Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 мая 2023 г. N 03-03-06/1/46776
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения организаций - резидентов промышленно-производственных особых экономических зон (далее соответственно - резидент ОЭЗ, ОЭЗ) и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем сообщается, что на основании положений части 1 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) резидентом ОЭЗ признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившая с органами управления ОЭЗ соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности и (или) деятельности по логистике (далее - соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности) либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной ОЭЗ в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом N 116-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ резидент ОЭЗ осуществляет в данной ОЭЗ промышленно-производственную деятельность и (или) деятельность по логистике. Для целей Федерального закона N 116-ФЗ под промышленно-производственной деятельностью понимаются производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация, под деятельностью по логистике понимается оказание услуг по обеспечению перевозок и складированию товаров. При этом резидент ОЭЗ вправе осуществлять в промышленно-производственной ОЭЗ только деятельность, предусмотренную соглашением об осуществлении промышленно-производственной деятельности или соглашением об осуществлении технико-внедренческой деятельности, с учетом особенностей, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи.
Также следует отметить, что резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ (пункт 4 статьи 10 Федерального закона N 116-ФЗ).
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрена возможность субъектам Российской Федерации устанавливать для резидентов ОЭЗ пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций в части зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная пониженная налоговая ставка по налогу на прибыль применяется к прибыли от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за ее пределами (абзац шестой пункта 1 статьи 284 НК РФ).
Следовательно, резидент ОЭЗ имеет право воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 284 НК РФ, исключительно в отношении прибыли, полученной от деятельности, предусмотренной соответствующим соглашением, заключенным с органами управления ОЭЗ, и осуществляемой на территории данной ОЭЗ. В то же время к налоговой базе по налогу на прибыль организаций сформированной резидентом ОЭЗ от иных видов деятельности применяется налоговая ставка, указанная в абзацах первом-третьем пункта 1 статьи 284 НК РФ.
Поскольку сам факт реализации произведенных налогоплательщиком товаров (продукции) не является самостоятельной деятельностью, то реализация резидентом ОЭЗ товаров (продукции) за пределами территории ОЭЗ (при отсутствии дополнительных действий, связанных с такой реализацией (предпродажная подготовка и т.п.)), может рассматриваться в качестве деятельности по производству товаров (продукции), осуществляемой на территории ОЭЗ.
При этом особенности уплаты налога на прибыль налогоплательщиками, имеющими обособленные подразделения, установлены статьей 288 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере создания и функционирования ОЭЗ на территории Российской Федерации, является Минэкономразвития России.
В этой связи по вопросам разъяснения положений Федерального закона N 116-ФЗ, а также классификация операций для отнесения их к той или иной деятельности следует обращаться в Минэкономразвития России.
Директор Департамента |
Д.В. Волков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резидент ОЭЗ вправе воспользоваться пониженной ставкой налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет региона, только в отношении прибыли, полученной от деятельности, предусмотренной соответствующим соглашением, заключенным с органами управления ОЭЗ, и осуществляемой на территории данной ОЭЗ.
Реализация произведенных налогоплательщиком товаров не является самостоятельной деятельностью, поэтому продажа товаров за пределами ОЭЗ (при отсутствии дополнительных действий, связанных с такой реализацией (предпродажная подготовка и т. п.)) может рассматриваться в качестве деятельности по производству товаров, осуществляемой на территории ОЭЗ.
По вопросам разъяснения положений Закона об ОЭЗ, а также классификации операций для отнесения их к той или иной деятельности следует обращаться в Минэкономразвития.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 мая 2023 г. N 03-03-06/1/46776
Опубликование:
-