Порядок заключения договоров с организациями,
предоставляющими коммунальные услуги
Порядок заключения договоров энергоснабжения
Порядок заключения договоров возмездного оказания коммунальных услуг
Порядок заключения договоров подряда на оказание коммунальных услуг
Имеющиеся недостатки в этом вопросе, влияющие на конечные финансовые показатели деятельности.
Коммунальные услуги - это особый вид услуг, оказываемых специализированными предприятиями, обеспечивающими хозяйственно-бытовые нужды предприятий и граждан.
В статье рассматриваются особенности правового регулирования предоставления предприятиям следующих коммунальных услуг:
- электроснабжение - обеспечение электроэнергией;
- теплоснабжение - обеспечение горячей водой и паром;
- водоснабжение - обеспечение холодной водой;
- газоснабжение - обеспечение газом;
- канализация - обеспечение отвода использованной горячей и холодной воды;
- вывоз отходов, мусора;
- уборка территории.
Наиболее важный вопрос порядка заключения договоров с организациями, предоставляющими коммунальные услуги, с которого всегда необходимо начинать заключение таких договоров - это вопрос лицензирования деятельности этих организаций. Именно с этого необходимо начинать договорные отношения с организациями, предоставляющими коммунальные услуги, так как заключение договора об оказании коммунальных услуг с организацией, не имеющей лицензии на предоставление конкретного вида коммунальных услуг (в случае лицензирования на основании действующего законодательства оказания этого вида коммунальных услуг) влечет наиболее существенные учетные и налоговые последствия для предприятия, потребляющего такие коммунальные услуги.
Так, согласно статье 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности. На практике это означает, что на основании пункта 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре, что относится к коммунальным услугам, возместить стоимость полученного в деньгах.
Предприятие, получившее коммунальные услуги по договору, признанному недействительным, на основании норм действующего налогового законодательства не сможет:
1) отнести расходы на такие коммунальные услуги к расходам для целей исчисления налога на прибыль (пункт 1 статьи 252 НК РФ);
2) применить налоговые вычеты по НДС с сумм таких коммунальных услуг (пункт 2 статьи 171 НК РФ).
Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию следующие виды деятельности:
- реализация нефти, газа и продуктов их переработки;
- деятельность по эксплуатации электрических сетей;
- деятельность по эксплуатации газовых сетей;
- деятельность по эксплуатации тепловых сетей;
- деятельность по обращению с опасными отходами;
- иные виды деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, лицензирование отдельных видов коммунальных услуг осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637 "О лицензировании деятельности в области эксплуатации электрических и тепловых сетей, транспортировки, хранения, переработки и реализации нефти, газа и продуктов их переработки" и иных нормативных правовых актов.
Большинство коммунальных услуг предоставляются на основании договоров энергоснабжения. Так, согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ предоставление электрической энергии осуществляется на основании договоров энергоснабжения. В то же время на основании пункта 1 статьи 548 ГК РФ договора энергоснабжения могут использоваться при снабжении тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, а в соответствии с пунктом 2 статьи 548 ГК РФ эти договора могут также использоваться и при снабжении газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Однако некоторые коммунальные услуги, такие, например, как вывоз отходов, мусора или уборка территории предоставляются на основании договоров возмездного оказания услуг или договоров подряда.
Рассмотрим подробнее правовые особенности заключения этих договоров.
Порядок заключения договоров энергоснабжения
Порядок заключения договоров энергоснабжения регламентируется нормами гражданского законодательства, а именно параграфом 6 главы 30 ГК РФ "Энергоснабжение". По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, газ, воду, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, газ, воду, а также соблюдать предусмотренный договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, газа, воды.
Правовое регулирование договора энергоснабжения не исчерпывается нормами, содержащимися в гражданском законодательстве, а более детально регулируется отраслевыми нормативно-правовыми актами, такими как:
- Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167;
- Правила учета электрической энергии, утвержденные Минтопэнерго России и Минстроем России 19, 26 сентября 1996 г. (номера не имеет), зарегистрированы в Минюсте России 24 октября 1996 г. N 1182;
- Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 17 мая 2002 г. N 317;
- Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго России 12 сентября 1995 г. N Вк-4936, зарегистрированы в Минюсте России 25 сентября 1995 г. N 954.
Правовое регулирование заключения договора энергоснабжения имеет ряд отличительных особенностей, которые предприятиям необходимо учитывать в своей практической деятельности.
1. В договоре энергоснабжения обязательно должно быть определено количество отпускаемой энергии, газа, воды (статья 541 ГК РФ), в противном случае на основании пункта 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" договор энергоснабжения считается незаключенным.
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию, газ, воду через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. При этом количество поданной энергоснабжающей организацией и использованной абонентом энергии, газа, воды определяется в соответствии с данными учета об их фактическом потреблении. Качество подаваемой энергоснабжающей организацией энергии, газа, воды должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии, газа, воды (пункт 2 статьи 539 ГК РФ).
3. Абонент на основании пункта 1 статьи 539 ГК РФ и пункта 1 статьи 543 ГК РФ обязан обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, газа, воды, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии, газа воды и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией, газом, водой.
4. Передача энергии, газа, воды абонентом субабоненту возможна только с согласия энергоснабжающей организации (статья 545 ГК РФ). Для предприятия, которое является субабонентом, важно, чтобы это согласие было выражено в письменной форме в виде разрешительного документа или лучше в виде трехстороннего договора между энергоснабжающей организацией, абонентом и субабонентом, так как в противном случае на основании действующего налогового законодательства предприятие не сможет отнести суммы коммунальных услуг на расходы, учитываемые для целей налогообложения налогом на прибыль и зачесть НДС с таких коммунальных услуг. Кроме того, при возникновении перебоев в энергоснабжении или иных проблемных ситуаций, решать их, если энергоснабжающая организация не знает о субабонентах своих абонентов, на практике крайне сложно.
5. С 1 апреля 2000 г. на основании пункта 2 порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294 "Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ", оплата электрической, тепловой энергии и природного газа осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено договором энергоснабжения. Этот порядок не относится к услугам водоснабжения и канализации, по которым на основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата производится за фактически принятое (сброшенное) абонентом количество воды в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В практике работы необходимо учитывать, что на основании Указа Президента РФ от 18 сентября 1992 г. N 1091 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно-энергетического комплекса" энергоснабжающим организациям предоставлено право рассчитываться за отпускаемую ими электрическую, тепловую энергию и газ на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта абонентов. Фактически это означает, что энергоснабжающая организация направляет в банк абонента платежное требование без акцепта на оплату электрической, тепловой энергии или газа, а банк абонента обязан оплатить это платежное требование без согласия абонента в очередности, установленной статьей 855 ГК РФ. Этот порядок не относится к услугам водоснабжения и канализации.
Отметим также, что на основании пункта 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" наличие у энергоснабжающей организации права на безакцептное списание с абонентов задолженности за отпущенную им электрическую, тепловую энергию и газ не лишает энергоснабжающую организацию возможности защищать свои права в судебном порядке, то есть обращаться в суд с исками о возмещении убытков и погашении задолженности за поставленную энергию и газ.
6. На основании пункта 1 статьи 546 ГК РФ энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке (прекратить оказание коммунальных услуг) по следующим основаниям:
- неоднократное нарушение сроков оплаты коммунальных услуг;
- неоднократная невыборка установленного договором энергоснабжения лимита электрической или тепловой энергии, газа, воды.
При этом в отношении отдельных абонентов постановлением Правительства РФ от 5 января 1998 г. N 1 "О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов" (далее по тексту - Постановление) установлен более мягкий порядок прекращения или ограничения подачи электрической, тепловой энергии или газа, что не относится к водоснабжению и канализации. На основании пункта 2 Постановления к таким абонентам относятся организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций, метрополитен.
Рассмотрим все вышесказанное на конкретных примерах.
Предприятие заключило с энергоснабжающей организацией договор на поставку электрической энергии в размере 5000 кВатт/час в месяц за 6000 рублей, в том числе НДС (по 1,20 рублей за 1 кВатт/час). При этом по договору энергоснабжения дополнительный перерасход электроэнергии оплачивается в размере 5 рублей за 1 кВатт/час. Предприятие израсходовало электрической энергии 3000 кВатт/час в месяц.
Обязано ли оно уплатить 6 000 рублей, в том числе НДС или оплата электроэнергии должна вестись за фактически израсходованную электроэнергию?
Комментарий: Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, предприятие должно оплатить энергоснабжающей организации только 3 600 рублей, в том числе НДС = 1,20 рублей за 1 кВатт/час х 3000 кВатт/час.
Завод не заключал с теплоснабжающей организацией договор на поставку тепловой энергии, но в связи с технической возможностью использовал для своих нужд тепловую энергию на сумму 6 000 рублей, в том числе НДС.
Обязан ли завод оплатить теплоснабжающей организации 6 000 рублей, в том числе НДС?
Комментарий: Согласно пункту 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. При этом на основании пункта 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" отсутствие договорных отношений с организацией, чьи теплопотребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему тепловой энергии.
Таким образом, завод обязан уплатить теплоснабжающей организации 6 000 рублей, в том числе НДС за тепловую энергию. При этом не стоит забывать, что за самовольное использование тепловой энергии завод может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, согласно которой самовольное подключение к энергетическим сетям, а равно самовольное (безучетное) использование тепловой энергии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 252 НК РФ относить такие расходы к расходам уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль нельзя.
Порядок заключения договоров
возмездного оказания коммунальных услуг
Оказание отдельных видов коммунальных услуг, таких как вывоз отходов, мусора или уборка территории, может осуществляться на основании договора возмездного оказания услуг. Порядок заключения договора возмездного оказания услуг регламентируется главой 39 ГК РФ "Возмездное оказание услуг". По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать коммунальные услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правовое регулирование порядка заключения договоров возмездного оказания услуг имеет ряд отличительных особенностей:
1. В договоре возмездного оказания коммунальных услуг участвуют только две стороны - заказчик и исполнитель.
2. Отсутствует материальный результат действия, а значит, оплачивается коммунальная услуга как таковая: соответственно стадии сдачи и приемки, как правило, в договоре возмездного оказания услуг не выделяются и детально не регламентируются.
3. Согласно статье 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать коммунальные услуги лично, что означает отсутствие возможности передачи права и обязанности по рассматриваемому виду договора третьему лицу - другому исполнителю.
4. На основании пункта 2 статьи 781 ГК РФ в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, коммунальные услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
5. Риск неисполнения договора по обстоятельствам, не зависящим от сторон, несет в соответствии с пунктом 3 статьи 781 ГК РФ заказчик, поскольку он обязан компенсировать исполнителю понесенные им расходы.
6. Существует возможность одностороннего отказа от исполнения договора обеими сторонами, правда с соблюдением ряда условий:
- при отказе со стороны заказчика он обязан на основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы;
- при отказе со стороны исполнителя - последний согласно пункту 2 статьи 782 ГК РФ компенсирует убытки заказчика.
Существующая схожесть правового регулирования договора возмездного оказания услуг и договора подряда обусловила возможность регулирования правоотношений, связанных с договором возмездного оказания услуг нормами договора подряда. Так, на основании статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде и положения о бытовом подряде применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит положениям о договоре возмездного оказания услуг, а также особенностям предмета этого договора.
Рассмотрим все вышесказанное на конкретном примере.
Автоколонна заключила с организацией, занимающейся вывозом и утилизацией отходов, договор возмездного оказания услуг на вывоз и утилизацию отходов в размере 50 кубических метров отходов в месяц за 6 000 рублей, в том числе НДС (по 1,20 рублей за 1 кубический метр отходов). При этом автоколонна не обеспечила беспрепятственный проезд техники и служащих организации на свою территорию для вывоза отходов, поэтому отходы остались не вывезенными.
Обязана ли автоколонна в этом случае оплачивать услуги организации, занимающейся вывозом и утилизацией отходов?
Комментарий: На основании пункта 2 статьи 781 ГК РФ в случае невозможности исполнения, возникшей по вине заказчика, коммунальные услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.
Таким образом, автоколонна должна оплатить услуги организации, занимающейся вывозом и утилизацией отходов, в размере 6 000 рублей в том числе НДС, если по ее вине организация не смогла оказать услуги по вывозу и утилизации отходов.
Порядок заключения договоров подряда
на оказание коммунальных услуг
Оказание некоторых коммунальных услуг, таких как вывоз отходов, мусора или уборка территории, также осуществляется и на основании договора подряда. Порядок заключения договора подряда регламентируется главой 37 ГК РФ "Подряд". По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Правовое регулирование порядка заключения договоров подряда также имеет ряд отличительных особенностей:
1. Согласно пункту 1 статьи 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику.
2. Договор подряда допускает участие в исполнении работы нескольких лиц (статья 707 ГК РФ), то есть выполнять одну работу могут несколько организаций. Кроме того, на основании пункта 1 статьи 706 ГК РФ подрядчик, являясь генеральным подрядчиком, может привлекать к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично.
3. По договору подряда риски распределяются между сторонами особым образом. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 705 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения материалов, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного используемого для исполнения договора подряда имущества несет предоставившая их сторона, а риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки заказчиком несет подрядчик.
4. В договоре подряда в обязательном порядке указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а в отдельных случаях могут быть предусмотрены промежуточные сроки выполнения отдельных этапов работ (пункт 1 статьи 708 ГК РФ).
5. Согласно статье 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора подряда.
6. Для договора подряда установлен особый порядок приемки работы. На основании пункта 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу, а при обнаружении отступлений от договора подряда, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику до подписания акта сдачи-приемки работ.
Рассмотрим все вышесказанное на конкретном примере.
Банк заключил с организацией, занимающейся уборкой территории, договор подряда на уборку территории, прилегающей к зданию банка. Стоимость работ по уборке территории установлена сторонами в размере 12000 рублей в месяц, в том числе НДС. Банк в середине месяца отказался от услуг организации, занимающейся уборкой территории, так как принял на работу для уборки территории дворника. При этом банк оплатил 50 процентов стоимости работ по уборке территории в месяц, то есть фактически выполненную организацией работу. Организация потребовала оплатить всю сумму услуг по уборке территории в месяц. Кто прав в данной ситуации?
Комментарий: Согласно статье 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора подряда.
Таким образом, банк имел полное право отказаться от услуг организации, занимающейся уборкой территории, оплатив ей стоимость фактически выполненной работы.
В.В. Худолеев
"Консультант бухгалтера", N 12, декабрь 2002 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru