Решение Приморского краевого суда от 27 апреля 2023 г. по делу N 3а-92/2023
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пилипенко Е.В.
при ведении протокола помощником судьи Прудниковой Я.В.
с участием прокурора Романовой О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Трейд-Строй" к Думе Артемовского городского округа об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
открытое акционерное общество "Инвест-Трейд-Строй" (далее - ООО "Инвест-Трейд-Строй" или Общество) обратилось в Приморский краевой суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что на основании договора аренды земельного участка от 14 декабря 2012 года N 699, заключенного между администрацией Артемовского городского округа и обществом с ограниченной ответственностью "Миратур", соглашения о передаче прав и обязанностей от 18 января 2013 года ему на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым N, расположенный по адресу: <адрес>. В связи с окончанием срока действия договора аренды и оформлением объекта незавершенного строительства на указанном земельном участке, 26 октября 2017 года между департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края и ООО "Инвест-Трейд-Строй" заключен договор аренды земельного участка N 27-Ю-22467, согласно которому ставка арендной платы по виду разрешенного использования земельного участка "строительство производственных объектов при первичном продлении установленных сроков строительства" составила 1,5%.
По мнению административного истца, размер ставки установлен решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191 в отсутствие какого-либо экономического обоснования, приведенного в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Отсутствие необходимого экономического обоснования расчета ставки арендной платы по виду разрешенного использования земельных участков "строительство производственных объектов при первичном продлении установленных сроков строительства" в размере 1,5% (пункт 14.10 приложения к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191) противоречит требованиям действующего земельного законодательства и нарушает права и законные интересы Общества, как плательщика арендной платы за земельный участок.
Просит признать пункт 14.10 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191 "О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" недействующим с момента его принятия или с момента заключения договора аренды земельного участка от 26 октября 2017 года N 27-Ю-22467, обязать Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа" произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка за период с 26 октября 2017 года исходя из ставки 0,75% от кадастровой стоимости земельного участка в месяц.
В судебное заседание представители административного ответчика Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа" (далее - МКУ "Управление муниципальной собственности администрации Артемовского городского округа"), заинтересованных лиц - министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, управления архитектуры и градостроительства администрации Артемовского городского округа не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного истца ООО "Инвест-Трэйд-Строй" Сапрыка Ю.И. уточнила заявленные требования, просит суд признать недействующим пункт 14.10 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", утвержденный решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 в редакции решения от 28 октября 2021 года N 694. Требование о возложении обязанности произвести перерасчет арендной платы по договору аренды земельного участка от 26 октября 2017 года N 27-Ю-22467 административный истец не поддерживает. Суду пояснила, что оспариваемая ставка арендной платы применялась к Обществу до 8 марта 2023 года.
Представитель административного ответчика Думы Артемовского городского округа - Ткаченко А.С. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва. Суду пояснила, что решение Думы в оспариваемой административным истцом редакции утратило силу, при этом экономического обоснования оно не имело.
Представитель заинтересованного лица администрации Артемовского городского округа - Осянина А.А. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам письменного отзыва.
Выслушав пояснения участников судебного заседания, заключение прокурора Романовой О.Н., полагавшей, что имеются основания для признания нормативного правого акта представительного органа муниципального образования не действующим в оспариваемой административным истцом части со дня принятия, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Исходя из положений части 7 статьи 213 КАС РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, в полном объеме и не связан основаниями и доводами, непосредственно содержащимися в административном исковом заявлении.
В силу пункта 7 части 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах, в том числе на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "В силу пункта 7 части 1" имеется в виду "В силу пункта 7 части 1 статьи 1"
Согласно пункту 1 статьи 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 10 статьи 35 указанного Федерального закона к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Устава Артемовского городского округа Приморского края определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью относится к полномочиям Думы Артемовского городского округа.
30 июля 2009 года Думой Артемовского городского округа принято решение N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов", которое опубликовано в печатном издании "Выбор" N 91 от 5 августа 2009 года.
Пунктом 14.10 приложения к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 установлена ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания при первичном продлении установленных сроков строительства, в размере 1,5%.
При принятии оспариваемого решения Думой Артемовского городского округа соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия данного представительного органа муниципального образования; форма и вид нормативного правового акта; порядок принятия нормативного правового акта; правила введения оспариваемого нормативного правового акта в действие, включая порядок его опубликования и вступления в силу. Решение Думы Артемовского городского округа в данной части административным истцом не оспаривается.
Размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды (пункт 4 статьи 22 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ установлено, что формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (в редакции от 29 июля 2017 года).
Судом установлено, что на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 18 января 2013 года, договора аренды земельного участка от 26 октября 2017 года N 27-Ю-22467 ООО "Инвест-Трейд-Строй" является арендатором земельного участка с кадастровым N, расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование: торговые комплексы, магазины, цель предоставления: для завершения строительства объекта незавершенного строительства с кадастровым N. Срок действия договора аренды истекает 25 октября 2023 года.
За указанный в пункте 1.1 договора аренды от 26 октября 2017 года N 27-Ю-22467 земельный участок арендатору установлена арендная плата в размере 110 773 рубля 16 копеек в месяц, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, площади и ставки арендной платы - 1,5%.
Административный истец не согласен со ставкой арендной платы в размере 1,5%, установленной решением Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции от 28 октября 2021 года), на том основании, что она экономически не обоснована, нарушает его права арендатора, поскольку влечет увеличение размера арендной платы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 3 части 3 статьи 39.7 ЗК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с принципом экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в редакции постановления от 7 сентября 2020 года).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710 утверждены Методические рекомендации по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением N 582.
Пунктом 2 раздела 1 указанных методических рекомендаций предусмотрено, что в целях применения принципа экономической обоснованности (далее - принципа N 1) рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, в соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 ЗК РФ предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "Пунктом 2 раздела 1" имеется в виду "Пунктом 2 раздела 2"
Таким образом, соблюдение одного из основных принципов определения арендной платы - принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, - должно быть доказано путем представления обосновывающих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
Правила распределения бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для административного дела об оспаривании нормативного правового акта, установлены частями 2 и 3 статьи 62, частями 8 и 9 статьи 213 КАС РФ. В их числе при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 28 февраля 2023 года N 89 внесены изменения в решение от 30 июля 2009 года N 191 "О Порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в редакции от 28 октября 2021 года N 694). Данное решение опубликовано в официальном печатном издании "Выбор" N 17 от 8 марта 2023 года и с этого момента вступило в силу.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя.
Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Принимая во внимание указанные обстоятельства и положения части 1 статьи 208 КАС РФ, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт в оспариваемой редакции непосредственно затрагивает права, обязанности и законные интересы административного истца, поскольку установленный пунктом 14.10 Приложения размер ставки арендной платы применяется для расчета размера арендной платы за предшествующий период, в связи с чем, несмотря на утрату силы нормативным правовым актом, административный истец вправе его обжаловать в порядке главы 21 КАС РФ.
Судом установлено и не оспаривалось административным ответчиком, что Думой Артемовского городского округа Приморского края какие-либо расчеты в целях экономического обоснования введения ставки арендной платы в размере 1,5%, установленной пунктом 14.10 Приложения, а также анализ и оценка экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, предоставленного для строительства торгового комплекса и магазина, не производились, что свидетельствует об отсутствии экономической обоснованности ставки арендной платы, утвержденной решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191 в редакции решения от 28 октября 2021 года N 694, применяемой до 8 марта 2023 года.
При таких обстоятельствах оспариваемое значение ставки арендной платы является произвольным, не связанным с многофакторным анализом доходности земельного участка, что противоречит основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
С учетом изложенного, пункт 14.10 приложения к решению Думы Артемовского городского округа от 30 июля 2009 года N 191 (в редакции решения N 694 от 28 октября 2021 года), которым установлена ставка арендной платы за земельные участки, предназначенные для строительства объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания при первичном продлении установленных сроков строительства, в размере 1,5, подлежит признанию недействующим со дня принятия вышеуказанного решения (пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N#).
С учетом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ суд считает необходимым обязать Думу Артемовского городского округа опубликовать сообщение о принятом судом решении в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Инвест-Трейд-Строй" об оспаривании нормативного правового акта - удовлетворить.
Признать пункт 14.10 приложения "Ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков", утвержденного решением Думы Артемовского городского округа Приморского края от 30 июля 2009 года N 191 "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Артемовского городского округа, предоставленные в аренду без проведения торгов" (в редакции от 28 октября 2021 N 694) недействующим со дня принятия.
Сообщение о принятом судом решении подлежит публикации в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба и представление в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
Е.В. Пилипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 27 апреля 2023 г. по делу N 3а-92/2023
Опубликование:
-