Свердловский областной суд в составе судьи Рудакова М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаа Ч.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области к Правительству Свердловской области о признании недействующим в части нормативного правового акта,
заинтересованные лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга,
при участии в судебном заседании:
представителя заместителя прокурора Свердловской области - прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Забродиной Е.А.,
представителя административного ответчика Правительства Свердловской области - Кострицкого С.И.,
представителя заинтересованного лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - Романовой Т.И., установил:
21 марта 2023 года заместитель прокурора Свердловской области (далее также - прокурор) обратился в Свердловский областной суд (далее также - суд) с административным исковым заявлением к Правительству Свердловской области (далее также - Правительство), в котором предъявил в защиту неопределенного круга лиц требования о признании недействующими с момента вступления в законную силу решения суда строк 23844, 24454, 24455 Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах - Приложения к Региональной программе, утвержденного постановлением Правительства от 22 апреля 2014 года N 306-ПП "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы" в действующей редакции постановления Правительства от 7 апреля 2022 года N 237-ПП в части переноса первоначально установленных плановых периодов проведения капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов, расположенных в с. Горный Щит г. Екатеринбурга: д. 3 а по ул. Московская, а также д. 36 и д. 38 по ул. Ленина.
Определением суда от 23 марта 2023 года административное исковое заявление принято к производству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее - Министерство), Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее - Фонд). Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Администрация города Екатеринбурга.
В судебном заседании, назначенном на 22 мая 2023 года для разбирательства административного дела, приняли участие представители заместителя прокурора Свердловской области (далее - прокурор отдела), Правительства и Министерства.
В связи с надлежащим извещением всех лиц, участвующих в деле, о времени, месте и повестке судебного заседания разбирательство административного дела проведено в отсутствие тех заинтересованных лиц, которые не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание (часть 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ)).
В судебном заседании прокурор отдела поддержал заявленные требования, тогда как представители административного ответчика и заинтересованного лица просили в удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав участников судебного заседания и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
22 апреля 2014 года Правительством было издано Постановление N 306-ПП (далее также - Постановление N 306-ПП), пунктом 1 которого было утверждена прилагаемое к названному нормативному правовому акту Региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы (далее также - Программа).
Приложением к Программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области, подлежащих капитальному ремонту в 2015 - 2044 годах (далее также - Перечень).
Первоначальный текст Постановления N 306-ПП был опубликован на "Официальном и интернет-портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru) (далее также - Портал) 29 апреля 2014 года (N 1331).
Впоследствии в Постановление N 306-ПП ежегодно вносились изменения.
Многоквартирные дома, расположенные в с. Горный Щит г. Екатеринбурга по адресам: ул. Московская, д. 3, корп. А, ул. Ленина, д. 36 и ул. Ленина д. 38 (далее также - дом N 3А, дом N 36 и дома N 38, а при обобщенном упоминании - многоквартирные дома) были изначально включены в Программу и до настоящего времени из нее не исключены.
Изначально сроки проведения и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества дома N 3А, дома N 36 и дома N 38, были установлены строками 3033, 3537 и 3538 Перечня соответственно.
Согласно указанным строкам Перечня (в редакции Постановления N 306-ПП) сроки и перечень работ в рамках капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов являлись следующими:
номер дома |
перечень работ: |
сроки проведения: |
дом N 3А |
ремонт крыши ремонт фасада ремонт фундамента ремонт внутридомовых инженерных систем ремонт подвальных помещений разработка проектной документации на проведение капитального ремонта услуги строительного контроля |
2021 - 2023 годы |
дом N 36 и дом N 38 |
ремонт фасада ремонт фундамента ремонт внутридомовых инженерных систем ремонт подвальных помещений разработка проектной документации на проведение капитального ремонта услуги строительного контроля |
2024 - 2026 годы |
|
ремонт крыши |
2039 - 2041 годы |
|
разработка проектной документации на проведение капитального ремонта услуги строительного контроля |
2039 - 2041 годы |
До издания постановления Правительства от 10 августа 2018 года N 508-ПП (далее - Постановление N 508-ПП) внесенные в Программу и Перечень изменения не затрагивали установленных Постановлением N 306-ПП перечня и сроков проведения работ по капитальному ремонту дома N 3А, дома N 36 и дома N 38, однако такие перечень и сроки регламентировались иными номерами строк Перечня (строками 23191, 23696 и 23697 соответственно - в постановлении Правительства от 22 декабря 2016 года N 905-ПП, строками 22878, 23382 и 23383 - в постановлении Правительства от 5 июля 2017 года N 493-ПП, строками 22903, 23406 и 23407 - в постановлении Правительства от 21 декабря 2017 года N 1007-ПП).
Постановлением N 508-ПП, опубликованным на портале 15 августа 2018 года, Перечень был изложен в новой редакции, регулирующей сроки и перечень работ, включенных в капитальный ремонт общего имущества дома N 3А, дома N 36 и дома N 38, строками 23742, 24243 и 24244 Перечня соответственно, согласно которым названные сроки и перечень являлись следующими:
номер дома |
перечень работ: |
сроки проведения: |
дом N 3А |
ремонт крыши ремонт фасада ремонт фундамента ремонт внутридомовых инженерных систем ремонт подвальных помещений разработка проектной документации на проведение капитального ремонта строительный контроль |
2027 - 2029 годы |
дом N 36 и дом N 38 |
ремонт фасада ремонт фундамента ремонт внутридомовых инженерных систем ремонт подвальных помещений разработка проектной документации на проведение капитального ремонта строительный контроль |
2030 - 2032 годы |
|
ремонт крыши |
2042 - 2044 годы |
|
разработка проектной документации на проведение капитального ремонта |
2042 - 2044 годы |
|
строительный контроль ремонт системы газоснабжения |
2042 - 2044 годы |
Таким образом, в отношении дома N 36 и дома N 38 Постановление N 508-ПП помимо перенесения первоначальных сроков выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества дополнительно предусмотрело ремонт системы газоснабжения.
Последующие изменения, внесенные в Программу постановлениями Правительства от 8 ноября 2018 года N 772-ПП, от 27 сентября 2019 года N 632-ПП, от 16 января 2020 года N 1-ПП, от 26 марта 2020 года N 174-ПП, от 27 августа 2020 года N 578-ПП, от 29 апреля 2021 года N 259-ПП, от 11 ноября 2021 года N 757-ПП, от 7 апреля 2022 года N 237-ПП, а также принятым в ходе рассмотрения настоящего административного дела постановлением Правительства от 6 апреля 2023 года N 242-ПП (далее также - Постановление N 242-ПП), к изменению перечня и сроков проведения работ по капитальному ремонту дома N 3А, дома N 36 и дома N 38 не привели. Отдельными из перечисленных постановлений лишь изменялись номера строк Перечня, регламентирующие перечень и сроки проведения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.
На момент рассмотрения настоящего дела перечень и сроки проведения работ по капитальному ремонту дома N 3А, дома N 36 и дома N 38 были регламентированы строками 23844, 24454 и 24455 Перечня соответственно (в редакции Постановления Правительства от 6 апреля 2023 года N 242-ПП).
Мотивируя причины обращения в суд с рассматриваемым административным иском, прокурор ссылался на то, что факты изменения первоначальных сроков проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов были выявлены в ходе проверки по обращению Южаковой О.Ю. о нарушении законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также о ненадлежащем состоянии канализационной сети дома N 3А, дома N 36 и дома N 38. При этом, доказывая наличие оснований для удовлетворения административного иска, прокурор указал на то, что в оспариваемой части Постановление N 306-ПП нарушает права неопределенного круга лиц, к которым относятся собственники и жильцы помещений в многоквартирных дома, а также собственники и жильцы домов, расположенных в непосредственной близости от многоквартирных домов, поскольку Правительство без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в доме N 3А, доме N 36 и доме N 38 перенесло на более поздние периоды первоначально установленные Перечнем сроки капитального ремонта имущества названных объектов, что противоречит части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Возражая против удовлетворения административного иска прокурора, Правительство доказывало принятие им оспариваемого в части нормативного правового акта как уполномоченным органом, в надлежащей форме, с соблюдением требований к официальному опубликованию и в отсутствие противоречий нормам, имеющим большую юридическую силу.
Поддерживая доводы Правительства об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, Фонд и Министерство ссылались на недостаточность источников финансирования, необходимость обеспечения финансовой устойчивости Фонда как регионального оператора, законодательное ограничение объема ежегодного расходования средств соответствующего фонда, подлежащих направлению на капитальный ремонт, а также на коллизию положений статей 168 и 185 ЖК РФ.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска по следующим причинам.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется в соответствии с положениями главы 21 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 3 статьи 208 право обращения с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части предоставлено прокурору.
При этом в силу предложения первого части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Оценив изложенные в административном иске доводы относительно поводов и причин обращения в суд с требованиями об оспаривании строк 23844, 24454 и 24455 Перечня, суд признал наличие у прокурора права на подачу рассматриваемого административного иска ввиду его подачи в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, включая собственников и жильцов дома N 3А, дома N 36 и дома N 38, а равно собственников и жильцов домов, расположенных в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов.
При разрешении заявленных требований применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Вступившими в законную силу судебными актами (апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 сентября 2019 года N 45-АПА19-22, решение Свердловского областного суда от 15 июля 2022 года по делу N 66OS0000-01-2022-000132-17 (производство N 3а-620/2022), оставленное без изменения апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 11 октября 2022 года) установлено то, что Постановление N 306-ПП в предшествующей действующей на дату разрешения настоящего дела редакции (в редакции Постановления от 7 апреля 2022 года N 237-ПП) было принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования.
Согласно части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Изданное в ходе рассмотрения настоящего административного дела Постановление N 242-ПП также было принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, порядка опубликования, что признано судом подтвержденным представленными Правительством документами (выписка от 19 апреля 2023 года N 12 из протокола заседания Правительства 6 апреля 2023 года со списком участников данного заседания, подтвержденные аппаратом Губернатора Свердловской области и Правительства Свердловской области письменные сведения об опубликовании Постановления N 242-ПП на портале 7 апреля 2023 года). При этом Постановлением N 242-ПП в оспариваемые прокурором строки Перечня изменения не вносились.
Согласно части 4 статьи 168 ЖК РФ внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 19 декабря 2013 года N 127-ОЗ "Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области".
Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки, равно как и право сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, решения о переносе на более поздние периоды первоначально установленных Постановлением N 306-ПП сроков проведения капитального ремонта дома N 3А, дома N 36 и дома N 38 общими собраниями собственников названных многоквартирных домов не принимались.
Доказательства обратного суду предоставлены не были.
Каких-либо иных обстоятельств, предусмотренных частью 4 статьи 168 ЖК РФ, которые бы могли являться основанием для переноса первоначально установленных сроков капитального ремонта общего имущества в доме N 3А, доме N 36 и доме N 38 на более поздние периоды в отсутствие соответствующих решений общего собрания собственников названного дома при рассмотрении дела судом установлено не было.
Приведенные административным ответчиком и заинтересованными лицами возражения, включая возражения относительно недостаточности источников финансирования капитального ремонта общего имущества собственников помещений в доме N 3А, доме N 36 и доме N 38, в том числе с учетом размера внесенных названными собственниками взносов на капитальный ремонт, и относительно предусмотренного статьей 185 ЖК РФ ограничения объема ежегодного расходования средств соответствующего фонда, подлежащих направлению на капитальный ремонт, оценены судом и отклонены как не исключающие необходимости соблюдения императивных положений части 4 статьи 168 ЖК РФ, а равно не наделяющие Правительство безусловным правом на внесение в Перечень оспариваемых прокурором изменений.
При изложенных обстоятельствах суд признал Постановление N 306 в части строк N N 23844, 24454 и 24455 Перечня не соответствующим положениям части 4 статьи 168 ЖК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Постановления следует читать как "N 306-ПП"
Разрешая вопрос о дате, с которой оспариваемые положения нормативного правового акта следует признать не действующими, суд исходит из того, что оспариваемые нормы применялись, порождая правовые последствия.
Указанное обстоятельство в силу разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 38 Постановления N 50, является основанием для признания нормативного правового акта в его оспариваемой части не действующим только со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Свердловский областной суд решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Свердловской области удовлетворить.
Признать не действующими с момента вступления настоящего решения в законную силу следующие строки Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории Свердловской области и подлежащих ремонту в 2015 - 2044 годах, являющегося приложением к Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 22 апреля 2014 года N 306-ПП (в действующей редакции постановления Правительства Свердловской области от 6 апреля 2023 года N 242-ПП):
строку 23844 - в части установления планового периода капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Свердловская обл., г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Московская, д. 3, корп. А, в отношении ремонта крыши, фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, а также в отношении разработки проектной документации на проведение капитального ремонта и строительного контроля - на 2027 - 2029 годы;
строки 24454 и 24455 в части установления планового периода капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных по адресам: Свердловская обл., г. Екатеринбург, с. Горный Щит, ул. Ленина, д. 36 и д. 38, в отношении ремонта фасада, фундамента, внутридомовых инженерных систем, подвальных помещений, а также в отношении разработки проектной документации на проведение капитального ремонта и строительного контроля - на 2030 - 2032 годы, а в отношении ремонта крыши, разработки проектной документации на проведение капитального ремонта и строительного контроля - на 2042 - 2044 годы.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит опубликованию на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области" в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Судья |
М.С. Рудаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Свердловского областного суда от 22 мая 2023 г. N 3а-414/2023 "По административному исковому заявлению заместителя прокурора Свердловской области к Правительству Свердловской области о признании недействующим в части нормативного правового акта"
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru) 3 июня 2023 г.
"Областная газета" от 3 июня 2023 г. N 119 (9634)