Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утвержден
постановлением Избирательной
комиссии Свердловской области
от 31 мая 2023 г. N 10/57
Типовой порядок
выдвижения и регистрации кандидатов при проведении 10 сентября 2023 года выборов глав сельских и городских поселений
14 июня 2023 г.
1. Общие положения
1.1. Выдвижение и регистрация кандидатов на должности глав сельских и городских поселений (далее - кандидаты) осуществляются в соответствии со статьями 32 - 35, 37, 38, 58 и 59 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), статьями 33, 35, 36, 43 - 47, 48 - 50, 51 - 54, 73 и 74 Избирательного кодекса Свердловской области (далее - Кодекс).
1.2. Порядок избрания глав сельских и городских поселений, расположенных на территории Свердловской области, определяется уставом соответствующего муниципального образования в соответствии с федеральными законами, Кодексом, Законом Свердловской области от 10 октября 2014 года N 85-ОЗ "Об избрании органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области".
1.3. Выдвижение кандидатов начинается со дня, следующего за днем опубликования решения о назначении соответствующих выборов глав сельских и городских поселений (далее - выборы), и заканчивается в 18 часов по местному времени за 50 дней до дня голосования (18.00 часов 21 июля 2023 года).
1.4. Выдвижение кандидатов осуществляется непосредственно по единому (общемуниципальному) избирательному округу.
1.5. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности в отставку по собственному желанию, в том числе в связи с избранием его депутатом либо на иную выборную должность, замещение которой несовместимо со статусом главы муниципального образования, либо отрешенный от должности главы муниципального образования Губернатором Свердловской области, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами.
1.6. Не могут быть выдвинуты кандидатами граждане, не достигшие на день голосования возраста 21 года, а также граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Не имеют права быть избранными (то есть не обладают пассивным избирательным правом) граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане - граждане Туркменистана, Киргизской Республики, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать глав муниципальных образований, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации. Граждане Туркменистана также имеют право быть избранными главами муниципальных образований.
Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в части третьей настоящего пункта, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, иностранные агенты, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов в органы местного самоуправления, избранию зарегистрированных кандидатов в органы местного самоуправления, достижению определенного результата на выборах, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях.
1.7. Не имеют права быть избранными (то есть не обладают пассивным избирательным правом) граждане Российской Федерации:
1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления*(1);
*(1) Категории преступлений определены в статье 15 Уголовного кодекса Российской Федерации.
2) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
3) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
4) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденные за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов 2 и 3 настоящего пункта;
5) осужденные к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, указанными в подпункте "б.1 " пункта 3.2 статьи 4 Федерального закона, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, а также осужденные к лишению свободы за совершение указанных преступлений, судимость которых снята или погашена, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости (перечень вышеуказанных статей Уголовного кодекса Российской Федерации перечислен в приложении N 1 к настоящему Типовому порядку);
6) подвергнутые административному наказанию в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях за пропаганду или публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций либо иных атрибутики и символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а также за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию*(2);
*(2) Согласно статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
7) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 2 статьи 70 Кодекса, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом 7 пункта 7, подпунктом 7 пункта 8 статьи 98 Кодекса, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа местного самоуправления, в который назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы;
8) причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации).
Данное ограничение распространяется на лиц, являвшихся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения, участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, в срок, начинающийся за три года до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для учредителя, члена коллегиального руководящего органа, руководителя, заместителя руководителя, руководителя регионального или другого структурного подразделения, заместителя руководителя регионального или другого структурного подразделения, за один год до дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации - для участника, члена, работника экстремистской или террористической организации и иного лица, причастного к деятельности экстремистской или террористической организации, а также после вступления в законную силу указанного решения суда.
Положения настоящего подпункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети "Интернет", либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.
Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.
1.8. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 2 - 5 пункта 1.7 настоящего Типового порядка, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.
Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 3 пункта 1.7 настоящего Типового порядка, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.
Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1.7 настоящего Типового порядка, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.
1.9. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах состоится до истечения указанного срока.
1.10. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
Инициатором выдвижения кандидата считается:
1) при выдвижении кандидатов в порядке самовыдвижения - гражданин, заявляющий о своем самовыдвижении;
2) избирательное объединение, которым является политическая партия (ее региональное или местное отделение), имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня, а также иное общественное объединение (соответствующее структурное подразделение общественного объединения), устав которого предусматривает участие в выборах, которое зарегистрировано в установленном федеральным законом порядке и имеет право участвовать в соответствующих выборах.
При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня голосования (не позднее 10 сентября 2022 года), а в случае назначения выборов главы муниципального образования в связи с досрочным прекращением его полномочий - не позднее чем за шесть месяцев до дня голосования.
1.11. Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо без сбора подписей избирателей на основании решения о выдвижении кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом.
2. Общие условия выдвижения кандидатов
2.1. Для выдвижения кандидата в территориальную избирательную комиссию, организующую подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления*(3) (далее - ТИК), представляются письменное заявление выдвинутого лица о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы муниципального образования (далее - заявление о согласии баллотироваться) (приложение N 2), и иные документы, предусмотренные настоящим Типовым порядком с учетом требований Федерального закона и Кодекса.
*(3) Необходимо указать наименование конкретной ТИК и наименование выборов.
2.2. ТИК считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, Кодексом, после поступления в ТИК заявления о согласии баллотироваться в письменной форме, указанного в пункте 2.1 настоящего Типового порядка.
2.3. В заявлении о согласии баллотироваться указываются следующие сведения о кандидате: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном федеральными законами порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата*(4), а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Если кандидат является иностранным агентом, или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться.
*(4) Сведения о судимости указываются в объеме, установленном подпунктом 42 статьи 2 Кодекса.
2.4. К заявлению о согласии баллотироваться прилагаются: копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России), копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения о профессиональном образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом на непостоянной основе. В случае если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, представляются также копии соответствующих документов.
2.5. Вместе с заявлением о согласии баллотироваться в ТИК должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (за 2022 год), а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах (по состоянию на 1 июня 2023 года).
Указанные сведения представляются по форме, установленной в приложении 1 к Федеральному закону.
2.6. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, пунктах 1 и 2 статьи 44 Кодекса, пунктах 3.2 и 4.6 настоящего Типового порядка, кандидат обязан представить лично. Данные документы также могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в которой кандидат находится на лечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.
В случае выдвижения кандидатом лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 Федерального закона, пунктах 1 и 2 статьи 44 Кодекса, пунктах 3.2 и 4.6 настоящего Типового порядка, должны быть нотариально удостоверены.
Паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию.
2.7. Документы о выдвижении кандидатов представляются в ТИК в течение рабочего времени, определенного решением избирательной комиссии, в том числе с учетом необходимости соблюдения избирательных прав кандидатов, до 18.00 часов по местному времени 21 июля 2023 года.
2.8. Во избежание спорных, а также конфликтных ситуаций, связанных с доказыванием факта и времени представления или непредставления, кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений документов для выдвижения и регистрации кандидатов, избирательная комиссия может осуществлять аудио- и видеозапись процесса приема документов, о чем информирует лиц, представляющих указанные документы.
В случае ведения аудио- и видеозаписи лицом, представляющим документы на выдвижение и для регистрации, он уведомляет об этом избирательную комиссию.
2.9. Прием документов для выдвижения и регистрации кандидатов проводится не менее чем двумя членам избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения
3.1. Самовыдвижение кандидата на выборах производится путем подачи письменного заявления о согласии баллотироваться и иных документов в ТИК.
Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно выдвинут избирательным объединением на одних и тех же выборах.
3.2. При выдвижении кандидата в ТИК в течение срока, указанного в пункте 1.3 настоящего Типового порядка, должны быть представлены:
1) заявление кандидата о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы муниципального образования;
2) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных ЦИК России)*(5) или иного документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная кандидатом;
*(5) В соответствии с постановлением ЦИК России от 04.06.2014 N 233/1478-6 "Об определении страниц паспорта гражданина Российской Федерации, копии которых представляются в избирательные комиссии при выдвижении (самовыдвижении) кандидатов, списка кандидатов" копия паспорта гражданина Российской Федерации должна содержать: копию второй страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений об органе, выдавшем основной документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, дате выдачи, коде подразделения, личном коде, а также проставление личной подписи; копию третьей страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений о фамилии, имени, отчестве, поле, дате рождения и месте рождения, а также наличие фотографии; копию пятой страницы паспорта, на которой предусмотрено указание сведений (отметок) о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета, а при наличии соответствующих отметок на других страницах - также всех страниц паспорта, содержащих отметки (возможность проставления отметок предусмотрена на шестой, седьмой, восьмой, девятой, десятой, одиннадцатой, двенадцатой страницах паспорта); копию восемнадцатой и девятнадцатой страниц паспорта, на которых предусмотрено указание сведений (отметок) о ранее выданных основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории (за пределами территории) Российской Федерации. Копия иного документа, удостоверяющего личность кандидата, должна содержать все страницы указанного документа.
3) копия документа о профессиональном образовании кандидата, подтверждающего сведения, указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться, заверенная кандидатом.
Если у кандидата нет профессионального образования, это обстоятельство может указываться в заявлении кандидата о согласии баллотироваться ("нет", "отсутствует");
Подпункт 4 изменен. - Постановление Избирательной комиссии Свердловской области от 14 июня 2023 г. N 13/81
4) копия трудовой книжки, либо выписка из трудовой книжки, либо сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, или иные документы для подтверждения сведений об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (в соответствии со статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации), а при отсутствии основного места работы или службы - копии документов, подтверждающих сведения о роде занятий кандидата (о деятельности, приносящей ему доход*(6)) или о статусе неработающего кандидата (пенсионер, безработный, учащийся (с указанием наименования образовательной организации), домохозяйка (домохозяин), временно неработающий*(7));
*(6) Физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в порядке, установленном Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ), представляют в соответствующую избирательную комиссию справку о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход по форме КНД 1122035 в соответствии с письмом ФНС России от 5 мая 2023 г. N СД-4-3/5763@". Профессиональный доход - доход физических лиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества (часть 7 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ).
*(7) Документом, подтверждающим статус пенсионера, является пенсионное удостоверение, справка установленной формы. Документом, подтверждающим статус студента, является справка, выданная соответствующей образовательной организацией. В случае указания кандидатом в заявлении о согласии баллотироваться рода занятий "домохозяйка" ("домохозяин"), "временно неработающий", представление документов, подтверждающих указанный статус, не требуется.
5) справка (копия документа) из соответствующего представительного органа об исполнении кандидатом обязанностей депутата на непостоянной основе, если эти сведения кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться;
6) документ о принадлежности кандидата к политической партии либо не более чем одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем 10 сентября 2022 года, и статусе в этой политической партии, этом общественном объединении, если эти сведения кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться;
7) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за 2022 год, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах по состоянию на 1 июня 2023 года, составленные по форме, установленной в приложении 1 к Федеральному закону.
Если кандидат не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и (или) в течение 2022 года не получал доходов, то в соответствующих столбцах формы сведений делается отметка: "нет", "отсутствует", "не имею";
8) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов;
9) две фотографии (цветные или черно-белые, на глянцевой или на матовой бумаге, размером 3х4 см, без уголка), на которых с обратной стороны указываются фамилия и инициалы кандидата.
3.3. Заявление кандидата и прилагаемые к нему документы предоставляются кандидатом в порядке, установленном в пунктах 2.6 и 2.7 настоящего Типового порядка.
3.4. ТИК регистрирует факт получения ею от кандидата заявления и иных документов, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Типового порядка, и выдает кандидату письменное подтверждение получения документов (далее - Подтверждение) (приложение N 3). Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
В ходе приема документов ТИК проверяет соответствие представленных документов их перечню, а также требованиям по их оформлению, установленным Федеральным законом, Кодексом, иными нормативными правовыми актами и настоящим Типовым порядком.
В случае выявления факта отсутствия какого-либо из необходимых документов или их ненадлежащего оформления в Подтверждении об этом делается соответствующая отметка.
3.5. После выдачи Подтверждения кандидату незамедлительно выдается разрешение на открытие специального избирательного счета, за исключением случая, указанного в пункте 3.6 настоящего Типового порядка.
3.6. На выборах глав сельских поселений допускается создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают 15 тысяч рублей и избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата. В этом случае кандидат одновременно с документами, необходимыми для выдвижения, дополнительно представляет в ТИК соответствующее заявление (приложение N 4).
4. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями
4.1. При проведении выборов избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата.
4.2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях".
Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, общих собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом "О политических партиях" к выдвижению кандидатов для политических партий.
4.3. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, избирательный фонд не создает.
4.4. Избирательное объединение обязано извещать ТИК, а также Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидата, не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена ТИК (Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области), и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта.
Извещение направляется в ТИК в письменном виде по рекомендованной комиссией форме (приложение N 5). В нем указываются дата, место и время проведения съезда (конференции, общего собрания, заседания коллегиального постоянно действующего руководящего органа) по выдвижению кандидата.
Председатель ТИК может дать соответствующее поручение члену ТИК с правом решающего голоса для посещения указанного мероприятия избирательного объединения либо лично принять в нем участие.
Председатель либо член ТИК с правом решающего голоса, направленный на мероприятие, связанное с выдвижением кандидата, вправе в соответствии с подпунктом "г" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" знакомиться с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данного мероприятия (в том числе с решением о созыве данного мероприятия (в случае его принятия в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения), протоколами (решениями) об избрании делегатов (в случае проведения съезда, конференции избирательного объединения), листами регистрации участников мероприятия, списком членов коллегиального постоянно действующего органа избирательного объединения, выдвигающего кандидата, бюллетенями для голосования по кандидатурам для выдвижения от избирательного объединения на выборах, решениями, принимаемыми в ходе проведения мероприятия, а также со списком местных отделений политической партии (в случае проведения съезда, конференции), а также требовать предоставление копий указанных документов.
Для этого рекомендуется направить в адрес избирательного объединения уведомление о подготовке документов избирательного объединения по созыву, организации и проведению мероприятия по выдвижению кандидата (приложение N 6).
Председателю либо члену ТИК с правом решающего голоса, направленному на указанное мероприятие, рекомендуется получить заверенные копии экземпляров бюллетеней, по которым проводилось голосование по кандидатурам для выдвижения от избирательного объединения на выборах, а также заверенную копию документа о согласовании выдвигаемых кандидатур соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения (если это предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения).
По результатам посещения мероприятия, связанного с выдвижением кандидата, членом ТИК оформляется справка о проведении избирательным объединением указанного мероприятия (приложение N 7).
По требованию представителя избирательного объединения ему должна быть предоставлена возможность ознакомиться со справкой незамедлительно после ее составления, поставить подпись на ней, а в случае несогласия с ее содержанием - представить письменные возражения. Указанная справка, а также письменные возражения (при их наличии) рассматриваются соответствующей рабочей группой в ходе подготовки проекта решения о регистрации кандидата.
4.5. Уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, представляет (после предъявления документа, удостоверяющего его личность) в ТИК:
1) решение (выписку из протокола) о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), сведения о полномочиях уполномоченного представителя вместе с заявлением гражданина о согласии быть уполномоченным представителем и копией паспорта уполномоченного представителя или иного документа, заменяющего паспорт гражданина;
2) решение съезда (конференции, общего собрания, заседания коллегиального постоянно действующего руководящего органа) избирательного объединения о выдвижении кандидата, оформленное выпиской из протокола, подготовленной в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения, с указанием:
даты принятия решения о выдвижении кандидата;
числа зарегистрированных делегатов съезда (конференции, участников общего собрания, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа) избирательного объединения;
сведений о числе делегатов съезда (конференции, участников общего собрания, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа) избирательного объединения, необходимом для принятия решения о выдвижении кандидата в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения;
сведений об итогах голосования (с приложением протокола счетной комиссии об итогах тайного голосования);
К выписке из протокола съезда (конференции, общего собрания, заседания коллегиального постоянно действующего руководящего органа) избирательного объединения прилагаются заверенные собственноручной подписью руководителя и печатью избирательного объединения сведения о зарегистрированных делегатах съезда (конференции, участниках общего собрания, членах коллегиального постоянно действующего руководящего органа) избирательного объединения, в которые включаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, гражданство, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого из зарегистрированных делегатов съезда или конференции, участников общего собрания, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа избирательного объединения*(8);
*(8) Сведения о зарегистрированных делегатах съезда (конференции, участников общего собрания, заседания коллегиального постоянно действующего руководящего органа) избирательного объединения представляются либо в оригинале, либо в копии, заверенной собственноручной подписью руководителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
3) сведения о выдвинутом кандидате, в которые включаются следующие данные: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, сведения о гражданстве, об основном месте работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий; в случае если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, о месте жительства кандидата и о судимости кандидата*(9) (если судимость снята или погашена - сведения о дате снятия или погашения судимости). Сведения о выдвинутом кандидате заверяются собственноручной подписью уполномоченного представителя избирательного объединения и печатью избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом);
*(9) Сведения о судимости указываются в объеме, установленном подпунктом 42 статьи 2 Кодекса.
4) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения;
5) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, его территориальным органом, а если избирательное объединение не является юридическим лицом - решение о его создании, которое может быть заверено руководителем постоянно действующего органа избирательного объединения (руководителем регионального отделения политической партии);
6) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и местных отделений) - копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
7) сведения о полном наименовании избирательного объединения*(10) и сокращенном (кратком) наименовании, состоящем не более чем из семи слов для использования этого наименования в избирательных документах.
*(10) Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в свидетельстве о государственной регистрации избирательного объединения, а в случае, если избирательное объединение не является юридическим лицом - в решении о его создании.
4.6. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, одновременно с представлением уполномоченным представителем избирательного объединения документов, указанных в пункте 4.5 настоящего Типового порядка, представляет в ТИК заявление о согласии баллотироваться с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы муниципального образования, а также иные необходимые документы, указанные в пункте 3.2 настоящего Типового порядка.
4.7. ТИК регистрирует факт получения ею документов, предусмотренных пунктами 4.5 и 4.6 настоящего Типового порядка, и выдает уполномоченному представителю избирательного объединения и кандидату соответствующее Подтверждение (приложение N 8). Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
В ходе приема документов ТИК проверяет соответствие представленных документов их перечню, а также требованиям по их оформлению, установленным Федеральным законом, Кодексом и настоящим Типовым порядком.
В случае выявления факта отсутствия какого-либо из необходимых документов или их ненадлежащего оформления в Подтверждении об этом делается соответствующая отметка.
4.8. После выдачи Подтверждения кандидату незамедлительно выдается разрешение на открытие специального избирательного счета, за исключением случаев, указанных в пунктах 4.9 и 4.10 настоящего Типового порядка.
4.9. Кандидат, выдвинутый политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов региональным или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии), может отказаться от финансирования своей избирательной кампании (не открывать специальный избирательный счет и не создавать избирательный фонд) при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч. В этом случае кандидат одновременно с документами, необходимыми для выдвижения, дополнительно представляет в ТИК письменное заявление об отказе от финансирования своей избирательной кампании (приложение N 9).
4.10. На выборах глав сельских поселений допускается создание избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета, если расходы на финансирование избирательной кампании кандидата не превышают 15 тысяч рублей и избирательный фонд создается только за счет собственных средств кандидата. В этом случае кандидат одновременно с документами, необходимыми для выдвижения, дополнительно представляет в ТИК соответствующее заявление (приложение N 4).
5. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов
5.1. В поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого политической партией, подписи избирателей не собираются.
В поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого общественным объединением, не являющимся политической партией, а также в порядке самовыдвижения, подписи избирателей собираются в количестве ______, что составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, включающего в себя всю территорию муниципального образования (но не менее 10 подписей избирателей); максимальное количество подписей, которое может быть представлено для регистрации кандидата - ______.*(11)
*(11) Указать конкретное число подписей избирателей, которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата, а также указать максимальное число подписей избирателей, которое может быть представлено в избирательную комиссию кандидатом в поддержку своего выдвижения, которые определены соответствующим решением ТИК (с указанием наименования и реквизитов данного решения).
5.2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления ТИК о выдвижении кандидата.
5.3. Подписные листы изготавливаются кандидатами самостоятельно за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата и в соответствии с образцом заполнения подписного листа, утвержденным ТИК*(12) (приложение N 3 к постановлению). При этом подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.
Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.
Если кандидат является иностранным агентом, или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в подписном листе.
Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2.3 настоящего Типового порядка указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, то сведения об этом указываются в подписном листе.
*(12) На основании формы подписного листа, установленной в Приложении 6 к Федеральному закону, ТИК утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания соответственно наименования должности выборного должностного лица, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
5.4. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов завершается не позднее чем за 45 дней до дня голосования - не позднее 26 июля 2023 года.
5.5. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в едином (общемуниципальном) избирательном округе.
5.6. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается.
Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.
Подписи, собранные с нарушением указанных требований, признаются недействительными.
5.7. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Кандидат может заключать с лицом (лицами), осуществляющим (осуществляющими) сбор подписей избирателей, гражданско-правовой договор о выполнении работы по сбору подписей. Помимо предмета договора, в нем должны содержаться условия о порядке выполнения лицом, собирающим подписи, своих обязательств по договору, включая необходимость строгого соблюдения обеими сторонами требований законодательства о выборах. Оплата этой работы осуществляется только из средств соответствующего избирательного фонда кандидата.
5.8. Лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, должно быть предупреждено об уголовной и административной ответственности за нарушения порядка и правил сбора подписей.
5.9. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата допускается заполнение подписного листа только на лицевой стороне.
Кандидатам не рекомендуется устанавливать сквозную нумерацию подписей избирателей (строк, в которых они содержатся) в нескольких и (или) всех подписных листах. Нумерацию строк в подписных листах рекомендуется устанавливать только в рамках одного подписного листа.
5.10. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе (год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина), ставящем в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, в том числе если этим лицом является сам кандидат. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
5.11. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом.
При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
5.12. Лицо, собирающее подписи, должно убедиться в соответствии действительности данных об избирателе, вносимых в подписной лист, и сверить данные, внесенные в подписной лист, с данными паспорта избирателя (документа, заменяющего паспорт гражданина).
5.13. Лицо, собирающее подписи, должно непосредственно контролировать процесс заполнения каждого подписного листа. Поручение сбора подписей иным гражданам с последующим заверением подписного листа лицом, лично не собиравшим подписи и не контролировавшим процесс внесения подписей и данных в подписной лист, недопустимо и не соответствует закону.
5.14. После окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной решением ТИК*(13) (приложение N 2 к постановлению), и подписывает его.
*(13) Рекомендуется указать конкретное приложение к решению или ссылку на отдельное решение, которым утверждена эта форма.
5.15. Подписные листы представляются в ТИК в сброшюрованном (не более 100 листов в одной папке) и пронумерованном виде вместе с протоколом об итогах сбора подписей на бумажном носителе.
6. Представление документов для регистрации кандидата
6.1. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в ТИК не позднее 26 июля 2023 года до 18 часов по местному времени.
6.2. Для регистрации кандидата в ТИК наряду с ранее представленными документами по выдвижению (самовыдвижению) кандидата должны быть представлены лично кандидатом:*(14)
1) в случае проведения кандидатом сбора подписей в поддержку своего выдвижения:
подписные листы, сброшюрованные в папки. В каждой папке подписные листы должны быть пронумерованы и заверены подписью кандидата, при этом в одной папке с подписными листами может быть не более 100 листов;
протокол об итогах сбора подписей избирателей по установленной форме. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов (если необходимое количество подписей менее 40, то количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 4 подписи)*(15);
сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в ТИК для уведомления о выдвижении;
первый финансовый отчет по форме, установленной Избирательной комиссией Свердловской области. К первому финансовому отчету прилагается выданная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" выписка (справка) об остатке денежных средств на специальном избирательном счете и копии первичных финансовых документов, подтверждающих оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда.
В случае создания избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета (пункты 3.6 и 4.10 настоящего Типового порядка) выписка (справка) об остатке денежных средств на специальном избирательном счете не представляется;
2) в случае если кандидат выдвинут политической партией (ее региональным или местным отделением):
сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в ТИК для уведомления о выдвижении;
первый финансовый отчет по установленной Избирательной комиссией Свердловской области форме. К первому финансовому отчету прилагается выданная филиалом публичного акционерного общества "Сбербанк России" выписка (справка) об остатке денежных средств на специальном избирательном счете.
В случае создания избирательного фонда кандидата без открытия специального избирательного счета (пункт 4.10 настоящего Типового порядка) выписка (справка) об остатке денежных средств на специальном избирательном счете не представляется.
В случае если кандидат на должность главы отказался от финансирования своей избирательной кампании (пункт 4.9 настоящего Типового порядка), представление первого финансового отчета не требуется.
*(14) Определяется ТИК с учетом конкретных условий выдвижения и регистрации кандидатов.
*(15) Рекомендуется указать точное количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, и максимальное число подписей, которое возможно представить в избирательную комиссию.
6.3. В процессе приема документов от кандидата проверяется состав представленных документов, оформление подписных листов, в том числе их количество и число представленных подписей (в случае представления подписных листов).
В случае если при приеме документов от кандидата будет установлено, что число представленных подписей избирателей в подписных листах превышает их допустимое количество, член рабочей группы ТИК по приему документов предлагает кандидату произвести вычеркивание излишне представленных подписей с соблюдением установленного Федеральным законом и Кодексом порядка такого вычеркивания.
6.4. При приеме подписных листов каждый подписной лист заверяется печатью ТИК. При этом печать не должна проставляться на записи, внесенные в подписной лист, или препятствовать их прочтению.
6.5. После приема документов, представленных для регистрации кандидата, ему выдается соответствующее Подтверждение получения документов (приложение N 10). Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.
В случае выявления факта отсутствия какого-либо из необходимых документов или их ненадлежащего оформления в Подтверждении об этом делается соответствующая отметка.
7. Проверка достоверности данных, содержащихся в подписных листах, иных документов, сведений, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата *(16)
7.1. ТИК в течение 10 дней со дня приема документов для регистрации кандидата проверяет соответствие порядка его выдвижения требованиям законодательства о выборах.
7.2. Для проведения проверки достоверности сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом, Кодексом и настоящим Типовым порядком при выдвижении и для регистрации кандидатов, а также подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, ТИК своим решением создает рабочую группу из числа членов комиссии и привлеченных специалистов (далее - рабочая группа).
К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе (акте экспертного исследования и т.п.), прилагаемом к ведомостям проверки и итоговому протоколу проверки подписей.
Проверка достоверности сведений, представляемых в соответствии с Федеральным законом, Кодексом и настоящим Типовым порядком при выдвижении и для регистрации кандидатов осуществляется рабочей группой избирательной комиссии во взаимодействии с контрольно-ревизионной службой при ТИК (далее - КРС).
7.3. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"), включая регистр избирателей, в порядке, установленном постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 25 июня 2020 года N 19/125 "О реализации пункта 3.1 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменением, внесенным постановлением Избирательной комиссии Свердловской области от 16.06.2021 N 17/92).
Выявленные ТИК с использованием ГАС "Выборы" расхождения между сведениями об избирателях, указанными в подписных листах и в регистре избирателей, подлежат оформлению в порядке, предусмотренном указанными в настоящем пункте постановлением Избирательной комиссии Свердловской области, и направлению для последующей проверки в соответствующее территориальное подразделение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Свердловской области.
7.4. Сведения о профессиональном образовании кандидатов проверяются с учетом постановления ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1488-6 "О Разъяснениях по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата" (с изменениями, внесенными постановлением ЦИК России от 23.06.2021 N 12/100-8).
7.5. Рабочая группа проверяет:
наличие и правильность оформления представленных документов, соответствие документов о выдвижении кандидата требованиям Федерального закона, Кодекса (оформление заявления о согласии баллотироваться и прилагаемых к нему документов);
соответствие протокола об итогах сбора подписей избирателей форме, утвержденной организующей выборы избирательной комиссией;
папки с подписными листами, наличие их нумерации, возможность свободной проверки всех граф подписного листа, соответствие каждого подписного листа Федеральному закону, соответствие общего числа подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, протоколу об итогах сбора подписей избирателей;
соблюдение иных требований законодательства о выборах.
КРС проверяет:
достоверность сведений о гражданстве, профессиональном образовании, иных биографических сведений, а также о наличии судимости (если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости) кандидата, причастность кандидата к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации и сведения о том, что кандидат является иностранным агентом, либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом;
достоверность сведений о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах;
первый финансовый отчет кандидата, в том числе факт оплаты кандидатом изготовления подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку своего выдвижения за счет средств избирательного фонда.
7.6. В случае отсутствия в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 1, 2 и 2-1 статьи 44 Кодекса, либо несоблюдения требований закона к оформлению таких документов, отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона и частью третьей пункта 1 статьи 44 Кодекса, подпунктами 2 - 5, 8 пункта 3.2 настоящего Типового порядка, кандидат не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о его регистрации вправе:
1) уточнять и дополнять сведения о себе, содержащиеся в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (за исключением подписных листов с подписями избирателей);
2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, Кодексом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, Кодекса;
3) дополнительно представлять копии документов, указанные в пункте 2.2 статьи 33 Федерального закона и части третьей пункта 1 статьи 44 Кодекса, подпунктах 2 - 5, 8 пункта 3.2 настоящего Типового порядка, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом.
Кандидат вправе также осуществлять указанные действия при необходимости уточнения сведений о себе, в том числе в случае фактического изменения ранее представленных сведений (например, места работы, адреса места жительства и т.д.).
Если кандидатом производится уточнение представленных ранее сведений, требующих документального подтверждения, кандидат обязан представить документы, подтверждающие указанные сведения.
ТИК обязана предоставить кандидату возможность осуществления действий, предусмотренных настоящим пунктом Типового порядка.
Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона и Кодекса возложена на кандидата.
7.7. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона и частью третьей пункта 1 статьи 44 Кодекса, подпунктами 2 - 5, 8 пункта 3.2 настоящего Типового порядка.
Устранение кандидатом недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (уточнение и дополнение сведений о кандидате, приведение документов в соответствие с требованиями Федерального закона и Кодекса, в том числе в части их оформления), дополнительное представление копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона и частью третьей пункта 1 статьи 44 Кодекса, подпунктами 2 - 5, 8 пункта 3.2 настоящего Типового порядка может осуществляться неоднократно, но не позднее чем за один день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата. В указанных случаях кандидат представляет в ТИК сведения об изменениях по рекомендованной ТИК форме.
7.8. Если кандидатом самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктами 7.6 и 7.7 настоящего Типового порядка, и по результатам проверки представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктами "в.1" и (или) "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и аналогичными положениями, закрепленными в подпунктах 3-1, 3-2 пункта 6 статьи 53 Кодекса, то ТИК не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата на своем заседании принимает решение об извещении кандидата об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата (кроме сведений о судимости кандидата), о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов, а также об отсутствующих документах.
В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, Кодекса, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки.
На данное заседание ТИК приглашается кандидат.
Незамедлительно после проведения заседания ТИК принятое ею решение вручается кандидату либо его уполномоченному представителю по финансовым вопросам или доверенному лицу, а при их отсутствии направляется в адрес кандидата.
7.9. Если кандидат, извещенный ТИК о неполноте сведений о кандидате, об отсутствии каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию предусмотрено Федеральным законом, Кодексом, и (или) несоблюдении требований закона к оформлению документов, не устранит указанные недостатки либо устранит их не в полном объеме, то ТИК отказывает в регистрации кандидата на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона и аналогичными положениями, закрепленными в подпунктах 3-1, 3-2 пункта 6 статьи 53 Кодекса.
Если ТИК в срок, установленный пунктом 7.8 настоящего Типового порядка, не известила кандидата о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата документах либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, какие документы (копии документов) отсутствуют, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, Кодекса, и в чем состоит данное нарушение, ТИК не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, подпунктов 3-1 и (или) 3-2 пункта 6 статьи 53 Кодекса.
7.10. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители по финансовым вопросам или доверенные лица.
О соответствующей проверке кандидат должен быть извещен ТИК. Информирование о проведении указанной процедуры осуществляется письменным извещением с уведомлением (телеграммой) (в том числе с использованием электронной почты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), либо по телефону, либо лично.
Факт передачи извещения фиксируется в специальном журнале передачи извещений (приложение N 13) по представленным ранее адресу, в том числе адресу электронной почты, номеру телефона.
7.11. Необходимое для регистрации кандидата количество подписей на выборах не превышает одну тысячу, в связи с чем проверке подлежат все подписи.
Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) уполномоченными лицами (лицом, осуществлявшим сбор подписей, кандидатом), если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в ТИК.
7.12. При наличии сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или в достоверности подписей избирателей ТИК до истечения указанного в пункте 7.1 настоящего Типового порядка срока вправе направить подписные листы в правоохранительные органы, а также соответствующим специалистам. Заключения, подготовленные специалистами, материалы проверки правоохранительных органов могут служить основанием для признания недостоверными либо недействительными подписей избирателей в подписных листах.
7.13. Рабочая группа вправе по согласованию с председателем ТИК направлять запросы государственным органам, органам местного самоуправления, организациям, общественным объединениям, избирательным объединениям и их должностным лицам.
7.14. В случае если в ТИК поступили сообщения о принуждении, обмане или подкупе избирателей со стороны лица, собиравшего подписи, то избирательная комиссия вправе своим решением направить указанные сообщения в правоохранительные органы для проверки фактов нарушений.
7.15. В случае если на момент истечения срока, указанного в пункте 7.1 настоящего Типового порядка, органы и лица, указанные в пунктах 7.13, 7.14 настоящего Типового порядка, не окончат проверку фактов нарушений законодательства при сборе подписей, подписи, содержащиеся в направленных им подписных листах, учитываются в качестве достоверных при принятии решения о регистрации (отказе в регистрации) кандидата.
7.16. При наличии сомнений в достоверности подписей избирателей или сведений, содержащихся в представленных документах, не разрешенных в течение срока, указанного в пункте 7.1 настоящего Типового порядка, ТИК принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации по имеющимся результатам проверки.
7.17. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
7.18. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 7.2 настоящего Типового порядка.
7.19. Подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения кандидата, признаются недействительными по основаниям, предусмотренным пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона, пунктом 5 статьи 52 Кодекса.
7.20. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) требованиям Федерального закона, Кодекса, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпунктами 8, 9 и 13 части первой пункта 5 статьи 52 Кодекса.
7.21. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с подпунктами "з", "и", "м" и "о" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона, подпунктами 8, 9 и 13 части первой пункта 5 статьи 52 Кодекса.
7.22. По окончании проверки подписных листов ТИК составляется итоговый протокол (приложение N 11), в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Итоговый протокол подписывается руководителем рабочей группы, созданной в соответствии с пунктом 7.2 настоящего Типового порядка.
Копия итогового протокола передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания ТИК, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
7.23. В случае если проведенная ТИК проверка подписных листов повлечет за собой принятие решения об отказе в регистрации кандидата, то кандидат вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов (приложение N 12), в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.
ТИК принимает меры по реализации указанного выше права кандидата.
Итоговый протокол прилагается к решению ТИК о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
7.24. Повторная проверка подписных листов после принятия ТИК указанного решения может быть осуществлена только судом или вышестоящей комиссией при обжаловании кандидатом решения об отказе в регистрации и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
*(16) В данный раздел порядка выдвижения и регистрации кандидатов включаются положения, соответствующие конкретным выборам главы муниципального образования.
8. Порядок принятия решения о регистрации (отказе в регистрации) кандидата
8.1. Не позднее десяти дней со дня приема документов для регистрации кандидата ТИК принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.
В случае непредставления в установленный законом срок ни одного из указанных в пункте 6.2 настоящего Типового порядка документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, и после принятия решения, предусмотренного пунктом 7.8 настоящего Типового порядка, ТИК принимает решение о признании кандидата утратившим статус кандидата.
8.2. На заседании ТИК, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе присутствовать кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо.
8.3. Регистрация кандидата осуществляется ТИК при наличии документов, необходимых для выдвижения и регистрации кандидата, а также необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо решения политической партии (ее регионального или местного отделения).
8.4. Каждому зарегистрированному кандидату, как правило не позднее одних суток после принятия решения о регистрации, выдается удостоверение о его регистрации кандидатом с указанием ее даты и времени.
Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации для опубликования.
8.5. В случае отказа в регистрации кандидата ТИК в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации обязана выдать кандидату копию этого решения с изложением оснований отказа, которые предусмотрены пунктом 24 статьи 38 Федерального закона и пунктом 6 статьи 53 Кодекса.
Решение об отказе в регистрации кандидата должно быть мотивировано, содержать установленные ТИК основания для отказа в регистрации, в том числе указание на полученные ТИК документы, свидетельствующие о наличии оснований для отказа в регистрации кандидата.
8.6. В случае отказа в регистрации кандидату повторное выдвижение такого кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных Федеральным законом, Кодексом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.