Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 апреля 2023 г. N 03-03-06/1/36313
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и сообщает следующее.
Отношения, связанные с осуществлением пожертвований и отношения, возникающие при формировании и пополнении целевого капитала некоммерческих организаций, регулируются соответственно главой 32 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".
При этом функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, а также федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляет Минюст России (Указ Президента Российской Федерации от 13.01.2023 N 10 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", пункт 4 1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", постановление Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 N 705 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций").
В этой связи по вопросам связанным с возможностью некоммерческим организациям осуществлять те или иные операции необходимо обращаться в Минюст России.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 286 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет не более 100 процентов суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, а также перечисленных некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
При этом субъект Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать как размер инвестиционного налогового вычета на уровне ниже 100 процентов соответствующих расходов, так и категории государственных, муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в области культуры, и некоммерческих организаций (фондов) - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении инвестиционного налогового вычета, на основании подпунктов 6 и 7 пункта 6 статьи 286 1 НК РФ соответственно.
Учитывая указанное, налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации, законом которого установлен инвестиционный налоговый вычет в отношении расходов в виде пожертвований, перечисленных вышеуказанным лицам, которые находятся на территории данного субъекта Российской Федерации и соответствуют тем или иным категориям, определенным в соответствующем законе субъекта Российской Федерации (в случае их определения), в порядке, установленном статьей 286 1 НК РФ.
Следует отметить, что НК РФ не предусмотрены положения по восстановлению и уплате в бюджет сумм налога на прибыль организаций на которую был уменьшен налог при использовании инвестиционного налогового вычета по расходам, указанным подпункта 3 пункта 2 статьи 286 1 НК РФ, в случае использования их получателем не по целевому назначению.
При этом, по мнению Департамента, в случае возврата пожертвований жертвователю, нормы статьи 286 1 НК РФ на такие затраты не распространяются, в связи с тем что по сути, в рассматриваемом случае не происходит осуществление пожертвований. В этой связи следует уточнить налоговые обязательства за период применения инвестиционного налогового вычета.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода составляет не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям сферы культуры, а также перечисленных НКО (фондам) на формирование целевого капитала в целях поддержки указанных учреждений.
При этом регион вправе самостоятельно устанавливать как размер вычета на уровне ниже 100% соответствующих расходов, так и категории организаций - собственников целевого капитала, пожертвования которым учитываются при определении вычета.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 апреля 2023 г. N 03-03-06/1/36313
Опубликование:
-