Письмо Минфина России от 10 февраля 2023 г. N 02-07-10/11549
Вопрос
О проведении инвентаризации и заполнении графы 4 "Сумма задолженности, в том числе подтвержденная" инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0504091) организациями бюджетной сферы.
Ответ
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 30.12.2022 о разъяснениях по порядку заполнения инвентаризационной описи (сличительной ведомости) расчетов по поступлениям (Ф. 0504091) (далее - обращение) и сообщает.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также оценки конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент обращает внимание на следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Единые требования к ведению бухгалтерского учета организациями бюджетной сферы устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, в том числе федеральным стандартом бухгалтерского учета государственных финансов "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, иными нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, регулирующими ведение бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы.
В соответствии с пунктом 80 СГС "Концептуальные основы" инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным субъектом учета в рамках формирования своей учетной политики, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.
Пунктом 81 СГС "Концептуальные основы" поименованы случаи проведения обязательной инвентаризации:
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или других чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
- при передаче (возврате) комплекса объектов учета (имущественного комплекса) в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 N 191н, определено, что в целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.
Согласно положениям СГС "Концептуальные основы" и федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.17 N 274н (далее - СГС "Учетная политика"), порядок и условия проведения инвентаризаций, в том числе условия проведения выборочных инвентаризаций, проводимых в межинвентаризационный (между обязательными инвентаризациями) период, состав объектов инвентаризации, способы проведения инвентаризации (сплошная, выборочная, технологическая, путем осмотра) устанавливаются субъектом учета актами, принимаемыми в рамках формирования его учетной политики.
Обращаем внимание, что в целях методологического сопровождения применения СГС "Учетная политика" Министерство финансов Российской Федерации направило системное письмо от 27.12.2022 N 02-06-07/128426, содержащее рекомендации по организации и обеспечению (осуществлению) внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни и ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая проведение инвентаризации в целях составления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В письме отмечается, что в целях обеспечения повышения достоверности показателей, отражаемых в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательной инвентаризации подлежат активы и обязательства, некорректное раскрытие информации о которых существенным образом может повлиять на достоверность отчетности. В частности, к такой информации относится информация о качественном состоянии дебиторской и кредиторской задолженности (просроченной задолженности).
Инвентаризация расчетов с дебиторами по доходам проводится в целях определения качественного состояния дебиторской задолженности, а также в целях выявления просроченной задолженности (урегулирования указанной задолженности), квалификации объектов, не являющихся балансовыми объектами учета (сомнительная задолженность по доходам).
Правила формирования и применения форм первичных (сводных) учетных документов и унифицированных форм электронных первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и электронных регистров бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета бюджетной сферы устанавливаются методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н, Методические указания N 52н), и методическими указаниями по формированию и применению унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.04.2021 N 61н (далее - Приказ N 61н).
Для отражения результатов проведенной инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждений Приказом N 52н утверждена форма Инвентаризационной описи расчетов по поступлениям (ф. 0504091) (далее - Инвентаризационная опись (ф. 0504091)).
В соответствии с Методическими указаниями N 52н Инвентаризационная опись (ф. 0504091) формируется комиссией учреждения и отражает на дату проведения инвентаризации: сведения по данным бухгалтерского учета, номер счета бухгалтерского учета, общую сумму задолженности плательщика ("всего"), в том числе подтвержденную дебитором, не подтвержденную дебитором, а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Обращаем внимание, что Приказом N 52н и Приказом N 61н не предусмотрен перечень унифицированных форм первичных учетных документов бухгалтерского учета или регистров бухгалтерского учета (далее - документы бухгалтерского учета), на основании которых надлежит заполнять графу 4 "Сумма задолженности, в том числе подтвержденная" Инвентаризационной описи (ф. 0504091) (далее - графа 4).
Главным администратором доходов бюджетов в рамках исполнения возложенных на него полномочий по администрированию доходов также может быть установлен перечень документов бухгалтерского учета, на основании которых заполняется графа 4. Например, документы бухгалтерского учета, на основании которых отражается начисление дебиторской задолженности по доходам в части администрируемых доходов.
В части консолидируемых расчетов между учреждениями графа 4 может быть заполнена на основании Извещения (ф. 0504805), которым подтверждается осуществление расчетов между учреждениями по взаимосвязанным операциям между субъектами учета, в частности: по расчетам, возникающим по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета, в том числе при межведомственных и межбюджетных расчетах, расчетам между государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями и учредителями, расчетам между органами, осуществляющими кассовое обслуживание по поступлениям (выбытиям) в бюджет (из бюджета).
Допустимо заполнение графы 4 на основании двухстороннего Акта сверки взаимных расчетов, составленного по результатам мероприятий, предусмотренных субъектом учета перед проведением годовой инвентаризации расчетов, в целях урегулирования спорных вопросов, а также для выявления сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов, в случае если формирование Акта сверки взаимных расчетов предусмотрено условиями контракта (договора) в рамках гражданско-правовых отношений.
Заместитель директора |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 10 февраля 2023 г. N 02-07-10/11549
Опубликование:
журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", июнь 2023 г. N 6