Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
Правительства Тамбовской области
от 05.06.2023 N 436
Положение
о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Тамбовской области, утвержденным постановлением Главы Тамбовской области от 15.12.2022 N 60, устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) (далее - геологический надзор).
1.2. Предметом геологического надзора в отношении участков недр местного значения является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тамбовской области, принятыми в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Тамбовской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
1.3. Перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках геологического надзора:
технические проекты разработки месторождений полезных ископаемых, технические проекты строительства и эксплуатации подземных сооружений, технические проекты ликвидации и консервации буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, предусмотренные статьей 23.2 Закона "О недрах";
проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";
документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";
план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";
разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";
решение о согласовании нормативов потерь общераспространённых полезных ископаемых, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, предусмотренных статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.4. Исполнительным органом Тамбовской области, уполномоченным на осуществление геологического надзора, является министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области (далее - министерство).
1.5. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление геологического надзора, являются:
министр экологии и природных ресурсов Тамбовской области (далее - министр);
заместитель министра - начальник управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
заместитель начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
начальник отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
заместитель начальника отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
главный консультант отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
консультант отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства.
1.6. Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), являются: министр, заместитель министра - начальник управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства, заместитель начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства.
1.7. Министерство обеспечивает учет объектов геологического надзора (далее - объекты контроля) посредством ведения реестра объектов контроля (далее - реестр).
Получение сведений об объектах контроля осуществляется министерством ежегодно до 01 сентября текущего года:
из информации Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), запрашиваемой в рамках межведомственного взаимодействия должностным лицом министерства, уполномоченным на ведение реестра;
из ежегодного анализа регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - реестр объектов HBOC), проводимого должностным лицом министерства, уполномоченным на ведение реестра.
Актуализация реестра (внесение объектов контроля, либо внесение изменений об объектах контроля в реестр) осуществляется в течение 10 дней с момента получения информации из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, окончания проведения ежегодного анализа реестра объектов HBOC соответственно.
Реестр оформляется в соответствии с формой, утверждаемой министерством, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте министерства (далее - официальный сайт министерства).
Ведение Реестра осуществляется должностными лицами министерства.
Реестр размещается на официальном сайте министерства в течение 10 дней после его актуализации.
Сведения об объектах контроля вносятся должностными лицами министерства в государственную информационную систему "Типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности".
1.8. Объектами контроля являются деятельность, действия (бездействие) организаций и граждан в отношении участков недр местного значения, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования.
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении геологического надзора
2.1. Геологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических мероприятий и КНМ относит объекты геологического надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск;
умеренный риск;
низкий риск.
Отнесение объектов контроля к одной из предусмотренных настоящим Положением категории риска осуществляется министерством ежегодно при формировании плана проведения плановых КНМ (далее - План) и при формировании программы профилактики рисков на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления геологического надзора, приведенными в приложении к настоящему Положению.
В случае если объект контроля не отнесен министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.3. Периодичность плановых КНМ определяется по каждому виду КНМ, определенных пунктом 4.1 настоящего Положения, для каждой категории риска:
для категории среднего риска:
инспекционный визит - 1 раз в 4 года;
рейдовый осмотр - 1 раз в 4 года;
документарная проверка - 1 раз в 4 года;
выездная проверка - 1 раз в 4 года;
для категории умеренного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 5 лет;
рейдовый осмотр - 1 раз в 5 лет;
документарная проверка - 1 раз в 5 лет;
выездная проверка - 1 раз в 5 лет.
Плановые КНМ не проводятся в отношении объектов геологического надзора, отнесенных к категории низкого риска.
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия проводятся министерством в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении геологического надзора министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.4. По итогам обобщения правоприменительной практики министерством обеспечивается подготовка ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
В целях публичного обсуждения проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте министерства с указанием срока публичного обсуждения и указанием адреса электронной почты для направления предложений и замечаний.
По истечении срока публичного обсуждения министерство дорабатывает проект доклада с учетом поступивших предложений и замечаний.
Доклад о правоприменительной практике до 01 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в течение 2 рабочих дней с даты его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад министерства о состоянии государственного контроля (надзора) и размещается до 15 марта года, следующего за отчетным в информационной системе Министерства экономического развития Российской Федерации monitoring.ar.gov.ru и на официальном сайте министерства.
3.5. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе в течение 15 дней с даты после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, уставленном частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
Возражения должны содержать следующую информацию:
сведения о контролируемом лице;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований с приложением документов, подтверждающих обоснованность своей позиции, или их заверенных копий (если контролируемое лицо считает это необходимым), либо в согласованный срок представить их в министерство;
способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Возражение рассматривается министерством в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения министерство принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение; отказывает в удовлетворении возражения в случае необоснованности представленных возражений.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней после принятия решения.
Результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения учитываются вместе с предостережениями в журнале учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Соответствующие данные используются министерством для проведения иных профилактических мероприятий и КНМ.
3.6. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением геологического надзора) осуществляется должностным лицом министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
Консультирование осуществляется должностным лицом министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, КНМ.
Консультирование в устной и письменной форме осуществляется по следующим вопросам:
соблюдение обязательных требований;
периодичность и порядок проведения КНМ;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе КНМ;
основания для включения поднадзорных субъектов в план проведения плановых проверок;
порядок обжалования решений должностных лиц министерства, их действий (бездействий).
Консультирование в письменной форме по указанным вопросам осуществляется в случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений от различных контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства письменного разъяснения, подписанного начальником контрольного (надзорного) органа, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Учет консультирований ведется в журнале учета консультирований.
3.7. Профилактический визит проводится должностным лицом министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в контролируемой сфере. Министерство обязано предложить таким контролируемым лицам проведение профилактического визита не позднее, чем в течение 1 года с момента начала их деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица через его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) Портале государственных и муниципальных услуг Тамбовской области в форме электронного документа или почтовым отправлением с уведомлением о получении, в случае направления на бумажном носителе.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, направившее уведомление о проведении обязательного профилактического визита не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
4. Виды КНМ, осуществляемых в рамках геологического надзора, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого КНМ
4.1. В рамках осуществления геологического надзора министерством осуществляются следующие КНМ при взаимодействии с контролируемыми лицами:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
В рамках осуществления геологического надзора министерством без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется:
выездное обследование;
наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.2. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия (далее - КНД):
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.3. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие КНД:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.4. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие КНД:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
4.5. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие КНД:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.6. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться следующие КНД:
осмотр;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.7. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) проводится сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у министерства, в том числе данных, которые поступают в министерство в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
4.8. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать:
50 часов для малого предприятия;
15 часов для микропредприятия.
4.9. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра и выездной проверки в рамках КНД (осмотр, опрос, отбор проб (образцов), инструментальное обследование) в случае выявления нарушений обязательных требований должностное лицо министерства для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись. При проведении документарной проверки должностное лицо министерства для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать технические средства копирования, находящиеся в распоряжении должностного лица министерства.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, а также технических средств копирования доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении КНМ принимается должностным лицом министерства самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении министерства технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи (фотоаппарат, сотовый телефон, копировальный аппарат, сканер).
При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований;
аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения КНМ непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи;
в ходе записи подробно фиксируются и указываются место и событие, имеющегося нарушения обязательных требований;
информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте КНМ с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация;
фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту КНМ.
4.10. КНМ проводятся на плановой и внеплановой основе.
4.11. Плановые КНМ проводятся на основании Плана с периодичностью, предусмотренной пунктом 2.3 настоящего Положения.
4.12. Внеплановые КНМ проводятся по следующим основаниям:
наличие у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, установленным индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными настоящим Положением, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, проводится внеплановая выездная проверка.
При наличии оснований, предусмотренных абзацами третьим, четвертым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьями 62, 63 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем пятым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.13. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении КНМ в следующих случаях:
временной нетрудоспособности контролируемого лица;
нахождения контролируемого лица за пределами Тамбовской области (в служебной командировке, в связи с отпуском);
применения к гражданину административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку.
Информация контролируемого лица должна содержать:
описание обстоятельств, влияющих на невозможность присутствия контролируемого лица при проведении КНМ;
срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении КНМ.
При представлении указанной информации проведение КНМ переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих возможности присутствия контролируемого лица при проведении КНМ.
5. Обжалования решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Жалоба на решение и действия (бездействие) должностных лиц министерства рассматривается министром.
Жалоба рассматривается министром в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней министром в следующих исключительных случаях:
проведение в отношении должностного лица министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
отсутствие должностного лица министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка);
необходимость проведения сложных и (или) длительных экспертиз.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенного действия (бездействия) возлагается на министерство.
По итогам рассмотрения жалобы министр принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение министерства, его должностных лиц полностью или частично;
отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
5.2. Судебное обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.