Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 7 марта 2023 г. - Приказ Министерства образования Республики Мордовия от 7 марта 2023 г. N 199
Приложение
к приказу Министерства образования
Республики Мордовия
от 03.08.2022 г. N 848
Положение
о формировании, подготовке и использовании кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия
7 марта 2023 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок формирования кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия, устанавливает единые принципы работы с кадровым резервом на основе задач национального проекта "Образование", государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия", является инструментом формирования эффективной кадровой политики в образовательных организациях.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", "Общей концепцией формирования и использования резерва управленческих кадров в Российской Федерации", одобренной Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров (протокол N 5 от 29.11.2017), Профессиональным стандартом "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.04.2021 N 250н, Указом Главы Республики Мордовия от 10.06.2019 N 132-УГ "Об утверждении положения о порядке формирования и использования резерва управленческих кадров Республики Мордовия".
1.3. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций проводится в целях обеспечения образовательных организаций квалифицированными, успешными лидерами, обладающими высоким профессиональным и личностным потенциалом.
1.4. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
1) кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия - это целенаправленно сформированная группа высококвалифицированных и перспективных специалистов, обладающих необходимыми для назначения на управленческие должности системы образования Республики Мордовия профессиональными и личностными качествами, положительно зарекомендовавших себя на занимаемых должностях и прошедших необходимую профессиональную подготовку;
2) субъекты кадрового резерва руководителей образовательных организаций - исполнительный орган власти в сфере образования Республики Мордовия, органы местного самоуправления и организации, обладающие полномочиями и компетенциями по формированию, подготовке и использованию кадрового резерва руководителей образовательных организаций в сфере образования Республики Мордовия;
3) муниципальный кадровый резерв руководителей образовательных организаций - резерв управленческих кадров, формируемый органом местного самоуправления Республики Мордовия;
4) целевые управленческие должности - управленческие должности системы образования Республики Мордовия, назначения на которые осуществляются преимущественно из кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
5) единый банк данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия - база данных, содержащая стандартизированную информацию о лицах, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия и муниципальные кадровые резервы руководителей образовательных организаций;
6) региональный оператор единого банка данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия - организация, наделенная исполнительным органом власти в сфере образования Республики Мордовия полномочиями по формированию, ведению и использованию единого банка данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
7) индивидуальный план профессионально-личностного развития - документ, содержащий рекомендации по развитию профессионально-личностных качеств лица, включенного в кадровый резерв руководителей образовательных организаций, и определяющий направления такого развития.
1.5. Кадровый резерв руководителей образовательных организаций формируется в целях повышения качества кадрового состава руководителей образовательных организаций и решения следующих задач:
1) обеспечить отбор в кадровый резерв руководителей образовательных организаций лиц из числа инициативных и компетентных специалистов, обладающих наиболее высоким управленческим потенциалом;
2) формировать, осуществлять ведение и использование единого банка данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций для своевременного замещения вакантных целевых управленческих должностей системы образования Республики Мордовия;
3) создать условия для развития профессионально-личностных ресурсов лиц, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций.
1.6. Принципы формирования кадрового резерва руководителей образовательных организаций:
1) равный доступ работников образовательных организаций к зачислению в резерв в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;
2) объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов для зачисления в кадровый резерв руководителей образовательных организаций осуществляется коллегиально на основе единых критериев);
3) добровольность включения и нахождения в кадровом резерве руководителей образовательных организаций;
4) гласность и доступность информации о формировании кадрового резерва руководителей образовательных организаций и осуществлении работы с ним;
5) единство подходов к формированию требований и критериев отбора лиц, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций, к их подготовке и профессионально-личностному развитию, направлениям и способам эффективной реализации;
6) комплексный подход к оценке профессионально-личностных ресурсов лиц, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций, на основе анализа совокупности всех составляющих управленческого потенциала;
7) перспективность (список кандидатов создается как для текущих нужд кадрового резерва руководителей образовательных организаций, так и для будущих).
1.7. Субъектами формирования, подготовки и использования кадрового резерва руководителей образовательных организаций являются:
1) Министерство образования Республики Мордовия (далее - Министерство);
2) ГБУ РМ "Центр оценки качества образования - "Перспектива" (далее - Центр оценки);
3) органы местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Саранск Республики Мордовия;
4) ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру".
2. Взаимодействие субъектов кадрового резерва руководителей образовательных организаций
2.1. Деятельность по формированию, подготовке и использованию кадрового резерва руководителей образовательных организаций осуществляется на основании соглашений, заключенных между администрациями муниципальных районов, городского округа Саранск Республики Мордовия и Министерством, и предусматривает следующие направления работы:
1) прогнозирование количества вакантных целевых должностей управленческих кадров;
2) формирование и использование единого банка данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
3) подготовка рекомендаций по составлению индивидуальных планов профессионально-личностного развития лиц, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций.
2.2. Формирование муниципальных кадровых резервов руководителей образовательных организаций осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Саранск Республики Мордовия в установленном ими порядке.
2.3. Формирование кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия осуществляется в порядке, предусмотренном п. 3 настоящего Положения.
2.4. Единый банк данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия формируется и ведется Центром оценки и может быть использован субъектами кадрового резерва руководителей образовательных организаций для осуществления своевременного замещения вакантных должностей руководителей. В целях организации эффективного взаимодействия Центра оценки с субъектами кадрового резерва руководителей образовательных организаций Министерство вправе заключать дополнительные договоры и соглашения с муниципальными органами управления образования.
2.5. Функции регионального оператора по формированию и использованию единого банка данных:
- формирование и ведение единого банка данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия;
- администрирование, координация и контроль деятельности муниципальных операторов по ведению муниципального банка данных;
- организационная и консультационная поддержка муниципальных операторов и иных участников взаимодействия;
- мониторинг информационного наполнения и поддержания в актуальном состоянии материалов единого банка данных;
- защита информации, содержащейся в едином банке данных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации;
- анализ информации, находящейся в едином банке данных, и предоставление его результатов в Министерство и субъектам формирования, подготовки и использования кадрового резерва руководителей образовательных организаций;
- предотвращение информационных потерь, резервное копирование и восстановление единого банка данных, в том числе на бумажных носителях.
2.6. Функции муниципальных операторов по формированию единого банка данных:
- назначение должностных лиц, ответственных за формирование и использование банков данных муниципальных кадровых резервов (далее - муниципальные банки данных);
- подготовка правовых актов, регламентирующих первичное наполнение муниципальных банков данных и поддержание их в актуальном состоянии;
- обеспечение своевременного информационного наполнения и поддержания в актуальном состоянии материалов муниципальных банков данных;
- подготовка предложений по модернизации, поддержке и развитию единого банка данных.
2.7. Копии муниципальных правовых актов о назначении ответственных должностных лиц и документов, регулирующих формирование и ведение муниципальных банков данных, направляются региональному оператору.
2.8. Информация о лицах, включенных в муниципальные банки данных, должна быть стандартизирована в соответствии со структурой единого банка данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия.
Инструкция по информационному наполнению единого банка данных разрабатывается Центром оценки и доводится до сведения муниципальных операторов.
Муниципальные операторы обновляют в оперативном режиме (в течение 5 рабочих дней со дня получения изменений) сведения о лицах, включенных в муниципальные банки данных.
2.9. Ответственность за полноту, актуальность и достоверность сведений, внесенных в муниципальные банки данных, несет муниципальный оператор. Изменения, внесенные в муниципальные банки данных, должны быть подтверждены соответствующими документами.
2.10. По результатам изучения и оценки профессионально-личностных особенностей лиц, включенных в единый банк данных кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия, ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ~ "Педагог13.ру" разрабатываются рекомендации по развитию профессионально-личностных ресурсов, определяющие направления и способы такого развития, которые отражаются в индивидуальных планах профессионально-личностного развития и направляются лицам, включенным в кадровый резерв руководителей образовательных организаций.
2.11. На основе индивидуальных планов профессионально-личностного развития лиц, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций, органы местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Саранск Республики Мордовия, руководители организаций, подведомственных Министерству, составляют заявки на проведение курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и иных форм развития профессионально-личностных ресурсов лиц, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций, и направляют в ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру".
2.12. ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог13.ру" разрабатывает и реализует комплексную программу подготовки лиц, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций.
2.13. С целью измерения динамики изменения уровня развития профессионально-личностных ресурсов лиц, включенных в кадровый резерв руководителей образовательных организаций, Центр оценки проводит оценочные и диагностические мероприятия, результаты которых используются для изучения эффективности работы с кадровым резервом руководителей.
2.14. Информация о кадровом резерве руководителей образовательных организаций размещается на официальных сайтах Министерства и Центра оценки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", сайтах органов местного самоуправления муниципальных районов, городского округа Саранск Республики Мордовия.
3. Требования к кандидатам на включение в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия
3.1. Кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия формируется по двум группам в зависимости от уровня готовности кандидата для замещения должности руководителя образовательной организации:
1) оперативный кадровый резерв - лица, компетенции, опыт и общий уровень подготовки которых соответствуют общим и специальным требованиям, указанным в п. 3.2 и п. 3.3;
2) перспективный кадровый резерв - лица, компетенции, опыт и общий уровень подготовки которых соответствуют общим требованиям, указанным в п. 3.2.
3.2. К кандидатам на включение в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия предъявляются следующие общие требования:
- возраст от 27 до 55 лет;
- высшее образование уровня "магистратура" или "специалитет", стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет;
- высокий профессионально-личностный потенциал и мотивация к включению в резерв руководителей;
- наличие профессиональных достижений, характеризующих кандидата как эффективного специалиста, обладающего способностями к управлению;
- отсутствие судимости;
- отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению деятельности в образовательной организации.
3.3. К кандидатам в оперативный кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия предъявляются также специальные требования к уровню образования: высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
4. Отбор на включение в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия
4.1. Выдвижение кандидатов для включения в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия может проводиться следующими способами:
- по представлению муниципальных органов управления образования, государственных организаций, подведомственных Министерству;
- в порядке самовыдвижения.
4.2. Выдвижение кандидата муниципальными органами управления образования, государственными организациями, подведомственными Министерству, для включения в кадровый резерв руководителей, осуществляется только с его согласия.
4.3. Для включения в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия кандидат предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также следующий перечень документов:
1) заявление кандидата;
2) представление муниципального органа управления образования, государственной организации, подведомственной Министерству, на имя Министра образования Республики Мордовия (при наличии) или резюме (при самовыдвижении);
3) анкета кандидата с приложением фотографии;
4) согласие на обработку персональных данных;
5) копии документов об образовании и о квалификации, о дополнительном профессиональном образовании, а также при наличии - о присвоении ученой степени, ученого звания;
6) копия трудовой книжки и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, или иные документы, подтверждающие трудовую деятельность;
7) справка об отсутствии судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (копия документа для работающего в образовательной организации);
8) документ, подтверждающий отсутствие заболеваний, препятствующих осуществлению деятельности в образовательной организации;
9) иные документы, отражающие результаты профессиональной деятельности (по желанию кандидата).
4.4. Отбор на включение в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия производится по приказу Министерства не реже одного раза в три года комиссией по формированию кадрового резерва руководителей образовательных организаций Республики Мордовия (далее - Комиссия).
4.5. Общая численность Комиссии составляет не менее 9 человек, в том числе председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.
4.6. Персональный состав Комиссии утверждается приказом Министерства и формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который может повлиять на принимаемое Комиссией решение.
Председателем Комиссии является Министр образования Республики Мордовия. Председатель Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии, проводит заседания Комиссии и осуществляет контроль за реализацией решений, принятых Комиссией. В период отсутствия председателя Комиссии его функции исполняет заместитель председателя Комиссии.
Для обеспечения работы Комиссии назначается секретарь Комиссии, который осуществляет организационное обеспечение работы Комиссии: подготовка заседаний, ведение протоколов заседаний Комиссии.
4.7. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от состава Комиссии.
4.8. Решение Комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов участников заседания в отсутствие кандидата. При равном количестве голосов участников заседания Комиссии решение считается принятым в пользу кандидата. Решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, секретарем и членами Комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в Центре оценки.
4.9. Работа, связанная с объявлением, организацией, проведением отбора кандидатов в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия, осуществляется Центром оценки.
4.10. Отбор кандидатов проводится в три этапа:
1) прием и анализ представленных кандидатами документов;
2) тестирование и диагностика развития личностных качеств;
3) собеседование в форме защиты кандидатом управленческого проекта по развитию образовательной организации (далее - Управленческий проект).
4.11. Первый этап отбора предусматривает следующие действия:
- размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" Министерства и Центра оценки объявления о приеме документов для участия в отборе;
- прием и регистрация документов;
- анализ представленных документов, проверка полноты и правильности оформления;
- подготовка протокола Комиссии о допуске кандидатов ко второму этапу отбора в кадровый резерв руководителей;
- информирование кандидатов об итогах первого этапа отбора в резерв одним из способов, указанных ими в заявлении о включении в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия.
4.12. Не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня издания приказа Министерства образования о проведении отбора на официальных сайтах в сети "Интернет" Министерства и Центра оценки, размещается объявление о приеме документов для участия в отборе, содержащее информацию о месте, времени, сроках подачи документов и гиперссылку на документ, регламентирующий порядок отбора кандидатов в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия.
4.13. В течение 30 (тридцати) календарных дней со дня объявления конкурсного отбора Центром оценки организуется прием и регистрация представленных документов, устанавливается их соответствие обозначенному выше перечню документов. Несвоевременное представление документов или представление их не в полном объеме является основанием для отказа в их приеме и регистрации,
4.14. В течение 5 (пяти) рабочих дней после окончания срока приема и регистрации документов Центром оценки проводится рассмотрение представленных кандидатами документов, в ходе которого устанавливается соответствие кандидатов общим требованиям к возрасту, уровню образования и опыту работы.
4.15. По итогам рассмотрения документов Центр оценки формирует списки кандидатов, допущенных ко второму этапу отбора, и представляет их в Комиссию для утверждения.
4.16. Не позднее чем за 15 (пятнадцать) календарных дней до начала второго этапа отбора информация об итогах первого этапа отбора и о дате, месте, времени и порядке проведения второго этапа размещается на официальных сайтах Министерства и Центра оценки в сети "Интернет" и доводится до сведения кандидатов одним из способов, указанных ими в заявлении о допуске к участию в отборе.
4.17. Второй этап отбора проводится не позднее чем через 30 (тридцать) календарных дней после дня завершения приема документов и включает в себя следующие оценочные процедуры:
- тестирование;
- диагностика развития личностных качеств.
4.18. Тестирование, а также диагностика развития личностных качеств (далее - диагностика), результаты которой используются для составления индивидуальных планов профессионально-личностного развития и могут быть учтены Комиссией, предшествуют собеседованию и проводятся Центром оценки в присутствии уполномоченного председателем Комиссии члена Комиссии не позднее чем за неделю до даты проведения собеседования. Перечень нормативно-правовых актов и примерных вопросов для подготовки к тестированию разрабатывается Центром оценки, утверждается приказом Министерства и размещается на официальных сайтах Министерства и Центра оценки.
4.19. Кандидат знакомится с результатами диагностики в Центре оценки, в случае его согласия результаты диагностики направляются в Комиссию.
4.20. По итогам прохождения кандидатами тестирования Центром оценки оформляется протокол результатов тестирования кандидатов на включение в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия, который подписывает директор Центра оценки и уполномоченный председателем Комиссии член Комиссии, присутствовавший на тестировании. Протокол в течение 3 (трех) рабочих дней направляется в Комиссию.
4.21. Неявка кандидата без уважительных причин на тестирование и диагностику в объявленные на официальных сайтах в сети "Интернет" дату и время является основанием для отстранения кандидата от дальнейшего участия в отборе на включение в кадровый резерв руководителей образовательных организаций.
4.22. В случае неявки кандидата по уважительным причинам на тестирование и диагностику в объявленные на официальных сайтах в сети "Интернет" дату и время, устанавливается дополнительный день при условии предоставления кандидатом подтверждающего документа о причине отсутствия.
4.23. Не позднее чем за 5 (пять) календарных дней до даты проведения собеседования информация об итогах тестирования и о дате, месте, времени и порядке проведения собеседования доводится до сведения кандидатов одним из способов, указанных ими в заявлении о включении в кадровый резерв руководителей образовательных организаций Республики Мордовия.
4.24. Комиссия рассматривает результаты тестирования и проводит собеседование с кандидатом. Собеседование с кандидатами проводится членами Комиссии в форме защиты кандидатом Управленческого проекта.
4.25. Представленные кандидатами Управленческие проекты оцениваются Комиссией по следующим критериям:
- актуальность (необходимость и своевременность реализации проектной идеи для совершенствования и развития фрагмента образовательной системы);
- эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся в системе образования ресурсов);
- реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально-технических и временных ресурсов);
- полнота и целостность (развернутая концепция проекта - проектная идея, описание проблем, постановка целей, формирование задач, содержательная и организационная модель образовательной системы или ее фрагмента, план реализации проекта с ресурсным обеспечением);
- согласованность структурных частей проекта (соответствие анализа ситуации описанию проблем, соответствие концепции основным направлениям деятельности, соответствие целей и задач проекта существующим и необходимым ресурсам: технологическим, организационным, профессиональным, финансовым и т.д.);
- реализуемость проекта (наличие, вовлеченность и согласо
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.