Указ Губернатора Ярославской области от 16 марта 2023 г. N 52
"Об утверждении Инвестиционной декларации Ярославской области, о внесении изменений в указ Губернатора области от 15.03.2022 N 54 и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора области"
В целях создания условий для опережающего инвестиционного развития Ярославской области, достижения национальных целей развития Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", установления основ реализации инвестиционной политики Ярославской области, а также взаимодействия органов государственной власти Ярославской области с инвесторами при реализации инвестиционных проектов на территории Ярославской области в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")"
Постановляю:
1. Утвердить прилагаемую инвестиционную декларацию Ярославской области.
2. Внести в указ Губернатора области от 15.03.2022 N 54 "Об образовании комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области" следующие изменения:
2.1. В составе комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, утвержденном указом:
2.1.1. Наименование должности Авдеева М.А. изложить в следующей редакции: "первый заместитель Председателя Правительства области".
2.1.2. Наименование должности Кашиной М.Н. изложить в следующей редакции: "заместитель Председателя Правительства области".
2.2. В Положение о комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, утвержденное указом, внести изменения согласно приложению.
3. Признать утратившими силу указы Губернатора области:
- от 06.11.2012 N 574 "О Совете по улучшению инвестиционного климата Ярославской области";
- от 22.03.2013 N 151 "Об утверждении инвестиционной декларации Ярославской области";
- от 26.02.2014 N 61 "О внесении изменений в указ Губернатора области от 06.11.2012 N 574";
- от 10.12.2014 N 560 "О внесении изменений в указ Губернатора области от 06.11.2012 N 574";
- от 16.04.2015 N 199 "О внесении изменения в указ Губернатора области от 06.11.2012 N 574";
- от 15.06.2018 N 150 "О внесении изменения в указ Губернатора области от 06.11.2012 N 574 и признании утратившим силу указа Губернатора области от 30.10.2015 N 629";
- от 26.12.2019 N 387 "О внесении изменений в указ Губернатора области от 06.11.2012 N 574";
- от 29.04.2021 N 118 "О внесении изменения в указ Губернатора области от 06.11.2012 N 574";
- от 14.09.2021 N 282 "О внесении изменений в указ Губернатора области от 06.11.2012 N 574";
- от 09.12.2021 N 391 "О внесении изменений в указ Губернатора области от 06.11.2012 N 574".
4. Контроль за исполнением указа возложить на первого заместителя Председателя Правительства области Авдеева М.А.
5. Указ вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области |
М.Я. Евраев |
Утверждена
указом Губернатора области
от 16.03.2023 N 52
Инвестиционная декларация Ярославской области
1. Общие положения
1.1. Инвестиционная декларация Ярославской области (далее - инвестиционная декларация) определяет тенденции и перспективы развития региона при формировании инвестиционной политики Ярославской области.
Инвестиционная декларация предназначена для информирования субъектов инвестиционной и предпринимательской деятельности:
- о целях инвестиционного развития Ярославской области, в том числе о перспективных направлениях инвестиционной политики региона;
- о системе поддержки новых инвестиционных проектов в Ярославской области (региональном инвестиционном стандарте);
- о ключевых характеристиках Ярославской области, в том числе об инвестиционном потенциале и инвестиционных преимуществах ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Ярославской области, о развитии отдельных отраслей экономики, перспективных инвестиционных проектах, исторически сложившихся конкурентных преимуществах региона и приоритетных направлениях инвестиционного развития;
- об инвестиционных обязательствах Ярославской области;
- о составе инвестиционной команды Ярославской области и распределении ответственности между ее членами.
1.2. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере инвестиционной деятельности на территории Ярославской области, приведен в приложении к инвестиционной декларации.
Текст инвестиционной декларации размещен на инвестиционном портале Ярославской области (www.invest76.com).
2. Цели инвестиционного развития Ярославской области
2.1. Главными целями инвестиционного развития Ярославской области являются:
- увеличение реального роста инвестиций в основной капитал в целях достижения к 2030 году целевого показателя, характеризующего достижение национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство", определенного Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года": реальный рост инвестиций в основной капитал - не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года;
- улучшение инвестиционного климата Ярославской области.
2.2. Достижение главных целей инвестиционного развития Ярославской области планируется осуществлять путем установления понятных и прозрачных условий ведения инвестиционной деятельности на территории Ярославской области и обеспечения роста инвестиционной активности хозяйствующих субъектов за счет реализации следующих направлений инвестиционной политики региона:
- совершенствование регуляторной среды - развитие системы предоставления бизнесу государственных услуг, повышение эффективности и упрощения процедур по их предоставлению, улучшение качества предоставляемых услуг, оптимизация и сокращение сроков их предоставления, внедрение положений инвестиционного стандарта;
- повышение эффективности региональных институтов развития - предоставление бизнесу услуг по разработке и сопровождению инвестиционных проектов в режиме "одного окна";
- доступность ресурсов и качество инфраструктуры - развитие логистической, инженерной и дорожной инфраструктуры, создание инвестиционных площадок, индустриальных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов;
- поддержка малого и среднего бизнеса;
- повышение эффективности и доступности государственной поддержки инвестиционной деятельности и преференциальных режимов;
- развитие механизмов государственно-частного партнерства;
- снижение инвестиционных рисков за счет создания эффективной системы взаимодействия исполнительных органов Ярославской области и инвесторов;
- формирование имиджа Ярославской области как открытого международному сообществу региона, территории успешной региональной и международной коммуникации.
2.3. Основными критериями достижения главных целей инвестиционного развития Ярославской области являются:
- достижение целевых значений показателя "Темп роста (индекс роста) физического объема инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета", предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации";
- улучшение показателей региона в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, а также достижение целевых значений показателей при реализации мероприятий, предусмотренных постановлением Правительства области от 21.02.2017 N 142-п "О планах мероприятий ("дорожных картах") по улучшению инвестиционного климата в Ярославской области с учетом внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности".
3. Общее описание регионального инвестиционного стандарта, реализуемого в Ярославской области
3.1. В Ярославской области реализуется региональный инвестиционный стандарт, разработанный в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")", состоящий из следующих элементов:
- инвестиционная декларация;
- агентство развития Ярославской области, функции которого осуществляет акционерное общество "Корпорация развития Ярославской области", созданное в целях привлечения частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов на территории региона, содействия инвесторам в реализации инвестиционных проектов, а также формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения инвестиционной привлекательности Ярославской области;
- инвестиционный комитет Ярославской области, функции которого осуществляет Совет по улучшению инвестиционного климата Ярославской области, действующий при комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области, образованной указом Губернатора области от 15.03.2022 N 54 "Об образовании комиссии по реализации инвестиционных проектов и поддержке экономики Ярославской области";
- инвестиционная карта Ярославской области, являющаяся одной из составляющих Геопортала Ярославской области (gis76.ru), обеспечивающая свободный доступ инвесторов к информации о распределении ресурсов для целей реализации инвестиционных проектов на территории региона, о необходимой инфраструктуре и площадках для реализации инвестиционных проектов, преференциальных режимах;
- свод инвестиционных правил Ярославской области, содержащий алгоритмы действий инвестора по основным приоритетным направлениям, утвержденные и реализуемые уполномоченными исполнительными органами Ярославской области в целях повышения прозрачности и упрощения процесса взаимодействия инвестора с исполнительными органами Ярославской области, контрольными (надзорными) органами и ресурсными организациями при реализации инвестиционных проектов.
3.2. Внедрение элементов регионального инвестиционного стандарта позволит повысить инвестиционную привлекательность региона, обеспечить прозрачность информации, необходимой для реализации инвестиционных проектов, а также сформировать благоприятные условия для ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности на территории региона.
Департамент инвестиций, промышленности и внешнеэкономической деятельности Ярославской области как уполномоченный орган осуществляет мониторинг внедрения регионального инвестиционного стандарта посредством систематической оценки реализации его элементов в соответствии с критериями, форма которых приведена в Методических рекомендациях по мониторингу и подтверждению внедрения системы поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт"), утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 сентября 2021 года N 591 "О системе поддержки новых инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации ("Региональный инвестиционный стандарт")".
4. Ключевые характеристики Ярославской области
4.1. Промышленный сектор является базовой составляющей экономики Ярославской области. Промышленный комплекс включает 3196 предприятий и организаций промышленных видов деятельности (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром, водоснабжение и водоотведение). Промышленный рост в регионе обеспечивают предприятия высокотехнологичных отраслей промышленности (авиа- и двигателестроение, энергетическое машиностроение, фармацевтика, химическое производство), а также предприятия, участвующие в выполнении государственного оборонного заказа.
Валовой региональный продукт, произведенный на территории Ярославской области в 2020 году, в основных ценах составил 617,6 млрд. рублей. Наибольший вклад в его формирование осуществляют организации сферы обрабатывающих производств (28,2 процента), оптовой и розничной торговли (14,3 процента), организации, осуществляющие транспортировку и хранение (11,5 процента), организации, осуществляющие операции с недвижимым имуществом (10,5 процента).
В 2021 году предприятиями промышленного производства отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 577,3 млрд. рублей, из которых 513,1 млрд. рублей приходится на долю предприятий обрабатывающих производств. Среднесписочная численность работников предприятий промышленного производства в 2021 году составила 109,2 тыс. человек (27,4 процента от общей среднесписочной численности работников организаций Ярославской области).
В обрабатывающем производстве объем инвестиций в основной капитал в 2021 году составил 32,7 млрд. рублей, или 40,1 процента от совокупного объема инвестиций в основной капитал Ярославской области (за исключением субъектов малого предпринимательства, без учета объема инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами). Основные отрасли обрабатывающей промышленности: машиностроительный комплекс (машиностроение, станкостроение, производство пищевого оборудования), нефтехимическая отрасль (химическая промышленность, производство изделий и химического сырья), фармацевтическая промышленность (фармацевтика, инновационная медицина и медицинские изделия).
Не менее значимыми секторами экономики Ярославской области являются сельское хозяйство и строительство. В 2021 году произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 48,5 млрд. рублей, из которых на долю продукции животноводства приходится 64 процента. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство" в 2021 году, составил 75 млрд. рублей, объем ввода в эксплуатацию жилья - 760,1 тыс. кв. м. Одним из стратегических направлений строительной отрасли является увеличение объема ввода в эксплуатацию стандартного и малоэтажного жилья.
4.2. В Ярославской области активно развиваются инновационные отрасли. В 2021 году в регионе насчитывалось 42 организации, выполняющие научные исследования и разработки. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составила 5877 человек. Объем отгруженных инновационных товаров, работ, услуг составил 30,4 млрд. рублей. Количество поступивших в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) из Ярославской области заявок на выдачу патентов составило 248 единиц.
В 2021 году на территории Ярославской области деятельность, связанную с созданием и использованием передовых производственных технологий, осуществляли 142 организации (использовано 3511 передовых производственных технологий). Количество разработанных за год передовых производственных технологий, которые являются новыми для Российской Федерации, составило 4 единицы.
Приоритетные направления развития инновационных отраслей в Ярославской области:
- сохранение здоровья и качества жизни человека, профилактика, диагностика и лечение заболеваний;
- биомедицинские технологии, биопрепараты, лекарственные средства;
- охрана окружающей среды, мониторинг и прогнозирование состояния биотехносферы региона;
- безотходные и ресурсосберегающие технологии, комплексное использование сырья;
- технологии производства, передачи и преобразования энергии, топливно-энергетические ресурсы и источники энергии, энергосберегающие технологии;
- технологии отраслей промышленности региона;
- радиоэлектроника, мехатроника, робототехника, приборостроение;
- системы, основанные на знаниях, интеллектуальные технологии;
- информационно-коммуникационные технологии, вычислительные, управляющие, автоматизированные системы;
- технологии сбора, передачи, обработки и хранения данных, облачные и интернет-технологии, информационные ресурсы, обеспечение информационной безопасности региона;
- технологии создания композиционных, функциональных и гибридных материалов с заданными свойствами;
- нанотехнологии и наноматериалы, радиационные технологии;
- материаловедение, методы исследования новых материалов;
- обеспечение продовольственной безопасности региона и качества продуктов питания;
- моделирование и изучение вещества, механизмов, материальных объектов и явлений;
- моделирование живых систем, природных и техногенных объектов и явлений;
- моделирование технических систем и технологических процессов.
4.3. Объем инвестиций в основной капитал организаций региона, включая субъекты малого предпринимательства, в том числе объем инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами, за 2021 год составил 111,4 млрд. рублей, или 113,9 процента по отношению к показателю 2020 года. По темпу роста объема инвестиций в основной капитал Ярославская область занимает 7-е место среди 18 регионов Центрального федерального округа.
В настоящее время на территории региона осуществляется реализация более 40 крупных инвестиционных проектов (общий объем инвестиций - более 230 млрд. рублей, общее количество создаваемых рабочих мест - 7127): 18 проектов на сумму около 190 млрд. рублей - в сфере промышленности, 8 проектов на сумму около 23 млрд. рублей - в сфере строительства, 10 проектов на сумму около 15 млрд. рублей - в сфере агропромышленного комплекса, 7 проектов на сумму более 10 млрд. рублей - в сфере туризма.
В период до 2030 года планируется реализация на территории региона не менее 50 крупных инвестиционных проектов (общий объем инвестиций - не менее 150 млрд. рублей, общее количество создаваемых рабочих мест - не менее 7500). В качестве наиболее крупных и значимых инвестиционных проектов можно выделить следующие:
- организация производства газовых турбин (24 млрд. рублей);
- создание и развитие туристско-рекреационного комплекса на берегу Плещеева озера в городе Переславле-Залесском Ярославской области (21,7 млрд. рублей);
- комплексная застройка прибрежной туристической территории "Коприно Посад" (20 млрд. рублей);
- создание биопарка "Ярославль" (12,6 млрд. рублей);
- реновация территории фабрики "Красный Перекоп" (7,4 млрд. рублей);
- организация производства электробусов на территории Ярославской области (5,7 млрд. рублей);
- строительство картонажного комбината (4 млрд. рублей);
- строительство гостиницы в городе Угличе (4 млрд. рублей);
- строительство гостиничного комплекса "Волга" на территории Угличского района Ярославской области (4 млрд. рублей);
- строительство картонно-полиграфического комбината на территории городского поселения Тутаев Ярославской области (3,2 млрд. рублей);
- строительство завода по производству молочной продукции на территории города Ярославля (3,1 млрд. рублей);
- создание высокотехнологичного предприятия по производству бактериальных заквасок и концентратов для пищевой промышленности (3 млрд. рублей);
- строительство парка "Арктика" на территории бывшей воинской части "Ростов" (3 млрд. рублей).
4.4. Численность трудовых ресурсов Ярославской области за 2021 год составила 740,6 тыс. человек. При этом численность занятых в экономике области составила 611,5 тыс. человек, или 82,6 процента численности трудовых ресурсов. Наибольшее число занятых в экономике приходится на следующие виды экономической деятельности: обрабатывающие производства (20,6 процента), торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (17,5 процента), образование (8,2 процента), транспортировка и хранение (7,4 процента), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (6,8 процента), сельское хозяйство (6,7 процента).
В целях подготовки высококвалифицированных кадров на территории Ярославской области функционирует 8 самостоятельных образовательных организаций высшего образования и 5 филиалов. По состоянию на начало 2021/2022 учебного года в указанных организациях обучалась 31 тыс. студентов. В 2021 году государственные образовательные организации высшего образования области подготовили 4,8 тыс. дипломированных специалистов (по программе бакалавриата - 3,2 тыс. человек, по программе специалитета - 0,6 тыс. человек, по программе магистратуры - 1 тыс. человек). Наибольшее количество выпускников в 2021 году получили диплом о высшем профессиональном образовании по следующим направлениям подготовки: "Науки об обществе" (26,8 процента), "Образование и педагогические науки" (25,8 процента), "Инженерное дело, технологии и технические науки" (24,5 процента). Подготовку бакалавров, специалистов, магистров в образовательных организациях высшего образования ведут 1,8 тыс. штатных преподавателей, из них 16,1 процента имеют ученую степень доктора наук, 59,1 процента - кандидата наук.
Подготовка специалистов среднего звена осуществляется в 50 государственных образовательных организациях и 4 негосударственных (включая филиалы и подразделения высших образовательных организаций), реализующих образовательные программы по подготовке специалистов среднего звена. По состоянию на начало 2021/2022 учебного года в образовательных организациях, реализующих образовательные программы по подготовке специалистов среднего звена, обучались 25,9 тыс. студентов. Наибольшее количество выпускников получили дипломы по следующим группам специальностей: "Инженерное дело, технологии и технические науки" (39 процентов), "Науки об обществе" (33,7 процента), "Образование и педагогические науки" (8,4 процента). Подготовку специалистов в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы по подготовке специалистов среднего звена, ведут 1030 штатных преподавателей, из них 95 процентов имеют высшее образование.
4.5. Определение приоритетов и ключевых направлений социально-экономического развития Ярославской области осуществляется с учетом исторически сложившихся конкурентных преимуществ региона:
- высокий уровень индустриального развития, высокий научно-технический потенциал;
- выгодное географическое положение: транспортные коридоры, близость к рынкам сбыта, близость к Московской агломерации;
- Ярославль - третий по величине областной центр Центрального федерального округа, крупный региональный центр, выполняющий производственные и сервисные функции;
- наличие системы подготовки профессиональных и научных кадров;
- высокая степень диверсификации экономики;
- высокий уровень развития обрабатывающих отраслей (машиностроение, нефтехимия, химия);
- развивающийся фармацевтический кластер, участниками которого являются ведущие международные корпорации;
- наличие обширного историко-культурного наследия, привлекательность для внешнего туризма (Ярославская область - жемчужина Золотого кольца России - имеет высокий рекреационный потенциал).
Наряду с конкурентными преимуществами выделяются факторы, сдерживающие развитие Ярославской области:
- географический фактор. Территориальная близость к Москве, Московской области, Санкт-Петербургу, с одной стороны, позволяет рассматривать регион в качестве транзитного коридора, с другой - приводит к повышению конкуренции в инвестиционной сфере, постоянному оттоку квалифицированных кадров и молодежи в регионы с более высоким уровнем заработной платы, сдерживанию миграции из других субъектов Российской Федерации в условиях демографического спада;
- климатический фактор. Регион не включен в перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, при этом климатические условия, близкие к северным, отрицательно сказываются на растениеводстве и животноводстве;
- экономический фактор. Разделение труда с преобладанием промежуточного производства в условиях, когда крупные предприятия региона являются частью вертикально интегрированных федеральных холдингов, особенно в отраслях машиностроения, двигателестроения, приборостроения, приводит к тому, что принятие решений в части развития предприятий, формирования добавочной стоимости продукции предприятий осуществляется вне региона;
- демографический фактор. В регионе сохраняется тенденция к снижению численности населения. Естественная убыль населения в незначительной степени компенсируется за счет миграционного притока. При этом значительная демографическая нагрузка на работающее население сдерживает рост доходов населения. Проблему дефицита квалифицированных кадров усугубляют старение и убыль населения трудоспособного возраста.
4.6. На основании анализа текущего состояния отраслей экономики, исторически сложившихся конкурентных преимуществ региона, а также прогноза реализации крупных инвестиционных проектов определены стратегические направления развития региона, которые должны обеспечить наибольший вклад в прирост валового регионального продукта в долгосрочной перспективе.
Приоритетные направления инвестиционного развития Ярославской области отражены в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года":
N п/п |
Наименование стратегического вида деятельности |
Подвиды внутри вида |
Основные направления развития |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Обрабатывающая промышленность |
производство автомобильных двигателей и автокомпонентов, судостроение; производство высокотехнологичных технических средств и приборостроение; производство нефтепродуктов; производство резиновых изделий; производство красок, лаков и прочих химических продуктов; производство фармацевтической продукции; производство энергетических установок; производство пищевых продуктов |
создание промышленных кластеров, в том числе: современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины; машиностроения и производителей автокомпонентов; газотурбостроения, энергомашиностроения; лакокрасочных материалов; создание и развитие синергетического потенциала кластеров, стимулирование развития смежных производств; поддержка инноваций для достижения глобальной конкурентоспособности продукции; импортозамещение; поддержка экспорта; увеличение доли российского рынка; локализация производства фармацевтических субстанций; соответствие мировым стандартам |
2 |
Транспорт |
весь вид экономической деятельности рассматривается как стратегический, без выделения подвидов |
развитие общественного транспорта; развитие транспортной инфраструктуры |
3 |
Туризм |
туристические компании; гостиничный бизнес; рестораны, торговля; объекты водной инфраструктуры |
реализация рекреационного потенциала региона; развитие городской среды; введение региональных стандартов качества; сертификация и аккредитация |
4 |
Бизнес-услуги и ИТ |
телекомпании; аутсорсинг бизнес-процессов; ИТ |
обеспечение благоприятной среды для развития; перевод штаб-квартир в регион |
5 |
Строительство и производство стройматериалов |
производство готовых домов; производство стройматериалов |
стимулирование спроса; поддержка сбыта в других регионах |
6 |
Сельское хозяйство |
молочное и мясное скотоводство; органическое земледелие; льняное производство; тепличные комплексы; аквакультура; селекция |
обеспечение собственной кормовой базы; техническое перевооружение; обеспечение спроса; продвижение локальной продукции; создание межрегионального льняного кластера |
4.7. На территории Ярославской области для инвесторов создана и функционирует необходимая транспортная, промышленная и инженерная инфраструктура.
Транспортная система региона имеет всероссийское и международное значение. Наличие железнодорожных, автомобильных, водных, воздушных и трубопроводных транспортных потоков обеспечивает возможность проведения смешанных перевозок. В регионе действуют 1 международный аэропорт федерального значения (Туношна), 2 аэропорта регионального и местного значения (Левцово и Староселье), 3 речных порта (Рыбинский грузовой порт, Угличский речной порт и Ярославский речной порт). По территории региона проходит крупный транспортный коридор, образуемый железной дорогой федерального значения Москва - Архангельск и автомобильной дорогой федерального значения М-8 "Холмогоры" Москва - Ярославль - Вологда - Архангельск.
Промышленная инфраструктура представлена специализированными индустриальными (промышленными) парками и инвестиционными площадками с выделенными земельными участками, обеспеченными современными инженерными коммуникациями и транспортной инфраструктурой для быстрого запуска инвестиционного проекта:
- индустриальный (промышленный) парк "Новоселки" многоотраслевой направленности типа Greenfield общей площадью 104,83 га. Парк имеет выгодное местоположение на перекрестке федеральных автомобильных дорог на въезде в город Ярославль, рядом расположены две железнодорожные станции Северной железной дороги, в 20 километрах - аэропорт Туношна, открытый для регулярных грузовых авиаперевозок и приема частных воздушных судов, выполняющих чартерные рейсы;
- инвестиционная площадка "Копаево" типа Greenfield, расположенная на территории городского округа города Рыбинска, общей площадью около 186 га. В соответствии с генеральным планом городского округа города Рыбинска данные земли предназначены для размещения производственных, коммунальных и складских предприятий 4 и 5 классов экологической опасности;
- Тутаевский промышленный парк "Мастер" типа Brownfield, расположенный в городе Тутаеве, имеющем статус территории опережающего развития (далее - ТОР). Парк состоит из трех готовых для сдачи в аренду производственных корпусов полезной площадью 44000 кв. м;
- инновационный бизнес-парк "Креативно-технологический квартал "Фабрика КОРД" типа Brownfield, расположенный на территории фабрики технических тканей в городе Ярославле. Бизнес-парк является одним из центров развития инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Ярославской области. Площадь земельного участка - 9,8 га, площадь зданий - 69000 кв. м. Цели создания бизнес-парка: аккумулирование ресурсов, идей, успешная реализация инновационных проектов, поддержка предприятий малого и среднего бизнеса;
- индустриальный (промышленный) парк "Плещеево" типа Brownfield, расположенный в городе Переславле-Залесском, имеющем прямое транспортное сообщение с городами Москвой, Ярославлем, Владимиром, площадью 110 га (площадь коммерческой зоны - 60000 кв. м). Парк имеет развитую инженерную инфраструктуру, рассчитанную на обслуживание технологий предприятия. Основной вид деятельности - организация инновационных производств, оказание логистических услуг и услуг аренды, а также предоставление услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- индустриальный (промышленный) парк "Тутаев" типа Greenfield, расположенный в городском поселении Тутаев, имеющем статус ТОР. Площадь парка - 77,8 га. Основной вид деятельности - машиностроение, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, пищевая промышленность;
- индустриальный (промышленный) парк "Технопарк Локаловъ" типа Brownfield, расположенный в центре города Гаврилов-Яма, имеющего статус ТОР. Технопарк состоит из 8 корпусов общей площадью 95000 кв. м, общая площадь земельных участков - более 15 га. Технопарк является перспективной площадкой для реализации предпринимательских идей в различных сферах - от металлообработки до гостиничного бизнеса;
- индустриальный (промышленный) парк "Технопарк-АРМ" типа Brownfield, расположенный на двух площадках в городе Рыбинске. Общая площадь производственных помещений парка - 60971 кв. м.
4.8. В соответствии с Законом Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области" (далее - Закон Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з) в Ярославской области создана и эффективно функционирует система государственной поддержки инвестиционных проектов, реализация которых осуществляется по приоритетным направлениям экономики региона.
Для инвесторов, реализующих проекты, включенные в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области, предусмотрена возможность льготного налогообложения на срок до 9 лет (или до наступления окупаемости проекта), в том числе:
- льгота по налогу на имущество организаций;
- льготное налогообложение прибыли (в связи с изменениями федерального законодательства пониженные налоговые ставки могут применяться до 01.01.2024);
- льгота по транспортному налогу.
Для инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, Законом Ярославской области от 5 октября 2021 г. N 73-з "Об установлении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций" установлено право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.
За период с 2017 по 2021 год в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области в экономику региона привлечено внебюджетных инвестиций на сумму 30,5 млрд. рублей. Объем начисленных налоговых поступлений в областной бюджет от реализации приоритетных инвестиционных проектов за 5 лет составил 7,8 млрд. рублей, объем государственной поддержки в форме налоговых льгот - 4 млрд. рублей. В рамках реализации данных проектов создано 2253 новых рабочих места.
В Ярославской области предусмотрены меры государственной поддержки в форме налоговых льгот для следующих категорий инвесторов:
- резиденты индустриальных (промышленных) парков Ярославской области, осуществляющих деятельность в границах индустриальных (промышленных) парков, соответствующих установленным требованиям;
- организации, являющиеся участниками специальных инвестиционных контрактов;
- организации, являющиеся участниками региональных инвестиционных проектов.
Среди наиболее действенных мер поддержки инвесторов - предоставление организациям, реализующим в Ярославской области масштабные инвестиционные проекты, земельных участков в аренду без проведения торгов в соответствии с Законом Ярославской области от 8 апреля 2015 г. N 14-з "Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
4.9. На территории Ярославской области действуют преференциальные режимы для резидентов ТОР, созданных в границах монопрофильных муниципальных образований. На территории Ярославской области функционируют три ТОР:
- ТОР "Гаврилов-Ям", на которой расположены 2 инвестиционные площадки общей площадью 20,3 га, с необходимой инфраструктурой, частный индустриальный парк "Локаловъ", градообразующее предприятие - акционерное общество "Гаврилов-Ямский машиностроительный завод "Агат";
- ТОР "Тутаев", на которой расположено 5 инвестиционных площадок общей площадью 258,36 га, с необходимой инфраструктурой, промышленный парк "Мастер", индустриальный парк "Тутаев", градообразующее предприятие - публичное акционерное общество "Тутаевский моторный завод";
- ТОР "Ростов", на которой расположены 2 инвестиционные площадки общей площадью 78,3 га, агропромышленный парк "Ростов" площадью 204 га, с необходимой инфраструктурой, градообразующее предприятие - публичное акционерное общество "Ростовский оптико-механический завод".
Особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности для резидентов ТОР предусматривает возможность получения ими государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов в форме налоговых и неналоговых льгот:
- льготная ставка земельного налога в течение первых 3 лет - 0 процентов;
- освобождение от уплаты налога на имущество в течение первых 5 лет (в течение последующих 5 лет - ставка 1,1 процента);
- освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в течение первых 5 налоговых периодов (в течение последующих 5 налоговых периодов - ставка 12 процентов);
- пониженные тарифы по страховым взносам - ставка 7,6 процента (применяется в отношении резидентов ТОР, получивших такой статус не позднее чем в течение 3 лет со дня создания соответствующей ТОР).
5. Инвестиционные обязательства Ярославской области
5.1. В целях защиты инвесторов при осуществлении ими инвестиционной деятельности Ярославская область принимает на себя следующие обязательства:
- недопущение ухудшения условий реализации инвестиционных проектов на территории Ярославской области;
- соблюдение принципа общедоступности для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ярославской области (за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну);
- неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторам в Ярославской области;
- соблюдение органами и организациями сроков согласования и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, а также алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках свода инвестиционных правил Ярославской области;
- оперативное рассмотрение споров, возникающих при реализации инвестиционных проектов на территории Ярославской области, в досудебном порядке.
5.2. В целях недопущения ухудшения условий реализации инвестиционных проектов на территории Ярославской области Законом Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з предусмотрены гарантии прав инвесторов, предусматривающие способы защиты инвестора от последствий внесения изменений в законодательство Ярославской области, за исключением случаев, когда такие изменения вносятся в связи с изменением федерального законодательства.
В случае если внесение изменений в законодательство Ярославской области устанавливает режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Ярославской области и (или) применения льготного налогообложения по сравнению с режимом, действовавшим на начало реализации инвестиционного проекта, такие изменения в отношении инвестора, реализующего инвестиционный проект, получающего государственную поддержку в финансовых формах, не применяются в течение срока предоставления государственной поддержки.
5.3. Принцип общедоступности для инвесторов информации о мерах государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ярославской области, указанных в пункте 4.8 раздела 4 инвестиционной декларации (за исключением информации, составляющей государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну), реализуется посредством размещения информации на инвестиционном портале Ярославской области (www.invest76.com), а также на официальном сайте департамента инвестиций, промышленности и внешнеэкономической деятельности Ярославской области на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.yarregion.ru/depts/der).
5.4. Неукоснительное соблюдение условий предоставления мер поддержки инвесторам в Ярославской области обеспечивается Законом Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з, в соответствии с которым инвесторам в Ярославской области независимо от форм собственности гарантируется:
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;
- гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
- право обжаловать в суде решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
- защита капитальных вложений.
5.5. Ответственность за соблюдение органами и организациями сроков согласования и предоставления разрешительной документации, необходимой для ведения инвестиционной деятельности, а также алгоритмов действий инвестора по основным приоритетным направлениям в рамках свода инвестиционных правил Ярославской области, включая координацию взаимодействия инвестора с указанными органами и организациями, возложена на соответствующие уполномоченные исполнительные органы Ярославской области:
- департамент регулирования тарифов Ярославской области - в части проведения процедур подключения к электрическим сетям, сетям теплоснабжения и газораспределения, объектам водоснабжения и водоотведения;
- департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области - в части получения земельного участка в аренду на торгах и без торгов;
- департамент строительства Ярославской области - в части получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оформления прав собственности на введенный в эксплуатацию объект;
- департамент дорожного хозяйства Ярославской области - в части обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре путем строительства или реконструкции пересечений и (или) примыканий к автомобильным дорогам.
Нарушение процедур и сроков, установленных сводом инвестиционных правил Ярославской области, является основанием для обращения инвестора в инвестиционный комитет Ярославской области.
5.6. Споры, возникающие при реализации инвестиционных проектов на территории Ярославской области, в досудебном порядке рассматриваются инвестиционным комитетом Ярославской области, а также исполнительными органами Ярославской области, наделенными соответствующими полномочиями по предмету спора.
В целях подачи обращения о рассмотрении и урегулировании спора инвестор может воспользоваться сервисом "Горячая линия для инвестора" в разделе "Контакты" портала органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.yarregion.ru), а также обратиться с письменным обращением в адрес департамента инвестиций, промышленности и внешнеэкономической деятельности Ярославской области. Срок рассмотрения обращения - 30 дней с момента обращения. Результат рассмотрения обращения - квалифицированный ответ.
Возникающие противоречия и споры по вопросам реализации инвестиционных проектов на территории Ярославской области решаются исполнительными органами Ярославской области в рамках имеющихся полномочий в индивидуальном порядке в рамках действующего законодательства.
6. Инвестиционная команда Ярославской области
6.1. В регионе сформирована и функционирует профессиональная инвестиционная команда - группа высококвалифицированных специалистов в сфере инвестиционной и предпринимательской деятельности во главе с Губернатором области, - целью которой является всесторонняя поддержка инвестиционных проектов Ярославской области и их экспертное сопровождение на всех этапах реализации.
6.2. Распределение ответственности между членами инвестиционной команды осуществляется на основании имеющихся у членов команды полномочий, компетенций и опыта.
6.3. В состав инвестиционной команды Ярославской области входят:
- Губернатор области - выступает гарантом защиты прав инвесторов на территории Ярославской области;
- первый заместитель Председателя Правительства области - курирует вопросы инвестиционной и промышленной политики, развития предпринимательской деятельности и механизмов государственно-частного партнерства;
- директор департамента инвестиций, промышленности и внешнеэкономической деятельности Ярославской области - обеспечивает осуществление функций по выработке и реализации единой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, формированию и реализации промышленной политики, механизмов государственно-частного партнерства, отвечает за работу с обращениями, поступившими в инвестиционный комитет Ярославской области, внедрение и ведение свода инвестиционных правил Ярославской области, достоверность и своевременную актуализацию сведений, размещенных на инвестиционной карте Ярославской области;
- генеральный директор акционерного общества "Корпорация развития Ярославской области" - обеспечивает взаимодействие с субъектами инвестиционной деятельности в рамках реализации инвестиционных проектов, осуществляет сопровождение инвестиционных проектов в режиме "одного окна";
- директор государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Корпорация развития малого и среднего предпринимательства Ярославской области (бизнес-инкубатор)" - обеспечивает взаимодействие с субъектами предпринимательской деятельности, поддержку инновационных проектов и бизнес-идей, а также сопровождение проектов государственно-частного партнерства и концессионных соглашений;
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области - обеспечивает гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории Ярославской области;
- президент Союза "Ярославская торгово-промышленная палата Ярославской области" - содействует созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
- руководитель регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей - Ассоциации "Экономический Совет Ярославской области (региональное объединение работодателей)" - обеспечивает взаимодействие с крупнейшими инвесторами и предпринимателями Ярославской области;
- председатель Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" - обеспечивает взаимодействие предприятий малого и среднего бизнеса с представителями федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Ярославской области, органов местного самоуправления, контролирующих органов, организаций, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства, а также с представителями экспертного сообщества, содействует юридической защите прав и законных интересов малого и среднего предпринимательства;
- председатель Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" - содействует защите и созданию благоприятных условий для работы предпринимателей на основе укрепления взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, участвует в работе государственных и общественных институтов, организующих взаимодействие между предпринимателями, государством и обществом;
- эксперты финансовых организаций Ярославской области - обеспечивают экспертное сопровождение инвестиционных проектов.
6.4. Сведения об инвестиционной команде Ярославской области размещены на инвестиционном портале Ярославской области (www.invest76.com).
Приложение
к инвестиционной декларации
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере инвестиционной деятельности на территории Ярославской области
1. Закон Ярославской области от 14 февраля 2001 г. N 4-з "О государственно-правовых гарантиях Ярославской области"
2. Закон Ярославской области от 5 ноября 2002 г. N 71-з "О транспортном налоге в Ярославской области"
3. Закон Ярославской области от 15 октября 2003 г. N 45-з "О ставках налога на прибыль организаций"
4. Закон Ярославской области от 15 октября 2003 г. N 46-з "О налоге на имущество организаций в Ярославской области"
5. Закон Ярославской области от 19 декабря 2005 г. N 83-з "О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области"
6. Закон Ярославской области от 8 апреля 2015 г. N 14-з "Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности"
7. Закон Ярославской области от 5 октября 2021 г. N 73-з "Об установлении инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций"
8. Постановление Администрации области от 27.03.2006 N 48-а "Об утверждении Перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области"
9. Постановление Правительства области от 27.09.2011 N 734-п "О некоторых вопросах регулирования инвестиционной деятельности и внесении изменений в постановление Администрации области от 27.03.2006 N 47-а"
10. Постановление Правительства области от 24.07.2014 N 712-п "Об инвестиционной стратегии Ярославской области до 2025 года"
11. Постановление Правительства области от 31.05.2016 N 629-п "Об утверждении Порядка участия Ярославской области в проектах, реализуемых на основании соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве и концессионных соглашений"
12. Постановление Правительства области от 21.02.2017 N 142-п "О планах мероприятий ("дорожных картах") по улучшению инвестиционного климата в Ярославской области с учетом внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности"
13. Постановление Правительства области от 26.05.2017 N 427-п "Об установлении критериев экономической и бюджетной эффективности региональных инвестиционных проектов"
14. Постановление Правительства области от 05.10.2018 N 735-п "Об утверждении Порядка формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области и реестра инвестиционных проектов по созданию и (или) развитию индустриальных (промышленных) парков, определения финансовых форм государственной поддержки"
15. Постановление Правительства области от 16.01.2020 N 8-п "Об утверждении Порядка"
16. Постановление Правительства области от 25.03.2020 N 229-п "О предоставлении государственных гарантий Ярославской области и признании утратившими силу постановлений Правительства области от 23.12.2015 N 1382-п и от 07.05.2018 N 344-п"
17. Постановление Правительства области от 26.09.2022 N 813-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение фактически произведенных затрат на создание объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов"
18. Постановление Правительства области от 27.12.2022 N 1201-п "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга исполнения условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений"
19. Постановление Правительства области от 27.12.2022 N 1202-п "Об утверждении Порядка оценки инвестиционного проекта, в отношении которого планируется заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений, на предмет эффективного использования средств областного бюджета"
20. Приказ департамента экономического развития Ярославской области от 03.11.2011 N 85-ОД "Об утверждении Методических рекомендаций и внесении изменений в приказ департамента экономического развития Ярославской области от 13.12.2010 N 50-ОД"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Губернатора Ярославской области от 16 марта 2023 г. N 52 "Об утверждении Инвестиционной декларации Ярославской области, о внесении изменений в указ Губернатора области от 15.03.2022 N 54 и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора области"
Вступает в силу с 16 марта 2023 г.
Текст Указа опубликован в газете "Документ-Регион" от 9 июня 2023 г. N 43
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Указ Губернатора Ярославской области от 29 ноября 2023 г. N 325
Изменения вступают в силу с 29 ноября 2023 г.