Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Утверждено
постановлением
Правительства Тамбовской области
от 06.06.2023 N 445
Положение
о региональном государственном экологическом контроле (надзоре) (далее - Положение)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), Положением о министерстве экологии и природных ресурсов Тамбовской области, утвержденным постановлением Главы Тамбовской области от 15.12.2022 N 60, устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного экологического контроля (надзора) (далее - экологический надзор).
1.2. Предметом экологического надзора является:
соблюдение обязательных требований в области охраны окружающей среды, включая требования, содержащиеся в разрешительных документах и установленные Федеральным законом N 7-ФЗ, Федеральным законом от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Градостроительным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Тамбовской области в отношении объектов, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору) (далее - обязательные требования);
соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (статьи 14, 32) (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ), или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
1.3. Перечень разрешительных документов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках экологического надзора:
разрешение на сбросы загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, лимиты на сбросы загрязняющих веществ;
установленные нормативы допустимых выбросов, временно разрешенные выбросы, разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных);
утвержденные нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, разрешение на временные сбросы; разрешение на временные выбросы;
положительное заключение государственной экологической экспертизы;
программа производственного экологического контроля;
свидетельство о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет;
свидетельство об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду;
согласование мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
согласование проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
согласование плана предупреждения и ликвидации розливов нефти и нефтепродуктов;
решение о подтверждении отнесения отходов к конкретному классу опасности;
утвержденные нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух;
договор водопользования;
решение о предоставлении водного объекта в пользование; согласование плана снижения сбросов в централизованные системы водоотведения.
1.4. К видам продукции, являющейся объектами экологического надзора, относятся здания и сооружения, к которым применяются обязательные требования, установленные Федеральным законом N 384-ФЗ, в соответствии с пунктом 1.2 настоящего Положения.
1.5. Исполнительным органом Тамбовской области, уполномоченным на осуществление экологического надзора, является министерство экологии и природных ресурсов Тамбовской области (далее - министерство).
1.6. Должностными лицами министерства, уполномоченными на осуществление экологического надзора, являются:
министр экологии и природных ресурсов Тамбовской области (далее - министр);
заместитель министра - начальник управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
заместитель начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
начальник отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
заместитель начальника отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
главный консультант отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства;
консультант отдела государственного контроля управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства.
1.7. Должностными лицами министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий (далее - КНМ), являются: министр, заместитель министра - начальник управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства, заместитель начальника управления по охране окружающей среды и природопользованию министерства.
1.8. Министерство обеспечивает учет объектов экологического надзора (далее - объекты контроля) посредством ведения реестра объектов контроля (далее - реестр).
Получение сведений об объектах контроля осуществляется министерством ежегодно до 01 сентября текущего года:
из информации Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ/ЕГРИП), Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), запрашиваемой в рамках межведомственного взаимодействия должностными лицами министерства, уполномоченными на ведение реестра;
из ежегодного анализа регионального государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - реестр объектов HBOC), проводимого должностным лицом министерства, уполномоченным на ведение реестра.
Актуализация реестра (внесение объектов контроля, либо внесение изменений об объектах контроля в реестр) осуществляется в течение 10 дней с момента получения информации из ЕГРН, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, окончания проведения ежегодного анализа реестра объектов HBOC соответственно.
Реестр оформляется в соответствии с формой, утверждаемой министерством, размещенной на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее официальный сайт министерства).
Реестр размещается на официальном сайте министерства в течение 10 дней после его актуализации.
Сведения об объектах контроля вносятся должностными лицами министерства в государственную информационную систему "Типовое облачное решение контрольной (надзорной) деятельности".
1.9. Министерство осуществляет учет следующих объектов контроля:
деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования;
производственные объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору);
поверхностные водные объекты и территории их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, расположенные на территории Тамбовской области, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю (надзору).
2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении экологического надзора
2.1. Экологический надзор осуществляется на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
2.2. Министерство для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при выборе профилактических и КНМ относит объекты экологического надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
средний риск; умеренный риск; низкий риск.
Отнесение объектов контроля к одной из предусмотренных настоящим Положением категорий риска осуществляется министерством ежегодно при формировании плана проведения плановых КНМ (далее - План) и при формировании программы профилактики рисков на основе сопоставления его характеристик с утвержденными критериями отнесения объектов контроля к категориям риска причинения вреда (ущерба) в рамках осуществления экологического надзора, приведенными в приложении к настоящему Положению.
В случае если объект контроля не отнесен министерством к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
2.3. Периодичность плановых КНМ определяется по каждому виду КНМ, определенному пунктом 4.1 настоящего Положения, для каждой категории риска:
для категории среднего риска:
инспекционный визит - 1 раз в 4 года;
рейдовый осмотр - 1 раз в 4 года;
документарная проверка - 1 раз в 4 года;
выездная проверка - 1 раз в 4 года;
для категории умеренного риска:
инспекционный визит - 1 раз в 5 лет;
рейдовый осмотр - 1 раз в 5 лет;
документарная проверка - 1 раз в 5 лет;
выездная проверка - 1 раз в 5 лет.
Плановые КНМ не проводятся в отношении объектов экологического надзора, отнесенных к категории низкого риска, а также в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, определяемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".
3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям
3.1. Профилактические мероприятия проводятся министерством в соответствии с ежегодно утверждаемой программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
3.2. При осуществлении экологического надзора министерство проводит следующие профилактические мероприятия:
информирование;
обобщение правоприменительной практики;
объявление предостережения;
консультирование;
профилактический визит.
3.3. Министерство осуществляет информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.
3.4. По итогам обобщения правоприменительной практики министерством обеспечивается подготовка ежегодного доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики.
В целях публичного обсуждения проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте министерства с указанием срока публичного обсуждения и указанием адреса электронной почты для направления предложений и замечаний.
По истечении срока публичного обсуждения министерство дорабатывает проект доклада с учетом поступивших предложений и замечаний.
Доклад о правоприменительной практике до 01 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом министерства и размещается на официальном сайте министерства в течение 2 рабочих дней с даты его утверждения.
Результаты обобщения правоприменительной практики включаются в ежегодный доклад министерства о состоянии государственного контроля (надзора), который размещается до 15 марта года, следующего за отчетным, в информационной системе Министерства экономического развития Российской Федерации monitoring.ar.gov.ru и на официальном сайте министерства.
3.5. В случае наличия у министерства сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, министерство объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Контролируемое лицо вправе в течение 15 дней с даты после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в министерство возражение в отношении указанного предостережения.
Возражения направляются контролируемым лицом на бумажном носителе либо в виде электронного документа, подписанного в порядке, установленном частью 6 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ. Возражения должны содержать следующую информацию:
сведения о контролируемом лице;
дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;
обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований с приложением документов, подтверждающих обоснованность своей позиции, или их заверенных копий (при необходимости), либо в согласованный срок представить их в министерство;
способ получения ответа по итогам рассмотрения возражения;
дату направления возражения.
Возражение рассматривается министерством в течение 20 рабочих дней со дня получения возражения.
По результатам рассмотрения возражения министерство принимает одно из следующих решений:
удовлетворяет возражение и отменяет объявленное предостережение;
отказывает в удовлетворении возражения в случае необоснованности представленных возражений.
Мотивированный ответ о результатах рассмотрения возражения направляется контролируемому лицу в течение 3 рабочих дней после принятия решения.
Результаты рассмотрения возражений на объявленные предостережения учитываются вместе с предостережениями в журнале учета предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований. Соответствующие данные используются министерством для проведения иных профилактических мероприятий и КНМ.
3.6. Консультирование (разъяснение по вопросам, связанным с организацией и осуществлением экологического надзора) осуществляется должностным лицом министерства по обращениям контролируемых лиц и их представителей без взимания платы.
Консультирование осуществляется должностным лицом министерства по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, либо в ходе проведения профилактического мероприятия, КНМ.
Консультирование в устной и письменной форме осуществляется по следующим вопросам:
соблюдение обязательных требований; периодичность и порядок проведения КНМ;
проведение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе КНМ;
основания для включения поднадзорных субъектов в план проведения плановых проверок;
порядок обжалования решений должностных лиц министерства, их действий (бездействия).
Консультирование в письменной форме по указанным вопросам осуществляется в случае поступления от контролируемого лица запроса о предоставлении письменного ответа в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В случае если в течение календарного года поступило 5 и более однотипных (по одним и тем же вопросам) обращений от различных контролируемых лиц и их представителей, консультирование по таким обращениям осуществляется посредством размещения на официальном сайте министерства письменного разъяснения, подписанного начальником контрольного (надзорного) органа, без указания в таком разъяснении сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.
Учет консультирований ведется в журнале учета консультирований.
3.7. Профилактический визит проводится должностным лицом министерства в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видеоконференц-связи.
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в контролируемой сфере. Министерство обязано предложить таким контролируемым лицам проведение профилактического визита не позднее, чем в течение 1 года с момента начала их деятельности.
О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты его проведения.
Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица через его личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) Портале государственных и муниципальных услуг Тамбовской области в форме электронного документа или почтовым отправлением с уведомлением о получении, в случае направления на бумажном носителе.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом должностное лицо, направившее уведомление о проведении обязательного профилактического визита, не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.
Обязательный профилактический визит проводится в течение 1 рабочего дня.
4. Виды КНМ, осуществляемых в рамках экологического надзора, и перечень допустимых контрольных (надзорных) действий в составе каждого КНМ
4.1. В рамках осуществления экологического надзора министерством осуществляются следующие КНМ при взаимодействии с контролируемыми лицами:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
документарная проверка;
выездная проверка.
В рамках осуществления экологического надзора министерством без взаимодействия с контролируемыми лицами осуществляется:
выездное обследование;
наблюдение за соблюдением обязательных требований.
4.2. В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия (далее - КНД):
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
инструментальное обследование;
истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
4.3. В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие КНД:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.4. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие КНД:
получение письменных объяснений;
истребование документов.
4.5. В ходе выездной проверки могут совершаться следующие КНД:
осмотр;
опрос;
получение письменных объяснений;
истребование документов; отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.6. В ходе выездного обследования на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться следующие КНД:
осмотр;
отбор проб (образцов);
инструментальное обследование.
4.7. В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторингом безопасности) проводится сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у министерства, в том числе данных, которые поступают в министерство в ходе межведомственного информационного взаимодействия,
предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных.
При наблюдении за соблюдением обязательных требований (мониторинге безопасности) на контролируемых лиц не могут возлагаться обязанности, не установленные обязательными требованиями.
4.8. Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать:
50 часов для малого предприятия;
15 часов для микропредприятия.
4.9. При проведении инспекционного визита, рейдового осмотра и выездной проверки в рамках КНД (осмотр, опрос, отбор проб (образцов), инструментальное обследование) в случае выявления нарушений обязательных требований должностное лицо министерства для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать фотосъемку, аудио- и видеозапись. При проведении документарной проверки должностное лицо министерства для фиксации доказательств нарушений обязательных требований может использовать технические средства копирования, находящиеся в распоряжении должностного лица министерства.
Решение о необходимости использования фотосъемки, аудио- и видеозаписи, а также технических средств копирования доказательств нарушений обязательных требований при осуществлении КНМ принимается должностным лицом министерства самостоятельно.
Для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении министерства технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи (фотоаппарат, сотовый телефон, копировальный аппарат, сканер).
При проведении фото- и видеофиксации должны соблюдаться следующие требования:
фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований;
аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения КНМ непрерывно с уведомлением контролируемого лица в начале записи и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи;
в ходе записи подробно фиксируются и указываются место и событие имеющегося нарушения обязательных требований;
информация о проведении фото-, аудио- и видеозаписи отражается в акте КНМ с указанием типа и марки оборудования, с помощью которого проводилась фиксация;
фото-, аудио- и видеоматериалы являются приложением к акту КНМ.
4.10. КНМ проводятся на плановой и внеплановой основе.
4.11. Плановые КНМ проводятся на основании Плана с периодичностью, предусмотренной пунктом 2.3 настоящего Положения.
4.12. Внеплановые КНМ проводятся по следующим основаниям:
наличие у министерства сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, установленным индикаторами риска нарушения обязательных требований, утвержденными постановлением Правительства Тамбовской области, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении КНМ в отношении конкретных контролируемых лиц;
требование прокурора о проведении КНМ в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
истечение срока исполнения решения министерства об устранении выявленного нарушения обязательных требований в случаях, установленных частью 1 статьи 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, проводится внеплановая выездная проверка.
При наличии оснований, предусмотренных абзацами третьим, четвертым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьями 62, 63 Федерального закона N 248-ФЗ.
При наличии оснований, предусмотренных абзацем пятым настоящего пункта, вид внепланового КНМ определяется в соответствии со статьей 95 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.13. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в министерство информацию о невозможности присутствия при проведении КНМ в следующих случаях:
временной нетрудоспособности контролируемого лица;
нахождения контролируемого лица за пределами Тамбовской области (в служебной командировке, в связи с отпуском);
применения к гражданину административного или уголовного наказания, а также избрания меры пресечения в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое делает невозможным его явку.
Информация контролируемого лица должна содержать:
описание обстоятельств, влияющих на невозможность присутствия контролируемого лица при проведении КНМ;
срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих присутствию при проведении КНМ.
При представлении указанной информации проведение КНМ переносится министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, препятствующих возможности присутствия контролируемого лица при проведении КНМ.
5. Обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц
5.1. Жалоба на решение и действия (бездействие) должностных лиц министерства рассматривается министром.
Жалоба рассматривается министром в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Срок рассмотрения жалобы может быть продлен на 20 рабочих дней министром в следующих исключительных случаях:
проведение в отношении должностного лица министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, служебной проверки по фактам, указанным в жалобе;
отсутствие должностного лица министерства, действия (бездействие) которого обжалуются, по уважительной причине (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка);
необходимость проведения сложных и (или) длительных экспертиз.
Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения и (или) совершенных действий (бездействия) возлагается на министерство, решение и (или) действия (бездействие) должностного лица которого обжалуется.
По итогам рассмотрения жалобы министр принимает одно из следующих решений:
оставляет жалобу без удовлетворения;
отменяет решение министерства, его должностных лиц полностью или частично;
отменяет решение министерства полностью и принимает новое решение;
признает действия (бездействие) должностных лиц министерства незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.
5.2. Судебное обжалование решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.