характера;
- предвзятое и необъективное отношение к коллегам.
III. Рекомендательные этические правила служебного поведения муниципальных служащих
Служебное поведение
3.1. В служебном поведении муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
3.2. В служебном поведении муниципальный служащий воздерживается от:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;
г) курения на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, указанных в части 1 статьи 12 Федерального закона от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотиносодержащей продукции";
д) использования наркотических, наркосодержащих психотропных веществ и препаратов, за исключением случаев официального медицинского назначения;
е) употребления напитков, содержащих алкоголь, накануне и во время исполнения служебных обязанностей.
3.4. Муниципальный служащий призван способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
Муниципальный служащий должен быть вежливым, доброжелательным, корректным, внимательным и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.
Внешний вид муниципального служащего
3.5. Внешний вид муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
3.6. Муниципальному служащему стоит придерживаться здорового образа жизни.
3.7. Муниципальным служащим рекомендовано носить одежду в общепринятом деловом стиле.
IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса
Ответственность муниципального служащего за нарушение Кодекса
4.1. Нарушение муниципальным служащим положений настоящего Кодекса рассматривается в установленном органом местного самоуправления порядке на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих Администрации Шурышкарского района и урегулированию конфликта интересов.
4.2. Соблюдение муниципальным служащим положений настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестации муниципального служащего, при принятии конкурсной комиссией решения о включении муниципального служащего в кадровый резерв Администрации Шурышкарского района для замещения вакантной должности муниципальной службы в порядке должностного роста.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2023 г. N 292-а "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.