Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
муниципального района
"Сыктывдинский"
от 12 мая 2023 года N 5/599
Положение
о патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных группах по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами на территории муниципального района "Сыктывдинский"
Основная цель и основные задачи патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
1. Основной целью организации деятельности патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп (далее - групп) является достижение высокого уровня готовности и слаженности к оперативному реагированию на природные загорания и эффективным действиям по их тушению на начальном этапе и недопущению перехода пожаров на населенные пункты, а также в лесной фонд, пресечение незаконной деятельности в лесах.
2. Основной задачей групп является выявление загораний на ранней стадии развития, тушение их минимальными силами, проведение профилактических мероприятий, выявление нарушителей и привлечение их к административной ответственности согласно приложению 1 настоящего положения.
1) В задачи патрульных групп входит:
- патрулирование населенных пунктов по выявлению несанкционированных отжигов сухой растительности, сжиганию населением мусора на территории населенных пунктов сельских поселений;
- идентификация и выявление возникших термических точек вблизи населенных пунктов сельских поселений;
- передача информации в единую дежурно-диспетчерскую службу муниципального района "Сыктывдинский" (далее - ЕДДС) о складывающейся обстановке и запрос сил и средств (при необходимости) для тушения загораний.
2) В задачи патрульно-маневренных групп входит:
- патрулирование населенных пунктов по выявлению несанкционированных отжигов сухой растительности, сжигания населением мусора на территории населенных пунктов сельских поселений;
- проведение профилактических мероприятий среди населения о мерах пожарной безопасности;
- идентификация и выявление термических точек вблизи населенных пунктов сельских поселений с принятием мер по их локализации и ликвидации выявленных природных загораний;
- определение по возможности причины возникновения загораний;
- установление (выявление) лиц, виновных в совершении административного правонарушения, с дальнейшей передачей информации в надзорные органы;
- передача информации в ЕДДС о складывающейся обстановке и запрос дополнительных сил и средств (при необходимости) для тушения загораний.
3) В задачи маневренных групп входит:
- принятие мер по ликвидации отдельных очагов природных пожаров, в том числе создающим угрозу населенным пунктам и лесному фонду;
- оказание содействия оперативным службам по установлению лиц, виновных в совершении административного правонарушения, с дальнейшей передачей информации в надзорные органы; оказание помощи в эвакуации населения, домашнего скота и материальных ценностей в случае угрозы перехода природных пожаров на населенный пункт;
- передача информации в ЕДДС о складывающейся обстановке и запрос сил и средств оперативных служб, в случае необходимости.
4) В задачи патрульно-контрольных групп входит:
- проведение рейдовых мероприятий на территории земель различного назначения по заранее разработанным и утвержденным маршрутам главами (руководителями администрации) сельских поселений;
- осуществление контроля над порядком проведения профилактических выжиганий сухой растительности на территориях населенных пунктов сельских поселений, землях специального назначения и земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам;
- осуществление контроля над выполнением собственниками и должностными лицами, мероприятий по очистке территории, прилегающей к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, полос отвода автомобильных и железнодорожных дорог;
- по созданию и контролю состояния противопожарных минерализованных полос;
- пресечение незаконной лесозаготовительной деятельности в лесах и нарушений требований пожарной безопасности, связанных с выжиганием сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса;
- установление лиц, виновных в совершении административных правонарушений и принятие в отношении них мер административного воздействия с уведомлением результатов работы специального управления администрации муниципального района "Сыктывдинский" согласно приложению 2 настоящего положения;
- расследование преступлений, связанных с лесными пожарами.
Порядок создания, состав и оснащение патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп
3. Создание патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп организуется в соответствии с нормативными правовыми актами (постановлениями, распоряжениями, приказами) глав (руководителей администраций) муниципальных образований, приказами ведомств и организаций федеральной и территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Ф и ТП РСЧС) на период пожароопасного сезона.
4. Состав и численность групп формируется из числа специалистов органа местного самоуправления (далее - ОМСУ), населения муниципального района, сотрудников и работников оперативных служб и учреждений, представителей общественных объединений (членов добровольной пожарной охраны, добровольной народной дружины и т.п.) с учетом территориальных особенностей, анализа прохождения пожароопасных сезонов на территории, степени пожарной опасности, зон обслуживания группами и иных обстоятельств, которые могут повлиять на развитие ситуаций, связанных с природными пожарами и последствиями от них.
5. Патрульные, патрульно-маневренные, маневренные, патрульно-контрольные группы формируются в муниципальном районе "Сыктывдинский" согласно приложению 1 к Положению о патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных группах по предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с природными пожарами на территории муниципального района "Сыктывдинский".
1) Участники патрульных групп направляются в распоряжение главы (руководителя администрации) сельского поселения приказом руководителя соответствующей организации (учреждения) на период, установленный муниципальным актом муниципального образования, но не более одной календарной недели, в соответствии утвержденного графика.
2) Допускается создавать маневренные группы из двух эшелонов: первый эшелон непосредственно создается в административном центре муниципального образования численностью 5 человек, оснащается техникой для доставки личного состава, средств пожаротушения и шанцевого инструмента; второй эшелон численностью 10 человек, формируется в населенном пункте (место применения маневренной группы) имеющим возможность применения инженерной техники (бульдозеры, грейдеры, тягачи с тралами, поливомоечные машины, колесные тракторы с плугами).
6. Специалисты групп определяются совместными приказами (соглашениями) между территориальными отделениями МВД России, МЧС России, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми. По согласованию с руководителями оперативных служб могут привлекаться дежурные силы.
7. В случае ухудшения прогноза обстановки, введения особого противопожарного режима, количество групп увеличивается в два раза. Для организации данной работы на уровне муниципального района "Сыктывдинский", проводятся расширенные заседания КЧС и ОПБ с обязательным привлечением всех глав (руководителей администрации) сельских поселений, руководителей объектов (организаций, учреждений) различных форм собственности, общественных объединений, частных предпринимателей, земле- и лесопользователей, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального района.
8. На заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района "Сыктывдинский" (далее - КЧС и ОПБ) принимаются решения об обеспечении пожарной безопасности в пожароопасный период с созданием рабочей группы и утверждением ее состава, в который обязательно включают представителей государственных структур и ведомств, в том числе учреждений и организаций различных форм собственности. На основании принятых решений КЧС и ОПБ принимаются муниципальные акты (постановления, распоряжения), обязывающие глав (руководителем администрации) сельских поселений, руководителей хозяйствующих субъектов и граждан о выполнении требований пожарной безопасности на территориях и принятию мер для обеспечения указанных требований.
Рабочая группа:
- формирует перечень организаций (общественных объединений) и их руководителей, с которыми организуется взаимодействие по выделению технических средств и людей в создаваемые группы;
- определяет порядок создания групп, их комплектование, оснащение техникой, имуществом, средствами пожаротушения (связи, видеонаблюдения), запасами ГСМ и применения;
- разрабатывает проекты распорядительных документов (постановления, распоряжения, соглашения) администрации муниципального района "Сыктывдинский", учреждений и организаций, участвующих в создании указанных групп и их применению;
- определяет количество групп по видам (ПГ, ПМГ, МГ, КПГ) и их составу с учетом географических особенностей, транспортной доступности и расположения населенных пунктов (поселений). В основу берется анализ прошедшего периода и прогноз обстановки на предстоящий период, количество лесозаготовительных организаций и сельскохозяйственных предприятий, количество населения в населенных пунктах;
- разрабатывает маршруты и способы осуществления патрулирования (пешим порядком, автомобильным транспортом и др.). Корректировка маршрутов и способов патрулирования осуществляется в соответствии с прогнозом о складывающейся обстановки, классов пожарной опасности на территории муниципального района;
- определяет режим патрулирования (календарная неделя, в период с 8.00 до 19.00);
- осуществляет контроль по созданию и применению групп;
- готовит предложения по эффективному применению групп, организации маневрирования в случае ухудшения пожароопасной обстановки, по социальной поддержке членов групп, правами администрации органа местного самоуправления и руководителей организаций;
- организует освещение результатов работы групп в средствах массовой информации муниципального образования;
- готовит предложения по стимулированию участников групп.
9. В случае ухудшения прогноза пожарной обстановки (повышения класса пожарной опасности, введения особого противопожарного режима проводятся совещания рабочих групп, на которых рассматриваются проблемные вопросы и принимаются решения по их устранению. При необходимости рабочие группы инициируют проведение заседаний КЧС и ОПБ. На заседаниях КЧС и ОПБ заслушиваются главы населенных пунктов (сельских поселений), в отдельных случаях руководители хозяйствующих субъектов по организации работы патрульных, патрульно-маневренных групп, определяется эффективность их применения, проводится корректировка списков групп и маршрутов патрулирования с учетом прогноза складывающейся обстановки.
10. В соответствии с требованиями муниципальных актов администрации муниципального района "Сыктывдинский" организуется работа в населенных пунктах сельских поселениях. Порядок создания групп на местах проводится в соответствии с указанным выше положением.
В сельских поселениях организуется:
- формирование списка участников групп на предстоящую неделю, составляются планы работ групп на дежурство согласно приложению 3 к настоящему положению, доводятся маршруты и время патрулирования (в дневное время в период с 8.00 до 19.00);
- определяется порядок оповещения, места сбора членов групп, с учетом мест их проживания (работы и др.), время сбора и реагирования (в рабочее и нерабочее время), места стоянки техники и хранения оборудования;
- перед началом работы групп выдаются средства связи, ведения наблюдения и пожаротушения, доводится порядок передачи информации до глав населенных пунктов (поселений), старост населенных пунктов, ЕДДС (о выходе на маршрут, фактах выявленных возгораниях, принятых мерах для ликвидации) для формирования ведомости учета согласно приложению 4 к настоящему положению;
- еженедельно подводятся итоги работы групп, исходя из прогноза, корректируются маршруты патрулирования, определяется периодичность патрулирования, способы патрулирования (пешим порядком или на автотранспорте);
- формируются информационные материалы и представляются в ЕДДС для подготовки итогового донесения;
- в целях защиты участников групп организуется страхование от вреда здоровью (клещевого энцефалита) за счет бюджета организаций, в чьих штатах они числятся, либо бюджета муниципального образования сельского поселения, для этого решается вопрос о выделении денежных средств из муниципальных бюджетов, бюджетов организаций (для работающих граждан);
- обучение лиц, не имеющих соответствующей подготовки, входящих в состав групп, организуют по программе "Профессиональная подготовка пожарных, добровольных пожарных дружин" в объеме 16 часов. Для организации данной работы организуется площадка на базе пожарно-спасательных подразделений;
- решаются вопросы о выделении субсидий на топливо людям, использующий личный автотранспорт для патрулирования, сохранения работодателем заработной платы в период дежурства в составе групп, предоставления дополнительных дней отдыха, если работник привлекался в выходные и праздничные дни. Применяют иные меры и методы стимулирования.
Ответственность за создание и применение групп несёт Глава муниципального района "Сыктывдинский" - руководитель администрации, главы (руководители администрации) сельских поселений, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, определенных распорядительными документами администрации муниципального района "Сыктывдинский".
В целях осуществления контроля за оперативной обстановкой, оперативного управления силами и средствами по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципального района "Сыктывдинский" ежедневно оперативный дежурный ЕДДС проверяет и уточняет реестр маневренных групп, пофамильные списки, контактные телефоны (сотовые), порядок радиообмена.
В целях осуществления контроля за оперативной обстановкой, оперативного управления силами и средствами по обеспечению пожарной безопасности на территории сельского поселения, глава (руководитель администрации) сельского поселения ежедневно проверяет и уточняет реестр патрульных, патрульно-маневренных групп, пофамильные списки, контактные телефоны (сотовые), порядок радиообмена, формирует план работы патрульных и патрульно-манёвренных групп на период осуществления дежурства, утверждает его, доводит до списочного состава групп, размещает план работы групп на официальном сайте администрации сельского поселения.
Оперативный дежурный ЕДДС принимает доклады от старших групп по любому доступному каналу связи о ходе патрулирования, выборочно в целях проверки инициативно связывается со старшими групп, при получении доклада об обнаружении возгорания незамедлительно направляет ближайшие к месту патрульно-манёвренные, маневренные группы, передает информацию в пожарно-спасательный гарнизон, информирует Главу муниципального района "Сыктывдинский" - руководителя администрации (Председателя КЧС и ОПБ), осуществляет сбор имеющихся фото-, видеоматериалов выявленных нарушений, а также материалов, отражающих работу групп, размещает информацию по итогам деятельности групп за сутки на официальном сайте муниципального района "Сыктывдинский".
Перед осуществлением дежурства с группами ежедневно проводится инструктаж о мерах безопасности, действиях при осложнении оперативной обстановки, порядке обмена информацией. Инструктаж проводят главы (руководители администрации) сельских поселений, иные ответственные лица, установленные (назначенные) нормативными документами администрации сельских поселений. Категорически запрещается включать в состав патрульных, патрульно-маневренных и маневренных групп должностных лиц, к функциям которых отнесены вопросы осуществления надзорной деятельности, тушения пожаров в населенных пунктах и лесах, обеспечивающих безопасность граждан.
Не рекомендуется возлагать обязанности руководителей групп, на Главу муниципального района "Сыктывдинский" - руководителя администрации, глав (руководителей администрации) сельских поселений, председателей КЧС и ОПБ, старост населенных пунктов.
11. Все, указанные группы, исходя из возложенных задач, должны быть оснащены:
- средствами связи (сотовые телефоны, радиостанции, средствами спутниковой связи - по возможности);
- спецодеждой, по типу штормовка и (или) противоэнцефалитными костюмами, защитными средствами (защитные каски с забралами);
- средствами пожаротушения (мотопомпы с рукавами, ранцевыми лесными опрыскивателями, воздуходувками), шанцевыми инструментами (лопаты, топоры), механизированным инструментом (бензопилы);
- техникой для доставки групп автомобили с высокой проходимостью, в том числе техникой с запасами огнетушащих веществ (прицепы с емкостями для воды, автоцистерны). При этом, патрульные группы могут быть пешими, либо иметь иные средства для доставки группы;
- запасом ГСМ.
12. Оснащение групп производится администрацией муниципального района "Сыктывдинский", администрациями сельских поселений из имеющихся материальных средств для обеспечения пожарной безопасности.
Руководство деятельностью патрульных, патрульно-маневренных, маневренных и патрульно-контрольных групп. Порядок взаимодействия
13. Управление и координация действий муниципальных образований сельских поселений по вопросам обеспечения пожарной безопасности населения и территорий в период пожароопасного сезона осуществляется председателем КЧС и ОПБ Республики Коми, ГУ МЧС России по Республике Коми, главой муниципального района "Сыктывдинский" - руководителем администрации.
14. Общее руководство и контроль за деятельностью групп на территории сельских поселений осуществляется главами (руководителями администраций) сельских поселений.
15. Для непосредственного оперативного руководства группами, назначаются руководители групп, как правило, из числа лиц наиболее подготовленных специалистов (лесной охраны, пожарной охраны и др.), а также должностных лиц силовых и правоохранительных структур (ведомств) в соответствии с возложенными полномочиями.
16. Руководитель группы:
- осуществляет сбор группы, при ухудшении обстановки, определяет место и время сбора;
- определяет оснащение группы, в зависимости от выполняемых задач;
- определяет маршруты выдвижения в районы проведения работ, ставит задачи специалистам группы;
- оценивает оперативную обстановку, принимает соответствующие решения, в рамках возложенных полномочий;
- организует постоянный информационный обмен и взаимодействие с задействованными оперативными службами и учреждениями;
- организует информационный обмен с главой муниципального района "Сыктывдинский" - руководителем администрации, ЕДДС специального управления администрации муниципального района "Сыктывдинский";
- обеспечивает исправность техники и оборудования, закрепленного за группой путём их осмотра;
- инструктирует специалистов группы по соблюдению охраны труда и безопасным приемам проведения работы.
17. Реагирование патрульно-маневренных, маневренных групп осуществляется по решению главы муниципального района "Сыктывдинский" - руководителя администрации, ЕДДС при получении информации о загорании, угрозе населенному пункту посредством передачи распоряжения непосредственно руководителю группы.
18. Оповещение членов групп проводит руководитель группы. Оперативный дежурный ЕДДС дополнительно доводит информацию о сборе группы до руководителей ведомств, организаций, чьи люди задействованы в группах. При получении команды "Сбор Группы", начальники, руководители задействованных ведомств и организаций направляют сотрудников, работников к месту сбора группы. Место сбора членов групп определяет руководитель группы, с учетом мест их дислокации (проживание, работа и др.).
19. По прибытию на место загорания, руководители патрульно-маневренных и маневренных групп определяют оперативную обстановку, пути распространения загорания и возможные последствия, способы и методы действий, направленных на локализацию и ликвидацию загораний, докладывают об обстановке главе муниципального района "Сыктывдинский" - руководителю администрации, главе сельского поселения, оперативному дежурному ЕДДС.
20. Учет применения групп ведется в суточном режиме дежурными сменами ЕДДС.
ЕДДС проводит суточный анализ реагирования и представляет его Главе муниципального района "Сыктывдинский" - руководителю администрации, председателю КЧС и ОПБ.
Обобщенные анализы реагирования групп, утвержденные председателем КЧС и ОПБ представляются ежедневно не позднее 20:00 часов через ЕДДС в дежурные смены ЦУКС Главного управления МЧС России по Республике Коми.
Порядок организации обучения и страхования
21. Обучение лиц, не имеющих соответствующей подготовки, входящих в состав групп, проводится по программе "Профессиональная подготовка пожарных, добровольных пожарных дружин" в объеме 16 часов. Ответственные за организацию обучения - представители органов местного самоуправления, ведомства, в компетенцию которых входят вопросы защиты населения от чрезвычайных ситуаций и происшествий (Управления (центры) по делам ГО, ЧС и пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, главные управления МЧС России по субъекту, Управления (Агенства) лесного хозяйства), а также организации, имеющие лицензии на проведение данных видов работ (представления услуг) при заключении соответствующих договоров с органами местного самоуправления.
22. Участники групп должны быть застрахованы от вреда здоровью, клещевого энцефалита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.