г. Краснодар |
|
07 июня 2016 г. |
Дело N А32-35065/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Алексеева Р.А. и Улько Е.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Чернышевич Е.Р. (доверенность от 20.04.2016), в отсутствие заявителя - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 (судья Грачев С.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2016 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-35065/2015, установил следующее.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - агентство) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) от 29.06.2015 N 14-231 в государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Гимназическая, 85.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2016, требования агентства удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении требований. Податель жалобы указывает, что суды не дали оценку доводам управления, изложенным в оспариваемом отказе в государственной регистрации и отзыве на заявление. В предоставленном кадастровом паспорте от 19.05.2015 основные характеристики объекта, подлежащие внесению в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), отсутствуют. Агентство не представило документы, содержащие сведения о процентной готовности объекта незавершенного строительства.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что 20.05.2015 агентство обратилось в управление с заявлением N 23/001/605/2015-5804 о государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Гимназическая, 85.
В уведомлении от 29.05.2015 управление сообщило о приостановлении регистрации до 29.06.2015 в связи с непредставлением требуемых документов. Агентству предложено представить акт процентной готовности объекта, поскольку в кадастровом паспорте отсутствуют основные характеристики объекта.
В период приостановления государственной регистрации агентство представило дополнительный пакет документов: технический паспорт объекта незавершенного строительства по состоянию на 01.10.2009; акт приемки-сдачи работ незавершенного строительством объекта по реконструкции учебно-консультативного центра; сводное экспертное заключение от 30.06.2003 N 4477а на рабочий проект реконструкции; акт строительно-технической экспертизы от 23.11.2010.
В сообщении от 29.06.2015 N 14-231 в государственной регистрации права собственности было отказано на основании абзаца 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), поскольку не представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации права собственности.
Полагая, что указанный ненормативный правовой акт является незаконным и нарушает права и законные интересы агентства, оно обратилось в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Основания для государственной регистрации прав, а также требования, предъявляемые к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, установлены статьями 17, 18 Закона о регистрации. Основания для отказа в государственной регистрации прав содержатся в статье 20 указанного Закона.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Согласно пункту 1.2 статьи 20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со статьей 43 Закона N 221-ФЗ до 01.01.2013 устанавливался переходный период применения названного Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ, государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 названного Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Законом.
Согласно пунктам 3 и 4 этой же статьи, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 названного Закона N 221-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01.01.2013 органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу названного Закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона N 221-ФЗ особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
При включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона о регистрации, в случае, если в установленном порядке объекту недвижимого имущества не присвоен кадастровый номер, идентификация объекта недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав осуществляется по условному номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложена обязанность в срок до 01.01.2013 обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства.
В отношении спорного объекта недвижимости 02.10.2009 Филиалом ГУП КК "Крайтехинвентаризация" был составлен технический паспорт и присвоен инвентарный номер 24418.
19 мая 2015 года на объект был составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер 23:43:0305003:242. Дата внесения номера 26.11.2014.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством указанный объект недвижимости является учтенным.
Согласно пункту 29 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765, подраздел I Единого государственного реестра прав содержит краткое описание объекта недвижимого имущества. По объекту недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, в подразделе I Единого государственного реестра прав указываются только: вид, кадастровый номер, а также при наличии кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства (для здания, сооружения или объекта незавершенного строительства).
В записях подраздела I-7 (объект незавершенного строительства), сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, данные о степени готовности объекта не заполняются.
С учетом изложенного суды сделали верный вывод о том, что исходя из статьи 20 Закона о регистрации, отсутствие степени готовности в процентах и площади застройки в кадастровом паспорте объекта недвижимости в рассматриваемом случае не могло являться основанием для отказа в государственной регистрации права на спорный объект.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2016 по делу N А32-35065/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 3 и 4 этой же статьи, сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 названного Закона N 221-ФЗ состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01.01.2013 органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу названного Закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Закона N 221-ФЗ особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
...
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.01.2011 N 1 "О сроках и порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости" на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложена обязанность в срок до 01.01.2013 обеспечить включение в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтенных зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2016 г. N Ф08-3330/16 по делу N А32-35065/2015