Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Министерства образования
и науки Республики Башкортостан
от 19 апреля 2023 года N 984
"Приложение N 1
к приказу
Министерства образования
и науки Республики Башкортостан
от 21 июля 2021 года N 1484
Положение
о создании и функционировании в Республике Башкортостан региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о создании и функционировании в Республике Башкортостан региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее соответственно - Положение, система научно-методического сопровождения, РС НМС) определяет цели и задачи, направления, принципы формирования, структуру и субъекты РС НМС, методологические, содержательные и организационные основы формирования единого пространства непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров в целях обеспечения реализации мероприятий регионального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в части создания условий для развития кадрового потенциала и профессионального роста педагогических работников и управленческих кадров системы образования Республики Башкортостан.
1.2. Правовая основа создания и функционирования региональной системы научно-методического сопровождения:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" ";
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 3273-р;
Паспорт федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 года N 16;
распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 года N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров";
иные правовые акты Российской Федерации, Республики Башкортостан, настоящее Положение.
1.3. Понятия, используемые в настоящем Положении:
единая федеральная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - ЕФС) - это совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой субъектов научно-методической деятельности, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
субъект научно-методической деятельности - физическое или юридическое лицо, осуществляющее деятельность по научно-методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования - элемент цифровой образовательной среды, созданный для формирования единого образовательного пространства и развития цифровой образовательной среды дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров, который консолидирует образовательные возможности участников системы дополнительного профессионального образования, унифицирует подходы к непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров, в том числе повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
"федеральный реестр дополнительных профессиональных программ" (далее - Федеральный реестр) - инструмент единого федерального портала дополнительного профессионального образования, созданный для обеспечения доступа к качественным дополнительным профессиональным программам (далее - программы ДПО), отвечающим современным задачам системы образования;
научно-методический центр сопровождения педагогических работников (далее - научно-методический центр) - структурное подразделение образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений подготовки 44.00.00 "Образование и педагогические науки", обладающее потенциалом научного, проектного и методического развития и осуществляющее проведение прикладных исследований образовательных систем, тиражирование образовательных практик, внедрение научных достижений и передовых педагогических технологий в сферу образования;
региональная система научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров (далее - РС НМС) - региональный сегмент ЕФС; совокупность взаимосвязанных и интегрированных между собой, но при этом относительно самостоятельных субъектов научно-методической деятельности регионального уровня, обеспечивающих сопровождение педагогических работников и управленческих кадров в непрерывном развитии профессионального мастерства, в том числе в рамках повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки с учетом выявленных профессиональных дефицитов, построения на их основе индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров, а также использования стажировочных площадок и внедрения механизмов наставничества;
центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМ) - центр непрерывного повышения профессионального мастерства Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Уфимский многопрофильный профессиональный колледж, осуществляющий координацию деятельности субъектов РС НМС в области непрерывного развития профессионального мастерства, в том числе в рамках дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций, в ходе разработки и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
региональный методист - педагогический работник - штатный сотрудник ЦНППМ или привлекаемый к работе в ЦНППМ по договору гражданско-правового характера и в иных формах сотрудничества, осуществляющий сопровождение непрерывного профессионального развития педагогических работников, в том числе оказывающий адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников, обобщающий и распространяющий информацию о передовых технологиях обучения и воспитания, отечественном и мировом опыте в сфере образования;
региональный методический актив - объединение региональных методистов, сформированное из числа лиц, прошедших диагностику профессиональных компетенций и повышение квалификации в области методической поддержки педагогических работников;
тьютор - педагогический работник, обеспечивающий освоение содержания программ дополнительного профессионального образования, в том числе из Федерального реестра;
методическая служба - совокупность субъектов научно-методической деятельности различных уровней, осуществляющих сопровождение системы методической работы, направленной на преодоление профессиональных дефицитов и развитие профессионального мастерства педагогических работников;
педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. К педагогическим работникам не относятся педагогические работники образовательных организаций высшего образования;
управленческие кадры - физические лица, которые в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляют руководство этой организацией, в том числе выполняют функции ее единоличного исполнительного органа. К управленческим кадрам относятся: руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, заместитель руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, руководитель структурного подразделения организации, осуществляющей образовательную деятельность;
профессиональное педагогическое сообщество - объединение педагогических работников с общими ценностями, профессиональными ориентирами, нормами мышления, поведения и взаимодействия, формирующими профессиональную среду на уровне образовательной организации, органа местного самоуправления, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации;
профессиональные компетенции - способность и готовность успешно действовать на основе практического опыта, знаний, умений и навыков при решении профессиональных задач;
индивидуальный образовательный маршрут - комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическими работниками и управленческими кадрами необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров, их личностные ресурсы, педагогические и управленческие условия образовательной организации, в которой они работают, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования;
стажировочная площадка - статус, присваиваемый образовательной организации, осуществляющей деятельность по трансляции позитивного инновационного опыта, эффективных педагогических и управленческих практик в процессе реализации дополнительных профессиональных программ;
непрерывное профессиональное развитие педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития. Может осуществляться как в процессе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и в рамках неформального образования педагогических работников и управленческих кадров;
неформальное образование педагогических работников и управленческих кадров - комплекс образовательных мероприятий, не сопровождающихся выдачей документов об образовании и (или) о квалификации, а также документов об обучении, результатом которых является совершенствование профессиональных компетенций и овладение новыми компетенциями, необходимыми на определенном этапе профессионального развития.
2. Целевые ориентиры развития РС НМС педагогических работников
2.1. Целью развития РС НМС является повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в контексте достижения приоритетных задач в сфере образования на период до 2024 года.
2.2. Стратегические задачи развития РС НМС:
интеграция процессов и результатов деятельности субъектов РС НМС в рамках единого научно-методического пространства непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
развитие системы "горизонтальных" связей сегментов РС НМС в части обмена эффективными педагогическими и управленческими практиками и в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
актуализация содержания и экспертиза качества программ ДПО, цифровизация образовательных технологий и персонификация образовательных треков непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
развитие системы адресного научно-методического сопровождения субъектов РС НМС и субъектов научно-методической деятельности в рамках ключевых процессов непрерывного повышения профессионального мастерства, в том числе способствующего устранению профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров, выявленных на основе диагностики их профессиональных компетенций;
формирование единых подходов к работе региональных методистов, оценке их эффективности.
2.3. Системные эффекты развития РС НМС:
для педагогических работников и управленческих кадров:
снижение уровня профессиональных (педагогических и управленческих) дефицитов;
повышение мотивации педагогических работников и управленческих кадров к обновлению методов обучения и воспитания;
снижение уровня "профессионального выгорания" педагогических работников и управленческих кадров;
для системы дополнительного профессионального образования:
повышение информационной открытости и "прозрачности" процессов в системе дополнительного профессионального образования;
повышение качества результатов в системе дополнительного профессионального образования;
сокращение "разрыва" в показателях эффективности региональных систем дополнительного профессионального образования;
для системы образования в целом:
системный подход к управлению качеством образования на уровне Республики Башкортостан и на уровне субъектов РС НМС;
повышение качества образования на различных уровнях.
2.4. Взаимодействие субъектов РС НМС, нацеленное на повышение эффективности системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров, осуществляется в рамках следующих основных направлений:
Направление 1 "Управление системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 1), включая:
стратегическое планирование и организацию ключевых процессов в рамках РС НМС;
координацию взаимодействия субъектов РС НМС регионального и муниципального уровней;
координацию взаимодействия субъектов РС НМС, деятельности региональных методистов;
оценку эффективности РС НМС, отдельных субъектов РС НМС.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 1 на региональном уровне являются:
разработка и внедрение организационно-методической и иной документации, сопровождающей функционирование РС НМС (комплексы мер (дорожные карты), соглашения (договоры) о сотрудничестве и т.д.);
разработка критериев и индикаторов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
организация и проведение мониторингов эффективности функционирования РС НМС, отдельных субъектов РС НМС;
формирование и организация деятельности регионального методического актива.
Направление 2 "Непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров" (далее - Направление 2), включая:
диагностику профессиональных компетенций;
проектирование и сопровождение прохождения педагогическими работниками и управленческими кадрами индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного повышения профессионального мастерства;
совершенствование качества образовательного контента программ ДПО, в том числе представляемых к включению в Федеральный реестр;
реализацию программ ДПО, в том числе в форме стажировок;
внедрение системы наставничества педагогических работников, включая педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 2 являются:
на региональном уровне:
повышение квалификации педагогических работников и управленческих кадров с учетом выявленных профессиональных дефицитов;
организация стажировок (в том числе на базе высокотехнологичной инфраструктуры, созданной в рамках национального проекта "Образование");
построение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров на основе диагностики профессиональных компетенций;
организация деятельности по совершенствованию профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществление профилактики профессионального выгорания педагогических работников;
на уровне образовательной организации:
разработка совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
организация взаимодействия и взаимообучения педагогических работников;
сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы.
Направление 3 "Содержательно-методическое обеспечение непрерывного профессионального (педагогического) образования" (далее - Направление 3).
Системообразующими мероприятиями в рамках Направления 3 являются:
на региональном уровне:
обеспечение педагогических работников и управленческих кадров методическими рекомендациями, материалами (в том числе цифровыми);
ведение регионального банка успешных педагогических и управленческих практик (базы данных дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП)), реализуемых в Республике Башкортостан, профессиональных педагогических сообществ, передового педагогического опыта, реестры стажировочных площадок и т.д.);
информирование педагогической общественности об основных тенденциях развития образования;
руководство деятельностью инновационных площадок по реализации проектов;
на уровне образовательной организации:
методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов;
обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
анализ, апробация и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
организация взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования.
2.5. Принципы создания РС НМС:
соответствие деятельности РС НМС приоритетным задачам в сфере образования;
активное сетевое взаимодействие между субъектами научно-методической деятельности, обеспечивающее синергетический эффект от объединения и использования ресурсов партнеров для разработки, апробации и внедрения инновационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
совместное планирование и принятие решений на региональном уровне, то есть постановка задач и их выполнение на основе составления единого плана работ, согласованного и эффективного использования имеющихся кадровых, инфраструктурных и финансовых ресурсов;
ориентация и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования;
взаимная ответственность и доверие, то есть принятие решений между методическими службами на основе равноправия и взаимности выгод и обязательств;
координация и интеграция деятельности методических служб различных уровней.
3. Структура и функции субъектов РС НМС
3.1. В состав РС НМС входят:
Министерство образования и науки Республики Башкортостан (далее - Минобрнауки РБ);
ЦНППМ;
региональный методический актив;
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" (по согласованию);
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уфимский университет науки и технологий" (по согласованию);
Государственное автономное учреждение Республики Башкортостан Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов;
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Башкортостан";
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Региональный методический центр дополнительного образования Республики Башкортостан;
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Белорецкий педагогический колледж;
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж;
региональные учебно-методические объединения;
методические советы;
региональные профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.).
3.2. Функции субъектов РС НМС:
3.2.1. Минобрнауки РБ:
утверждает комплекс мер (дорожную карту) по созданию РС НМС;
обеспечивает условия (материально-технические, финансовые, кадровые и иные) для достижения показателей функционирования РС НМС;
осуществляет мониторинг эффективности функционирования РС НМС;
обеспечивает заключение трехсторонних соглашений между Минобрнауки РБ, муниципальными органами управления образованием и ЦНППМ о взаимодействии и совместной реализации мероприятий, направленных на научно-методическое сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает финансирование региональной системы.
3.2.2. ЦНППМ:
взаимодействует с координатором ЕФС;
осуществляет деятельность на едином федеральном портале дополнительного профессионального образования;
координирует деятельность РС НМС;
организует процесс выявления профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
включает диагностический комплекс в индивидуальные образовательные маршруты, ДПП;
организует разработку и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организует разработку и внедрение различных форм адресной поддержки и сопровождения педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые три года работы;
организует внедрение целевой модели наставничества педагогических работников;
организует внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
координирует осуществление методической (научно-методической) деятельности общественно-профессиональных объединений;
организует проведения стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
осуществляет формирование и ведение реестра стажировочных площадок;
реализует практические модули ДПП на базе стажировочных площадок;
осуществляет экспертизу, анализ и обобщение результатов деятельности стажировочных площадок;
организует обучение педагогических работников и управленческих кадров Республики Башкортостан, в том числе по программам ДПО;
организует и осуществляет проведение курсов повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует вовлечение педагогических работников в экспертную деятельность;
осуществляет адресную методическую поддержку, консультирование, сопровождение педагогических работников и управленческих кадров;
осуществляет оказание методической помощи педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
осуществляет межкурсовое сопровождение (включая тьюторство и наставничество);
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение;
осуществляет сбор и анализ запросов на содержание и форматы ДПП;
осуществляет разработку актуальных ДПП, экспертизу ДПП;
осуществляет обеспечение предоставления необходимых данных для формирования паспорта дополнительного профессионального педагогического образования (далее - паспорт ДППО);
обеспечивает включение ДПП в Федеральный реестр ДПП.
Сотрудники ЦНППМ проходят обучение на базе координатора ЕФС.
3.2.3. Региональный методический актив осуществляет деятельность по методическому сопровождению педагогических работников и управленческих кадров по следующим направлениям:
посткурсовое сопровождение программ ДПО;
реализация программ повышения квалификации на завершающих этапах (в практической части) при каскадной системе повышения квалификации;
тьюторское сопровождение программ ДПО, включенных в Федеральный реестр;
выявление профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров;
построение и сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров;
организация взаимодействия, взаимопомощи и взаимообучения;
методическая помощь педагогическим работникам, осуществляющим педагогическую деятельность в общеобразовательных организациях с низкими образовательными результатами обучающихся;
оказание консультативной помощи и поддержки педагогическим работникам и управленческим кадрам.
Основу регионального методического актива составляют педагогические работники высшей квалификационной категории, имеющие высшее педагогическое образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
В состав регионального методического актива включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы. В состав регионального методического актива могут войти руководители методических объединений, методисты отделов образования (информационно-методические центры, научно-информационно-методические центры), ведущие и старшие эксперты предметных комиссий ОГЭ, ЕГЭ, тьюторы и наставники, лидеры профессиональных педагогических сообществ, педагогические работники, учащиеся которых демонстрируют стабильно высокие результаты.
3.2.4. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан:
осуществляет разработку диагностического комплекса;
осуществляет адресную поддержку педагогических работников в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы;
осуществляет внедрение и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
осуществляет проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
осуществляет формирование и ведение реестра стажировочных площадок;
осуществляет реализацию практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок;
проводит экспертизу и анализ результатов деятельности стажировочных площадок;
реализует обучение педагогических работников и управленческих кадров региона;
осуществляет включение диагностического комплекса в ДПП;
организует и проводит курсы повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
осуществляет межкурсовое сопровождение (включая тьюторство и наставничество);
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение;
обеспечивает вовлечение педагогических работников в методические и иные профессиональные (включая сетевые) сообщества;
осуществляет сбор и анализ запросов на содержание и форматы ДПП;
осуществляет разработку актуальных ДПП, экспертизу ДПП;
обеспечивает включение ДПП в Федеральный реестр ДПП;
оказывает методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
обеспечивает разработку и реализацию программ ДПО в соответствии с запросом, сформулированным на основе выявленных профессиональных дефицитов педагогических и управленческих кадров, в том числе с последующим включением в Федеральный реестр;
осуществляет организацию и проведение образовательных мероприятий для педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает предоставление необходимых данных для формирования паспорта ДППО.
3.2.5. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования "Центр опережающей профессиональной подготовки Республики Башкортостан":
обеспечивает контроль внедрения целевой модели наставничества педагогических работников в учреждениях среднего профессионального образования (далее - СПО);
обеспечивает тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
осуществляет обучение педагогических работников и управленческих кадров региона;
организует и проводит курсы повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
осуществляет проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает формирование и ведение реестра стажировочных площадок;
осуществляет реализацию практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок;
обеспечивает межкурсовое сопровождение (включая тьюторство и наставничество);
обеспечивает вовлечение педагогических работников в методические и иные профессиональные (включая сетевые) сообщества;
осуществляет сбор и анализ запросов на содержание и форматы ДПП;
осуществляет разработку актуальных ДПП;
обеспечивает включение ДПП в Федеральный реестр ДПП;
обеспечивает предоставление необходимых данных для формирования паспорта ДППО.
3.2.6. Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Региональный методический центр дополнительного образования Республики Башкортостан:
обеспечивает контроль внедрения целевой модели наставничества педагогических работников в учреждениях дополнительного образования;
обеспечивает адресную поддержку педагогических работников дополнительного образования в возрасте до 35 лет в первые 3 года работы;
обеспечивает тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
осуществляет обучение педагогических работников и управленческих кадров региона;
организует и проводит курсы повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
осуществляет проведение стажировок педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает формирование и ведение реестра стажировочных площадок;
осуществляет реализацию практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок;
обеспечивает межкурсовое сопровождение (включая тьюторство и наставничество);
обеспечивает вовлечение педагогических работников в методические и иные профессиональные (включая сетевые) сообщества;
осуществляет сбор и анализ запросов на содержание и форматы ДПП;
осуществляет разработку актуальных ДПП;
обеспечивает включение ДПП в Федеральный реестр ДПП;
обеспечивает предоставление необходимых данных для формирования паспорта ДППО.
3.2.7. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы" (по согласованию):
осуществляет выявление профессиональных дефицитов педагогических работников;
осуществляет разработку, апробацию и внедрение диагностического комплекса для оценки профессиональных компетенций педагогических работников;
осуществляет включение диагностического комплекса в индивидуальные образовательные маршруты;
осуществляет разработку индивидуальных образовательных маршрутов;
осуществляет тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
осуществляет включение диагностического комплекса в ДПП;
обеспечивает реализацию научно-методического сопровождения базовых общеобразовательных организаций;
организует и проводит курсы повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
оказывает методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами;
осуществляет проведение прикладных исследований образовательных систем;
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение;
осуществляет сбор и анализ запросов на содержание и форматы ДПП;
осуществляет разработку актуальных ДПП;
осуществляет включение ДПП в Федеральный реестр, экспертизу ДПП;
обеспечивает предоставление необходимых данных для формирования паспорта ДППО.
3.2.8. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Уфимский университет науки и технологий" (по согласованию):
осуществляет тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
осуществляет экспертизу диагностических комплексов;
проводит стажировки педагогических работников и управленческих кадров;
осуществляет формирование и ведение реестра стажировочных площадок;
осуществляет реализацию практических модулей ДПП на базе стажировочных площадок;
осуществляет экспертизу и анализ результатов деятельности стажировочных площадок;
осуществляет обучение педагогических работников и управленческих кадров региона;
организует и проводит курсы повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
осуществляет психолого-педагогическое сопровождение;
осуществляет сбор и анализ запросов на содержание и форматы ДПП;
осуществляет разработку актуальных ДПП;
осуществляет включение ДПП в Федеральный реестр ДПП;
осуществляет экспертизу ДПП;
обеспечивает предоставление необходимых данных для формирования паспорта ДППО.
3.2.9. Государственное автономное учреждение Республики Башкортостан Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов:
осуществляет выявление профессиональных дефицитов управленческих кадров;
осуществляет разработку диагностического комплекса;
осуществляет экспертизу диагностического комплекса;
осуществляет обучение педагогических работников и управленческих кадров региона;
обеспечивает включение диагностического комплекса в ДПП;
организует и проводит курсы повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
осуществляет сопровождение педагогических работников при прохождении аттестации на квалификационные категории;
осуществляет экспертизу ДПП;
обеспечивает предоставление необходимых данных для формирования паспорта ДППО.
3.2.10. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Белорецкий педагогический колледж:
осуществляет выявление, анализ и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
проводит стажировки педагогических работников и управленческих кадров;
организует и проводит курсы повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
обеспечивает предоставление необходимых данных для формирования паспорта ДППО.
3.2.11. Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж:
осуществляет выявление, анализ и тиражирование лучших инновационных педагогических и управленческих практик;
проводит стажировки педагогических работников и управленческих кадров;
организует и проводит курсы повышения квалификации (включая семинары, вебинары, практикумы, мастер-классы, интенсив-сессии, дизайн-сессии, ярмарки педагогических идей, воркшопы, деловые игры, стажировки и т.д.);
организует и проводит научно-практические конференции, конкурсы профессионального мастерства и иные просветительские мероприятия;
обеспечивает предоставление необходимых данных для формирования паспорта ДППО.
3.2.12. Региональные учебно-методические объединения участвуют в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.13. Методические советы участвуют в подготовке и проведении мероприятий в рамках сопровождения непрерывного развития профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров.
3.2.14. Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, клубы и т.д.), включающие педагогических работников и управленческих кадров:
осуществляют методическую поддержку педагогических работников;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному самосовершенствованию;
реализуют программы наставничества педагогических работников.
3.3. Структурный компонент муниципального уровня РС НМС:
3.3.1. Муниципальная методическая служба (далее - ММС):
обеспечивает фасилитацию переноса приобретенных в ходе освоения индивидуальных образовательных маршрутов компетенций в реальную педагогическую практику во взаимодействии с ЦНППМ (в формате стажировок, мастер-классов, организации обмена опытом, посещения учебных занятий педагогических работников);
предоставляет в ЦНППМ информацию о муниципальной системе ДПО для паспорта ДППО;
обеспечивает изучение запросов и оказание практической помощи педагогическим работникам;
координирует методическую работу и формирует методическую инфраструктуру муниципальной системы образования для сопровождения профессиональной деятельности педагогических работников и управленческих кадров, образовательных организаций.
Работники ММС проходят обучение по тьюторскому сопровождению педагогических работников на базе ЦНППМ.
3.3.2. Муниципальные методические объединения (районные методические объединения/городские методические объединения):
осуществляют методическую поддержку педагогических работников по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания;
создают среду для мотивации педагогических работников к непрерывному совершенствованию и саморазвитию.
3.4. Структурные компоненты уровня образовательной организации РС НМС (методический (научно-методический) совет, кафедры, методические объединения, общественно профессиональные объединения):
осуществляют методическое обеспечение процессов обучения и воспитания;
осуществляют разработку учебных, научно-методических и дидактических материалов;
осуществляют обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
обеспечивают приведение методического обеспечения учебных предметов (курсов, дисциплин (модулей)) в соответствие с методическими требованиями, предъявляемыми к документам в сфере образования, учебным планам, программам;
осуществляют методическое сопровождение педагогических работников, имеющих профессиональные дефициты и затруднения;
осуществляют выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
оказывают помощь педагогическим работникам в обобщении и презентации своего опыта работы;
осуществляют повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых педагогических технологий;
осуществляют анализ, апробацию и внедрение нового методического обеспечения образовательного процесса;
осуществляют организацию взаимодействия с образовательными организациями с целью обмена опытом и передовыми технологиями в сфере образования;
осуществляют сопровождение в профессиональном становлении педагогических работников до 35 лет в первые три года работы;
осуществляют разработку совместно с региональным методистом индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников;
4. Основные механизмы формирования и взаимодействия РС НМС
4.1. Механизмами взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 1 являются:
концепции, стратегии, комплексные планы (дорожные карты) совместных мероприятий;
соглашения о совместной деятельности;
семинары-совещания, вебинары;
мониторинговые исследования и т.д.
4.2. Механизмами взаимодействия субъектов РС НМС в рамках Направления 2 являются:
программы ДПО из Федерального реестра;
программы ДПО, реализуемые в сетевой форме;
программы ДПО, реализуемые по каскадной модели повышения квалификации;
иные мероприятия (в том числе в формате "горизонтального обучения") в рамках индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников и управленческих кадров;
процедуры диагностики предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных и IT-компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
единый федеральный портал дополнительного профессионального образования.
4.3. Механизмами взаимодействия субъектов ЕФС в рамках Направления 3 являются:
комплекс типовой организационно-методической документации;
методические рекомендации, указания и т.д. по ключевым процессам непрерывного профессионального (педагогического) образования, деятельности отдельных субъектов ЕФС;
аннотированный каталог научно-методических разработок;
инновационные проекты (площадки);
научно-практические конференции, форумы и т.д.
5. Показатели эффективности создания и развития РС НМС педагогических работников и управленческих кадров
5.1. Показателями эффективности создания и развития РС НМС в области управления системой научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров является:
разработка и реализация комплекса мер (дорожной карты) по созданию и функционированию РС НМС на период до 2024 года (ежегодно, начиная с 2021 года);
разработка с учетом социально-экономических условий Республики Башкортостан и реализация вариативной системы мониторинга эффективности РС НМС (ежегодно, начиная с 2023 года).
5.2. Показателями эффективности создания и развития РС НМС в области непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров является:
доля педагогических работников, освоивших программы ДПО, вошедшие в Федеральный реестр и подобранные с учетом диагностики профессиональных компетенций (к 2024 году - не менее 30%);
количество управленческих команд, принявших участие в программах повышения квалификации (к 2024 году - не менее 40% от общего количества управленческих команд Республики Башкортостан).
5.3. Показателями эффективности создания и развития РС НМС в области содержательно-методического обеспечения непрерывного профессионального (педагогического) образования является:
количество педагогических работников, закрепленных за одним региональным методистом для осуществления методического сопровождения (к 2024 году - не более 250 человек);
доля педагогических работников в возрасте до 35 лет, участвующих в различных формах поддержки и сопровождения в первые три года работы (к 2024 году - не менее 70%).".
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки Республики Башкортостан от 19 апреля 2023 г. N 984 "О внесении изменений в Положение... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.