Определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2023 г. N 306-ЭС23-2382 по делу N А57-4101/2022
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Саратовской области на решение Арбитражного суда Саратовской области от 12.07.2022, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.10.2022 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.12.2022 по делу N А57-4101/2022,
установил:
доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие оснований, предусмотренных статьями 291 6, 291 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
Признавая предписание Государственной жилищной инспекции Саратовской области от 26.01.2022 N 28-06-05 недействительным, суды исходили из того, что изложенное в нем требование не основано на законе, который в качестве приоритетного признает способ расчета платы за потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме коммунальные ресурсы, учитывающий фактический объем потребления, определяемый по показаниям общедомового прибора учета.
Суды правильно учли, что в соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей с 10.08.2017, право собственников жилых помещений на принятие решения об определении размера расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, не ставится в зависимость от соблюдения либо превышения минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ. Собственники помещений в многоквартирном доме N 6 по ул. Тельмана в г. Энгельс, такое право реализовали, приняв на общем собрании решение об определении расходов на оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного прибора учета (пункт 5 протокола от 12.12.2020 N 6/2020).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "частью 9.2 статьи 156"
Размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, оборудованном коллективными (общедомовыми) приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила), с применением формул 10, 11-12(2) приложения N 2 к Правилам. Для целей расчета расходов на оплату электрической энергии подлежит применению формула 12, согласно которой учитывается объем коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса.
Ранее действовавшая редакция пункта 44 Правил предусматривала, что распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2020 N 950 указанный абзац утратил силу.
Ввиду произошедшего изменения законодательства изложенная в кассационной жалобе Государственной жилищной инспекции Саратовской области ссылка на пункт 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, не может быть поддержана. Данный пункт в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, не учитывал установленные к тому времени применительно к наличию или отсутствию коллективных (общедомовых) приборов учета различия в порядке расчета расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Руководствуясь статьями 291 6, 291 8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Государственной жилищной инспекции Саратовской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Ю.Г. Иваненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2023 г. N 306-ЭС23-2382 по делу N А57-4101/2022
Опубликование:
-